Способы прогнозирования чс геологического характера

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

ГОСТ Р 22.1.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
И ПРОЦЕССОВ

1 РАЗРАБОТАН Центром региональных геофизических и геоэкологических исследований «ГЕОН» и Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрогеологии и инженерной геологии Министерства природных ресурсов Российской Федерации, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и Агентства по мониторингу и прогнозированию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 мая 1999 г. № 177

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ
ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

Safety in emergencies.

Monitoring and forecasting of hazardous geological phenomena and processes.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения и общие требования по составу и содержанию работ по мониторингу состояния геологической среды и прогнозированию опасных геологических явлений и процессов (далее — ОГЯ).

Стандарт обязателен для организаций и предприятий, осуществляющих мониторинг и прогнозирование ОГЯ на территории России в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.04-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг аэрокосмический. Номенклатура контролируемых параметров чрезвычайных ситуаций

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

опасное геологическое явление: По ГОСТ Р 22.0.03;

мониторинг опасных геологических явлений: По ГОСТ Р 22.1.02;

прогнозирование опасных геологических явлений: По ГОСТ Р 22.1.02;

поражающие факторы природной ЧС: По ГОСТ Р 22.0.03;

сейсмическое районирование: По ГОСТ Р 22.0.03;

вулканическое извержение: По ГОСТ Р 22.0.03;

магнитуда землетрясения; М: Количественная характеристика (по шкале Рихтера) излучаемой очагом сейсмической энергии, пропорциональная нормированному на эпицентральное расстояние десятичному логарифму амплитуды наибольших колебаний грунта, записанных при прохождении сейсмических волн;

карст: Геологическое явление (процесс), связанное с повышенной растворимостью горных пород (преимущественно карбонатных, сульфатных, галогенных) в условиях активной циркуляции подземных вод, выраженное процессами химического и механического преобразований пород с образованием подземных полостей, поверхностных воронок, провалов, оседаний (карстовых деформаций);

просадка в лессовых грунтах: Уплотнение и деформирование при увлажнении (замачивании) лессов с образованием просадочных деформаций (провалов, трещин проседания, воронок);

переработка берегов: Геологическое явление, связанное с размывом и разрушением горных пород в береговой зоне морей (абразия), рек, озер, водохранилищ (береговая эрозия) под влиянием волноприбойной деятельности, колебания уровня воды и других факторов, формирующих береговую линию;

суффозия: Эрозионный процесс вымывания (выщелачивания) фильтрующейся водой микрочастиц из растворимых горных пород, сопровождающийся образованием просадочных деформаций в вышезалегающих породах;

эрозия овражная: Процесс сосредоточенного (линейного) размыва слабоводостойких пород, сопровождающийся оврагообразованием;

овраг: Крутосклонная долина, часто разветвленная, образовавшаяся в результате активной деятельности временных водных потоков;

эрозия: Процесс разрушения горных пород водными потоками;

экзогенные геологические процессы: Обусловлены экзодинамическим преобразованием горных пород, происходящим на поверхности Земли и в приповерхностном слое — в зоне действия факторов выветривания, эрозии, склоновых и береговых деформаций, вызванные в большей части внешними по отношению к литосфере силами (солнечной энергией, атмосферными, гидросферными, гравитационными);

эндогенные геологические процессы: Обусловлены эндодинамическим преобразованием горных пород, происходящие главным образом внутри Земли, в зоне действия сейсмотектонических и термодинамических факторов и вызванные в основном внутренними силами Земли.

4 Основные положения

4.1 Мониторинг геологической среды является составной частью мониторинга окружающей природной среды (экологического мониторинга) и реализуется через специализированную систему наблюдений — Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), порядок функционирования которой определяется соответствующим Положением, утвержденным Правительством России.

4.2 Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений осуществляется специализированными службами министерств, ведомств или специально уполномоченными организациями, которые функционально, по своему назначению, являются информационными подсистемами в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

4.3 Основной задачей мониторинга и прогнозирования ОГЯ является своевременное выявление и прогнозирование развития опасных геологических процессов, влияющих на безопасное состояние геологической среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации ЧС, для обеспечения безопасности населения и объектов экономики страны в природных ЧС.

