Как стать хорошим менеджером по продаже финансовой услуги
Что такое хорошо и что такое плохо. Для финансового менеджера?
Как стать фин. менеджером и какие услуги продаются лучше всего?
Как продавать услуги в торговых точках? На все эти вопросы можно найти ответ в этой статье.
Менеджер по финансовым продуктам и его обязанности
Менеджер по продаже финансовых продуктов занимается оформлением кредитов и дополнительных услуг на торговых точках. На такую должность охотно берут начинающих, без опыта работы с неполным высшим образованием или сразу же после ВУЗа. Работа кредитным специалистом на торговой точке может стать отличным стартом в вашей карьере как в этом банке, так и в других финансовых компаниях.
Кредитный специалист работает в торговом зале магазина или салона. Он привлекает клиентов, рассказывает о своих услугах и оформляет понравившийся товар в кредит. Кроме того, менеджер должен продавать страховые полисы на случай летального исхода, получения инвалидности нерабочей группы, потери места работы по сокращению. Нередко в обязанности банковского сотрудника некоторых финансовых компаний входит и перевод в негосударственный пенсионный фонд, оформление дебетовых карт, услуги СМС-оповещения, почтового уведомления о состоянии счета, страхования личных вещей на случай утраты. Конечно же, из всего арсенала дополнительных услуг, заемщики чаще всего пользуются услугой страхования жизни и здоровья, понимая масштабы последствий при возможных страховых случаях.
Бывает, что на подобных должностях задерживаются и по нескольку лет (нет вакансий, высокий уровень безработицы в вашем городе). Кроме того, держит вполне достойная для молодых людей заработная плата и, хотя порою и туманные, но все же, теоретически возможные перспективы должностного подъема. Можно ли работать в кредитном отделе магазина и быть при этом успешным сотрудником, довольным своей работой в полной мере?
Что такое хорошо и что такое плохо
Все дополнительные услуги стоят средств – денег из кармана клиента. Чем больше вы продаете, тем больше будет ваша премия («голый» же оклад, как правило, равен минимальной заработной плате). Кроме того, выполнения определенных, достаточно жестких, показателей требует и вышестоящие начальство. С теми, кто не справляется с поставленными планами, обычно прощаются уже после второго такого неудачного месяца.
И вот тут возникает дилемма – с одной стороны, необходимость оформления кредитного договора, продажи максимум услуг, а с другой – клиент, которому нужен самый дешевый и самый выгодный продукт. Да, и не забываем про конкурентов, которые только и ждут, когда потенциальный заемщик уйдет от вас и обратится за помощью в другой банк.
У новичков может возникнуть соблазн обмануть клиента. Например, молча оформить страховку, умолчать о процентах, «занизить» переплату в рублях. Стоит иметь в виду, что, вообще-то, введение в заблуждение лиц при оформлении кредитной документации – это подсудное дело. Клиент придет домой, эйфория от нового приобретения немного поубавится, и, будьте уверены, он еще раз просмотрит всю документацию. Ваш заемщик вернется к вам, пожалуется в магазин, в ваш банк, устроит скандал и, скорее всего, с вами расстанутся. Хорошо еще, если не уволят по статье.
То, что хорошо для обычного среднестатистического специалиста в офисе, может быть совсем не здорово при работе на торговой точке. Дело в том, что работая в магазине, вы не являетесь его сотрудником, вас окружают не коллеги, а конкуренты. В лучшем случае в таком «коллективе» удастся придерживаться нейтральных отношений. В худшем – придется бороться за свое место под солнцем в ежедневном столкновении. Уводить клиента или нет – дело совести каждого, порою это просто невыгодно, ведь, по сути, заемщику все равно, где оформить кредит (да-да, ваш банк «замечательный и особенный» только для вас), самое главное, чтобы дешевле. Попробуйте договориться внутри кредитного отдела, установить какие-то правила и рамки для комфортной работы.
Так как же продавать хорошо оплачиваемые продукты, быть честным с клиентом и сделать так, чтобы он не ушел оформлять кредит в другой банк?
Секреты мастерства кредитного специалиста на торговой точке
Обычно простейшим навыкам продаж обучают во время специальных тренингов, проводимых финансовой компанией-работодателем. Если ранее вам уже приходилось работать в сфере продаж товаров или услуг, то наверняка вы знакомы с основными этапами заключения сделки. Кредитный специалист, работая в торговом зале, следует определенному сценарию:
- Приветствие — доброжелательным тоном специалист здоровается с клиентом.
- Установление визуального контакта — непременная улыбка специалиста, сообщение своего имени и должности.
- Выяснение потребностей с помощью наводящих вопросов. Специалист активно интересуется способом оплаты (наличными или в кредит?).
- Презентация своих услуг. На этом этапе менеджер может рассказать о проходящих акциях, сделать предварительные расчеты, пригласить на свое рабочее место.
- Работа с возражениями. Потенциального заемщика может что-то не устраивать в вашем банке, в конкретном продукте, в дополнительной услуге. Важно рассказать обо всем так, чтобы сомнений не осталось.
- В случае согласия клиента, специалист оформляет кредитный договор, проводит все необходимые операции.
- Завершение сделки происходит в таком же доброжелательном тоне, клиенту дается как можно больше полезной информации, звучит предложение обращаться в банк снова.
Казалось бы, все просто, но чего стоит только пункт по работе с возражениями клиента! Тем не менее, навыки продаж приходит с опытом, а вместе с ним – и уверенность. Трудно продать какой-либо кредитный продукт, если вы сами не верите в него, считаете какую-либо услугу сплошной аферой для выкачивания из клиентов денег. Вы не видите никаких выгод в страховании? Вы никогда не оформите его! Кроме того, о предоставляемых кредитах и сопутствующих продуктах менеджер должен знать практически все достоинства и недостатки. Никто не заставляет вас утаивать негативные моменты, но позитивные должны быть весомее, интереснее и ярче. Ну а поскольку информация в банках часто обновляется, то вы постоянно должны находиться в процессе обучения и быть в курсе изменений.
Также, согласно корпоративной этике, запрещено слишком неформальное общение с клиентом. При всей вашей доброжелательности, у заемщика должно сохраняться впечатление, что он обратился в достойную, серьезную и, главное, надежную организацию. Фривольность, жаргон и прочие уличные «прелести» лучше приберечь для других случаев.
В любом случае, работая на должности менеджера по продажам финансовых услуг, вы получите бесценный опыт общения, научитесь убеждать и бороться с возражениями, презентовать услуги на языке выгоды. У вас будет время разобраться в себе и понять, насколько работа в банке соответствует желаемому и стоит ли двигаться дальше в том же направлении.
Источник
Способы продажи финансовых продуктов
Из лонгрида вы узнаете, как привлекать частных инвесторов на инвестиционные предложения банков, брокеров или фондов. К таким предложениям относятся инвестиции в акции, инвестиции в IPO, венчурные инвестиции и прочие сложные финансовые продукты. Минимальный чек одной сделки составляет $50.000.
Я опишу конкретный алгоритм, который позволит продавать такие чеки системно. Именно системно, а не от случая к случаю. Также я развею мифы, которые стали стандартом отрасли и отравили людям жизнь. Надеюсь, что после этой статьи руководство объективно взглянет на мир, менеджеры выполнят планы, а частные инвесторы получат качественный сервис.
На этом шаге мы разрушим популярные мифы. Точнее главный миф, который рождает несколько сказок поменьше. Они искажают картину мира и являются первопричиной большинства неудач. Это самый важный шаг, потому что он оберегает от стратегических ошибок и бесполезной работы.
Начнем с видео отличного актера из шикарного фильма. Это видео стало хрестоматией инвестиционных продаж. Хотя на самом деле оно показывает, как делать НЕ надо.
Если вам кажется, что такой метод работает, возьмите телефон и прозвоните десять теплых клиентов. Продайте им что-нибудь подобным образом. Уверяю: семь из десяти собеседников положат трубку через минуту. Еще двое через две. Знаю точные цифры, потому что тестировал.
Это видео стало хрестоматийным, потому что иллюстрирует главный миф про продажи. Некоторые люди считают, что хороший продажник может продать что угодно, кому угодно и за сколько угодно. Я не буду подробно комментировать эту позицию, а ограничусь тем, что она в корне неверная.
На самом деле продать клиенту можно только то, что клиент хочет купить, и на сумму, которую клиент готов потратить. Клиенту можно продать BMW, Mercedes или Audi. Но нельзя продать машину, если он изначально ее не хочет. Клиенту можно продать акции Apple, Google или Microsoft. Но нельзя продать идею инвестировать, если деньги он хранит под подушкой. Глобальные решения клиент принимает годами и за пределами прямого взаимодействия. Мы не повлияем на них за несколько дней.
Если хотите убедиться в правильности тезиса, то проведите эксперимент. Выпишите двадцать собственных крупных покупок. Затем посчитайте, сколько из этих покупок вам «продали», а сколько из них вы изначально желали. Самый боевой счет, который я фиксировал, был 18-2 в пользу собственного желания. В большинстве случаев игра кончалась всухую.
Это ведет к простому правилу: если клиент не покупал инвестиционные продукты до нас, то не надо его трогать. В худшем случае мы будем навязываться и портить всем настроение. В лучшем случае мы потратим кучу времени и все равно не получим сделку.
Из этого правила есть исключение: ситуация, когда человек не инвестировал раньше, но что-то изменилось, и он созрел. Тогда его можно взять за руку и плавно подвести к инвестиции. Но это один случай из ста. Невозможно продавать системно, ориентируясь на один случай из ста. А я напомню, что продавать мы хотим системно.
Если мы повесим это правило на стену и будем фанатично его соблюдать, то произойдут две вещи. Первая: количество потенциальных клиентов сократится в двадцать раз. Вторая: эффективность работы с оставшимися вырастет на такой же порядок.
Следующие задачи после разрушения мифов — найти людей, которые уже инвестируют, и создать поток входящих заявок. Это первый уровень воронки продаж, но именно на нем создается системность. Чем больше потенциальных клиентов мы затянем в воронку, тем более стабильный и прогнозируемый результат мы получим на выходе.
Наш потенциальный клиент — это частный инвестор со свободным капиталом выше $250.000. Существует три места, где мы его ищем:
Если отсортировать места по охвату и эффективности, то получится так:
Мероприятия.
Самые активные потенциальные клиенты находятся на инвестиционных мероприятиях. Они потратили время и деньги, чтобы на них попасть. Они готовы выслушать наши предложения. Фактически, за этим они и пришли. Мы обязаны посещать такие мероприятия, потому что это самый эффективный канал привлечения.
Поэтому делаем следующее:
Идеально, если на мероприятии мы выступим в качестве спикера. Вариант похуже — выкупить стенд. Самый бюджетный способ — прийти в рубашке с рекламным принтом.
Важно! Перед мероприятием нужно позаботиться о двух вещах: чтобы выступление было понятным и запоминающимся, и чтобы потенциальные клиенты знали, куда писать и звонить. Высший пилотаж: придумать форму сбора данных и самостоятельно догнать неперезвонивших клиентов. Это банальные вещи, но почему-то именно с ними случаются казусы.
Специализированные ресурсы.
С мероприятий к нам придут самые теплые и активные инвесторы. Однако, это не вся аудитория, до которой мы можем дотянуться. Поэтому следующий этап — реклама на тематических ресурсах. Глобально вариантов два: ресурсы в сети и telegram-каналы.
Перечень финансовых сайтов можно посмотреть здесь. Подборку финансовых telegram-каналов можно посмотреть здесь. По telegram-каналам от себя добавлю проекты Аркадия Морейниса: Темная Сторона и United Investors. Там много активной целевой аудитории.
Дальше делаем следующее:
Для повышения эффекта лучше опубликовать серию постов на каждом ресурсе. Эффективность третьего, четвертого и пятого касания заметно выше одиночной рекламной записи.
В целом, конверсия пользователей с тематических ресурсов ниже, чем с мероприятий, но высокий охват это компенсирует. Поэтому на длинной дистанции с финансовых интернет-площадок мы получим больше клиентов, чем с мероприятий.
Конкуренты.
Самый очевидный канал привлечения: если человек покупает инвестиционные продукты у конкурента, то он однозначно является потенциальным клиентом. Нам остается достучаться до него и переманить.
Способ достучаться, который часто используют: покупают клиентскую базу конкурента и командуют «фас» менеджерам по холодным звонкам. Это паршивый способ.
Во-первых, он нарушает закон о защите персональных данных, причем как в момент покупки базы, так и в момент каждого звонка клиенту. Во-вторых, это банально неэффективно. Человек не проявил первоначального интереса к продукту. Продавать в такой ситуации — стрелять из пушки по воробьям. Попадания будут, но редкие. Почти как погрешность.
Поэтому мы поступим изящнее и достучимся до клиентов через Google и Яндекс. Алгоритм следующий:
И все. Это законно и эффективно. И этого достаточно, чтобы получить дополнительные заявки и не использовать черные методы продвижения. При этом количество кликов по рекламе напрямую зависит от качества заголовка. А количество поступивших заявок напрямую зависит от уровня упаковки и конкурентоспособности предложения.
Если мы все сделаем правильно, то получим входящий поток потенциальных клиентов, которых плавно подведем к продаже. Если поток не появился, значит на предыдущих шагах мы ошиблись в исполнении. Тогда нужно вернуться назад и попробовать снова.
Еще раз напомню, что на именно на этом этапе мы создаем системность продаж. Поэтому уровень исполнения нужно довести до совершенства.
После второго шага мы имеем контактные данные потенциального клиента, а клиент имеет первичный интерес и ждет нашего звонка. Значит пришло время телефонного терроризма. Только не агрессивного и беспардонного, как в отрывке с Ди Каприо, а элегантного, ненавязчивого и почти незаметного.
На третьем шаге мы имеем единственную, но принципиальную задачу — завоевать доверие клиента.
Это сложно. В один шаг не уложимся. Но завоевать первичное доверие сможем. Для этого используем следующий алгоритм:
Дальше начинается диалог, в котором клиент расспрашивает о нас и рассказывает о себе. Мы отвечаем на вопросы клиента и записываем информацию, которую получили сами. При необходимости уточняем детали. Общее правило — чем больше, тем лучше.
После диалога мы просим таймаут на несколько дней, чтобы подготовить конкретное предложение. Пока готовим предложение, отправляем клиенту презентацию с информацией о компании.
Презентация нужна качественная. Это то, что мы оставим у клиента на руках. И то, что он внимательно изучит, перед тем как с нами работать. Поэтому в презентации мы не скромничаем, а подробно описываем достижения инвестиционной компании и даем ссылки на подтверждающие источники. Также не забываем, что хорошие дизайн и подача презентации — это способ продемонстрировать уважение.
Важно! Мы не продаем конкретный инвестиционный продукт при первом контакте. Мы просто знакомимся. Мы даем время клиенту, чтобы он изучил презентацию, переварил информацию и проверил данные. Даже если при первом диалоге мы поняли, что имеем архиподходяещее для клиента предложение, мы ничего о нем не говорим. Мы делаем это только через три дня. В идеале — на личной встрече.
Суть подхода — не давить. Мы предоставляем факты и оставляем решение за клиентом. Мы даем ему время созреть перед основным действием. Если клиент придет к нужному решению самостоятельно, то он не свернет на половине пути.
Инвестиционный бизнес так устроен. Он начинается с личного доверия к тем, кто продает, и только после этого идет остальное. Если мы не заложим фундамент доверия сейчас, то на следующих этапах сделка сорвется.
Мы провели первый диалог и получили вводные пожелания клиента. Теперь нужно собрать их в одну картину и составить профиль. На основании профиля мы подберем конкретное решение, которое есть в линейке продуктов.
На самом деле ситуация простая. Фактически, 90% профиля клиента состоит из ответов на два вопроса:
Оставшиеся 10% — это понимание, какие сектора экономики ему ближе. Все. Больше никакого волшебства в профилировании нет. Только четкое определение этих моментов.
По итогу мы получим три группы: консервативные инвесторы, умеренно агрессивные инвесторы и агрессивные инвесторы. Первым мы продадим продукты близкие к банковским депозитам или активы, обеспеченные недвижимостью. Для вторых подойдет диверсифицированный портфель на фондовом рынке. С третьими веселее всего: тут будут и pre-IPO сделки, и мусорные облигации, и венчурные инвестиции. А также прочие продукты с высокой маржинальностью.
Есть одна опасность. Рискованные инвестиционные продукты являются самыми маржинальными для финансовой организации, и за их реализацию платят высокие премии. Поэтому в первую очередь хочется продавать их, а уже потом все остальное. Увы, но так делать нельзя.
Загвоздка в том, что агрессивных инвесторов мало. Поэтому некоторые финансовые советники кардинально решают проблему: они впаривают маржинальные продукты всем подряд, не заморачиваясь с деталями. Они тратят силы и время в попытке переубедить консервативного клиента на рискованную инвестицию.
Это ошибка, которую мы не повторим. Для системных продаж мы должны действовать в мире клиента, а не пытаться его переспорить.
Поэтому продавать мы будем только то, что соответствует клиентскому профилю. Если такого продукта нет в линейке — мы откажемся от сделки и отдадим клиента другой организации.
Мы сделаем это по трем причинам:
Мы сформировали инвестиционное предложение и встречаемся с клиентом, чтобы его презентовать. Задача на этом шаге — объяснить клиенту, почему именно это предложение лучше альтернатив.
Если клиент инвестирует в портфель акций, то нужно сравнить этот портфель с другим портфелем и наглядно показать преимущества. Если клиент инвестирует в IPO, нужно объяснить, чем эта сделка перспективнее прочих предложений. Тоже самое для остальных инвестиционных продуктов.
Но есть один секрет. Объяснение лучшести мы должны уложить в одно предложение. Максимум в два. Потому что иначе мозг клиента взорвется, клиент вряд ли что-то поймет и точно ничего не запомнит. А мы любим клиента и не хотим такой ситуации. Поэтому мы помним, что краткость сестра таланта, и ужимаемся до единственного предложения.
Кроме того, это волшебное предложение мы должны повторить дважды. В начале диалога и в конце. Тогда оно врежется в память клиента и останется с ним до конца сделки. Всю дальнейшую информацию клиент воспримет через призму этого предложения, а это как раз то, что нам нужно.
Допустим, мы продаем REIT. Тогда клиенту мы скажем: «Это также надежно, как квадратные метры, но доходность выше на 2%. А еще не надо мучиться с арендаторами и выйти из инвестиции можно в любой момент».
Допустим, мы продаем pre-IPO сделку. Тогда клиенту мы скажем: «На IPO компания выйдет по $20 за акцию, а вы купите ее сейчас по $17. Это дисконт, который защитит капитал, если что-то пойдет не так, и обеспечит дополнительную прибыль, если все будет окей».
Клиент понимает, что мы предлагаем, и понимает, почему это круто. Но он понимает это на рациональном уровне, а этого недостаточно. На этом шаге мы хотим, чтобы клиент действительно поверил в инвестицию и захотел ее купить. Для этого нам нужны эмоции.
Вообще, это самый сложный этап сделки. Он сложный, потому что существует только два рабочих способа его преодолеть. Первый: сказать, что компания инвестирует в сделку собственные деньги. Второй: продемонстрировать результаты прошлых сделок за длительный период.
Первый способ работает лучше. Если клиент знает, что мы сидим в одной лодке, то он чувствует себя уверенно. Потому что на прошлых шагах мы зарекомендовали себя как профессионалы, а теперь мы демонстрируем веру в собственное предложение собственными деньгами. Мы тоже инвестируем в то, что предлагаем клиенту. Это самый сильный сигнал, который вообще может быть. Поэтому наша вера передается клиенту на подсознательном уровне и трансформируется в действие быстрее всего.
Участие в сделке вместе с клиентом — это идеальный подход, который имеет единственный минус. Существует мало финансовых организаций, которые согласятся на его реализацию. По хорошим и не очень причинам.
Поэтому реальный вариант убеждения на практике — история сделок. Он менее брутальный, но тоже работает. В истории сделок мы демонстрируем прошлые результаты рекомендаций и показываем, какую доходность они принесли. Высший пилотаж: дать не сухую статистику, а составить кейсбук с подробным объяснением принятых решений. Рассказать историю так, чтобы клиент почувствовал себя участником и захотел повторить ощущения.
Конечно, интуитивно клиент понимает, что прошлыми результатами можно манипулировать. Поэтому второй способ работает хуже. Но хорошее портфолио действует магически: инвесторы любят истории, инвесторы нуждаются в историях, инвесторы хотят верить в истории. Это бредово звучит, но является правдой. Поэтому мы используем эту черту характера для продаж. Мы обязаны ее использовать, если не собираемся терять клиента на этом этапе.
Источник