Способы профилактики профессиональной деформации медицинской сестры

Способы профилактики профессиональной деформации медицинской сестры

Синдром хронической усталости – постоянное чувство усталости и переутомления, упадок сил, не проходящий даже после длительного отдыха.

  • снижение памяти и способности концентрироваться,
  • воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области,
  • необъяснимая мышечная боль,
  • боль в суставах, при этом они не распухают, и кожа над ними не краснеет,
  • сильные головные боли,
  • проблемы со сном,
  • чрезвычайное изнеможение, которое длится более 24 ч. после обычного рабочего или учебного дня.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Проявляется в истощении физических, умственных и личностных ресурсов

Причины СЭВ

Личностные

Внешние

Трудоголизм;
Желание все контролировать;
Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;
Особенности характера;
Особенности темперамента.

Чрезмерный объем работы;
Монотонность труда;
Повышенная ответственность;
Ненормированный график;
Информационная перегрузка;
Межличностные конфликты;
Низкое моральное и материальное вознаграждение;
Необходимость работы с тяжелым контингентом пациентов;
Низкий статус в коллективе и обществе;
Отсутствие времени на отдых;
Постоянная критика.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Выгорание сопровождается физическим, эмоциональным и психическим истощением.

Признаки синдрома выгорания

Изменения в поведении. Частые опоздания на работу, большие перерывы, нежелание идти на работу, выполнение обычных обязанностей требует больших усилий, избегание общения с больными, частые конфликты с коллегами, присваивание собственности учреждения, частые перекуры, злоупотребление психоактивными веществами, подверженность травмам и несчастным случаям.

Изменения в чувствах. Постоянное чувство неудачи, вины, обиды или зависти к другим. Часто испытывает гнев, раздражение, горечь, проявляемые как на работе, так и дома. Равнодушие, безразличие к другим, ощущение как будто к нему все придираются. Утрата чувства юмора или преобладание черного юмора, циничное отношение к больным. Подавленность, беспомощность, безнадежность.

Изменения в мышлении. Все чаще посещают мысли о том, чтобы оставить работу, плохая концентрация внимания, ригидность мышления, потеря творческого потенциала. Подозрительность и недоверчивость по отношению к окружающим, циничное, порицающее и негуманное отношение к больным.

Изменения в состоянии здоровья. Нарушения сна, аппетита, появление частых, длительно текущих незначительных недугов, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Утомляемость, усталость и истощение в течение всего дня. Частые головные боли, боли в спине, тошнота, подверженность различным травмам. Зависимость от кофеина, никотина, алкоголя, лекарств.

Фазы развития синдрома профессионального выгорания

  1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ФАЗА

a) Чрезмерное участие

  • Чрезмерная активность, чувство незаменимости.
  • Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований.

Ограничение социальных контактов.

b) Истощение

Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

  1. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

a) По отношению к коллегам, пациентам и т. д.

  • Потеря положительного восприятия коллег.
  • Переход от помощи к надзору и контролю.
  • Приписывание другим вины за собственные неудачи

b) По отношению к остальным окружающим

Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

c) По отношению к собственной деятельности

  • Нежелание выполнять свои обязанности.
  • Опоздания, ранний уход с работы, долгие перерывы.
  • Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

d) Возрастание требований

  • Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях.

Чувство переживания того, что другие тебя используют, зависть и пр.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

a) Депрессия

  • Постоянное чувство вины, снижение самооценки.

Безосновательные страхи, перепады настроения, апатия.

b) Агрессия

  • Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах.
  • Отсутствие толерантности и способности к компромиссу.

Подозрительность, конфликты с окружением.

  1. ФАЗА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

a) Сфера интеллекта

  • Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий.

Ригидность мышления, отсутствие воображения.

b) Мотивационная сфера

  • Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности.

Нарушения мотивации профессиональной деятельности.

c) Эмоционально-социальная сфера

  • Безразличие, избегание неформальных контактов.
  • Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу.
  • Избегание тем, связанных с работой.

Одиночество, отказ от хобби, скука.

5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

a) Снижение иммунитета

  • Неспособность к релаксации в свободное время.
  • Бессонница, сексуальные расстройства.
  • Повышенное давление, тахикардия, головные боли.
  • Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения.

Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. РАЗОЧАРОВАНИЕ

  • Отрицательная жизненная установка.
  • Чувство беспомощности и бессмысленности жизни.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

  1. Информирование медработников о проблеме выгорания еще на этапе обучения.
  2. Создание комфортного психологического климата в учреждении.
  3. Повышение уровня коммуникативной компетенции медработников, обучение коммуникативным навыкам.
  4. Повышение самооценки, личностный рост.
  5. Беседы и психокоррекционные тренинги, проводимые психологами и психотерапевтами.
  6. Обучение техникам релаксации.
  7. Техники, направленные на укрепление личностного счастья человека.
  8. Творческое самовыражение.

Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации

Психологический стресс всегда опосредован когнитивной оценкой человеком фактических требований, выдвигаемых в ситуации, и своих реальных возможностей. Чем больше расхождение между ними, тем сильнее стресс.

Велика вероятность того, что, воспринимая критическую ситуацию и мысленно оценивая, сколько неприятностей принесет тот или иной удар судьбы, каждый человек впадет в «панику», которая полностью лишит его возможности сосредоточиться на решении проблемы.

Можно согласиться с древним высказыванием философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Великий французский мыслитель Монтень говорил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Такая оценка полностью зависит от самого человека. Чем менее трагично он воспринимает стрессовые ситуации, тем менее разрушительное действие окажет стресс.

Для уменьшения страха перед трудными обстоятельствами Д. Карнеги предлагает заставить себя мысленно принять самое худшее. Это помогает сбросить груз панического беспокойства, мешающего искать (и находить) правильный выход. Он указывает магическую формулу У. X. Кэрриеэра, которая содержит три правила:

1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?»

2. Приготовиться принять это как неизбежное.

3. Спокойно подумать, как изменить ситуацию.

С мирившись с самым худшим, говорит Карнеги, мы понимаем, что нам терять нечего, и тогда наши силы автоматически высвобождаются.

Среди общих рекомендаций профилактики стресса и выгорания можно назвать следующие:

  • не относиться к себе как к жертве обстоятельств – это снижает адаптационные возможности организма;
  • вырабатывать у себя определенное жизнерадостное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она ни была;
  • не откладывать надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного дела» будет истощать ваши ресурсы;
  • формировать философское отношение к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить»;
  • проявлять заботу о своем настроении и положительном жизненном настрое, овладевать навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник— Издательство: «Феникс» – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Источник

Профилактика проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля

На правах рукописи

УВАРОВА Галина Николаевна

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

19.00.03 – психология труда, инженерная психология,

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

ТВЕРЬ – 2013

Диссертационная работа выполнена на кафедре психологии труда,

организационной и клинической психологии

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

доктор психологических наук, профессор

доктор психологических наук, профессор

Московский городской психолого-педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета педагогического образования

Московский государственный университет им.

НАНО ВПО «Институт мировых

Защита состоится «2» июля 2013 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425.

Читайте также:  Масло миндаля способы применения

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak. *****; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» http://universiti. *****.

Автореферат разослан «31» мая 2013 г.

кандидат психологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Повышение качества сестринской помощи является одной из приоритетных задач на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации. Реформы сестринского дела продвигаются медленно в связи с недостаточной активностью самих медицинских сестер. Реформирование системы сестринского дела выдвигает особые требования к личности медицинской сестры.

Сложность и социальная значимость работы медицинской сестры, высокая психологическая цена ее деятельности приводят к возникновению профессиональной деформации личности. Для решения проблемы профессиональной деформации личности медицинских сестер необходима психопрофилактическая работа, которая в настоящее время осуществляется крайне неэффективно.

До настоящего времени проблема профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры не получила систематической проработки. При этом выявление причин возникновения и особенностей проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического, хирургического, терапевтического и педиатрического профиля способно обеспечить профилактику проявлений профессиональной деформации личности.

Актуальность данного исследования обусловлена следующими противоречиями:

· между необходимостью эффективного исполнения профессиональной деятельности и наличием профессиональной деформации личности медсестры, негативно сказывающейся на качестве деятельности;

· между необходимостью анализа различных проявлений профессиональной деформации личности медсестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих установить специфику проявлений профессиональной деформации личности данных специалистов;

· между необходимостью оказания медицинским работникам психологической помощи и недостаточной разработанностью эффективных технологий по профилактике профессиональной деформации личности медсестры, с учетом профиля лечебно-профилактического учреждения.

Следовательно, необходимо привлечение теории и методологии психологии труда для разработки комплексного подхода по профилактике проявлений профессиональной деформации личности медсестер различного профиля. Практически отсутствуют работы, анализирующие весь спектр задач, стоящих перед исследователями рассматриваемой проблемы: от возникновения, развития, диагностики до профилактики профессиональной деформации медицинских сестер различного профиля. Таким образом, недостаточная теоретическая разработка и практическая значимость определяют актуальность проблемы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

Цель исследования: разработать и апробировать программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

1. Осуществить теоретико-методологический анализ профессиональной деятельности медицинских сестер различного профиля.

2. Проанализировать теоретические подходы к изучению профессиональной деформации личности медицинской сестры.

3. Выявить факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие профессиональной деформации личности медицинской сестры.

4. Изучить особенности проявлений профессиональной деформации личности медсестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

5. Разработать модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

6. Разработать и апробировать программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

Объект исследования: профессиональная деформация личности медицинской сестры.

Предмет исследования: профилактика проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

1. Проявления профессиональной деформации личности различаются у медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

2. Профилактическая программа, выстроенная с учетом специфики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры, в зависимости от профиля лечебного учреждения, позволяет снизить уровень проявления профессиональной деформации личности.

Теоретико-методологические основания исследования:

1. Положения системного подхода (, , ); деятельностного подхода (, ); идеи и концепции субъектно-деятельностного подхода (-Славская, , ); основные методологические принципы, разработанные в психологии труда (, , ).

2. Концепции профессионального становления (, , Д. Сьюпер, ).

3. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности (, , М. Боухал, Р. Конечный, И. Харди, ).

4. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности медицинских сестер (, , и др.).

5. Исследования, посвященные профилактике и преодолению профессиональной деформации личности (, , ).

Методы и методики исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющих методов:

· обзорное теоретико-аналитическое исследование литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат науки и общепсихологические принципы;

· блок методов для сбора эмпирических данных (анкетирование, психодиагностическое тестирование, метод экспертных оценок);

Комплекс психодиагностических методик: «Уровень профессиональной деформации личности» (); опросник выявления форм агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки (в адаптации , ); опросник «Эмпатия» ( в адаптации и ); методика диагностики коммуникативной толерантности (); тест «Профессиональная коммуникативная компетентность медсестры» (); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана); методика измерения уровня рефлексивности (, ).

Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий (параметрический критерий Стьюдента, непараметрические критерии Манна-Уитни, Краскала-Уоллеса, Вилкоксона), методы корреляционного анализа (ранговая корреляция Спирмена, множественный коэффициент ранговой корреляции – коэффициент конкордации), однофакторный дисперсионный анализ, расчет индексов организованности структуры (по методике ), факторный анализ. При осуществлении математической обработки использовалась компьютерная программа статистического анализа и обработки SPSS v. 13.0.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями; репрезентативностью группы экспертов (врачей, медицинских сестер); репрезентативностью выборки; использованием апробированных в психологической науке методов исследования; применением психодиагностических методик, адекватных цели и задачам исследования; использованием методов математической статистики; сочетанием качественного и количественного анализа результатов; научной апробацией исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в гг. и включало следующие этапы.

1-й этап (2гг.) – организационно-теоретический – изучены работы по проблеме исследования, разработан понятийный аппарат диссертационной работы, определены объект, предмет, гипотезы, цель и задачи исследования.

2-й этап (2гг.) – теоретико-эмпирический – на этом этапе продолжалась работа по теоретической проработке темы исследования. Была составлена программа эмпирического исследования, получена информация о наиболее значимых проявлениях профессиональной деформации личности медсестер на основании метода экспертной оценки.

3-й этап (2гг.) – эмпирический – проведено исследование психологических особенностей проявлений профессиональной деформации личности медсестер различного профиля. Разрабатывались и апробировались программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля. Осуществлялся статистический анализ полученных данных.

4-й этап (2гг.) – обобщающий – проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и определялись перспективы дальнейших исследований.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 203 медицинские сестры. Исследование проводилось на базе «Центра повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (г. Ростов-на-Дону). Из общего числа обследуемых было сформировано 4 группы: 55 медсестер психиатрических учреждений; 45 медсестер хирургических отделений; 44 медсестры терапевтических отделений; 59 медсестер педиатрических (соматических) отделений. Возрастной диапазон испытуемых от 31 до 56 лет, непрерывный медицинский стаж работы в отделении одного профиля от 8 до 35 лет.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены психологические особенности проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

2. Доказано, что уровень выраженности профессиональной деформации личности медицинской сестры зависит от профиля лечебного учреждения.

3. Построена обобщенная модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

4. Разработаны и апробированы программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, на основе полученных данных о специфике проявлений профессиональной деформации личности.

Теоретическая значимость исследования. В работе уточнены и систематизированы факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие профессиональной деформации личности медицинской сестры. Теоретически обосновано, что объект профессиональной деятельности медицинской сестры выступает фактором деформации личности специалиста, определен объект деятельности медицинской сестры, в зависимости от профиля лечебного учреждения. Показано, что профиль лечебного учреждения, в котором работает медицинская сестра, определяет специфику формирования проявлений профессиональной деформации личности. Выделена и описана факторная структура проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля. Выводы и результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, в частности, психологии профессионального развития.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования факторов профессиональной деятельности, влияющих на развитие профессиональной деформации, и разработанная обобщенная модель профилактики профессиональной деформации личности (ПДЛ) медицинской сестры могут явиться основой для организации работы по предупреждению проявлений ПДЛ медицинской сестры. Разработанные программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности позволяют расширить спектр психологических технологий, способствующих эффективности профессиональной деятельности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, являются конструктивным средством практической работы психолога в системе здравоохранения. Предлагаемые программы могут быть применены в системе повышения квалификации медицинских сестер, в ходе профессионального обучения. Результаты исследования могут использоваться психологами, руководителями учреждений здравоохранения. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут стать основой для создания новых программ профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Психологическими особенностями проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического профиля являются: вербальная, косвенная агрессия; коммуникативная интолерантность, которая проявляется в использовании себя в качестве эталона для оценки других. Особенности проявлений ПДЛ медицинских сестер хирургического профиля: физическая агрессия, раздражение, косвенная агрессия; профессиональная деформация когнитивного компонента коммуникативной компетентности; низкий уровень рефлексивности, рефлексии настоящего, низкая степень интегрированности компонентов рефлексии. Особенности проявлений ПДЛ медсестер терапевтического профиля: низкий уровень действенной эмпатии; низкий уровень рефлексивности, рефлексии настоящего; высокий уровень внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности, мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем в других группах медсестер; косвенная агрессия; коммуникативная интолерантность больше всего проявляется как категоричность и консерватизм в оценке людей. Особенности проявлений ПДЛ медсестер педиатрического профиля: косвенная агрессия, раздражение, вербальная агрессия; профессиональная деформация поведенческого компонента коммуникативной компетентности; коммуникативная интолерантность больше всего проявляется как неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

Читайте также:  Способ разрешения конфликта по томасу

2. Уровень выраженности профессиональной деформации личности медицинской сестры зависит от профиля лечебного учреждения.

3. Модель профилактики профессиональной деформации личности построена с учетом особенностей проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, включает в себя психологическую помощь и действия по саморазвитию самой медсестры.

4. Эффективным средством профилактики профессиональной деформации личности является программа, разработанная на основе специфики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер, в зависимости от профиля лечебного учреждения. Для медсестер хирургического профиля мероприятия должны, прежде всего, включать: обучение конструктивному выражению агрессии; повышение коммуникативной компетентности; развитие профессиональной рефлексии. Для медсестер, работающих в терапевтических отделениях, в большей степени следует уделить внимание мероприятиям на развитие способности к эмпатическому взаимодействию с пациентами; развитие профессиональной рефлексии; повышение значимости внутренней мотивации профессиональной деятельности; развитие коммуникативной толерантности. Ключевым моментом профилактики профессиональной деформации медицинской сестры педиатрического профиля является обучение конструктивному выражению агрессии; развитие общих коммуникативных навыков и умений; развитие коммуникативной толерантности. Для медсестер психиатрического профиля профилактика заключается в обучении конструктивному выражению агрессии; развитии коммуникативной толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Здоровье-главная ценность» (Волгодонск, 2011 г.), V международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012 г.), XVIII международной научно-практической конференции «Наука и современность – 2012» (Новосибирск, 2012 г.), международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура» (Красноярск, 2012 г.), международной заочной научно-практической конференции «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 2012 г.), III международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современных модернизационных процессов в политической и социокультурной жизни» (Волгодонск, 2012г.), VII международной научной конференции «Теория и практика современной науки» (Москва, 2012 г.).

Программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, разработанные в рамках диссертационного исследования, прошли апробацию в «Центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону.

Материалы исследования изложены автором в 11публикациях, включающих 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ. Общий объем публикаций – 7,86 п. л.

Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (216 источников, в том числе 13 – на иностранном языке) и 11 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 184 страницах. Текст работы включает в себя 28 таблиц, 17 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, цель, задачи и гипотезы, описываются использованные методы и методики, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, обозначается теоретико-методологическая основа, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования профессиональной деятельности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля» проведен теоретико-методологический анализ проблемы диссертационного исследования.

В параграфе 1.1. «Основные парадигмы взаимодействия личности и профессии в зарубежной и отечественной психологии» проведен анализ концепций профессионального становления личности в психологии труда.

Методологическими положениями при обращении к анализу развития личности профессионала послужили системный и субъектно-деятельностный подходы (-Славская, , A. B. Брушлинский, , ­штейн, и др.). Субъектно — деятельностный подход в контексте исследования феномена профессиональной деформации личности является наиболее плодотворным, так как рассматривает личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности. В деятельности профессиональные и личностные характеристики субъекта взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Выделяется два методологических подхода к пониманию взаимодействия личности и профессии. В концепциях первой парадигмы подчеркивается статичность личности в профессии (Ф. Парсонсон, Дж. Холланд и другие), в концепциях второй парадигмы личность представлена как изменяющаяся под воздействием профессии (концепция профессионального становления и концепция «профессионального развития» Д. Сьюпера).

Большинство исследователей считает, что профессиональная деятельность обязательно сопровождается личностными изменениями. , , признают разнонаправленность изменений личности в процессе исполнения профессиональной деятельности. В концепции, разработанной , рассматриваются две модели: а) «модель адаптивного поведения»; б) «модель профессионального развития» специалиста. Во второй модели фактором развития является активность личности. Следовательно, профессиональная деформация личности противопоставляется саморазвитию, самореализации личности.

В параграфе 1.2. «Специфика профессиональной деятельности медицинской сестры» осуществлен психологический анализ деятельности медицинской сестры: специфика профессиональных целей, задач и функций, способы и методы их исполнения, психологические условия труда.

Исходным положением при обращении к анализу профессиональной деятельности медицинской сестры послужил методологический принцип единства сознания и деятельности, который осуществляется с позиций системно-структурного подхода. Целью профессиональной деятельности медицинской сестры является обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Согласно Этическому кодексу медицинской сестры России, основными задачами профессиональной деятельности медсестры выступают комплексный уход за пациентами, облегчение их страданий; меры по восстановлению здоровья; мероприятия по укреплению здоровья и предупреждению заболеваний. Составной частью системы здравоохранения является «Сестринское дело». В специальности «сестринское дело» основная форма деятельности – сестринский процесс. Сестринский процесс является методом организации, обеспечения сестринской помощи. Взаимодействующими лицами являются пациент и медицинская сестра.

Профессия медицинского работника причислена к социономическим, к профессиям типа «человек-человек», где работа связана с повышенной нравственной ответственностью за физическое и психическое состояние пациента.

В параграфе 1.3. «Профессиональная деятельность медицинских сестер различного профиля как фактор формирования профессиональной деформации личности» описаны особенности сестринского процесса в психиатрической, хирургической, терапевтической, педиатрической службе, ведущие к формированию профессиональной деформации личности.

Для каждого отделения, профиля лечебно-профилактического учреждения характерна специфика работы сестринского персонала. Профиль – совокупность основных, типичных черт, характеризующих профессию, определенную специальность. Специфика деятельности медсестры психиатрического профиля заключается в том, что психологическое сопровождение составляет значительную часть работы медсестры. Особое значение придается наблюдению за пациентами, за изменением их состояния, эмоционального фона. Психическое расстройство может представлять непосредственную угрозу и для самого пациента, и для окружающих. Медсестра хирургического профиля осуществляет уход за пациентами в предоперационном и послеоперационном периоде. Особенности ухода за пациентами хирургического отделения обусловлены тем, что функции органов и систем изменяются не только в связи с самим заболеванием, но и вследствие общего наркоза, операции, наличия послеоперационной раны. Основная задача медсестры – создание оптимальных условий для выздоровления, предотвращение осложнений, которые связаны с особенностями оперативного метода лечения. Деятельность медицинской сестры хирургического профиля представлена всем спектром высокотехнологичных сестринских вмешательств. Основная задача медсестры терапевтического профиля – осуществление ухода за пациентами, своевременное выполнение врачебных назначений. Специфика деятельности медсестры педиатрического профиля заключается в том, что медицинские сестры работают и с пациентом, и с его окружением. Трудности могут быть связаны с установлением контакта с детьми, их родителями и родственниками. Вызывает сложности подготовка пациента к применению диагностических и лечебных методов. Медсестре необходимо включать игровые моменты в процесс обследования и выполнения медицинских манипуляций.