4.4 Источниками природной ЧС и, соответственно, объектами мониторинга и прогнозирования ОГЯ являются территории активного проявления эндогенных (землетрясение, вулканическое извержение) и экзогенных (оползень, обвал, карст, суффозия, просадка в лессовых грунтах, эрозия овражная, переработка берегов) геодинамических процессов 1 . Перечень поражающих факторов опасных геологических процессов, характер их действия и проявления по ГОСТ Р 22.0.06.

1 Сели, эрозия речная (русловая), подтопленная в соответствии с ГОСТ Р 22.0.06 отнесены к гидрогеологическим явлениям и процессам.

4.5 При организации наблюдательных сетей мониторинга должен быть выполнен подготовительный этап работ по созданию специализированной картографической основы для контролируемой территории (в форматах ГИС) в масштабах, соответствующих уровню мониторинга, с целью оптимизации системы наблюдений и оценки вероятных потерь (геологического риска) при воздействии ОГЯ на хозяйственные объекты и население.

4.6 Система мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений: организационная структура, объекты мониторинга, общая модель мониторинга, модели развития ОГЯ, комплекс технических средств, методы наблюдения, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования, информационно-коммуникационная подсистема — должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.01.

4.7 Уполномоченные органы по проведению мониторинга и прогнозированию ОГЯ осуществляют наблюдение, сбор, обработку, обобщение, накопление, хранение и распространение информации на объектовом (локальном), местном, территориальном (региональном) и федеральном уровнях, а для мониторинга землетрясений и экзогенных процессов, соответственно, на глобальном уровне и на уровне элементарных форм проявления экзогенных геологических процессов. В соответствии с ГОСТ Р 22.1.01 мониторинг более низкого уровня (ранга) должен функционировать и развиваться как составная часть мониторинга более высокого уровня.

4.8 Объектами мониторинга являются территории распространения ОГЯ, выделяемые по данным специализированных геологических исследований как учетные единицы таксономического ряда объектов наблюдений регион, область, район, участок, временная зона.

4.9. Методы прогнозирования опасных геологических явлений, перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.01.

4.10 Нормативное обеспечение системы прогнозирования опасных геологических явлений по ГОСТ Р 22.1.01.

5 Общие требования к системе мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений и процессов

Общая модель и основные требования к системе мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений и процессов представлены в таблице 1 .

Источник

Реферат: Прогнозирование обстановки при возникновении ЧС природного характера

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

По Гражданской Обороне

Прогнозирование обстановки при возникновении ЧС природного характера.

студент 3 курса 2 группы ТФ

Лодягин Павел Евгеньевич

2.Основные виды ЧС природного характера………………………………….4

3.Природные ЧС и прогнозирование. ………………………………………….6

4.Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС…………………………………………………………………………………9

5.Мониторинг и прогнозирование ЧС…………………………………………13

Природные катастрофы страшны своей внезапностью и большой разрушительной силой, за короткий промежуток времени они способны унести множество человеческих жизней, опустошить территорию, разрушить дома, коммуникации, уничтожить имущество, вывести из нормального процесса жизнедеятельности целые регионы. Однако такие определения природных процессов как «катастрофичность» и «стихийность» во многом относительны, т.к. характеризуют больше не сами процессы, а их восприятие людьми. Для прогнозирования стихийных бедствий и эффективной ликвидации их последствий необходимы глубокие и обширные знания об их генезисе, причинах возникновения, характере и механизме их проявления. Своевременный и точный прогноз — главное условие успешной и эффективной защиты от природных чрезвычайных ситуаций, то есть является частью процесса управления риском. Но следует отметить, что не менее важно и планирование действий ликвидаторов чрезвычайных ситуаций, развитие планов реагирования при возможном проявлении тех или иных стихийных процессов. Только таким образом может быть достигнут эффект минимизации ущерба от стихийных бедствий. Управление риском — это системный подход, используемый при принятии политических решений, при осуществлении процедур и практических мероприятий по предупреждению или уменьшению бедствий, представляющих опасность для населения, экономики, приносящих вред окружающей среде. При этом анализ риска является частью этого системного подхода и представляет собой систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и оценки риска для отдельных групп населения и природной среды. Анализ риска направлен на выявление опасностей и оценку степени риска. Понятие риск всегда включает два элемента: частоту, с которой происходит то или иное опасное событие, и последствия этого опасного события. То есть применение понятия риска позволяет переводить опасность в разряд измеряемых величин. Использование доступной информации, научно обоснованных прогнозов оценки опасности стихийных бедствий помогают надежнее оценить риск. Эффективность оценки риска зависит от многих факторов. В первую очередь от правильности выбранной методики, точности ее расчетов, а также от уровня технологического оснащения при практическом применении методик, имеется в виду: наличие базы данных, длительность и пространственно-временной охват наблюдений за природными процессами, способы осуществления мониторинга окружающей среды. Важно и решение организационных вопросов: привлечение квалифицированных и компетентных специалистов, занимающихся оценкой риска, выбор объекта для анализа, финансирование, согласованные действия всех заинтересованных структур. Высокой эффективностью могут обладать прогнозы, основанные на анализе природных факторов с моделированием перспективы развития ситуации.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС природного характера можно подразделить на:

геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные ла-

метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);

гидрологические ( цунами, наводнения заторы, зажоры, нагоны);

природные пожары (лесные, торфяные, степные);

массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии (животных), эпифитотии (расте-

2. Основные виды ЧС природного характера.

Рассмотрим отдельные характеристики наиболее часто встречающихся ЧС природного характера и их последствий.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные в основном геофизическими причинами под действием тектонических сил

Наводнения – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого притоком воды в периоды снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах льда на реках, прорыве плотин и ограждающих дамб, завалах рек при землетрясениях, горных обвалах или селевых потоках.

Оползни – это скользяще смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Сель (селевый поток) – бурый грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших

Снежные лавины также относятся к оползням и возникают также, как и другие оползневые смещения. Силы сцепления снега переходят определенную границу и силы гравитации вызывают скольжение снежных масс по склону

Ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи эти явления природы представляют собой чрезвычайно быстрые перемещения воздушных масс, зачастую имеющие катастрофические последствия.

Ураган – это ветер большой разрушительной силы и значительной продолжитель ности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более (12 баллов по шкале Бофорта).

Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана и может достигать 15-20 м/с. Сильную бурю иногда называют штормом.

Шторм при движении воздушных масс над поверхностью моря (океана) вызывает сильное волнение.

Смерч (торнадо) вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке, а затем распространяющееся в виде черного рукава к земле.

Метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы характеризуются перемещением огромных масс снега с большой скоростью (50-100 км/ч) в течение от нескольких часов до нескольких суток.

Ландшафтные пожары имеют причинами возникновения неосторожное обраще ние с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, удары молний, а также самовоз горание торфа и сухой растительности. В целом, по статистике, до 90% пожаров возникает по вине человека и только 8-10% — от молний.

Лесные пожары по интенсивности горения подразделяются на слабые, средние и сильные, а по характеру горения на низовые и верховые, беглые и устойчивые.

Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, надпочвенного покрова и подлеска без захвата крон деревьевЛесные верховые пожары развиваются, как правило, из низовых и характеризуются горением крон деревьев. При устойчивом верховом пожаре огнем охватываются не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес от почвенного покрова и до вершин деревьев и распространяется со скоростью 5-8 км/ч.

Подземные пожары возникают иногда, как продолжение лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникать и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что после горения в земле остаются пустоты, в которые могут проваливаться люди, животные, техника.

Таким образом, лесные и торфяные пожары – опасные стихийные бедствия, в результате которых уничтожаются материальные ценности, возможна гибель людей и животных.

Помимо поражающих факторов – высокой температуры, пламени, способных вызвать возгорания в населенных пунктах, на сельскохозяйственных объектах и т.п., задымления больших районов, пожары вызывают тяжелые психологические последствия у людей.

Степные (полевые) пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаше бывают летом, реже –весной и практически отсутствуют зимой.

3. Природные ЧС и прогнозирование.

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов.

В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов каждого года ( или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.

В последние годы наметилась тенденция уменьшения числа стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного характера. Это вызвано как естественно-природными, так и социально-экономическими причинами, заключающимися в поступательном развитии экономики в последние 3 года и увеличении расходов на текущие и капитальные защитные мероприятия.

С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой заблаговременностью.

В последние годы в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территории и повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.

Прогнозируется увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных явлений ( внеурочных периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Отмечаемое в последние годы уменьшение периода изменений погоды — 3-4 дня против обычных 6-7 дней — вызовет определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на степени оперативности оповещения о них и, в большей степени, на возможность прогнозирования их последствий.

