Способы профессионального самовоспитания учителя
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1].
1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 74.
Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам.
Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).
Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Источник
III. Средства и способы профессионального самовоспитания учителя
Средства и способы самовоспитания бесконечно многообразны. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разными приемами самовоспитания.
Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.
В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами — самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т. д.
В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений в своей личности.
Программирование изменений в своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания (ныне в практику вошло составление индивидуальных творческих планов учителя, в которых намечаются мероприятия как по самообразованию, так и по самовоспитанию), ведение дневниковых записей, публичное объявление намерений и т. д.
Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. В идейно-политическом воспитании это — идейно-политическая активность, в профессиональном воспитании и самовоспитании — соответствующая профессиональная деятельность.
Однако часто в целях овладения той или иной деятельностью человек пользуется не самой деятельностью, а ее моделями. Поэтому к средствам профессионального самовоспитания можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.
Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К. Д. Ушин-ский, Н. И, Пирогов, Л. Н. Толстой).
Средствами самовоспитания учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.
В процессе профессионального самовоспитания могут быть использованы многочисленные приемы воздействия на свою личность. Среди них можно выделить по крайней мере три группы — самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
1. Самоинформирование
Этот прием включает различные виды и формы самообразования. Содержание самообразования учителя многогранно. Учителю необходимо непрерывное идейно-политическое, специальное, профессионально-педагогическое, а также общекультурное (научное, эстетическое и т. д.) образование. Заниматься самообразованием — значит, как указывал В. И. Ленин, вести серьезную, труднейшую, большую работу, глубоко продумывая и критически перерабатывая воспринятую информацию. Важнейшим помощником в деле самообразования учителя является литература — педагогическая, психологическая, художественная и т. д.
В настоящее время принимаются меры по созданию специальных программ самообразования педагогов. Разработаны первые общесоюзные программы для самообразования учителя-предметника. Журналы «Политическое самообразование», «Советская педагогика» и другие публикуют примерные планы и материалы по важным разделам идейно-политического самообразования учителя. Подобные публикации позволяют повышать организованность и управляемость самообразования. Значительную помощь учителю в его самообразовательной деятельности оказывают такие способы работы над собой, как участие в семинарах, собеседованиях, конференциях и т. д., организуемых домами политического просвещения.
К сожалению, в этом важном деле не изжита еще значительная доля формализма — и в организации работы учителя над собой, и в контроле за ее ходом и результатами. Между тем крайне важно добиваться того, чтобы самостоятельная работа учителя была более целенаправлена. В процессе самообразования, например, учитель должен изучать конкретные философские проблемы, актуальные проблемы психологии и педагогики, обучения и воспитания учащихся. Каждая такая проблема может состоять из ряда взаимосвязанных тем.
Например, если в качестве такой комплексной проблемы взята «Активизация учебного процесса», то частными темами здесь будут: «Формирование у учащихся потребностей, мотивов и интереса к знаниям»; «Формирование умений и навыков самостоятельной работы: (самоорганизации, самоконтроля и самооценки»; «Совершенствование методики преподавания в целях повышения познавательной активности учащихся» и т. п.
Продуктивность самообразования в значительной мере зависит от культуры человека. Надо уметь не просто читать, а изучать прочитанное. Учитель должен быть энергичным, активным и оперативным читателем.
В числе проблем учительского чтения — вопрос о быстрочтении. Традиционно сложившиеся темпы чтения уже не годятся в век быстро растущего потока информации. Скоростное чтение позволяет читать в два, три и более раз быстрее, чем обычно. Очень быстро умели читать К. Маркс, В. И. Ленин, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, М. Горький и другие выдающиеся люди.
Близко знавшие В. И. Ленина, восторгались его манерой чтения. О. Б. Лепешинская вспоминает. Увидев, как В. И. Ленин энергично перелистывает какую-то объемистую иностранную книгу, она обратилась К нему:
«— Владимир Ильич, что Вы делаете?
— Как что? — ответив с удивлением Ленин.— Читаю.
— Разве так читают? Все читаете или только просматриваете?
Конечно, все, — и очень внимательно.
Но разве можно так быстро читать?
—Вот оно что, — улыбнулся Ленин. — Вы правы: я читаю быстро. Но так надо, я себя приучил к этому. Мне необходимо очень много прочесть. Поэтому медленно читать мне нельзя».
Ленин выработал свой особый стиль чтения газет: одну газету из почты читал обстоятельно, другие просматривал легко и быстро. Он умел сразу находить в них нужное. В. И. Ленин читал не по словам, даже не по строчкам, а целыми абзацами.
Секреты скоростного чтения теперь известны, и каждый может значительно ускорить темп своего чтения. Надо помнить, мозг наш может работать в очень быстром темпе, надо только устранить преграды для более эффективного использования его возможностей.
Во-первых, необходимо поупражнять и развить свое восприятие с таким расчетом, чтобы увеличить его объем: вместо одного слова научиться воспринимать сначала 2— 3 слова, затем — целую строчку, а то и две строчки. Во-вторых, ускорить смену фиксаций восприятия, быстрее перемещать взор на новую порцию графических изображений. В-третьих, нужно преодолеть «слуховой барьер», отучиться от обязательного произношения (в том числе и про себя) прочитанного. Как для понимания устной речи нет необходимости переводить ее в письменную, так и для понимания печатного текста перевод его в слышимый вариант излишен. Надо научиться воспринимать и понимать непосредственно зрительно печатное слово.
Многие люди, овладевшие быстрочтением, темп своего чтения от обычной нормы в 250—300 слов в минуту довели до 15 000 слов в минуту (т. е. до 500—600 страниц в час).
