Как привлечь финансирование для бизнеса на разных этапах
Аудиоверсия этой статьи
На развитие бизнеса нужны средства — личные сбережения предпринимателя или деньги из внешних источников. Рассказываем о привлечении финансирования от частных инвесторов, банков и специальных фондов
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Зачем нужны инвестиции
Инвестирование — это внешний финансовый поток, который поддерживает бизнес на старте, на стадии развития и до момента, когда он начнет приносить стабильную прибыль. На деньги инвесторов можно покупать оборудование, арендовать помещения или нанимать персонал.
Нередко финансовая поддержка извне требуется бизнесу и в период стабильной работы. Однако многие инвесторы отказываются вкладывать деньги в проект, пока он не раскрыл свой потенциал.
По данным Федерального бюро статистики труда США и исследовательской компании Startup Genome, до 75 % вновь созданных организаций не доживают до стадии воплощения идеи в жизнь. В 30–40 % случаев вложенные в них средства полностью теряются.
Между тем привлечение финансирования из внешних источников помогает поддержать бизнес в период становления и развития.
Виды кредитов для бизнеса
Этапы развития компаний
Вне зависимости от рода деятельности компании проходят через:
начальный этап — на нем идет разработка и вывод продуктов на рынок; на этой стадии, по статистике от исследователей из Startup Genome, закрывается до 90 % стартапов с убытками для инвесторов;
этап расширения, который наступает после разработки и внедрения бизнес-модели; для него характерны рост продаж и постоянный денежный поток;
этап роста, когда предприятие получает стабильный доход, укрепляет позиции на рынке.
На каждом этапе не обойтись без финансирования. На старте оно помогает компании создавать первые образцы продукта или тестировать выбранную бизнес-модель. На этапе расширения — продвигать продукт или выходить на зарубежные рынки. Инвестиции в зрелое предприятие обеспечивают модернизацию производства, поглощение конкурентов либо поиск и развитие новых направлений.
Типы финансирования бизнеса
Существует два способа привлечения средств:
Долевое инвестирование. Подразумевает передачу части бизнеса финансовому партнеру. Он становится совладельцем предприятия, влияет на организационные или рабочие процессы и получает часть прибыли.
Долговое финансирование. Речь о получении кредита, который гасят в оговоренные сроки с выплатой процентов. Собственник бизнеса сохраняет контроль над предприятием. Однако банки часто отказывают в займах компаниям, которые находятся на начальном этапе, из-за высоких рисков. На двух следующих этапах финансированием такого типа можно активно пользоваться.
Как выбрать тип финансирования
При привлечении финансирования нужно определиться, будет ли это заем под проценты или долевое участие инвестора. Для этого взвесить плюсы и минусы каждого варианта.
Долевое партнерство менее выгодно для собственника компании, поскольку ему придется постоянно отдавать часть прибыли инвестору. В то же время участие в бизнесе сторонних людей или компаний позволяет оптимизировать рабочие процессы, наладить связи с другими участниками рынка.
Если предприниматель планирует привлечь заемный капитал, то ему придется выполнять условия кредитора, например банка. При этом важно оценить потенциал и доходность бизнеса; учесть стоимость активов и размер дебиторской задолженности.
Принципы поиска инвесторов
У бизнеса на разных стадиях развития могут быть разные источники финансирования. Так, на начальном этапе обычно используют собственный капитал, средства знакомых или друзей либо помощь частных инвесторов.
На этапах расширения и роста привлекают венчурные фонды, прямые либо стратегические инвестиции, банки. Зрелым компаниям помогают банки или фонды прямых инвестиций.
Источники финансирования для стартапов
Вновь созданные компании могут рассчитывать на такие источники средств:
Друзья или знакомые. Эти деньги привлечь проще и быстрее. Но у способа есть минус: если предприятие провалится и возникнут сложности с возвратом долгов, отношения с близкими людьми могут испортиться.
Частные инвесторы, которые занимаются финансированием компаний на ранних стадиях развития, — бизнес-ангелы. Одни вкладывают в предприятие деньги, а взамен получают его часть. Затем перепродают ее ради прибыли. Другие выбирают дивидендную модель, и получают фиксированную долю от растущей доходной части. Развитие проекта можно ускорить, если привлечь партнера с опытом или связями.
Бизнес-инкубаторы. Предлагают создателям стартапов учебные курсы или услуги по поиску клиентов. Помогают построить бизнес-модель будущего предприятия. Правда, искать источники финансирования собственнику компании приходится самому.
Корпоративные акселераторы роста. Заинтересованы в поиске и развитии стартапов для внедрения идей в рамках корпорации. После запуска пилотного проекта появляется возможность начать работать с крупным заказчиком.
Гранты от государственных и коммерческих фондов. Их выделяют по результатам конкурсов. Потратить деньги можно на заранее оговоренные цели, это необходимо подтверждать отчетами. Для участия в конкурсе нужно подать заявку и подготовить пакет документов.
Инвестиционные клубы. Объединяют частных инвесторов, которые ищут стартапы и представляют их на встречах сообщества. Связаться с клубом можно через заявку на сайте или социальные сети.
Краудфандинг. Позволяет привлечь средства от нескольких частных инвесторов через специальные площадки. Распоряжаться полученными деньгами бизнес может по своему усмотрению.
Венчурные фонды. Распределяют средства инвесторов, ориентированы на международный рынок. Чтобы подать заявку на финансирование, нужно отправить презентацию проекта с пояснениями на электронную почту фонда.
Источник
Курс лекций «Основы финансового менеджмента»
6.2. Определение цены заемного капитала
В общем случае цена капитала – это полная доходность соответствующего финансового инструмента . В реальности цена, которую платит предприятие за привлекаемый капитал, может не совпадать с величиной доходности, получаемой инвестором. С одной стороны, у покупателя капитала возникают дополнительные расходы по привлечению ресурсов (эмиссионные издержки, комиссионные брокерам и банкам и т.п.), которые увеличивают цену этих ресурсов. С другой – издержки эмитента по выплате доходов инвесторам в некоторых случаях исключаются из суммы налогооблагаемой прибыли. Поэтому фактическая цена капитала для предприятия может оказаться ниже доходности, выплачиваемой инвесторам. Рассмотрим, как учитываются эти факторы при оценке заемного капитала .
Для привлечения долгосрочного заемного капитала предприятия эмитируют облигации. Ценой такого капитала для предприятий является полная доходность облигаций с учетом дополнительных расходов эмитента по размещению своих обязательств. Иными словами, процедура определения цены заемного капитала в основном идентична методике расчета полной доходности облигаций, рассмотренной в параграфе 5.3 настоящего пособия. Различия заключаются в необходимости учета дополнительных эмиссионных издержек. Еще одна особенность оценки заемного капитала состоит в том, что предприятие-эмитент имеет право относить сумму доходов, выплачиваемых по облигациям, на себестоимость своей продукции (услуг), уменьшая тем самым базу обложения налогом на прибыль. Возникающий при этом эффект “налогового щита” снижает цену капитала для эмитента. Для количественного измерения величины данного эффекта полную доходность облигации умножают на выражение (1 – t), где t – ставка налога на прибыль.
Таким образом, определение цены заемного капитала производится в два этапа: сначала рассчитывается полная доходность облигации (с учетом расходов по эмиссии), а затем полученный результат корректируется на величину влияния эффекта налогового щита . Например, предприятие планирует разместить трехлетние купонные безотзывные облигации номиналом 5 тыс. рублей. Купонная ставка составит 20% годовых с выплатой 2 раза в год. Размещение облигаций предполагается произвести по курсу 97% от номинала, расходы на эмиссию составят 3% от фактически вырученной суммы. Все поступления от продажи облигаций предприятие получит до начала 1-го года (нулевой период); все выплаты по облигациям будут производиться в конце каждого полугодия. Прогнозный денежный поток от данной финансовой операции (в расчете на 1 облигацию) будет иметь следующий вид (табл. 6.2.1). Величина притока в 0-й период представляет собой курсовую стоимость облигации 4,85 тыс. рублей (5 * 0,97), уменьшенную на сумму расходов по эмиссии 0,15 тыс. рублей (4,85 * 0,03).
Денежный поток от размещения 3-летнего облигационного займа, тыс. руб.