- «Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя» .
- Профессиональное развитие педагога: базовые основы, программы, необходимые условия, профессиональное и личностное развитие
- Особенности процесса
- О значимости развития
- Понятие компетентности
- О профессионализме
- План профессионального развития педагога
- Выдержка и самообладание
- Совесть
- Честь и этика
- Условия
- Заключение
«Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя» .
«Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя» .
Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.
Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель…, не просто учитель — от корня «учи», а учитель-мастер, высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду.
Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям.
Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Профессиональное развитие учителя — это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное — это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации и через республиканские, региональные институты повышения квалификации. В результате повышения квалификации – педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования.
В своей педагогической деятельности учитель для развития своего педагогического мастерства должен применять все педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие.
Педагогу необходимо добиться того, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Поэтому, как учитель химии и биологии , я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления развивает интеллектуальные способности учащихся.
Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств.
Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому – несовременно. По сравнению с традиционным обучением я стала замечать, что у учащихся стало изменяться взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как учителя — создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться самой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт, и не мало важное открытие для меня не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску, теперь дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что работа учеников на уроке очень активна и учитель теперь является только дирижером урока и смотрит на работу класса со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в классе, я наблюдала за учащимися, как они меняются — они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками . Результаты проведенных мною уроков позволили не только разнообразить формы урока, новые подходы в преподавании и обучении позволили мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам .
Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск.
На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Некоторые методические приемы технологии критического мышления, применяемые мною на уроках:
— Прием «Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
-Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме.
-Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
-Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
-Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
-Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Пометки на полях”
Технология «критическое мышление» предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
- Знаком «галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
- Знаком «плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Работая в русле критического мышления, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удастся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения квалификации.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков [9,89].
Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.
Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности нашей республики. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Каменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель
Источник
Профессиональное развитие педагога: базовые основы, программы, необходимые условия, профессиональное и личностное развитие
Профессиональное развитие педагога – это процесс, в ходе которого формируется комплекс значимых качеств, выражающих целостную структуру, а также особенности преподавательской деятельности. И во многом именно он определяет качество образования, предоставляемого учителем. Потому что действительно чему-то научиться можно лишь у того педагога, который сам продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. И так как эта тема весьма обширная и актуальная, следует сейчас уделить ей чуть больше внимания.
Особенности процесса
Профессиональное развитие педагога происходит посредством преломления влияния социальной среды через свои внутренние установки. Можно сказать, что исходная база для этого процесса складывается из следующих аспектов:
- Высокая важность своей профессиональной роли.
- Обобщение преподавательской деятельности, прогнозирование перспектив.
- Осмысление вероятных педагогических решений, а также их последствий.
- Способность к самоконтролю.
- Желание совершенствоваться и развиваться.
В ходе профессиональной социализации качества педагога не только формируются – они еще и изменяются, могут усиливаться или ослабляться.
Важно оговориться, что в данном процессе преподаватель является не только носителем каких-либо качеств. Он еще выступает в роли проводника – является примером для подражания, проще говоря. Причем не столько для учеников, сколько для остальных учителей.
Преподаватель, находящийся на достойном уровне личностного и профессионального развития, активно преобразует в лучшую сторону не только себя, но и всю педагогическую деятельность в целом, задает новые стандарты.
О значимости развития
Почему вопросу самосовершенствования преподавателя придается такая значимость? Потому что в современном мире главный принцип построения образовательного процесса заключается в развитии личности воспитанников.
Детям в школах стараются привить навыки, позволяющие им продуктивно учиться, а также реализовывать познавательные интересы, образовательные потребности и профессиональные запросы, которые у них сформируются в дальнейшем.
Потому на первый план выходит задача организовать образовательную среду, которая поспособствовала бы развитию и совершенствованию личностной сущности каждого ученика.
Решение данной задачи непосредственным образом зависит от того, какие учителя работают в школе. И вот здесь имеет место профессиональное развитие педагога. Ведь преподаватель – это ключевая фигура реформирования образования. В нашем мире, который постоянно меняется, главным его качеством становится умение учиться.
Потому важнейшее условие введения ФГОС в общеобразовательное учреждение – подготовка преподавателя, формирование его педагогической и философской позиции, а также различных компетенций. К ним, в свою очередь, относится коммуникативная, методологическая, дидактическая и т. д.
Работая по стандартам, преподаватель обязан перейти от традиционных методов к развивающимся. Надо помнить о важности личностно-ориентированного обучения, об использовании технологий уровневой дифференциации, интерактивных методов и т. д.
Понятие компетентности
О нем также необходимо рассказать, поскольку оно является важным и довольно-таки многофакторным. В данной теме компетентность можно охарактеризовать как явление, которое включает в себя систему теоретических знаний преподавателя, а также способы их применения в тех или иных ситуациях.
Сюда же следует отнести ценностные ориентации педагога и интегративные показатели, отражающие его культуру. Это отношение к своей деятельности и к себе самому, речь, стиль общения и многое другое.
Рассказывая про развитие профессиональной компетентности педагога, надо также оговориться, что в данное определение входят также понятия личностных качеств. Они необходимы для грамотного преподавания. Успешным можно назвать лишь того учителя, который на одинаково высоком уровне осуществляет педагогическое общение и деятельность, а также добивается стабильно впечатляющих результатов в воспитании и развитии.
Важно запомнить данное определение. Поскольку именно в соответствии с ним оценивается уровень развития профессиональной компетентности педагога. Обычно учитывают такие критерии:
- Владение современными технологиями из сферы преподавания и применение их в своей профессиональной деятельности.
- Готовность браться за решение предметных профессиональных задач.
- Умение контролировать свою деятельность, принимая во внимание установленные нормы и правила.
Но важнейшая составляющая – это способности лично приобретать новые умения и знания, а затем в дальнейшем задействовать их в практической деятельности. Ведь в наше время общество испытывает стремительные, глубокие перемены. Самые динамичные за всю историю, можно сказать. Если несколько десятилетий тому назад одного образования хватало на всю жизнь, то сейчас уже действует другой стандарт. Его можно охарактеризовать как «образование через всю жизнь».
О профессионализме
Пресловутое понятие компетентности можно рассматривать и иначе. Поскольку речь идет о профессиональном развитии педагогов профессионального образования (и среднего также), то необходимо оговориться, на чем данное свойство личности базируется. Что ж, основой тут является только эрудиция и авторитетность.
Компетентностью можно назвать способность учителя превращать свою деятельность в уникальное, эффективное средство формирования личности обучаемого. В данном случае преподаватель является своеобразным субъектом педагогического воздействия, структурирующим практические и научные знания. При всем этом преследуется лишь одна цель – более эффективно решать профессиональные задачи.
К основным составляющим рассматриваемого понятия можно отнести такие компетентности:
- Специально-педагогическая. Имеется в виду авторитетность учителя и его осведомленность в определенной науке (либо в нескольких), которая определяет содержание предмета, показанного к изучению воспитанникам.
- Специальная. Она базируется на научной компетентности учителя, то есть на имеющихся у него знаниях и способности применять их на практике. Это и делает его надежным источником образовательной информации.
- Научно-педагогическая. Здесь подразумевается умение преподавателя превращать науку в способ воспитательного воздействия на школьников.
- Методическая. Заключается в умении учителя выбирать оптимальные методы обучения, подходящие для решения дидактических задач. Это по большей части касается специалистов, которые обучают студентов педагогического факультета их дальнейшей деятельности – методике преподавания.
- Социально-психологическая. Включает в себя знание процессов общения, осуществляемого в группах учеников и студентов, а также умение использовать коммуникации в целях решения задач и достижения результатов.
- Дифференциально-психологическая. Отражается в умении преподавателя разбираться в индивидуальных особенностях его воспитанников, в их способностях, недостатках, достоинствах и сильных сторонах характеров. Это отражается в дальнейшем формировании учителем индивидуального подхода к каждому школьнику.
- Аутопсихологическая. Заключается в осведомленности преподавателя о своих слабых и сильных сторонах и желании постоянно совершенствоваться ради повышения эффективности собственного труда.
- Общепедагогическая. Здесь предполагается осведомленность учителя о необходимости научно подходить к проектированию и дальнейшей организации преподавательского процесса.
В общем, компетентность является довольно сложным и многогранным понятием. Разумеется, оно играет важную роль в теме профессионального развитие педагога. Именно по уровню компетентности можно спрогнозировать результаты осуществляемой учителем преподавательской деятельности.
План профессионального развития педагога
Он всегда составляется в индивидуальном порядке, но цель в любом случае одна – повышение пресловутых компетенций в соответствии с требованиями, предъявляемыми в современном мире к преподавателям.
Сопутствующими задачами могут являться изучение и дальнейшее использование современных методик и технологий для организации учебно-познавательной деятельности и повышения качества обучения школьников.
Вот что обычно входит в план профессионального развития педагога:
- Освоение психолого-педагогических технологий (инклюзивных, в том числе) и дальнейшее их применение. Это необходимо для адресной работы с самыми разными контингентами воспитанников, начиная с социально уязвимых детей, заканчивая одаренными.
- Формирование и совершенствование индивидуального стиля преподавания.
- Освоение технологий, приемов и методов, соответствующих новым ФГОС.
- Принятие активного участия в различных конкурсах, конференциях, практикумах и семинарах.
- Разработка и последующая реализация новых индивидуальных программ развития воспитанников (как правило, совместно с родителями).
- Планирование и проведение уроков нового либо более широкого формата (например, занятие-экскурсия).
- Освоение специальных технологий и дальнейшее их применение в целях реализации коррекционно-развивающих задач.
- Создание для раскрытия индивидуальных способностей воспитанников оптимальных условий, способствование формированию в них навыков самостоятельной учебной деятельности, привлечение для этого информационных и коммуникативных технологий.
Разумеется, это лишь пример. Планы, отражающие профессиональное развитие педагогов профессионального образования (а также общего, средне-специального и т. д.), обычно намного более подробны. И перед их составлением проводится тщательный анализ целей, задач, аспектов преподавательской деятельности, а также личных результатов и достижений учителя.
Выдержка и самообладание
Выше было многое сказано об особенностях профессионального развития современного педагога. Теперь надо заострить внимание на отдельных качествах, наличие которых характеризует учителя как истинного специалиста.
Выдержка и самообладание являются среди них ключевыми. Педагогу нужно уметь всегда сохранять спокойствие, держать под контролем свои чувства, не давать воли темпераменту. На занятиях учитель должен быть оптимистичным, жизнерадостным и бодрым, но не излишне возбужденным.
Без этих качеств развитие профессиональной деятельности педагога невозможно. Потому что само преподавание – сфера, насыщенная напряженными ситуациями и факторами, которые связаны с вероятностью возникновения повышенной эмоциональности. Поэтому без терпения, такта, толерантности, рациональности и устойчивости в этой деятельности не обойтись.
Совесть
Рассказывая о развитии профессиональных качеств педагога, надо отметить вниманием понятие совести. В данном случае имеется в виду субъективное осознание учителем своей ответственности и долга перед воспитанниками, которое пробуждает потребность поступить в соответствии с нормами преподавательской этики. Ведь именно из этого и рождается профессиональная самоотверженность.
Сюда же можно отнести еще понятие педагогической справедливости. Ее отражает объективное отношение учителя к каждому ученику. Настоящий специалист не делит воспитанников на любимчиков и всех остальных. А если какие-то ученики и вызывают симпатию, то это никак не влияет на оценку их успехов.
Честь и этика
Обсуждая тему развития профессиональных компетенций педагога, надо еще упомянуть и эти понятия. Честь в этом случае предписывает определенные требования к поведению учителя, побуждает в определенных ситуациях вести себя соответствующе профессии и социальному статусу.
Ведь то, что себе может позволить обычный человек, не всегда доступно преподавателю. Та социальная и профессиональная роль, которую он выполняет, предписывает особые требования к нравственному облику и культурному уровню. Если педагог снизит планку, то он тем самым не только себя унизит, а еще и спровоцирует ухудшение отношения в обществе к профессии и ее другим представителям в целом.
В условиях профессионального развития педагога немаловажную роль играет еще и этика. Так называется гармония поведения, сознания и нравственных чувств преподавателя, проявляющаяся во всем, но в частности в общении (с учениками, родителями, коллегами).
Условия
Все ранее сказанное – это лишь малая часть того, что касается личностно-профессионального развития педагога. К преподавателям действительно предъявляются очень высокие требования в современном мире. И разумеется, чтобы они справлялись с бесконечным перечнем обязательств, им необходимо предоставлять соответствующие условия.
Профессиональное развитие личности педагога невозможно без его неуемного желания заниматься этой деятельностью. Но это внутреннее условие. К внешним можно отнести:
- Материальное и моральное стимулирование достижений.
- Благоприятная акмеологическая среда.
- Сторонняя вера в успех преподавателя.
- Постоянная поддержка учителя на каждом этапе его профессионального пути.
- Обновление содержания профобразования в соответствии с тем темпом, с которым изменяется окружающая среда.
- Помощь в реализации педагогического творческого потенциала.
- Мотивирование в развитии образовательного учреждения, нацеленность на его процветание.
- Предоставление возможностей для достижения успеха в профессиональной деятельности (всем учителям без исключения).
Все это не просто влияет на становление профессиональной зрелости преподавателя. Когда государство предоставляет учителям условия для их работы, они понимают, что делают действительно значимую работу, которую ценят в обществе.
Заключение
Конечно же, имеется масса других факторов профессионального развития педагога. Но если резюмировать, то вот какие качества и особенности должны присутствовать у человека, желающего заниматься данной деятельностью и в дальнейшем совершенствоваться в ней:
- Тенденция к лидерству.
- Высокая эрудированность, хорошо поставленная речь.
- Умение направлять все свои качества на достижение педагогических задач.
- Гипертимность.
- Социальная активность, желание способствовать решению проблем, касающихся педагогической деятельности.
- Уравновешенный и сильный тип нервной системы.
- Желание работать с детьми, получение от этого духовного удовлетворения.
- Умение учитывать индивидуальные особенности учащихся.
- Требовательность (к другим и к себе).
- Умение ставить и четко формулировать цели.
- Отзывчивость и добросердечность.
- Умение быстро принимать правильные решения в экстремальных условиях.
- Организованность.
- Уверенность в себе.
- Склонность к демократическому стилю общения.
- Адекватная самооценка.
- Бесконфликтность.
- Умение сотрудничать.
Любая программа профессионального развития педагога будет освоена человеком, которому присущи эти качества. В то же время хорошим преподавателем никогда не станет тот, кому свойственны такие черты:
- Мстительность.
- Пристрастность.
- Рассеянность.
- Неуравновешенность.
- Высокомерие.
- Беспринципность.
- Безответственность.
- Некомпетентность.
- Склонность к рукоприкладству.
- Агрессивность.
- Грубость.
И разумеется, главное «противопоказание» к педагогической деятельности – это лень. Да, профессия педагога чрезвычайно социальна, и многое сказанное имеет отношение именно к моральному, духовному аспекту. Но хорошим преподавателем никогда не станет ленивый, не желающий развиваться человек. Он просто не сможет научить своих воспитанников чему-то полезному и действительно нужному. А ведь это суть педагогической деятельности.
Источник