Несколько слов о личной библиотеке учителя. Учитель не может обойтись без нее. Ныне создаются более благоприятные условия для снабжения учителей необходимой литературой. Рождаются и новые формы информационного обслуживания учителя. Так, появляются возможности создавать личные микробиблиотеки из микрофильмов и микрофиш, изготавливаемых информационными центрами и крупными библиотеками по заявкам читателей.
Важнейшей составной частью самоинформирования является самопознание — информация о своей личности. Без точного знания и оценки особенностей своей личности учитель не может определить направление работы над собой.
Самопознание должно осуществляться на всех уровнях: социальном, профессиональном и индивидуально-типологическом. Основные способы самопознания описаны в психологической литературе. Укажем на те из них, которые наиболее доступны учителю.
Прежде всего, следует обратить внимание на умение критически оценить мнение окружающих людей: коллег, руководителей школы, учащихся и других лиц, с которыми учителю приходится взаимодействовать. Внимательный и чуткий учитель не может не фиксировать реакции учащихся или коллег на свои поступки и не отдавать себе отчет об их последствиях.
Возможным способом самопознания является самоиспытание, например, самоиспытание развитости, силы, устойчивости, и другие особенности психических процессов и свойств.
Наконец, самопознание может осуществляться в результате систематического наблюдения за собой и анализа своих поступков.
В. Гете писал: «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
Все названные приемы могут по-разному использоваться разными учителями в зависимости от ценностных ориентации, притязаний, самооценки и других личностных качеств. Многообразие это выразится в конкретных и частых приемах самоинформирования.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Думается, что эта мысль верна не только по отношению к учащимся, но и по отношению к самому учителю как профессионалу. Лишь тот учитель приблизится к идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, ожиданий своих учащихся, кто сделал свою личность объектом непрестанного совершенствования.
Объективность знаний учителя о себе зависит от его самокритичности. К. С. Станиславский писал: «Меня — одни хвалили, другие (их было больше) бранили. Но. я сужу о себе не по отзывам прессы и зрителей, а по собственному ощущению и разумению. Для себя самого — я жестоко провалился в роли Сальери. Но я не променяю этого провала ни на какие успехи и лавры; так много важного принесла мне моя неудача».
Объективно оценив свои плюсы и минусы, учитель ставит вопрос: «Что делать дальше, как быть?»
Мудро ответил на этот вопрос Н. Островский: «Мне кажется, что для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, пороки и по-большевистски решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт. Самокритика — это весьма действенное средство, данное нам партией для перевоспитания людей. Это надо постоянно иметь в виду.
Во-вторых, необходимо поставить себе определенную цель жизни, может быть, разбив ее на ряд отдельных последовательных звеньев. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам».
Осознание перспектив саморазвития и установка на самосовершенствование являются путеводной звездой и катализатором самовоспитания.
В самовоспитании непосредственным источником побуждений является сам занимающийся им. Все внешние влияния и побуждения срабатывают, только преломляясь через внутреннее «я» личности, только будучи принятыми ею.
Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Так, если человек отличается достаточной самостоятельностью, высоким уровнем самосознания, а его усилия по преодолению своих недостатков или развитию у себя нужных качеств — успешны, то, очевидно, самостимуляция может ограничиться самоодобрением и самоободрением.
Более значимой и эффективной формой самостимуляции является самоубеждение. На основе анализа своей деятельности, благодаря строгим логическим доводам учитель может выработать сознательную установку — взяться за свое дальнейшее развитие.
Ценность самоубеждения как побудителя к самовоспитанию заключается в том, что благодаря ему учитель более четко осознает качества личности, подлежащие изменениям. Уже сам факт появления в сознании учителя образов исходного и желаемого состояния профессионально значимых качеств личности является стимулом, мобилизующим, активизирующим и направляющим деятельность учителя по самоизменению.
Однако могут возникнуть и такие ситуации, когда необходимость самовоспитания осознана, намечена даже программа самоизменений, а реализация ее не осуществляется. Ведущая причина такого состояния, очевидно, кроется в пробелах развития волевых качеств личности.
В этих случаях важную роль в стимуляции самовоспитания может сыграть самоприказ. Когда дело проанализировано, принято решение, необходимо принудить, заставить себя приступить к его исполнению.
Поучителен в этом отношении пример П. И. Чайковского, который говорил, что надо уметь работать и тогда, когда нет особой охоты работать, человек должен обладать большой властью над собой, вдохновение к ленивым не приходит.
С удовольствием выполнять любую педагогическую работу, даже если она не очень приятна,— нравственная норма отношения учителя к своему труду. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать, а повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.
Самопобуждение может осуществляться не только с помощью самоприказа. Л. Н. Толстой в молодые годы после каких-либо оплошностей сам писал себе критические письма. Вероятно, это тоже один из способов заставить себя исправить ошибки.
Формой самопобуждения может явиться и самопринуждение. Оно всегда есть сознательный выбор между «не хочу» и «надо», сознательное обеспечение доминирования последнего. Для этого человеку часто приходится преодолевать самого себя, бороться с самолюбием, признавать свои ошибки, свои недостатки. Самопринуждение под силу только человеку с развитыми волевыми и нравственными качествами.
Самопринуждению может предшествовать не только эмоциональное состояние недовольства собой, но и сознательная самокритика. Она заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритике отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных качеств, притягательная сила которых является побуждением к самоизменению.
Очевидно, существуют и многие другие формы самостимуляции к самовоспитанию.
Источник