Профилактика девиантного поведения дошкольников
Ирина Пронина
Профилактика девиантного поведения дошкольников
В настоящее время проблемы, которые связаны с психическим и психологическим здоровьем ребенка дошкольного возраста, являются актуальными в практической деятельности педагогов и психологов дошкольного образовательного учреждения.
Несмотря на то, что понятие «девиация» чаще используется для оценки поведения подростков и взрослых, у детей дошкольного возраста довольно часто встречаются нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Исследования многих отечественных педагогов (Овчарова Р. В., Галагузова М. А., Беличева С. А., Олиференко Л. Я., рассматривающих девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, доказывают, что воспитанники дошкольного образовательного учреждения в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения. Девиантное поведение (также отклоняющееся поведение) (лат. Deviatio — отклонение) — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам[1, стр. 12].
Причины возникновения девиантного поведения[2, стр. 2-8].
1. Медико-биологические.Данную группу можно разделить на три подгруппы: врожденные, приобретенные и наследственные причины. Поражением генетического материала вызваны наследственные причины (хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур). К наследственным так же относятся дефекты слуха, речи, нарушения умственного развития. Врожденные медико-биологические причины отклоняющегося поведения ребенка обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности.
2. Социально-психологические. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
3. Психолого-педагогические.К этим причинам относятся: искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения, отрицательный пример взрослых, злоупотребление запретами или вседозволенностью, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Типы девиантного поведения:
1 тип: поведение импульсивное и неуравновешенное, характерное для быстровозбудимых детей (вспышки гнева, громкий плач, обида). Данный тип
поведения приводит к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления быстро угасают.
2 тип: негативное отношение к общению (надолго задерживаются в памяти недовольство и обиды). Дети данного типа избегают общения, пытаясь скрыть испуг и неуверенность в себе. С нежеланием посещать детский сад связано эмоциональное неблагополучие.
3 тип: неустойчивость внутреннего мира, наличие многочисленных страхов.
Для выявления девиантного поведения необходимо провести исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника. Можно выделить два этапа выявления отклоняющегося поведения: констатирующий и подтверждающий. Цель первого этапа заключается в выявлении детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Для достижения данной цели проводится беседа с воспитателями группы, применяются проективные методики.
На втором этапе исследования необходимо подтвердить наличие признаков отклоняющегося поведения у детей. Для этого проводятся дополнительные методики, как методика «Лесенка» (диагностика самооценки, методика «Рене Жиля» (изучение социальной потребности ребенка, а так же его взаимоотношение с окружающими) и т. д.
Существует несколько путей профилактики и коррекции девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1. Сформировать интерес ребенка к окружающим людям и желанию их понять.
2. Закрепить навыки общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Выработать навыки адекватного поведения.
4. Обучить ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развить умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Для коррекции отклоняющегося поведения ребенка наиболее эффективной является игротерапия, так как игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.
Для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка могут использоваться:
— подвижные и коммуникативные игры;
— ритмические игры со словами;
— разыгрывание «трудных ситуаций»;
— танцы и музицирование;
— чтение и обсуждение сказок.
Последний пункт стоит особенного внимания, так как сказки и игры тесно связаны, следовательно, сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Благодаря сказкам ребенок учится
различать такие понятия, как «добро» и «зло», учится правильно оценивать поступки и свои, и окружающих.
Помимо игр и корректирующих занятий ребенку с отклоняющимся поведением необходим твердый режим дня и правильное питание, контроль за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Во время анализа отклоняющегося поведения дошкольника необходимо знать и учитывать психологические и личностные особенности ребенка. Отклонения в поведении могут являться следствием нарушения эмоциональной сферы и произвольности поведения. Снизить риск возникновения отклонений в поведении старших дошкольников поможет оказание своевременной квалифицированной помощи.
Список использованной литературы:
1. Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.
2. Г. Г. Зайдуллина, Причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – http://cyberleninka.ru ., статья в интернете.
Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.
Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.
Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.
Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей «Здоровые ножки» У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.
Источник
«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике
статья о девиантном поведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 46 КБ |
deviantnoe_povedenie.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях реализации ФГОС является успешная социализация ребенка, формирование его активной и ответственной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место в обществе. На первый взгляд, достижение этой цели не должно вызывать особых трудностей. Тем не менее, процент «трудных» детей с каждым годом растет и проблема так называемого «девиантного» или отклоняющегося поведения приобретает все большую значимость и актуальность.
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе).
Следует отметить причины, которые способствуют развитию девиантного поведения:
— нарушение в становлении, формировании и развитии личности;
— влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско-родительских, детско-детских, родительских;
— влияние характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением;
— выраженное протекание подросткового кризиса;
— членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.
В современном мире, к этим причинам прибавляются новые: размывание понятия благородства, влияние СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.
На сегодняшний момент становится очевидным, что девиантное поведение имеет место быть. Поэтому крайне важно повысить роль профилактической деятельности в работе с девиантными детьми. Итак, что же такое профилактика девиантного поведения? Профилактика девиантного поведения — это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний. Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. С её помощью можно снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло, с наименьшими функциональными затратами. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов. Третичная профилактика это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.
Профилактика девиантного поведения включает в себя следующие этапы:
Диагностирование особенностей развития и поведения трудного ребенка предполагает многоуровневое изучение его личности, что позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими воспитанниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных нарушений или их начальные проявления, установить вид и объем педагогической помощи.
Диагностика состоит в сборе информации из бесед с детьми, педагогами, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений. Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики, завершается выдвижением гипотезы о причинах трудностей.
2. С целью более глубокого и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными в результате применения психодиагностических методик.
Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.
Изучение зоны ближайшего окружения:
— общение в д\с и вне его;
— на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.
3. Психолого-педагогическая коррекция. Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает, тем самым, социальный статус ребёнка.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в воспитании и обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование родителей по сложным ситуациям. В силу особенностей вида деятельности дошкольников нужно создавать во время занятий ситуации с элементами новизны, занимательности, опираться на жизненный опыт детей, а также следить за нагрузкой.
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
· коммуникативные и подвижные игры;
· разыгрывание «трудных ситуаций»;
· ритмические игры со словами;
· музицирование и танцы;
· чтение и обсуждение сказок.
Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Наша задача педагогов – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения. Совместная психолого-педагогическая работа позволяет сформировать личность ребенка группы риска с социально устойчивыми и положительными установками.
Девиантное поведение не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Детский сад как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральный государственный стандарт образования ставит задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении.
Источник