По-прежнему, особенно актуальным остается вопрос изменений локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности, к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до совершенно непредсказуемых проявлений.

Наводнения, паводковая обстановка

К регионам, которым наводнения наносят наибольший ущерб, относятся области с широкими устьями рек. Научно обоснованный прогноз гидрологического режима рек выполняется Белгидрометом в конце зимы на основании оценки сформировавшихся запасов снега.

Можно ожидать снижение риска весенних наводнений при более низкой водностью рек.

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ожидать в апреле-мае. Тревогу вызывает неудовлетворительное техническое состояние подпорных гидротехнических сооружений как крупных, так и мелких водохранилищ.

Ситуацию может осложнить обстоятельство, когда гидротехнические сооружения малых и средних водохранилищ могут оказаться бесхозными, что создает в случае интенсивного таяния снега весной или продолжительных дождей летом и осенью повышенную угрозу их прорыва.

Ветры, дожди, град

Прогноз сильных ветров и интенсивности дождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток до нескольких часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на территории практически всех областей.

При сохраняющейся тенденции наибольшее количество сильных ветров следует ожидать в период с мая по август.

Наиболее возможно возникновение смерчей в центральных районах, причем чаще всего они наблюдаются в июне-июле. В последние годы наблюдается уменьшение числа смерчей, что предположительно связано с ростом повторяемости западной формы циркуляции атмосферы.

В 2003 году возможно уменьшится количество опасных ливневых длительных дождей в целом по Республике.

Максимум повторяемости града (4-5 раз в год), который наносит наибольший ушерб сельскохозяйственным посевам и населенным пунктам.

Количество чрезвычайных ситуаций, вызванных сильными ветрами, дождями и градом, в основном, сохраниться на прежнем уровне, либо будет увеличиваться за счет проявления плохо прогнозируемых локальных метеопроцессов на фоне значительного износа объектов коммунального хозяйства и социальной сферы.

В виду сворачивания в последние годы берегоукрепительных работ и износа существующих берегозащитных сооружений серьезно возросла угроза крупномасштабных обрушений объектов экономики и жизнеобеспечения, расположенных в непосредственной близости от разрушающихся берегов рек и водохранилищ. Особую тревогу вызывает вероятность разрушения канализационных коллекторов с последующим сбросом больших объемов загрязненных вод в речные системы.

Карстовые процессы. Повышенная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных активизацией карстовых процессов, характерна для урбанизированных территорий, испытывающих техногенное подтопление.

Опасность проявления карстовых процессов высока в крупных городах, причем их активизация вызывается, как правило, несоблюдением норм строительства и эксплуатации городских подземных коммуникаций, а также нерациональной подземной разработкой полезных ископаемых.

Методы долгосрочного прогнозирования до настоящего времени не получили практического подтверждения. Как показывает мировой опыт реальное прогнозирование возникновения и развития пожарной обстановки возможно только с заблаговременностью не более 5 дней, но достоверность даже таких краткосрочных прогнозов не превышает 50%.

Какая-либо достоверная оценка пожароопасного сезона может быть дана не ранее марта на основании данных Белгидромета об основных составляющих водного баланса на начало снеготаяния, сроках снеготаяния и предположительного метеорологического прогноза температурного и осадочного режимов.

Однако на территории областей есть традиционно опасные регионы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным. Как обычно сложная пожарная обстановка ожидается преимущественно в южных районах.

Основные весенние пожары пройдут как обычно в апреле-мае. С точки зрения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций наибольшую опасность могут представлять летне-осенние пожары. Основной причиной возгораний остается в основном антропогенный фактор — порядка 90%, в северо-западных районах страны — антропогенный фактор — 60% и грозовые разряды — до 40%.

Достаточно высока вероятность развития торфяных пожаров, чему также способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли.

4. Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС.

Оперативная обстановка – это совокупность факторов и условий сложившихся к определенному времени на ОХД или территории при угрозе и возникновении ЧС и негативно влияющая на жизнедеятельность территории, угрожающая жизни и здоровью населения.

Основными из них являются:

параметры и масштабы ЧС;

сведения о размещении населения и ОХД;

состояние системы защиты населения и территорий в ЧС;

результаты воздействия ЧС на территорию, население, ОХД; силы и средства противодействия;

физико-географические, гидрографические и метеорологические условия;

экономическое положение и санитарно-эпидемиологическое состояние территорий;

характеристика городов, районов, населенных пунктов и ОХД, как элементов среды обитания;

время, предоставленное для подготовки и выполнения задач реагирования.

По масштабам обстановка может быть простой, умеренной, сложной и катастрофической, а в зависимости от среды распространения опасного фактора –атмосферной, гидросферной и биосферной.

Выявление обстановки может осуществляться несколькими способами, основными из которых являются разведка и прогнозирование.

Целью прогнозирования масштабов и динамики развития ЧС является установление ( определение ) и нанесение на рабочую карту (план, схему) с определенной степенью достоверности местоположение размеров зон возможных разрушений, затоплений, пожаров, радиационного и химического заражения, а также определение количественных показателей, возможных последствий ЧС, необходимых для оценки обстановки и принятия тех или иных решений реагирования.

Для достаточно точного прогнозирования возможной обстановки в районе ЧС необходимо учитывать большое количество различных показателей, что требует значительного времени. С целью оптимизации этого процесса по каждому виду обстановки устанавливается минимальное число показателей, которое позволяет спрогнозировать возможные масштабы и последствия ЧС без заметного ущерба для их точности и достоверности.

Количественные показатели, характеризующие возможную обстановку в районе ЧС определяют математическими расчетами по соответствующим для каждого вида обстановки методиками. Их цель- по минимальным исходным данным о параметрах ЧС, характеристике жилой, промышленной застройки и условий возникновения в короткие сроки рассчитать основные величины, характеризующие инженерную, химическую, пожарную, медицинскую и другие виды обстановки.

Основное требование к расчетам – простота и возможность достаточно быстрого определения наиболее важных количественных показателей.

Методика расчетов может быть значительно упрощена за счет использования компьютерной техники, а также за счет сведения сложных формульных математических зависимостей в специальные таблицы, графики, номограммы и т. п.

Эффективность прогнозирования возможной обстановки определяется наличием необходимой информации – исходных данных. Точность прогноза, степень его приближения к реальной обстановке во многом зависит от достоверности и полноты исходных данных. Частью таких достоверных данных органы управления будут располагать заблаговременно до возникновения ЧС. Например, характеристика жилой и промышленной застройки, степень защищенности населения и т. п. В то же время достоверных данных об источнике ЧС – количество, тип, вид, о времени и месте возникновения ЧС, метеоусловиях до возникновения ЧС, практически знать невозможно.

В этой связи, возникает необходимость при прогнозировании возможной обстановки до возникновения ЧС использовать в качестве исходных данных как известные фактические данные, так и вероятностные оценки и средне – статистические данные. С возникновением ЧС органы управления будут располагать фактическими данными о месте и времени возникновения ЧС, типе и количестве источника опасности, а также реальными метеоданными. Это дает возможность прогнозировать обстановку более точно, чем до возникновения ЧС.

Однако прогнозирование, как способ получения первичной информации об обстановке дает только приближенные характеристики масштабов и последствий ЧС. При прогнозировании определяется не конкретное местоположение зон разрушений, пожаров, заражения, затопления и т. д. , районы ( зоны, территории), в пределах которых возможно влияние опасного фактора. Вместе с тем следует подчеркнуть, что прогнозирование обладает, как минимум, двумя неоспоримыми достоинствами. Во–первых , дает возможность с достаточной степенью достоверности выявить возможную обстановку, которая может возникнуть в случае катастрофы, или стихийного бедствия и заблаговременно спланировать и организовать подготовку мероприятий по противодействию ЧС. Во – вторых , позволяет достаточно быстро получить данные об обстановке при возникновении ЧС и обеспечить своевременное принятие экстренных мер.

Для принятия окончательного решения на противодействие ЧС органы управления должны располагать данными о фактической обстановке в районе ЧС и дать их только может разведка. Поэтому данные прогнозирования обстановки должны обязательно уточняться всеми видами разведки. Выявление, сбор и передача данных о фактической обстановке в районе ЧС займет у разведки определенное время, а для принятия экстренных мер по защите населения, локализации источника ЧС, снижению потерь ущерба необходимо знать эти данные практически немедленно. Вместе с тем, знание даже ограниченного количества исходных данных о ЧС, дает возможность методом прогнозирования достаточно быстро предопределить возможную обстановку, близкую к фактической, оценить ее и принять первичные решения по противодействию.

Таким образом и прогнозирование и разведка решают одну задачу – выявление масштабов ЧС. Отличие состоит в степени достоверности данных: прогнозирование с достаточной степенью точности дает приближенные к фактическим данные об обстановке, а разведка – фактические данные . Чем полнее и с большей точностью будет осуществлено прогнозирование, тем целесообразнее будут принятые решения, раньше начнутся работы по противодействию, меньше будет потерь и утрат.

Из сказанного выше следует, что выяснение обстановки при угрозе или возникновении ЧС осуществляется, как правило, в три этапа, при этом, каждый этап имеет свое назначение.

Первый этап – долгосрочное (оперативное) прогнозирование, осуществляемое до возникновения ЧС, при деятельности ЕГС в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.

На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки определяется степень потенциальной опасности и возможное влияние природных аномалий на жизнедеятельность территорий , разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС, снижению возможного ущерба, защите населения и территорий, обеспечению их жизнедеятельности, определяется состав, эшелонирование, размещение сил и средств реагирования, разрабатываются вопросы материально – технического и финансового обеспечения действий сил по ликвидации ЧС и другие вопросы – т. е. заблаговременное прогнозирование ложится в основу разработки планов действий по ликвидации ЧС, целевых программ по предупреждению ЧС, устойчивости функционирования ОХД и т. д.

Второй этап – аварийное прогнозирование, которое осуществляется непосредственно после возникновения ЧС и основывается на конкретных данных. На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки в короткие сроки уточняются ( плановые или определяются основные экстренные меры по защите и спасению людей, локализации источника ЧС (зоны ЧС), организации управления силами и средствами. Аварийное прогнозирование, таким образом, является основой эффективного реагирования на ЧС.

Третий этап – непрерывное уточнение принятых решений по данным разведки. Анализ потенциальных источников опасности на территории Донецкой области определяет необходимость прогнозирования возможной обстановки по следующим видам ЧС :

прогнозирование пожарной обстановки при возникновении массовых пожаров природного происхождения;

прогнозирование гидродинамической обстановки при наводнения, паводках, разрушениях плотин и т. д.;

прогнозирование обстановки при снежных заносах и обледенениях;

прогнозирование обстановки при ураганах, смерчах и бурях;

прогнозирование эпидемиологической обстановки при возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Особое место занимает прогнозирование возможной медицинской обстановки, которая осуществляется по каждому виду обстановки, при любой ЧС, по соответствующим методикам.

Далее рассмотрены методологические основы прогнозирования возможной обстановки при угрозе или возникновении ЧС. Для ЧС с выбросом (утечкой) ОХВ предложена конкретная методика прогнозирования.

5. Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод.

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях — подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г . № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации — региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — региональными и территориальными центрами мониторинга).

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев

(элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

Единую государственную систему экологического мониторинга;

Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г . № 483, а ее отдельных звеньев и элементов — положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:

Выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера на соответствующей территории;

оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, природных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);

прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.

На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:

существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на соответствующей территории;

возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

возможны значительные материальные потери;

возможен ущерб окружающей среде.

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих чрезвычайных ситуаций.

Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;

совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;

своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

1. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. — М.: Энергоатомиздат, 1984. — 288с.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 200. — 336с.

3. . Безопасность жизнедеятельности_Гриценко В.С_Уч. пос_МЭСИ, 2004, -244с.

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Лань, 2001. — 448с.

5. ГОСТ Р 22.1.07 — 99. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования. — М.: Госстандарт, 1999. — 11с.

6. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

7. Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

8,Учебник «Гражданская оборона» — В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов.

9.«Безопасность жизнедеятельности» — С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, Л.Л.Морозова, В.С. Спиридонов, В.П.Сивков, Д.М. Якубович. Высшая школа, М. 2000.

Источник

Читайте также:  Способы с помощью которых реализуется общение называются общения
Оцените статью
Разные способы
Название: Прогнозирование обстановки при возникновении ЧС природного характера
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: реферат Добавлен 09:01:09 01 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 7886 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать