Способы профессионального развития работников

Научи ученого: как эффективно повысить квалификацию сотрудников

Лучший способ обойти конкурентов — постоянные улучшения. Причем ключевую роль в модернизации компании играет развитие персонала. При грамотной работе с кадрами растет и качество продукта компании, и финансовые показатели бизнеса. Что важно учитывать, отправляя свою команду на курсы повышения квалификации?

Незаинтересованные в обучении сотрудники, бесполезные знания, которые не применимы в ходе исполнения ежедневных обязанностей, и краткосрочный эффект от обучения — вот основные проблемы в процессе повышения квалификации кадров.

Правильные люди

Первый этап успешного повышения квалификации коллектива — выбор правильных сотрудников для переподготовки и оттачивания навыков. Помимо того, что сами курсы могут оказаться некачественными (от этого никто не застрахован), так еще и у самого работника банально может не быть желания обучаться. Один из самых неприятных случаев, когда работник тратит на повышение квалификации личное время, — тогда он просто не успевает отдохнуть. Подобные ситуации вызывают негативный отклик персонала и финансовые потери. Чтобы их избежать, следует подходить к повышению квалификации комплексно.

Ошибка руководителя, который выбирает кандидатов на обучающие курсы, может сделает напрасными все прочие усилия. А вот правильно мотивированный работник не только поднимет личный уровень знаний, но и поможет в становлении своих коллег. Помимо условного лидера, улучшайте навыки и тех сотрудников, которые медленно выполняют ключевые операции.

В небольшом коллективе таких выделить несложно, а вот для крупной компании есть своя методика отбора. Подготовьте набор ключевых показателей, которые определят кандидатов на повышение квалификации. Например, для того же отдела продаж это соотношение количества сделок и общего времени, которое потрачено на переговоры, либо коэффициент успешно проведенных презентаций. Также подойдет количество результативных командировок и среднее количество звонков в час.

Чтобы оценить результативность и получить необходимые данные, рекомендую использовать системы управления проектами, тайм-трекинг и успешные практики других компаний. Выбирать их можно с помощью специальных программ и проверенных практик ведущих компаний.

Интересная практика подбора лучших сотрудников у американского Amazon. На корпоративном сайте компания завела виртуальную коробку, куда любой желающий может направить предложение, как усовершенствовать работу интернет-гиганта. С помощью такого функционала Amazon выявляет наиболее инициативных сотрудников. Они не бездействуют при виде проблем, и им не наплевать на будущее компании. Чтобы они могли приобщиться к воплощению своих предложений в реальность, компания поощряет их обучение. Кстати, когда-то от программиста Чарльза Варда поступило предложение о бесплатной доставке, которая могла бы стать фишкой Amazon. В результате доставка трансформировалась в крайне популярный премиальный набор услуг.

Другой пример онлайн-магазина — Zappos, в котором ежемесячно выбирают лучшего сотрудника. Голосует сам коллектив: у каждого есть по $50, которые необходимо отдать тому, кто, по их мнению, в этом месяце работал лучше всех. Победитель получает денежное вознаграждение и возможность пользоваться крытой парковкой.

Точный метод

Далее определитесь с методами повышения квалификации. Условно делим методы на внутренние и внешние. Первые — это те мероприятия, что проводятся внутри компании, ко вторым относятся образовательные программы. Преимущества внутрикорпоративного обучения заключаются в меньших расходах, укреплении корпоративной культуры, возможности корректировать и оптимизировать процесс. Внешние же, как правило, расширяют кругозор сотрудника, дают более глубокие и структурированные знания и возможность перенять сторонний опыт.

Тренеры и наставники. Можно и комбинировать методы. Например, привлекать тренера-профессионала, который обучит в соответствии с особенностями работы компании, наладит связь между отделами и поможет в формировании корпоративной культуры. Другой метод — создание системы наставник-ученик(и). Наставником может стать любой опытный работник, который уже прошел курсы или обладает достаточным арсеналом знаний. Он может взять одного или нескольких учеников, проводить лекционные занятия и помогать им в работе. Важно при этом ограничить количество часов на обучение.

Читайте также:  Способ достижения результатов деятельности это форма

Обмен опытом между отделами. Это хороший прием для лучшего понимания устройства работы в компании, когда один подчиненный на время переходит в другой отдел. Например, дизайнер сайта может на время попасть к верстальщикам. Верстка — это следующее функциональное звено при внедрении дизайна на сайт, и усиление связи между этими отделами ускорит разработку и упростит общение в дальнейшем.

Обучение в рамках дискуссии. Самый нетривиальный метод носит характер эксперимента, поэтому его результаты невозможно предугадать. Однако он однозначно полезен, так как помогает понять логику мышления разных людей. Организовать такое обучение просто: собираются сотрудники и обсуждают тему дискуссии.

Инструктаж. Обязательное обучение, которое следует проводить для каждого новичка. Один-два дня инструктажа помогут подчиненному освоиться и быстро войти в темп работы.

Внешние методы повышения квалификации отличаются более оригинальным подходом к обучению.

Хакатоны, конференции, семинары, лекции. Любое публичное мероприятие, которое посвящено развитию области знаний, — отличный вариант повысить уровень квалификации подчиненных. Там работник заведет полезные знакомства среди профессионалов, откроет для себя новые технологии и неординарные способы использования старых, по-другому взглянет на решение рутинных задач. Кроме того, это обычно не бьет по карману.

Саморазвитие. Иногда самостоятельное обучение — оптимальный метод оттачивания навыков отдельных сотрудников. Например, оно круто работает для программистов, которым требуется технология, на освоение которой уйдет много времени. Можно выделить определенное количество дней или часов на самообучение, а после проверить результат.

Тренинги. В определенных случаях приглашать тренера в компанию затратно и не эффективно. Поэтому проще отправить сотрудника на мероприятие, где профессионал поделится своим опытом. Чем больше сфера работы отрегулирована какими-либо нормативами, тем лучше на квалификацию специалиста повлияет тренинг. Они помогут, к примеру, бухгалтерам, экономистам, банковским сотрудникам.

Профессиональные курсы. Это один из самых популярных и эффективных способов быстро улучшить знания подчиненных. Кроме того, эффект от таких курсов практически сразу положительно скажется на скорости и качестве работы. Однако если вы решились обучать множество сотрудников с помощью таких программ, то создайте резерв средств под образовательные издержки.

Подход к новичкам

Нерегулярный или несистемный подход к образованию сотрудников погоды не сделает. Мы предлагаем объединять внешние и внутренние методы оттачивания навыков команды для лучшего результата. При этом отталкивайтесь от сферы деятельности сотрудника и уровня его профессионализма.

Для неопытных и новичков начинайте с инструктажа по принципам работы компании. Регулярно отправляйте специалиста на конференции и тренинги. При положительном эффекте отправляйте сотрудника на специальные курсы на несколько недель. А вот если работник не проявляет интереса, приставьте к нему наставника, который лучше проанализирует проблемы.

Например, начинающего дизайнера интернет-магазина лучше всего отправить на наименее затратные мероприятия. Здесь подойдет обучение в рамках дискуссии, обмен между отделами и инструктаж при приеме на работу. По внешним методам — это конференции, тренинги, предоставление возможностей для самостоятельного обучения.

Предположим, начинающий дизайнер проявил недюжинный талант и рвение в учебе и работе. Следует поблагодарить его и потратиться на более качественное обучение. Например, приставить к нему профессионала из вашей компании или отправить на крутые курсы в несколько недель. Достойный сотрудник оценит подобное внимание и приложит максимум усилий для улучшения навыков.

Читайте также:  Способы повышение стойкости инструмент

Что делать с топами?

С профессионалами высокого уровня сложнее. Для лучших сотрудников используйте неординарные подходы: предлагайте стать наставником, провести серию лекций, дайте возможность посещать передовые мировые конференции и стимулируйте обучение в рамках дискуссий. Для специалистов среднего звена практикуйте обмен между отделами для улучшения координации между ними и привлекайте сторонних тренеров для повышения уровня знаний сотрудников.

К примеру, программисты топ-уровня часто находятся в состоянии перманентного самообразования. Это помогает оставаться «в теме» последних технологий и поддерживать свою стоимость на рынке труда. Как раз для них требуются неординарные методы повышения квалификации. Предложите им стать учителем одного из начинающих программистов. В таком случае пользу получают обе стороны. Более «зеленый» работник получает опытного наставника, который помогает качественнее решать задачи и быстро находить решение типичных проблем. Опытный сотрудник получает возможность посмотреть незашоренным взглядом на методологию решения задач и почерпнуть креативные подходы к написанию кода.

Также для такого специалиста полезны конференции программистов международного уровня. Эти мероприятия помогают определить современные тенденции в технологическом прогрессе. Внедрение передовых технологий повлияет на развитие всей организации.

Источник

Как развиваться в профессии: советы от эксперта по карьерному консультированию

Путь от начинающего специалиста до профессионала, востребованного на рынке труда, состоит из многих этапов. Тщательное планирование не поможет избежать всех сложностей, но, вкладываясь в свои знания и навыки и обрастая связями в выбранной сфере, можно достичь поставленной цели и добиться значительных успехов в карьере.

С чего начинать своё профессиональное развитие, как достичь успеха в профессии, какие могут возникнуть трудности на карьерном пути и как повысить свою стоимость на рынке, рассказывает Мария Болотская, эксперт по карьерному консультированию и корпоративному обучению, руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА.

Руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА. Рассказала о профессиональном развитии

Автор-фрилансер. Оформила ответы в статью

Карьерное планирование: какой метод выбрать начинающему специалисту

Планирование карьерного пути — первый шаг развития специалиста. Ожидание мифического призвания и поиски сверхмотивации и супервдохновения неэффективны, гораздо важнее отталкиваться не от идеальных представлений, а от собственного интереса и способностей, оценить свои сильные и слабые стороны и направления деятельности, в которых вы можете их успешно применить либо скрыть недостатки.

Есть два способа планирования карьерного роста, которые можно условно назвать эджайл-подходом (от англ. agile) и последовательным (водопадным) подходом (англ. Waterfall model).

Оба подхода пришли из сферы управления проектами, где применяются уже давно — хотя водопадный метод в диджитале вытесняется эджайлом из-за недостатка гибкости. Рассмотрим их подробнее:

Водопадный подход — это определение большой карьерной цели и построение дорожной карты, которая поможет этой цели добиться. Человек, решивший строить карьерные планы с помощью этого подхода, выбирает должность или место работы, к которым стремится больше всего, и выстраивает схему, по которой сможет добиться желаемого. Это похоже на запланированное путешествие: конечный пункт определён, билеты и отели забронированы, маршрут построен и все экскурсии расписаны заранее. Каждый шаг прописан, как будто вся карьера — это жёсткое техническое задание с чётко определёнными сроками, от которых нельзя отклоняться.

Могут возникнуть сомнения в эффективности данной модели: может показаться, что она слабо применима в условиях постоянно меняющегося современного мира. Но водопадная модель жизнеспособна, если человек уверен в выборе карьеры и не рассматривает никаких альтернатив.

Как ярко выраженный пример такого подхода можно вспомнить историю из фильма «Гаттака»: юноша живёт в антиутопическом обществе, где все генномодифицированы и практически бессмертны. Они неуязвимы, они идеальные работники и не болеют, а герой рождён в естественных условиях и имеет определённые проблемы со здоровьем. Но у него есть мечта. Он хочет полететь в космос, на базу Гаттака. Законы общества не позволяют ему это сделать, но эта мечта настолько сильная, что ради неё он преодолевает все барьеры и находит способ исполнить её. Это — пожалуй, наиболее показательный пример водопадной модели в действии.

Читайте также:  Каптоприл способ применения дозы

Такой подход таит в себе определённые опасности, особенно для начинающих специалистов. При движении к цели возникает множество факторов, которые невозможно предвидеть. Может сложиться впечатление, что всё идёт совершенно не так, как должно.

Важно помнить, что это нормально, если события идут не по идеальному плану. В любом путешествии, отклонившись от запланированного маршрута, можно наткнуться на уникальные места и обрести неожиданные инсайты. Так и возникающие сложности на пути к карьере мечты можно преодолевать с пользой для себя, извлекая новый опыт и приобретая новые навыки.

Второй подход — эджайл — предполагает разделение процесса на мини-задачи и их поочерёдное выполнение. Плюс такого метода в гибкости: возникающие помехи на карьерном пути превращаются в очередные этапы, небольшие неудачи достаточно легко преодолеваются, а успешное выполнение задач мотивирует.

Вспомним Стива Джобса: его карьерный путь попадает под модель эджайл. Была определена окончательная цель: он понимал, что хочет заниматься электроникой, но его путь состоял из множества этапов. На заре карьеры Джобс собирал компьютеры и работал техником — не представлял чёткой профессии, но знал, чем хочет заниматься, следил за новинками и тенденциями, был гибок и достиг поставленной цели.

На этом пути вы тоже знаете свою конечную цель, но вас не ограничивают жёсткие рамки. Вы знаете, куда должны прийти, и двигаете свою карьеру короткими спринтами — этапами, которые подстраиваются под сложившуюся ситуацию. Незапланированное профессиональное обучение или вынужденная смена работы не разрушают ваш план, а вписываются в него как дополнительные шаги.

Преграды на пути к развитию: пик глупости и синдром самозванца

Известен так называемый эффект Даннинга — Крюгера: когда начинаются первые успехи, человек впадает в эйфорию. Всё кажется простым и понятным, можно с лёгкостью вообразить себя профессионалом. В этот момент и наступает пик глупости.

Основная опасность этого периода — это даже не ошибки, которые совершает начинающий специалист, а риск зависнуть в этом состоянии и обвинять не собственную некомпетентность, а всех вокруг.

То, что сотрудник оказался на пике глупости, довольно просто определить. Ему кажется, что он лучше и профессиональнее своего окружения. Любые проекты видятся неоправданно лёгкими, сам он способен справиться с любой задачей, а все остальные только тормозят работу. Другие маркеры — отрицание обратной связи, особенно развивающей, и некорректное выставление сроков по задачам, когда кажется, что работа выполнима за неделю, а по факту требуется гораздо больше времени.

Пик глупости — не проблема, если человек вовремя поймёт свою ошибку. К этому явлению стоит относиться как к этапу карьеры, свойственному многим. Главное — вовремя выйти из этого состояния, лучше всего с опорой на старших коллег.

Обратная ситуация складывается, когда человек приобретает синдром самозванца. Ему начинает казаться, что он хуже и глупее окружающих и что как специалист он ничего не стоит. Слишком критичное отношение к себе — тоже нормальный этап в развитии профессионала. В такой ситуации также поможет обратная связь от коллег и руководителя и объективное сравнение своих достижений с чужими.

Источник

Оцените статью
Разные способы