Способы профилактики профессионального стресса

Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто “улетучиваются”.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:

– постоянное ощущение недоедания

– или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

  • РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
  • Появляется чувство укороченного будущего.
  • Появление чувства вины.
  • Сверх бдительности.
  • Преувеличенное реагирование.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

Читайте также:  Окрашивание яиц натуральными способами

В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков – вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Читайте также:  Резиновая тротуарная плитка способ укладки

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

«Базовый тренинг саморегуляции» – обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» – это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

«Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Источник

Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)

преподаватель Приволжского института

повышения квалификации ФНС России,

кандидат психологических наук

Сегодня профессиональный стресс – это очень серьезное, прогрессирующее огромными темпами социальное явление. Реакция человека на стрессовую ситуацию проявляется не только в психологическом и эмоциональном напряжении, страдает здоровье и работоспособность, изменяется качество жизни в целом. Работник находится в состоянии постоянной усталости и потери энергии, появляются проблемы со здоровьем. «У меня не работа, а сплошной стресс», «Я нахожусь в постоянном стрессе», «Такие нервные нагрузки просто невыносимы» — подобные фразы достаточно часто мы можем услышать из уст работающего человека. Действительно, современная профессиональная среда включает в себя достаточно много стрессовых факторов, так называемых стрессоров.

Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Работа большинства людей редко бывает спокойной, размеренной и лишенной волнений и тревог. Способность специалиста поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок – это решающий фактор успеха.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров

Читайте также:  100 способов стать счастливыми

Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством

Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Методы профилактики профессионального стресса:

  • Со стороны организации: создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график труда и отдыха, создание условий для качественного отдыха, поддержания и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива, создание условий для информационно- психологической безопасности сотрудника, четкое распределение обязанностей между работниками, соблюдение прав и социальных гарантий, отработанная система мотивации и стимулирования, поощрения и наказания и т.д.)
  • Со стороны руководства: создание благоприятного социально-психологического климата, выбор оптимального стиля руководства (наиболее эффективным является ситуативный стиль управления, одним из неэффективных и наиболее стрессогенных является жесткий и авторитарный, попустительский, авральный , перестроенный (постоянные и бессистемные нововведения), необходимо использовать целесообразное делегирование полномочий.
  • Со стороны сотрудника: управление своим отношением к происходящему, развитие установок, которые позволяют снизить стресс, помогают мягче реагировать на ситуации стресса, развитие позитивных жизненных установок (например: «Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «Надо рассматривать проблемы по мере их возникновения»; готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, использование юмора, как эффективного средства преодоления кризисных состояний, получение удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);оказание внимания, помощи и поддержки по отношению к другим людям, с которыми приходится выполнять общее дело; использование релаксации, медитации, аутогенной тренировки, отказ от вредных привычек; развитие умения переключаться на другие занятия (хобби ,общение с животными здоровый образ жизни и; занятия спортом; водные процедуры);соблюдение режима труда и отдыха.

Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .

Правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
  • искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Все вышеперечисленные рекомендации могут помочь сотруднику научиться контролировать уровень полученного при профессиональной коммуникации стресса, регулировать свое поведение, перестать «зацикливаться» на полученных отрицательных эмоциях, не принимать близко к сердцу ситуации, которые чаще всего связаны не с личной угрозой , а с общей психологической напряженностью коллектива при решении общей задачи.

Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Источник

Оцените статью
Разные способы