Способы признания международного права явно выраженное молчаливое подразумеваемое

Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания

Изменения, непрерывно происходящие в мире, воздействуют на состав субъектов международных отношений, в том числе на субъектов международного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридических вопроса:

  1. о признании новых субъектов международного права;
  2. о правопреемстве.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

  • вновь возникшее государство;
  • новое правительство;
  • нация или НОД, борющиеся за независимость;
  • восставшая или воюющая сторона;
  • международная организация.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

  1. конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
  2. декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания .

Формы международно-правового признания

К формам признания международного права относятся:

1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:

  • де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;
  • де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.

Способы международно-правового признания

Способы признания международного права:

  • явно выраженное;
  • молчаливое (подразумеваемое).

Юридические последствия признания :

  1. создание правовых условий для сотрудничества;
  2. возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;
  3. признание национального законодательства друг друга;
  4. наступление судебного иммунитета;
  5. решение вопросов правопреемства.
Читайте также:  Экономика это наука изучающая эффективные способы использования

Источник

3.7. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ

Признание – это акт, выражающий согласие государства с изменениями на международной арене. Акт, противоположный признанию, называется протестом. Институт признания не кодифицирован, его составляют обычные нормы международного права, которые регулируют стадии признания государств и правительств, а также юридические последствия признания.

Теории признания отражают различные подходы к моменту возникновения правосубъектности у государств и отвечают на вопрос, с какого момента государство может пользоваться правами и исполнять обязанности в соответствии с нормами международного права.

В доктрине сложились две противоположные друг другу теории признания: декларативная (прогрессивная) и конститутивная (реакционная).

Декларативная – признание не создает новых субъектов международного права, а только облегчает их вхождение в мировое сообщество.

Конститутивная – без признания не может возникнуть новый субъект международного права.

Наша наука и политические лидеры придерживаются декларативной теории.

Формы признания – de jure и de facto. Обе формы – юридические, только de jure – это полное и окончательное признание, а de facto – временное и неполное.

Не является признанием, влекущим международно-правовые последствия, так называемое признание аd hoc – «на данный случай», – когда государства вступают в разовые отношения при политике официального непризнания (например, для вывоза собственных граждан из непризнаваемого государства).

Способы признания: явно выраженное – государство делает соответствующее заявление о признании данного государства, и молчаливое – совершаются действия, явно свидетельствующие о признании (например, заключение двустороннего договора, установление дипломатических отношений).

Не свидетельствует о признании участие в многостороннем договоре.

Основными видами признания являются признание государств и признание правительств.

Признание государства одновременно означает и признание правительства. Отдельно встает вопрос о признании правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Правовое положение самопровозглашенных государств

В конце ХХ в. появилось достаточно большое количество самопровозглашенных государств (Турецкая республика Северный Кипр, Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Косово), не признанных всеми или почти всеми государствами.

Возникновение самопровозглашенных государств (далее – СПГ) не является чем-то новым: все государства, добивающиеся независимости, проходят через эту стадию, длящуюся от нескольких дней до нескольких лет (например, независимость Североамериканских штатов была провозглашена в 1776 г., а признаны они были только в 1783 г.).

Отношения с СПГ регулируются международным обычаем.

Оно осуществляет реальную власть на своей территории (имеется система органов государственной власти, включая вооруженные силы).

Органы власти СПГ независимы от центрального правительства и от иностранных государств.

Лидеры СПГ прямо заявляют о своей независимости.

Население поддерживает органы власти (идея независимости пользуется поддержкой населения).

Данное образование не признается государством. Непризнание может быть как полным, так и частичным.

Самопровозглашенное государство – это временное образование: либо правительству СПГ удается добиться признания, либо центральное правительство вернет под свой контроль мятежную территорию.

С самопровозглашенным государством не заключают международные договоры, не устанавливают дипломатические и консульские отношения. Лидеры СПГ имеют статус обычных граждан, не пользуются дипломатическим иммунитетом.

Вооруженные формирования СПГ не имеют статуса вооруженных сил, а лица, которые служат в подобных формированиях, не имеют статуса военнослужащего. Если подобное лицо окажется на территории непризнающего государства, последнее обязано выдать его или судить за незаконное ношение оружия.

Документы, выданные органами СПГ, являются недействительными.

Юридические лица считаются несуществующими, документы на право собственности, о наследстве, права на управление транспортным средством и другие не имеют юридической силы за пределами СПГ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

9 Институт признания в международном праве

Институт признания в международном праве

1. Понятие, виды и способы признания в современном международном праве.

Под признанием понимается односторонний добровольный акт государства, констатирующий изменение в международных отношениях, связанный с появлением на международной арене нового субъекта международного права и выражающий желание сотрудничать с ним.

Институт до сих пор не кодифицирован. Объясняется это, прежде всего тем, что данный институт особенно тесно связан с политикой (некоторые рассматривают признание только как политический акт), а также тем, что с переменами в международной системе меняется его содержание. Поэтому сегодня решающую роль в регулировании признания играют основные принципы международного права, а также практика государств и международных организаций.

Читайте также:  Простейшие способ питания форма тела передвижение инфузория туфелька

В значительном числе случаев признание является молчаливым. В случае непризнания правовых последствий поведения или ситуации государство заявляет протест.

В теории международного права в отношении международной правосубъектности выделяют признание государств и признание правительств. К временным видам признания относят признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны.

Рекомендуемые файлы

2. Признание государств.

В международном праве нет специального документа, закрепляющего критерии признания государства. Необходимым условием для признания государства считается его правомерное образование. В качестве правомерных критериев образования нового государства признаются:

1) первоначальные — если новое государство возникает в результате реализации права наций на самоопределение. Например, в 1974 г. восставшая провинция Бенгалия добилась провозглашения себя новым государством – Бангладеш;

2) производные — новые государства возникают в результате изменений, который происходит с прежними государствами: путем объединения с другим государством, распада государства и возникновения на его территории новых независимых государств (ситуация с распадом Советского Союза), выделения из состава одного государства нового государства и т.п.

Вопрос о признании государства может возникать и при кардинальном изменении государственного и общественного строя в результате социальной революции. Однако на практике в таких случаях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провозглашения в 1949 г. КНР СССР признал правительство КНР, а не саму Республику.

В доктрине международного права относительно юридического значения признания для нового государства в ней существуют две теории:

конститутивная, согласно которой признание конститутирует, порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Государство становится субъектом международного права на основании акта о его признании. Наличие признания, по мнению представителей этой теории, является необходимым признаком государства (наряду с территорией, населением, публичной властью);

декларативная теория впервые была сформулирована Вестфальским договором 1648 г. Согласно этой теории государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания. Признание лишь информирует международное сообщество о возникновении нового субъекта международного права, в частности, государства. Существование государств как субъектов международного права не зависит от их признания, но создает юридическую базу для осуществления им своей правосубъектности.

Институт признания использовался в практике ООН и других международных организаций как инструмент, отражающий позицию международного сообщества в отношении недопущения возникновения недемократических форм правления. В настоящее время для полноправного участия в международных правоотношениях новообразованное государство должно отвечать определенным требованиям, которые обнаруживают тенденцию к расширению.

3. Признание правительств.

Необходимость в признании правительства возникает в том случае, когда правительство приходит к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного переворота) или когда меняется форма правления, например, вместо монархического правления устанавливается республиканское. Но если в последнем случае меняется официальное название государства, то признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.

Критерием для признания правительства является его эффективность, то есть способность осуществлять власть на большой части территории государства. Принцип эффективности при признании правительства применяется в сочетании с принципом законности.

Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, растущее число государств (Великобритания, США, Бельгия, Австралия и др.) стали придерживаться политики воздержания от каких-либо официальных заявлений о признании правительств, ограничиваясь установлением или отказом от установления дипломатических отношений. Ранее такая политика получила наименование «доктрины Эстрады» по имени сформулировавшего ее в 1930 году министра иностранных дел Мексики, который заявил, что признание означает вмешательство во внутренние дела других государств, и что его страна будет ограничиваться поддержанием или прекращением дипломатических отношений.

В настоящее время обнаруживается тенденция к усилению контроля со стороны международного сообщества, и критерий законности становится правовым основанием для признания правительства. Законность нового правительства определяется в рамках международной законности: насколько политический режим, установленный новым правительством, соответствует международным стандартам в области прав человека.

4. Признание органов национального сопротивления (национального освобождения), восставшей (воюющей) стороны.

В случае иностранной оккупации зачастую создаются органы руководства национальным сопротивлением, а, следовательно, возникает проблема отношения к ним со стороны других государств. Объем и последствия признания в таком случае различны.

Этот вид признания возник во время Второй мировой войны, когда оккупированной территории законное правительство не могло осуществлять свои функции (находилось в эмиграции), на ней действовали органы национального сопротивления (Польский и Французский Комитеты национального освобождения, Антифашистское вече Югославии). Речь шла о признании органа военного руководства. Этот вид признания использовался, в первую очередь, для оказания помощи либо эмигрантским правительствам, либо органам национального сопротивления (исходя из политических предпочтений).

Читайте также:  Найдите наречия образованные суффиксальным способом

Довольно обширной была практика признания органов национального освобождения в годы деколонизации (60-70 гг.). Народ (нация) в ходе борьбы за свою государственную независимость создавали свои органы национального освобождения, которые могли признаваться в качестве таковых государствами. Таким признанием пользовались Народное движение за освобождение Анголы, Партия независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и ОАЕ, как единственные представители народов названных стран. Так, Лига арабских государств и немалое число правительств многие годы признавали Организацию Освобождения Палестины законным представителем палестинского народа.

После их признания эти органы получали возможность участвовать в международных конференциях, переговорах, выступать в международных организациях, иметь статус наблюдателя при них. Государства могли оказывать этим органам разного рода помощь.

Истории гражданских войн прошлого известны случаи признания «восставшей» и «воюющей» стороной. Они имеют место тогда, когда речь идет гражданская война между правительством и оппозиционными силами. Еще в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против Турции за создание собственного государства, «воюющей» стороной. В сер. XIX в., в период гражданской войны в США, южные штаты, вышедшие из состава конфедерации, были названы «восставшей стороной».

Признание «восставшей стороной» означало, что государство признает факт восстания против правительства, и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Этот вид признания мог повлечь за собой и признание за повстанцами определенных прав, например, права убежища, права на получение гуманитарной помощи.

Несколько более широким является признание «воюющей стороной». Имеет место в период вооруженного конфликта, происходящего на территории государства между законным правительством и силами оппозиции. Главное юридическое последствие такого признания — распространение на воюющих норм международного гуманитарного права, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., в том же объеме, что и на государства. Условием для признания оппозиционных сил является то, что они должны быть организованы, находится под единым командованием, обеспечивающем соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права, контролировать значительную часть территории государства.

Бесплатная лекция: «63 Антибиотики» также доступна.

5. Формы и юридические последствия признания.

В зависимости от объема юридических последствий выделяют две формы официального признания: de jure и de facto. Они используются при признании государств и правительств. Обе формы признания влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме. (При признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже).

Полное официальное признание выражается в де-юре. Оно окончательно и не может быть отозвано. Признание де-юре может быть явно выраженным (официальное заявление, нота) или подразумеваемым. При нем с признаваемым государством или правительством устанавливаются дипломатические, консульские и другие официальные отношения; признается его договорная правоспособность; иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Считается, что только признанное де-юре государство или правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом, например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество.

Признание де-факто – временное, ограниченное признание. При нем признающее государство не делает соответствующих заявлений, могут устанавливаться только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер (ограничено рамками заключенного соглашения), но может быть и отозвано. Объем такого признания меняется от случая к случаю. Чаще эта форма признания применяется к новому правительству.

Иногда государства, правительства вступают в официальный контакт с непризнанным государством, правительством вынужденно, для решения конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как признание со стороны государства, вступающего в такие контакты.

Источник

Оцените статью
Разные способы