- Способы проектирования содержания образования
- Проектирование содержания образования
- Сущность проектирования содержания образования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Подходы к проектированию содержания образования
- Принципы проектирования содержания образования с применением личностно-ориентированного подхода
- Содержание образовательных программ на разных уровнях обучения
- Проектирование содержания образования — Понятие образовательной программы
- Понятие образовательной программы
- Проектирование концепции содержания образования
- Проектирование образовательной программы
- Проектирование учебных планов
Способы проектирования содержания образования
Проектирование содержания образования относится к сфере образовательного проектирования. Круг субъектов проектирования содержания образования определяется ситуацией заинтересованных лиц (учреждений), носителей образовательных потребностей или социальным заказом на определенный уровень образованности. В этот круг могут входить ученые, методисты, администрация, педагоги, учащиеся, родители, представители специальных и высших образовательных учреждений, работники министерств, региональные власти и др.
Предметами проектирования в рамках содержания становятся: концепции содержания образования (в целом или по отдельным ступеням начального, среднего, высшего образования), отдельные учебные предметы и курсы, образовательные и учебные программы, учебные пособия, дидактические материалы, программные продукты и т.д. (СНОСКА: В понимании уровней содержания образования авторы следуют классическим традициям отечественной дидактики, заложенным в работах М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, В. В. Краевского) При этом уровень и степень детализации проектного продукта могут быть разными в зависимости от заданной формы представления: концептуальной, содержательной, процессуальной (модель, проект, собственно текст программы, пособия, курса, технология и др.).
Методологические основы построения содержания образования глубоко разработаны когортой известных российских ученых (М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, В. В. Краевским, В. Д. Ледневым, В. И. Байденко). За годы перемен в школах и вузах нашей страны в связи с развитием его многоуровневости и вариативности практическими работниками накоплен богатый опыт проектирования инновационного содержания. В рамках данного пособия хотелось сделать основной акцент на смысловой и логической стороне проектирования различных объектов педагогической действительности.
Источник
Проектирование содержания образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность проектирования содержания образования
Содержание образования – это компонент образовательного процесса, включающий систему знаний и навыков, предназначенных для усвоения учащимися за определенный временной период.
Определение содержания образования лежит в основе организации учебно-воспитательной деятельности. Проектирование содержания образования является структурным компонентом планирования педагогической деятельности.
Проектирование содержание образования основывается на принятии организационных решений, исходя из целей и задач образования, уровня развития учащихся, существующих образовательных стандартов и ограничений.
Основными компонентами построения содержания образовательной деятельности являются:
- Учащийся;
- Образовательная программа.
Образовательная программа, по сути, и является содержанием образования. Однако, она подстраивается под конкретного учащегося, исходя из уровня развития его интеллекта и познавательной деятельности, специфики общего развития и умственной активности учащегося.
В ходе проектирования содержания образования, учебный материал подвергается структурированию. Это предполагает его разделение на конкретно учебный материал т.е. информационные данные, подлежащие освоению учащимися и дидактический материал – средства познания т.е. материал, который используется в обучении для усвоения содержания учебной программы. Кроме того, структурирование включает дифференциацию образовательной программы на части по годам обучения, разделам, курсам, темам.
Основными компонентами содержания образования являются:
- Знания о природных процессах и устройстве социальной среды.
- Опыт реализации различных способов деятельности.
- Существующий опыт творческих направлений деятельности и их применения в педагогическом процессе.
- Эмоционально-ценностные отношения людей к миру и другим его гражданам.
Готовые работы на аналогичную тему
Все эти компоненты отражают связь содержания образования с социальным опытом деятельности. В ходе образования, учащимися должны быть усвоены основы социальной деятельности и социального взаимодействия.
Подходы к проектированию содержания образования
Проектирование содержания образования реализуется на основе двух подходов:
- Традиционный подход. Он основан на положении в образовательную программу опыта предыдущих поколений и его передачи в ходе образовательной деятельности. содержание учебного материала отбирается, исходя из того объема данных, который доступен для усвоения учащимися на конкретном уровне или этапе обучения. Содержание учебной программы не связано с личностью учащегося. Оно направлено на передачу ему сведений об устройстве мира и жизнедеятельности его народов в разные временные эпохи. Вся эта информация должна быть усвоена учащимся и, при необходимости, воспроизведена. Содержание образование не ориентируется на личностное развитие учащегося. Оно включает в себя только данные для усвоения.
- Личностно-ориентированный подход. Он основан на том, что при проектировании содержания образования в расчет берется личность учащегося и ориентация на ее развитие в разных направлениях. Содержание образования базируется на саморазвитии личности учащегося. Образовательный процесс, при данном подходе, имеет внешнее и внутреннее устройство. Внешнее содержание образования является средой для внутреннего развития учащегося, т.е. с помощью постижения образовательных программ осуществляется развитие внутреннего мира учащегося, раскрываются его познавательные возможности, способности и вырабатываются ценностные ориентации. Содержание образования носит мотивационную направленность: оно ориентировано на формирование у учащегося личностно-значимых образовательных процессов. Процесс обучения, благодаря личностно-ориентированному характеру содержания образования, носит развивающий характер.
Принципы проектирования содержания образования с применением личностно-ориентированного подхода
В ходе проектирования содержания образования, основанного на личностно-ориентированном подходе, осуществляется акцентирование внимания на развитии личности учащегося. Личность учащегося и ее всестороннее развитие является ведущим компонентом содержания образования.
Проектирование содержания образования основывается на следующих принципах:
- Принцип максимизации деятельностного компонента в содержание образовательной программы. Он означает ориентацию учебной информации на развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска информации и самостоятельного познания;
- Принцип повышения значимости теоретической информации. Он означает, что в содержание образовательной программы включаются данные, ориентированные на установление учащимися причинно-следственных связей между понятиями, выявления их смыслового значения на основе определения причин их развития и установления связей с другими научными понятиями;
- Принцип соответствия содержания учебной программы по конкретной дисциплине научным данным и тенденциям социального развития;
- Принцип системности. Построение содержания образования должно носить структурный характер;
- Принцип гуманитарной основы содержания образования. Он предполагает включение в содержание учебного материала исторической теоретической информации, ценностных ориентиров деятельности, общекультурных принципов деятельности;
- Принцип связи теории с практикой. Содержание образования по конкретной учебной дисциплине должно находить практическое применение;
- Принцип гибкости образовательных программ. При проектировании содержания образования, учебные планы должны быть гибкими и ориентированными на разработку индивидуальной образовательной траектории.
Содержание образовательных программ на разных уровнях обучения
Проектирование содержания образования имеет свои особенности на каждом уровне обучения. Оно включает определенные компоненты и имеет ориентацию на развитие у учащихся определенных свойств личности и знаний. Образовательные программы каждого уровня обучения имеют свое специфическое содержание, проявляющееся в следующих аспектах:
- Начальное образование. Содержание данного уровня обучения проектируется, ориентируясь на развитие у учащихся общеобразовательных навыков, формирование теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения и усвоение норм социального поведения.
- Основное общее образование. Оно ориентировано на раскрытие творческого потенциала учащихся, их природных задатков. Оно включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков способствующих социальному становлению и самоопределению личности учащегося.
- Среднее общее образование. Его содержание ориентировано на развитие познавательных процессов и творческих навыков деятельности учащегося, самостоятельной познавательной активности и навыков самостоятельного познания.
Источник
Проектирование содержания образования — Понятие образовательной программы
Проектирование содержания образования относится к области образовательного дизайна. Круг субъектов проектирования содержания образования определяется положением заинтересованных сторон (учреждений), носителей образовательных потребностей или социального заказа на определенный уровень образования. В эту сферу могут входить ученые, методисты, администраторы, учителя, студенты, родители, представители специальных и высших учебных заведений, сотрудники министерств, региональных органов власти и т.д.
Темы дизайна контента включают: Концепции содержания образования (общие или для отдельных уровней начального, среднего и высшего образования), отдельные предметы и курсы, образовательные и учебные программы, учебные пособия, дидактические материалы, программные продукты и т.д. (Сноска: В понимании уровней содержания образования авторы следуют классическим традициям дидактики домоводства, заложенным в работах М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского) Уровень и степень детализации проектного продукта могут быть различными в зависимости от формы представления: концептуальной, содержательной, процессуальной (модель, проект, текст программы, пособие, курс, технология и т.д.).
Методологические основы разработки содержания образования были разработаны целым рядом известных российских ученых (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. Д. Леднев, В. И. Байденко). За годы, прошедшие с момента изменения школ и колледжей в нашей стране благодаря их многоуровневости и вариативности, специалисты-практики накопили богатый опыт разработки инновационного содержания. В рамках данного пособия мы хотели бы остановиться на семантической и логической стороне проектирования различных объектов педагогической действительности.
Содержание образования — это элемент образовательной системы, который отвечает на вопрос «Что? («Что именно должно быть изучено и освоено учащимися?»). Традиционно ответ на этот вопрос давался в виде определенного набора дидактических единиц — знаний, умений и навыков («зунов»), которые были ограничены рамками конкретного предмета. Именно этот набор дидактических единиц мы все с разной степенью успешности изучали на протяжении многих лет обучения в школе.
В 1970-е годы в нашей стране видные ученые-педагоги И. Я. Лернер, В. В. Краевский, И. К. Журавлев начали разрабатывать новую концепцию содержания образования. В данной концепции была предпринята попытка перейти от предметного «зуновского» подхода к более широкой методологической основе построения содержания, согласно которой содержание образования можно рассматривать как концентрированный социокультурный опыт.
Этот опыт включает в себя четыре компонента:
1) знания о мире;
2) опыт реализации способов деятельности (на уровне воспроизведения действий, умений, навыков, ранее выработанных другими);
3) опыт эмоционально-ценностных отношений;
4) опыт творческой деятельности.
Все эти четыре элемента представлены, хотя и в разных пропорциях, в содержании любого образования.
Так, для дошкольного образования центральной частью содержания является опыт эмоционально-ценностных отношений, для профессионального образования — опыт реализации видов деятельности, для дополнительного образования общеразвивающего характера (музыкального, художественного или связанного с техническим творчеством) — опыт творческой деятельности.
Понятие образовательной программы
Образовательная программа (в профессиональном образовании) — это: 1) специально организованный целенаправленный процесс достижения заданных результатов профессионального образования (обучения, воспитания) определенного уровня и направленности (в смысле: «выпускник освоил образовательную программу»); 2) комплекс (набор) организационно-методических и педагогико-методических документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует последнее положение, устанавливая номенклатуру документов, входящих в образовательную программу: «Образовательная программа — это совокупность основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и … Формы аттестации представлены в виде учебного плана, календарного учебного плана, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Этим же законом определено, что образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно. В данном контексте образовательные программы также можно рассматривать как основной продукт (товар), который использует любая образовательная организация на рынке образовательных услуг, предлагая его различным группам потребителей.
Хорошо сформированная образовательная программа отражает не только основные характеристики предлагаемого в ней образования (объем, содержание, планируемые результаты), но и всю систему деятельности образовательной организации, обеспечивающую профессиональное и личностное развитие обучающихся, воспитание и обучение в соответствии с уровнем (ступенью), видом и направленностью образования. Таким образом, образовательная программа выполняет функцию сложно сконструированной социальной нормы, которая заключается в обеспечении:
- реализация требований ФГОС в деятельности конкретного учебного заведения;
- определенный уровень качества профессионального образования на уровне не ниже определенного требованиями ФГОС и в соответствии с требованиями конкретных работодателей (на уровне отдельных предприятий, объединений или кластеров профессионального образования);
- основа для объективной оценки фактического уровня достижения образовательных результатов обучающимися данной образовательной организации на всех уровнях их образования;
- основа для объективной оценки и самооценки качества воспитательной работы данной образовательной организации.
Образовательная программа профессионального образования (профессионального обучения) установлена в качестве социальной нормы и регламентирует: - цели и ожидаемые результаты образования (если это ОСЭГС ВПО, то уточняет и дополняет ожидаемые результаты, указанные в ФГОС);
- структура и содержание образования;
- условия образовательного процесса;
- набор используемых образовательных технологий;
- система деятельности и взаимодействия между преподавателями, тренерами, специалистами из других подразделений, студентами и администрацией;
- критерии, технологии и инструменты оценки качества образования студентов на всех этапах обучения.
В силу своей сложности, OSEP SPE имеет большое количество особенностей и характеристик, среди которых мы упомянем некоторые наиболее важные. Итак, OSEP: - определяет миссию образовательной организации и тем самым косвенно влияет на ценности общества в целом;
- учитывает требования мира труда и своевременно реагирует на его изменения;
- ориентирован на потребности различных групп потребителей (студентов — будущих студентов и их родителей; взрослых учащихся — работающих, безработных; работодателей — для ситуаций целевого найма и т.д.);
- служит инструментом рекламной и маркетинговой деятельности для образовательной деятельности (при использовании в ситуации платных образовательных услуг);
- выступает в качестве объекта независимой (профессиональной и общественной) оценки качества образования.
Проектирование концепции содержания образования
Концепция — это самый высокий уровень дизайна контента. Он определяет философию образования, стратегию преподавания и обучения, методологию построения содержания и основные принципы реализации. Поэтому, если специалисты хотят создать концепцию контента (в целом или отдельной его части), они должны знать основы методологической деятельности.
С помощью концепции можно спроектировать такие основные качества и характеристики, как гуманность, открытость, полифункциональность; разработать отдельный вариант содержания для образовательного учреждения нового типа (гимназии, общеобразовательной школы, учебного комплекса) или предложить принципиально новый подход к построению содержания образования для учащихся всей страны, как это было сделано в 1988 году временной исследовательской группой под руководством Э.Д. Днепрова или как это делается сейчас при введении единой государственной системы образования.
Концептуализация содержания требует серьезной теоретической (научной и методологической) подготовки и участия большого количества специалистов из различных областей. Желательно привлечение методистов, представителей педагогики (специалистов из отраслей науки и дисциплин, входящих в структуру содержания; методистов, учителей-практиков, менеджеров образования. Интересно также учитывать (или хотя бы принимать во внимание) мнения непосредственных «потребителей» — учащихся и их родителей, а также работодателей — когда речь идет о профессиональном образовании.
Разработка проекта любой концепции содержания начинается с изучения ее философского, общенаучного, социокультурного контекста. Скажем, если для создания концепции гуманитарного образования полезно обратиться к многочисленным существующим теориям и подходам в философии, культурологии, педагогике, которые связаны с проблемой гуманизма. Это тем более важно, что само это понятие сегодня имеет множество интерпретаций.
Одним из способов проектирования самоопределения в этой множественности является выявление инвариантов в теоретической интерпретации феномена человечества разными авторами. В качестве таких инвариантов можно отметить следующие характеристики: Соотношение с культурным контекстом и системой ценностей; личностная ориентация, междисциплинарность, направленная на формирование целостного взгляда на реальность.
Среди общих задач гуманитарной подготовки в научной литературе выделяют:
- Овладение способами мышления, основанными на рефлексии, интерпретации, метафоризации и поиске смысла;
- Формирование гуманитарного способа восприятия, понимания и субъективной интерпретации информации;
- Овладение формами деятельности, основанными на таких гуманитарных ориентирах и принципах, как гуманность, интерсубъективность, диалогичность, дополнительность, интеграция, сотрудничество и др.
Следующим важным шагом является выбор концептуальной основы для структурирования образовательного контента с сохранением его целостности. Это может быть блочно-модульный принцип, система концентратов, линейная конструкция или любой другой подход автора. Чтобы осознать выбор, дизайнерам необходимо знать специфику каждого подхода, его педагогический потенциал, преимущества и недостатки. Затем каждый из выбранных структурных компонентов должен быть конкретизирован по предметным областям, учебным дисциплинам с учетом требований действующих государственных стандартов, содержания.
Следующим шагом в проектной деятельности учителей и методистов стал поиск источников и способов проектирования инновационного содержания школьного опыта, ориентированного на обучение взрослых. Эти источники включали международные и российские документы по правам человека и детей, законодательные акты, регулирующие взаимоотношения школы и семьи, литературные и публицистические произведения, описания реальных проблемных ситуаций этического и правового характера и т.д.
Затем последовали создание и апробация учебных текстов, подбор иллюстративного материала и разработка методических пособий для учителей и родителей по освоению новых видов деятельности. Созданный учебный комплекс стал основой как для организации всего процесса обучения этическим и правовым основам родительства, так и для подготовки тьюторов. Задача наставников состояла в том, чтобы обучить своих коллег использовать пакет в своей работе.
Проектирование образовательной программы
Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования. Это становится особенно актуальным в условиях разностороннего, специализированного, многоуровневого развития образования. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Любая образовательная программа — это документ, который регламентирует способ построения содержания образовательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.
Прежде чем приступить к созданию программы, необходимо понять ее специфику как нормативного документа. В этом случае руководствуются требованиями к содержанию и результатам интерпретации:
- о четком понимании сути понятия «образовательная программа»;
- знание существующей нормативной базы, определяющей стратегию, цели и содержание конкретного уровня и вида образования (образовательные стандарты, требования к обязательному минимуму содержания, квалификационные характеристики и т.д.).
Прежде всего, разработчикам рекомендуется проанализировать определение программы, которое они берут за основу проектирования, выделить в нем ключевые слова и определить их педагогическую значимость.
Согласно закону РФ «Об образовании», образовательная программа — это документ, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Это не общая программа учебного года, не программа дисциплины. Это целостное описание содержания определенного уровня образования (например, общего базового образования, базового профессионального образования, высшего образования), которое классифицируется как образовательная квалификация.
При проектировании содержания каждой структурной единицы программы должно быть определено ее смысловое и целевое назначение в общей структуре обучения студента в зависимости от планируемого конечного результата (требований к уровню обучения или квалификации). Каждая из указанных в нормативных документах должностей должна быть конкретизирована по содержанию в зависимости от уровня образования и (или) специальности с учетом выбранного разработчиками подхода к выделению структурных единиц содержания образования (знания, умения, опыт деятельности, опыт ценностного отношения, перечень учебных (профессиональных) задач, которые должен решать выпускник, или перечень компетенций).
Обязательной частью учебной программы является список информационных источников для поддержки учебной работы студента и преподавателя (специализированная литература, интернет-источники). Также можно включить список контрольных и/или тестовых заданий.
При разработке учебной программы следует также учитывать фактические временные и материальные ресурсы учебного заведения. Следует различать предварительное проектирование, в ходе которого создается идеальная модель содержания программы, и сопутствующее проектирование, в ходе которого эта модель проверяется, обеспечивается конкретным содержанием и адаптируется к разнообразным условиям реального образовательного процесса.
Проектирование учебных планов
Практически каждое учебное заведение само решает, какие предметы оно выбирает для учебного плана, в какой пропорции делит базовый цикл, профильные предметы и факультативы. Как обеспечить последовательность, непрерывность и преемственность в изучении материала. Решение всех этих вопросов коренится в необходимости проектирования содержания образования на уровне учебного плана.
Учебный план учебного заведения — это совокупность документов, предусматривающих последовательность изучения дисциплин в соответствии с их преемственностью; рациональное распределение дисциплин по семестрам для обеспечения равномерной подготовки студентов; эффективное использование кадровых и материально-технических ресурсов учебного заведения. Примерный учебный план учебного заведения определяется Государственными образовательными стандартами. На основе ГОС учебное заведение создает свой собственный учебный план.
Субъектами проектирования учебных планов являются, как правило, представители администрации образовательных учреждений, а также лица, ответственные за (педагогическую и методическую) воспитательную работу: директора школ, руководители методических объединений, продеаны, заведующие кафедрами.
Обязательными структурными компонентами учебного плана являются: расписание учебного процесса; сводные данные о бюджете времени учащихся; план учебного процесса, который включает перечень, объем и последовательность изучения предметов, их распределение по видам занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
График учебного процесса составляется на основе государственного образовательного стандарта специальности и с учетом планирования учебного процесса внутри учебного заведения, а также проводимой в организациях и на предприятиях практики. Сводные данные о бюджете времени студента дают представление о временном освоении основной образовательной программы по годам обучения (курсам), включая установленное недельное время на различные виды обучения и аттестации, а также каникулы и отпуска. Таблица с обобщенными данными бюджета времени показывает время по курсам (годам), на которые запланировано обучение:
- теоретическая подготовка (в неделях и часах);
- Промежуточный сертификат (в неделях);
- Производственная (профессиональная) практика и подготовка к итоговой государственной аттестации (в неделях), в том числе для получения первичных навыков (учебная практика), по профилю специальности; преддипломная (квалификационная) практика и стажировка.
- Подготовка к итоговой аттестации;
- Итоговая государственная аттестация (в неделях);
- Отпуск (в неделях);
- Отпуск (в неделях).
План учебного процесса — это основной организационный документ деятельности образовательного учреждения, отображающий содержание и продолжительность основной образовательной программы, а также учебную нагрузку.
- планирование теоретического обучения;
- планирование производственной (профессиональной) практики по неделям — по семестрам, включая практику по получению первичных профессиональных навыков (учебная практика), практику по профилю специальности, стажировку (квалификационная практика);
- планирование промежуточной и итоговой аттестации государственной, включая экзамены, курсовые проекты, зачеты;
- планирование выпускной квалификационной работы (диссертации), итогового междисциплинарного экзамена по специальности;
- планирование времени на подготовку к выпускному экзамену или завершение работы над диссертацией;
- планирование итогового экзамена (в соответствии с графиком учебного процесса) или защиты диссертации.
Структура учебного плана наряду с вышеперечисленными компонентами включает: пояснение к учебному плану; тематические планы дисциплин для данной специальности; примерные программы учебных дисциплин для данных уровней (базового или повышенного) специальности (рекомендованные Министерством промышленности, соответствующие специальности); перечень лабораторий, кабинетов, мастерских и т.д..
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник