- Эмоциональное выгорание и его профилактика
- Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться
- 1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество
- 2. Негативные клиенты. Решение — релаксация
- 3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование
- 4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги
- 5. Нет мотивации. Решение — поощрение
- 6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие
- Опрос на определение причины выгорания
Эмоциональное выгорание и его профилактика
«Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда»
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач (1978 г.) в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определяется как синдром и включает три компонента: эмоциональное истощение (чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу, ощущение беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций) , деперсонализация («обезличивание» человека, личная отстраненность, отсутствие эмоциональной включенности, деформация отношений с другими людьми), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства, чувство некомпетентности, осознание неуспеха.
Выгорание — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью, трудящиеся с профессией типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. (Сегодня это актуально для медицинских работников, специалистов отдела гигиенического обучения и воспитания Центра гигиены и эпидемиологии). Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом. «Профессиональное выгорание — плата за сочувствие» (К. Маслач).
В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.
По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.
При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциальная атмосфера, дестабилизирующая обстановка. Повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Психологи из университета г. Манчестер (Англия) составили «шкалу стрессов» на более 150 различных профессий. Степень стресса определялась по частоте различных заболеваний, например, сердечных приступов, алкоголизма, участию в дорожных происшествиях, разводов. Так, «показатель риска» для шахтеров- 8,3 балла, полицейских- 7,7 балла, строители и журналисты- 7,5 баллов, актеры-7.2 балла, врачи-6,8 баллов, водители общественного транспорта-5,4 балла, работники библиотек и музеев — 2,8 балла.
Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.
Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.
Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо
- научиться осознавать симптомы психологического стресса и «выгорания»;
- знать и понимать негативные последствия процессов выгорания;
- иметь желание противостоять негативным последствиям трудовых стрессов — развивать мотивацию (самодетерминацию) к самоизменению и личностному росту;
- овладевать широким спектром приемов саморегуляции (самоорганизации) и преодоления ключевых причин выгорания — дефицита личностных и профессиональных компетентностей, а также преодоления отчуждения личных жизненных смыслов от смыслов выполняемой профессиональной деятельности.
В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.
Основные направления профилактики
1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».
2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
Уместно остановиться на саморегуляции — управлении своим психоэмоциальным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.
Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.
Мышечный зажим — остаточное явление напряжения. Сделать упражнения «Напряжение-Расслабление» и «Крылья». Встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить и руку расслабить. Повторить с левой рукой, затем поочередно правой и левой ногой, поясницей, шеей.
Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.
Вербальное воздействие. Самоприказ — распоряжение самому себе. Самоодобрение (самопоощрение) не менее 3-5 раз в течение рабочего дня.
Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;
— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;
— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;
Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.
Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.
Источник
Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться
Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.
Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание — плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.
Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.
1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество
Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.
Как помочь сотрудникам?
Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:
- Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
- Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
- Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
- Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.
Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.
2. Негативные клиенты. Решение — релаксация
Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.
Как помочь сотрудникам?
Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:
Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.
Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:
- Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
- Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
- Продумайте групповые тренинги для расслабления.
Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…».
3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование
Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска.
Как помочь сотрудникам?
- В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
- Равномерно распределять нагрузку;
- Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
- Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.
4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги
Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.
Пример упражнения для сплочения коллектива:
Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
— Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?
Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.
5. Нет мотивации. Решение — поощрение
Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:
- Благодарить за работу лично словами и грамотами;
- Выплачивать премии за проявленную инициативу;
- Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
- Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
- Давать сотрудникам управленческие задачи.
6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие
Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:
- с низкой самооценкой,
- с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях,
- со слабой выносливостью,
- с проблемами в семье и деньгах,
- на неподходящей работе,
- без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
- интроверты и перфекционисты.
И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.
Как помочь сотрудникам?
Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.
Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния.
По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.
Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд — это признак сильной тревожности.
Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд — это легкая тревожность.
Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.
Опрос на определение причины выгорания
Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:
- Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
- Что мне помогает справиться со стрессом?
- К какому контингенту относятся мои клиенты?
- Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
- Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
- Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?
- Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
- Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
- Что меня больше всего задевает?
- Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник