Способы профилактики компьютерной зависимости

Профилактика компьютерной зависимости

Снятся компьютерные игры. Что делать?

Как перестать бессмысленно сёрфить в интернете

Часто читают
Как перестать играть в Доту, если ты алкоголик

Как избавиться от компьютерной игровой зависимости

Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как лечить?

Можно считать компьютерную зависимость расстройством психики, просто хобби или неизлечимой болезнью 21 века. Это не уменьшит количество людей, которые прямо сейчас стали заложниками современных технологий и нуждаются в помощи.

Это обратная сторона глобальной компьютеризации нашего мира.

Компьютерная зависимость намеренно слабо изучена. Количество зависимых от компьютерных игр людей находится в прямой связи с ростом числа компьютеров. Чем доступнее компьютер, тем чаще вы будете слышать о компьютерной зависимости.

Поэтому обязательно ознакомьтесь со статьёй по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков.

Навигация по статье

Три причины формирования компьютерной зависимости, вытекающие одна из другой:

  1. Компьютер и другие гаджеты не рассматриваются как потенциальная угроза, им не придается должного значения и отсутствует необходимость контролировать их использование.
  2. Пренебрежение правилами обращения с компьютером и другими современными устройствами.
  3. Отсутствие этих самых правил поведения, которых нужно придерживаться.

За время работы проекта СТОП ИГРА.ИНФО (с 2018 года), мы почти всегда имеем дело с последствиями компьютерной зависимости, а не причинами, которые к ней привели. Борьба ведется с компьютерной зависимостью на той стадии, когда ее лечение уже затруднено и встречается геймерами негативно.

Предупредить всегда легче, чем лечить.

В каких случаях профилактика компьютерной зависимости принесет результат?

Когда уместна профилактика компьютерной зависимости?

Профилактика компьютерной зависимости имеет смысл только в двух случаях.

  • Первый. Если вы хотите защитить ребенка от компьютерной зависимости в будущем, и ситуация под вашим контролем. Об этом пойдет речь в статье.
  • Второй. Если вы справились с компьютерной зависимостью своего ребенка и хотите не допустить ее повторения.

Профилактика компьютерной зависимости, если ребенок уже подсел на компьютерные игры или гаджеты, результата не принесёт. Зато вы сможете обнаружить проблему уже на ранних стадиях и принять меры, до того как будет слишком поздно. Как это работает? Рассмотрим ситуацию.

У ребенка ранняя стадия зависимости. Родители об этом не знают и пытаются ввести профилактические меры. Помогут эти меры или нет, они не узнают, потому что ребенок откажется их соблюдать или даже переубедит их вводить:

  • сейчас такое время, все играют и это нормально, 21 век!
  • без знания компьютера сейчас никуда, даже на работу не возьмут;
  • еще не много играю, вот у нас в классе…
  • и другие типичные аргументы.

На самом деле, ребенок довольно типично защищает свое увлечение и манипулирует родителями. Отказ от любых ограничений на пользование гаджетами уже сам по себе указывает на нездоровую привязанность.

В итоге проблема продолжит развиваться, только вне поля зрения родителей.

Профилактика компьютерной зависимости

Профилактика компьютерной зависимости – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение патологической привязанности к компьютеру и другим технологическим устройствам.

Причина формирования привязанности, а затем зависимости – отсутствие контроля за временем, проводимым за видеоиграми или гаджетами.

Время, которое ребенок будет проводить за компьютером /смартфоном и видеоиграми – единственное, на что можно и нужно повлиять.

Оптимальное время за компьютером

Как определить оптимальное игровое время? Чтобы и ребенка побаловать, и вы были спокойны. Нет единого мнения в вопросе безопасного игрового времени.

Также как неясно, сколько сигарет можно выкурить, прежде чем возникнет привыкание к табаку. Курению почти 500 лет, а компьютерная зависимость как явление очень молодая.

Попытаемся найти баланс между желанием ребенка и родителя.

Компьютерные игры в том или ином виде делятся на две группы: одиночные и онлайн-игры (многопользовательские).

Одиночные игры

Одиночные игры делают упор на сюжетную составляющую. Типичная одиночная игра имеет две составляющие:

  • активную – нужно непосредственно играть – взаимодействовать с игрой;
  • пассивную – можно наблюдать за развитием сюжета и отдыхать от игрового процесса, вроде просмотра фильма. Для этого в игры добавляют видеоролики и текстовые записки, которые двигают сюжет или раскрывают его детали.

Видеовставки между активными фазами игры могут длиться от 2 до 7 минут. Необходимо это учитывать, когда вы планируете временные ограничения для однопользовательской игры.

Представьте эмоции ребенка, который успел посмотреть 4 видеоролика, только приступил к активной фазе, а дозволенное время окончено. Выход – понаблюдать за ребенком в момент игры, чтобы определить временные рамки. Можно остановиться на простом ограничении времени без возможности продления. В любой момент игру можно прервать, прогресс будет сохранен. Довольно просто придерживаться установленных рамок.

Читайте также:  Как легким способом нарисовать дельфина

Многопользовательские игры

Опаснее с точки зрения привыкания. Если ребенок играет в такие, он общается с другими людьми. Онлайн игры также могут иметь сюжет, но запущенную игру нельзя поставить на паузу. Помимо потери игрового прогресса, игрок с большой вероятностью получит виртуальный “штраф” за побег из игры. Плюс осуждение со стороны других игроков, которые на него рассчитывали. Прийти соглашению о допустимом времени в онлайн играх очень сложно, потому что игры спроектированы, чтобы игрок проводил в них как можно больше времени. Это определяет доходы разработчиков.

Тщательнее следите за ребенком, если он любитель онлайн-игр.

Простой способ договориться – установить допустимое количество игровых сессий (матчей, игр, “каток” – геймерский сленг).

Длительность сессии в разных играх может сильно отличаться: от 5 минут до 5 часов (привет MMORPG)!

Ориентиры времени:

Для детей 11-17 лет: 60-80 минут в день.

Детей младшего возраста мы вообще не рекомендуем вовлекать в современные игры, если только вы готовы быть в этот момент рядом. Следить нужно не только за временем, но еще и в какие игры он играет.

Хотите правильно ограничить время в конкретной игре?

Пишите нам на почту с пометкой “игровое время” или в соцсетях:

Не волнуйтесь, если ребенок перепрыгивает из игры в игру. С точки зрения вовлечения, он не успеет привыкнуть к одной игре.

Что делать, если ребенок уже трудно поддается контролю?

Прекрасно, если вы установлены правила поведения и они выполняются. Что если ребенок не поддается на уговоры и контролировать его очень сложно?

Правильное стимулирование. Узнайте потребности ребенка и пообещать удовлетворить их, за полезное действие со стороны ребенка.

Этот трюк работает, кроме того, мы живем во время рыночных отношений: ты мне, я – тебе. Подумайте над тем, как убедить ребенка проводить меньше времени за играми, и выполняйте данные обещания.

Ни в коем случае не стимулируйте ребенка компьютером!

Подробнее о других способах стимулирования рассказываем на нашем курсе для родителей.

Можно ли на 100% защититься от компьютерной зависимости?

Да. Единственная мера, которая гарантирует то, что ребенок не прилипнет к компьютеру или смартфону – не допускать его к компьютеру или смартфону, совсем. Других вариантов со 100% гарантией нет.

Это не самый удобный способ профилактики, поэтому рекомендуем контролировать игровое время.

Важные рекомендации по профилактике компьютерной зависимости

Воспринимайте эти советы как косвенные методы профилактики компьютерной зависимости.

Совет первый. Искренне интересуйтесь жизнью ребенка.

Общайтесь, ведите диалог, обсуждайте вашу жизнь и жизнь вашего чада. Это очень важно. Если все, что вас интересует – школьный дневник или неуды по поведению, меняйте ситуацию. Ключевое слово – искренне .

Совет второй. Проводите с ребенком столько времени, сколько это возможно. Учитывайте возрастные особенности! Не нужно пытаться быть с подростком также часто, как и с дошкольником.

Чем больше вы будете с детьми, тем раньше заметите любые изменения и сможете оказать поддержку. Тем меньше непредвиденных ситуаций сможет возникнуть.

Совет третий. Давайте и выполняйте обещания. Всегда.

Если вы что-то пообещали, выполняйте! Иначе потеряете доверие, а следом – авторитет и контроль за ситуацией.

Совет четвертый. Правильный личный пример. Если вы жестко ограничиваете экранное время ребенку, то и сами не должны этим временем злоупотреблять. Дети смотрят не на то, что вы говорите, а на то, что делаете . Ругаете компьютер и соцсети, а сами активно пользуетесь? Ребенок возьмет с вас пример.

Развивайте ребенка, развивайтесь вместе. Заставляете учиться – запишитесь на курсы повышения квалификации. Покажите на своем примере, насколько это важно. Ничто не оказывает настолько сильное влияние, как личный пример родителей.

Последнее и самое главное…

Любите своего ребёнка!

Любого, просто так. Это ваша кровь и будущее. Любите за то, что он есть. Ребенок должен знать, что его любят. Все предыдущие рекомендации по профилактике компьютерной зависимости теряют всякий смысл без любви.

Источник

Профилактика компьютерной зависимости.
статья по психологии на тему

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей. Сегодня ни для кого не секрет, что всеобщая компьютеризация всех сфер жизни помимо положительных сторон имеет и отрицательные, одной из которых является компьютерная зависимость у детей.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

В особенности этому пристрастию подвержены несформированные личности детей в возрасте 10-16 лет, чаще это мальчики. Психологи-практики утверждают, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Все чаще стали наблюдаться случаи компьютерной зависимости у младших школьников и дошкольников. Поэтому принимать меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Читайте также:  Оценка это способ отражения хозяйственных операций

Поэтому родителям важно очень хорошо разбираться в этом вопросе и понимать, что делать, как вести себя, как устанавливать правила и ограничения, как строить общение с ребёнком, чтобы не допустить развития компьютерной зависимости.

Причины появления компьютерной зависимости:

1. Особенности воспитания и взаимоотношения в семье.

2. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

3. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

4. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

5. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

6. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Распознать психологические проблемы у своего ребенка можно по следующим признакам:

1. Потеря интереса к окружающему миру, людям, замкнутость в себе.

2. Утрата контроля времени, проведенного в сети.

3. Раздражительность, злоба и агрессия при запрете компьютера.

4. Приступы тревоги, беспокойный сон.

5. Пренебрежение к учебе, домашним делам, сну и личной гигиене.

Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.

А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, и помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и телевизору.

Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Родителям необходимо учитывать:

· Контроль – первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться. Чтоб не было конфликта, необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще нежелательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут – это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет – час.

· Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

· Личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.

· Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.

· Постарайтесь воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном, займется компьютерной графикой и т.д. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего, запрещающего, а помогающего.

· Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Крайне важно научить ребенка критично относиться к компьютерным играм.

· Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.

· И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой и папой.

Важно знать:

Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно — время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно.

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях?

Таким образом, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно и продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.

Скачать:

Вложение Размер
prof._kom.zavisimosti.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Багина Елена Сергеевна,

Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей. Сегодня ни для кого не секрет, что всеобщая компьютеризация всех сфер жизни помимо положительных сторон имеет и отрицательные, одной из которых является компьютерная зависимость у детей.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

В особенности этому пристрастию подвержены несформированные личности детей в возрасте 10-16 лет, чаще это мальчики. Психологи-практики утверждают, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Все чаще стали наблюдаться случаи компьютерной зависимости у младших школьников и дошкольников. Поэтому принимать меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Поэтому родителям важно очень хорошо разбираться в этом вопросе и понимать, что делать, как вести себя, как устанавливать правила и ограничения, как строить общение с ребёнком, чтобы не допустить развития компьютерной зависимости.

Причины появления компьютерной зависимости:

  1. Особенности воспитания и взаимоотношения в семье.
  2. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
  3. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
  4. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  5. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
  6. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Распознать психологические проблемы у своего ребенка можно по следующим признакам:

  1. Потеря интереса к окружающему миру, людям, замкнутость в себе.
  2. Утрата контроля времени, проведенного в сети.
  3. Раздражительность, злоба и агрессия при запрете компьютера.
  4. Приступы тревоги, беспокойный сон.
  5. Пренебрежение к учебе, домашним делам, сну и личной гигиене.

Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.

А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, и помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и телевизору.

Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Родителям необходимо учитывать:

  • Контроль – первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться. Чтоб не было конфликта, необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще нежелательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут – это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет – час.
  • Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
  • Личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
  • Постарайтесь воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном, займется компьютерной графикой и т.д. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего, запрещающего, а помогающего.
  • Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Крайне важно научить ребенка критично относиться к компьютерным играм.
  • Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
  • И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой и папой.

Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно — время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно .

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях?

Таким образом, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно и продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.

Источник

Читайте также:  Тригонометрический способ решения задач
Оцените статью
Разные способы