Во второй главе «Исследование содержания, структуры профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля и форм ее профилактики» проанализированы теоретические подходы к изучению профессиональной деформации личности и описаны факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие ПДЛ медицинской сестры.

В параграфе 2.1. «Теоретико-методологический анализ исследования профессиональной деформации личности медицинской сестры» приведены основные способы понимания профессиональной деформации личности в психологии труда.

Опираясь на положения , рассматриваем профессиональ­ную деформацию личности как отрицательные со­циально-психологические изменения сформировавшейся структуры деятельности и личности, появляющиеся в процессе реализации профессиональной деятельности, нару­шающие целостность личности, порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное пове­дение, негативно действующие на продуктивность труда.

Адаптационный подход к профессиональным деформациям личности представлен в трудах , , Р. Конечны, М. Боухал и других. Профессиональная деформация возникает на основе профессиональной адаптации личности. Профессиональная деформация связана с дифференциацией и специализацией труда в обществе. Профессионал вынужден рассматривать объект труда только в одном аспекте: специалисту приходится относиться к пациенту, клиенту лишь как к объекту своих узких профессиональных интересов и обязанностей.

В параграфе 2.2. «Факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие профессиональной деформации личности медицинской сестры» рассматриваются три основные группы факторов: 1) факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности; 2) личностные факторы; 3) факторы социально-психологического характера (рис.1).

Рис.1. Факторы профессиональной деформации личности медицинской сестры

Проанализировано влияние объекта труда на развитие профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического и педиатрического профиля. отмечал, что объект деятельности является мощным фактором (де)формирования человека, его личности. Объектом труда медсестры является пациент, имеющий физические или психические заболевания. При этом болезнь характеризуется повреждением организма и реакцией организма на повреждение. Пациенты склонны к неадекватным психологическим реакциям. Больной может быть тревожным, подавленным, раздраженным, испытывать страх смерти. Работа с определенными группами пациентов выступает дополнительным психотравмирующим фактором (, ). Объектом труда медицинской сестры психиатрического профиля является пациент, страдающий психическими расстройствами. Для медсестер характерны большие психологические перегрузки в сочетании с непредсказуемым поведением пациентов. Объектом труда медицинской сестры хирургического профиля является пациент, страдающий острыми и хроническими заболеваниями, методом лечения которых является оперативное вмешательство. Для медицинских сестер хирургического профиля характерны физические и психологические перегрузки. Объектом труда медицинской сестры терапевтического профиля является пациент, страдающий острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, которые лечатся консервативными методами. Медицинские сестры терапевтического профиля используют в своей деятельности общие медицинские знания и умения. Объектом труда медсестры педиатрического профиля являются дети различных возрастных групп, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Специфика деятельности медсестер психиатрического профиля такова, что объект их труда (ребенок) обладает еще не сформированным сознанием и психикой. Объекты труда медсестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля различны. Разные объекты могут по-разному деформировать личность специалиста.

Читайте также:  Засолка белых волнушек холодным способом

Параграф 2.3. «Значимые проявления профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля» посвящен исследованию преобладающих проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер.

, обобщив исследования, выделил проявления профессиональной деформации медицинских работников: отсутствие индивидуального и целостного подхода к больному; нетерпимость, агрессию при общении с пациентами; низкий уровень развития эмпатии; игнорирование психологического состояния пациента; неготовность оказывать помощь. считает, что профессиональная деформация личности медсестры характеризуется наличием системы психологических симптомов: ригидность; стереотипность установок, перенос профессиональной роли во внепрофессиональную жизнь; снижение адаптивных возможностей личности; искажение структуры коммуникативной компетентности; нарушения этических норм профессиональной деятельности; фрустрация потребности в самореализации; агрессивные тенденции реагирования. , считают, что профессиональная деформация проявляется в низком уровне рефлексии; стереотипном способе общения; ригидности мышления. Снижение способности к эмпатии у медсестер отмечается в исследованиях , , . , , отмечены проявление агрессии, раздражения по отношению к пациентам. Игнорирование индивидуальности пациентов выявлено в работах , .

Информация о наиболее значимых проявлениях профессиональной деформации была получена на основании метода экспертной оценки. Релевантность экспертной информации достигалась путем представленности в экспертной группе врачей разного профиля лечебно-профилактических учреждений, главных медсестер и старших медсестер г. Ростова-на-Дону, г. Волгодонска Ростовской области. Каждому эксперту была выдана анкета опроса, содержащая 10 параметров проявлений профессиональной деформации личности. Для выяснения значимости каждого параметра определялся коэффициент значимости (весомости), для проверки степени согласованности мнений экспертов относительно выделенных элементов ПДЛ медсестер, использовался множественный коэффициент ранговой корреляции — коэффициент конкордации (W=0,874). Получена высокая степень согласованности мнений экспертов для данных проявлений ПДЛ медицинской сестры.

С точки зрения экспертов, наиболее значимыми проявлениями профессиональной деформации личности медицинской сестры являются: 1) профессиональная агрессия (Kj=0,17); 2) профессиональная индифферентность (Kj=0,17); 3) коммуникативная интолерантность (Kj=0,18); 4) искажение структуры коммуникативной компетентности (Kj=0,13); 5) снижение уровня рефлексивности (Kj=0,11); 6) изменения в мотивационной сфере (Kj=0,11).

В параграфе 2.4. «Разработка модели профилактики профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля» предлагается обобщенная модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

Психологическая профилактика профессиональной деформации личности медицинской сестры – комплекс предупредительных мероприятий, которые исключают или сводят к минимуму вероятность возникновения и развития проявлений ПДЛ. Разработанная модель профилактики профессиональной деформации личности построена с учетом особенностей проявлений ПДЛ медсестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, включает в себя психологическую помощь (осуществляемую со стороны руководителей медицинского учреждения и психолога) и действия по саморазвитию самой медсестры (рис. 2).

Особое место в предлагаемой нами модели профилактики проявлений ПДЛ медицинской сестры занимает работа психолога в медицинском учреждении. Содержание данного вида деятельности по профилактике ПДЛ составляет индивидуальная диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа. Разработаны рекомендации для администрации лечебных учреждений с целью создания

условий для минимизации возможности формирования профессиональной деформации личности.

В третьей главе «Эмпирическое исследование проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля и анализ результатов апробации профилактических программ» представлены результаты эмпирического исследования проявлений ПДЛ

медсестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, приводится анализ работы по профилактике проявлений

профессиональной деформации личности медсестер различного профиля.

В параграфе 3.1. «Организация и методическая база исследования» подробно охарактеризована выборка обследованных медсестер, дано описание использованных методик и статистических методов обработки данных.

Вербальная, косвенная агрессия

Физическая агрессия, раздражение, косвенная агрессия

Профессиональная деформация когнитивного компонента коммуникативной компетентности

Низкий уровень рефлексивности, низкая степень интегрированности компонентов рефлексии

Низкий уровень действенной эмпатии

Низкий уровень рефлексивности

Высокий уровень внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности

Косвенная агрессия, раздражение, вербальная агрессия

Профессиональная деформация поведенческого компонента коммуникативной компетентности

Коммуникативная интолерантность

Рис. 2. Обобщенная модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медсестер различного профиля

В параграфе 3.2. «Изучение уровней выраженности профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля» в результате анализа данных по методике «Уровень профессиональной деформации личности» () был выявлен уровень профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля (рис. 3).

Рис. 3. Уровень профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля

Примечание. На рисунке использованы следующие обозначения: ПС – медсестры психиатрического профиля; ХО – медсестры хирургического профиля; ТО – медсестры терапевтического профиля; ПД – медсестры педиатрического профиля.

Для выявления различий между выборками по уровню выраженности профессиональной деформации личности использовался параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Полученные данные показывают, что у медицинских сестер психиатрического профиля обнаружен более низкий уровень выраженности профессиональной деформации личности.

Для выявления влияния профиля лечебного учреждения на уровень выраженности ПДЛ медсестер применялся однофакторный дисперсионный анализ. Дисперсионный анализ обнаружил влияние независимой переменной (профиль лечебного учреждения) на зависимую — профессиональную деформацию (F =7,333 р = 0,000). Уровень выраженности профессиональной деформации личности медсестры зависит от профиля лечебного учреждения.

В параграфе 3.3. «Сравнительный анализ проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля» представлены результаты исследования уровней выраженности проявлений агрессии, эмпатии, коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности, профессиональной мотивации деятельности и рефлексивности у медсестер различного профиля.

Медицинские сестры различного профиля характеризуются разными психологическими особенностями агрессии, имеющими качественное и количественное своеобразие. Для медсестер психиатрического профиля характерно проявление вербальной агрессии (46,3%), косвенной агрессии (39%). Медсестры хирургического профиля склонны к проявлению физической агрессии (50%), раздражения (45,5%) и косвенной агрессии (40,9%). У медсестер терапевтического профиля ярко проявляется тенденция к косвенной агрессии (48,8%). Для медсестер педиатрического профиля характерна высокая степень склонности к косвенной агрессии (49,2%), раздражению (44,1%), вербальной агрессии (39%). Агрессия в контексте данного исследования понимается как причинение пациентам психического или физического вреда. Обращает на себя внимание такой доминирующий во всех группах показатель формы агрессивной реакции, как косвенная агрессия. Для оценки достоверности различий между группами по показателям агрессии использовался H-критерий Краскала-Уоллеса. Различия между группами выявлены по выраженности физической агрессии (H=23,703 р=0,000). На основании полученных данных было установлено, что высокий уровень проявления физической агрессии достоверно выше в группе медсестер хирургического профиля.

У медсестер, независимо от профиля лечебного учреждения наблюдается более низкий уровень действенной эмпатии, по сравнению с уровнем сопереживания. Для изучения достоверности различий между показателями сопереживания и действенной эмпатии у медсестер использовался критерий Стьюдента для зависимых выборок. Обнаруженные различия составляют основание для утверждения о том, что медсестры имеют достоверно более низкий уровень действенной эмпатии.

В ходе исследования профессиональной коммуникативной компетентности медсестер, были выявлены различия между группами по степени включенности коммуникативных ценностей в профессиональный идеал медсестры (H=8,506 р=0,037). Для медсестер хирургического профиля присуща более низкая степень включенности коммуникативных ценностей в профессиональный идеал медсестры. Обнаружены различия между группами по профессионализации общения (H=10,149 р=0,017). Более высокая степень преобладания профессиональных коммуникативных умений над общими навыками и умениями выявлена у медсестер педиатрического профиля.

Анализ данных исследования коммуникативной толерантности у медицинских сестер показал, что независимо от их профиля выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности. Выявлены статистически достоверные различия между группами по компонентам: категоричность и консерватизм в оценке людей (H=17,39 р=0,0006), неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров (H=10,53 р=0,0146). У медицинских сестер терапевтического профиля интолерантность больше всего проявляется как категоричность и консерватизм в оценке людей. Медсестры педиатрического профиля испытывают затруднения, когда следует скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при интерпретации качеств партнера по общению как затрудняющих коммуникацию.

В ходе исследования мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля обнаружены значимые различия между группами по внутренней мотивации (H=11,379 р=0,010), внешней положительной мотивации (H=11,200 р=0,011) и внешней отрицательной мотивации (H=10,106 р=0,018). Полученные результаты свидетельствуют о том, что внутренняя мотивация достоверно выше у медсестер хирургического профиля. Для медсестер хирургического и терапевтического профиля характерен более высокий уровень внешней положительной мотивации. Также медсестры терапевтического профиля демонстрируют более высокий уровень внешней отрицательной мотивации. У медсестер терапевтического профиля получается отрицательный, неоптимальный (ВМ = ВПМ = ВОМ) мотивационный комплекс. На основании полученных данных было установлено, что у медсестер терапевтического профиля мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем в других группах медсестер. Медицинские сестры преимущественно ориентируются на адаптивную стратегию профессионального развития.

Анализ данных исследования рефлексивности медсестер выявил, что медсестры хирургического и терапевтического профиля имеют более низкий уровень рефлексивности. Низкий уровень рефлексивности не позволяет переосмысливать собственный опыт, стереотипы поведения. Различия между группами по видам рефлексии статистически значимы только по показателю рефлексии настоящего (H=9,498 р=0,023). Медсестры хирургического и терапевтического профиля менее склонны к проявлению рефлексии настоящего.

В параграфе 3.4. «Анализ взаимосвязи между показателями проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля» представлены результаты, полученные в ходе корреляционного анализа между показателем ПДЛ и показателями проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер: агрессией, эмпатией, коммуникативной компетентностью, коммуникативной толерантностью, мотивацией профессиональной деятельности и рефлексией.

В группе медсестер психиатрического профиля, корреляционный анализ показывает, что показатель ПДЛ прямо пропорционально коррелирует с косвенной агрессией (0,454 при р

Источник

Оцените статью
Разные способы