Способы профессионального становления педагога

Статья: Профессиональное развитие личности педагога.
статья

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Скачать:

Вложение Размер
Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целост 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Профессиональное развитие личности педагога

старший воспитатель: МиллерЭ.В.

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Профессионально значимые качества формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога ( профессиональная социализация личности педагога — усвоение профессионального опыта и культуры), индивидуализации ( индивидуализация личности педагога — неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений). В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.

Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:

а) структура , которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;

б) направленность , представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;

в) противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности;

г) собственное время профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов;

д) неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций);

е) непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.

Профессионально значимые качества развиваются посредством «перевода» общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.

Необходимым условием профессионального развития является профессиональное самообразование педагога — опосредованное практикой расширение полученных знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.

В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:

1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;

2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;

3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;

4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.

Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным , когда педагог проходит лишь некоторые из них.

На мотивационном этапе — формирования профессиональных намерений — учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.

На втором этапе начинается профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития

На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих — самой личности, ее творческой активности.

На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.

Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности. На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.

Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации . Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную. Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.

Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, — наличие «социальной ситуации развития».

Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, «силовые линии» которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на «орбиту» непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.

Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.

Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.

Под организацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.

Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Развиваясь профессионально и личностно, педагоги становятся значимым условием и фактором личностного развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б.

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога.

В данной статье анализируются особенности коммуникативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического.

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ.

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная презентация является дополнением и иллюстрацией к стаье по психологии с одноименным названием.

Профессиональное становление личности педагога

Структура и основные компоненты педмастерства.

Источник

Статья «Профессиональное становление педагога».
статья по музыке

Профессиональное становление педагога

Скачать:

Вложение Размер
professionalnoe_stanovlenie_pedagoga.docx 36.42 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Сущность и условия профессионального становления педагога

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Выделяют 4 уровня профессионального становления педагога:

  1. стадия формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии;
  2. стадия профессиональной подготовки – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
  3. стадия профессионализации – адаптации в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
  4. мастерство (профессионализм) – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Выделяют 5 стадий профессионального становления:

Начинающие преподаватели, 1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому

Опытные преподаватели, 5-10 лет

Стадия «педагогической компетентности». Способность

самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и

детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

Профессионалы, 10-20 лет

Период «профессионального мастерства». Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

Эксперты, свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному

схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах:

  • специального , для которого выделяется особое время и место (КПК, семинары, мастер-классы);
  • ситуативного , реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии (другими словами, через самооценку);
  • актуального , когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности (конкурсы).

Теперь обратимся к профессиональной компетенции педагога. Что же это такое? Компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности».

Виды педагогических компетенций:

  • Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
  • Творческая.
  • Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
  • Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
  • Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
  • Поведенческая.
  • Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).
  • Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
  • Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
  • Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Педагог должен обладать следующими компетентностями:

  • когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
  • психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
  • коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
  • риторической (профессиональная культура речи);
  • профессионально-технической (технологии и методики);
  • профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).

Все многообразие профессионально значимых характеристик преподавателя можно условно объединить в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная .

Психолого-педагогическая культура учителя.

Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.

Знание и учет возрастных особенностей учащихся.

Владение различными педагогическими технологиями.

Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В обобщенном виде понятие « профессионально-педагогическая компетентность », в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках и способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Другими словами – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.

Источник

Читайте также:  100 способов дополнительного заработка
Оцените статью
Разные способы