Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Наталья Сидорова Бондарева
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка предусмотрено составление и реализация индивидуального образовательного маршрута <16,361>.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленна на развитие его индивидуальных способностей, другими словами, это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании <26,8>.
ИОМ – это документ, в котором указываются всё, что касается конкретного ребёнка: мероприятия коррекционного и развивающего характера, их эффективность в отношении ребёнка и данные об усвоении программного материала.
Цель ИОМ – создание благоприятных условий, позволяющих раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. Построение маршрута основывается на учёте полученных в ходе обследования (диагностики) данных и рекомендациях ПМПК <26,26>.
Основные направления построения образовательного маршрута:
— вопросы обучения и социальной адаптации;
Индивидуальный образовательный маршрут определяется потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка, а также существующими стандартами содержания образования.
Создание индивидуального маршрута начинается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с изучения нормативно-правовой базы, включающей Закон «Об образовании РФ», Конституции РФ, и многих других.
Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута:
— целевой компонент (постанова целей, определение задач образовательной работы);
— содержательный компонент (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка);
— технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка);
— диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический компонент (условия и пути достижения педагогических целей);
— результативный компонент (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) <26,30>.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника:
1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за конкретным ребёнком.
2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за ребёнком во время прогулки.
3. Установление контакта с ребёнком. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.
4. Сбор данных. В бланке психолого-педагогического представления указывают информацию о ребёнке и его семье, о соматическом здоровье ребёнка, причины разработки ИОМ и т. д.
5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности ребёнка, подбирается подходящая диагностическая методика.
6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются в диагностической карте ребёнка. Такие мероприятия могут проводиться в несколько этапов.
7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.
8. Разработка ИОМ. Исходя из результатов всех проведённых диагностик, наблюдений, сбора информации, а также от постановки целей, проектируют индивидуальный маршрут развития ребёнка, целью которого является расширение зоны ближайшего развития и формирование когнитивной сферы дошкольника.
Бывает ещё другая ситуация, когда схема построения ИОМ начинается со второго этапа, наблюдения. Это происходит в тех случаях, когда психологу нужно самостоятельно провести наблюдения и изучение каждого воспитанника с целью выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные, комплексные, познавательные, психомоторные). После чего происходит установление контакта с подгруппами детей, и при необходимости, индивидуально. Затем следует диагностический этап для выявление причин трудностей детей (ребёнка). Далее этап конструирования. Построение индивидуального образовательного маршрута на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Следом идёт этап реализации ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников, после чего следует завершающий этап,с целью выявления результатов действия ИОМ для определения: сохранились трудности или нет.
Выбор схемы построения маршрута определяется в каждом случае индивидуально.
Следующим этапом работы педагога-психолога является разработка плана индивидуальных занятий с ребёнком. Длительность занятий и их количество в неделю определяется исходя из возраста и особенностей ребёнка.
После реализации ИОМ, психолог проводит итоговую диагностическую работу. Затем составляется сравнительный анализ результатов, в которых сопоставляют цели и задачи с фактическим итогом. Пишется отчёт. Делаются выводы о продуктивности проведённой работы между специалистами.
Также проводится консультация для родителей, даются рекомендации.
Именно при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка проявляется профессионализм педагога-психолога.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.
Завершением образовательного маршрута служит портфель личных достижений (индивидуальное портфолио достигнутых результатов) <26,31>.
Изучая структуру и содержание индивидуальных маршрутов, нельзя составить строго определённы правила выстраивания данного маршрута. Вся организация по проектированию носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от различных факторов,среди которых:
— возраст ребёнка;
— категория особых потребностей;
— характерные особенности ребёнка;
— цель и задачи ИОМ; и др.
В образовательном учреждении может быть предусмотрен пример (образец) построения маршрута, но невозможно «подогнать» каждого ребёнка под образец, куда проще и эффективнее «подогнать» этот образец под каждого конкретного ребёнка. Однозначного «рецепта приготовления» ИОМ развития ребёнка просто не существует.
Источник
Проектирование индивидуального образовательного маршрута освоения дополнительной общеобразовательной программы
Проектирование индивидуального образовательного маршрута освоения дополнительной общеобразовательной программы
Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:
Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
Выбор индивидуального образовательного маршрута.
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Развитие ребёнка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а так же содержанием образования.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это умение составлять его и реализовывать на практике.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
открытость обязательных результатов обучения;
возможность выбора учащимися уровня сложности;
целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:
содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
деятельностным (специальные педагогические технологии),
процессуальным (организационный аспект).
и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:
структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
— результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;
Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.
При этом рекомендуется:
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Методики и технологии реализации ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) традиционно понимают как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в освоении содержания образовании (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и жизненных планов, уровня обучаемости и результатов обучения.
ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одарённого ребёнка и его семьи (законных представителей) при осуществлении организационного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и достижения поставленных образовательных целей и задач.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения детей.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется: — образовательными потребностями;
— индивидуальными способностями и возможностями учащегося(уровеньготовности к о своению образовательной прогр аммы);
— возможностями материально-технической базы учреждения;
— профессионализмом педагога.
ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:
1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся
2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся
Различают следующие структуры индивидуального образовательного маршрута.
Линейная – принцип построения — от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.
Концентрическая — структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребёнок осваивает второй, затем третий.
Логарифмическая спираль — наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута используется нами в работе с одарёнными детьми с разносторонними интересами.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную (по программе), так и дополнительную деятельность одарённого подростка. Причем, активное взаимодействие педагога и ученика возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность учащегося в происходящем и включенность его непосредственно в построение своей маршрутной карты является приоритетом в выборе педагогом приемов и средств.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.
1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).
2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про хождения индивидуального образовательного маршрута.
3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.
4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.
5.Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.
1 Этап. Диагностикауровня развития способностей ученика, его инди видуальных особенностей и познавательных интересов. В силу того, что о сновой выбора индивидуального образовательного маршрута являются: жизненные планы; учебные достижения и успехи в творческой, социальной внеурочной деятельности; состояние здоровья ученика, то, соответственно, осуществляется отбор методов и методик для определения этих характеристик. Результат этого этапа – список используемых методов изучения, список одаренных старшеклассников и распределение их по группам с учетом профилей обучения.
2 Этап. Целеполагание и определение первостепенных задач.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учеником и его родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Результатом этого этапа становится индивидуальная образовательная программа с учетом требований образовательной программы. Педагогу необходимо совместно с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
исходный уровень знаний и умений учащегося,
формы аттестации учебных достижений учащегося.
3 Этап. «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.
Результатом данного этапа проектирования должна быть индивидуальная внеурочная деятельность детей.
4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий , которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана и методов работы в рамках каждой индивидуальной образовательной программы. Учитывая индивидуальные особенности личности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:
Занятие в кабинете. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе.
Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторскиезанятия.
Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьюторское сопровождение детей при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе ДДТ, так и вне учреждения, в условиях сетевого взаимодействия, средствами современных информационных технологий. На этом этапе планируется психологическое, методическое, тьюторское и информационно-техническое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов детей, а, значит, и взаимодействие с разными учителями и специалистами в образовательном пространстве района.
5 Этап. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.
Планировать формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных детей : участия в конкурсах, проведения открытых занятий — тьюторской деятельности, презентации достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.
Самооценку ребёнок может провести по схеме самоанализа и э тапам индивидуального образовательного маршрута
Наэтапах реализации ИОМ может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем совместно с учеником и родителями.
Конечный продукт проекта – индивидуальные образовательные маршруты детей с набором диагностических методов и методик, программа психологического, информационно-технического, педагогического и тьюторского сопровождения, смета финансовой поддержки такого проекта.
Индивидуальный образовательный маршрут применяется при организации самостоятельной деятельности детей, при организации проектной, учебно-исследовательской деятельности, при работе с одарёнными детьми (дополнительное обучение некоторых детей), при заполнении портфолио личностных достижений ребёнка в любой образовательном учреждении (ОШ, ДОУ, ДОД и др.)
Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребёнка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов. То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Литература, научные документы.
Национальная законодательная инициатива «Наша новая школа»;
Концепция развития одарённости;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.17); ФГОС общего образования.
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.
Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
Кунаш М. «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. ФГОС.»
Гришина Е.М. «Индивидуальный образовательный маршрут ученика»
Митрофанова Л.М. «Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»
Г.А. Сапрыкина, О.Н. Ковалёва « Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в учреждение дополнительного образования»
Сутеева И.В. «Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающихся»
Исаева И.Ю. «Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута»
Источник