Способы привлечения внимания учащихся

5 суперэффективных способов завоевать внимание учеников всего за 15 секунд

Хлопнуть ладонью по столу, повысить голос… А как вы привлекаете внимание учеников?

«Тишина! Если вы сейчас же не займете свои места, я пойду к директору! Неужели так трудно сесть и послушать…»

Да, работа учителя — это колоссальный труд. Даже если в классе 30 послушных детей, которые слушают каждое слово педагога, время от времени учителю всё же приходится что-нибудь выдумывать, чтобы завоевать интерес учащихся.

Процесс привлечения внимания — без лишних эмоций и повышения голоса — часто вызывает сложности даже у опытных педагогов. И неудивительно, ведь на самом деле управлять поведением учеников и правильно реагировать на их выходки не так-то просто.

К счастью, есть проверенные способы, которые помогают учителям контролировать хаос и быстро привлекать внимание учащихся. Подобные техники основаны на том же принципе, по которому маркетологи продают свою продукцию — условно его можно назвать «Действие не по схеме» и в классе он действительно работает. Всегда.

Как работает «Действие не по схеме»?

Принцип действия этой стратегии нужно понимать буквально. Вы нарушаете чьё-то привычное поведение, прерывая его неожиданным стимулом. Этот «стимул» может быть чем угодно — от звука до смешной шутки и даже физического движения.

«Действие не по схеме» — это феномен, с которым люди сталкиваются каждый день. Рекламные ролики, плакаты и всплывающие окна, которые видит человек, буквально захватывают его внимание. Это заставляет его отвлечься от своих мыслей, ведь перед глазами появляется внезапный раздражитель в виде изображения, видео или текста, который просто невозможно проигнорировать.

Подобная тактика используется не только в модной рекламе. «Действие не по схеме» работает даже на самом базовом уровне. Рассмотрим как пример классическое рукопожатие. Когда вы впервые встречаете кого-то и протягиваете руку — вы используете шаблон прерывания: человек, пожимающий вам руку в ответ, автоматически перенаправляет свое внимание на вас.

Как применить эту методику в классе?

Представьте себе учителя, стоящего в шумном классе. Ученики занимаются своими делами, галдят, дурачатся и совсем не замечают педагога. Чтобы привлечь их внимание, учитель внезапно хлопает в ладоши и издаёт какой-нибудь звук. Ключевым звеном этой техники является элемент неожиданности, благодаря которому и нарушается привычных ход действий учащихся.

Что в этот момент происходит с учениками?

Использование «Действия не по схеме» всегда сопровождается временным состоянием замешательства. Удивление делает учеников «открытыми для предложений» и дарит педагогу несколько драгоценных секунд. Это и есть ваш «момент славы».

Если вы по-прежнему не знаете как эффективно применить эту стратегию, вот пять готовых способов привлечь внимание учеников всего за несколько секунд:

1. Сделайте что-нибудь неожиданное

Дети обожают непредсказуемых учителей, которые относятся к своей работе с фантазией. Так что постарайтесь оставить в своём плотном графике немного времени для приятных неожиданностей и сюрпризов. О чём конкретно идёт речь?

Представьте, что у вас урок, посвященный истории Древней Греции. Почему бы не нарядиться в костюм греческого бога или богини? Ученики наверняка будут в восторге и вряд ли забудут такое примечательное событие.

2. Совершайте преднамеренные ошибки

Как заставить учащихся внимательно следить за ходом урока? Один из способов — специально ошибиться. Предупредите ребят, что вы намерены совершить несколько ошибок на доске, в заданиях или в своей речи, и попросите учеников поймать вас, если они смогут.

3. Изучайте современные тренды

Не поленитесь потратить 10 минут в день на изучение новостей поп-культуры и используйте эту информацию на уроке. В большинстве случаев ученики шумят, когда теряют интерес к происходящему. Как только это случится — попытайтесь их ошеломить.

Например, задайте внезапный вопрос: «Кто вчера стал финалистом Евровидения?» или «Какой матч вчера закончился со счетом 2:1 и сколько голов забил Месси?». Как вариант, удивите ребят необыкновенным фактом: «Знаете ли вы, что кубик Рубика — это самый продаваемый товар в мире. А второе место в этом списке занимает Айфон».

4. Расскажите личную историю

Интереснее всего детям слушать истории из жизни педагога, особенно если они смешные и поучительные. Не стесняйтесь использовать эту методику на своих уроках, даже если для этого вам придётся немного приврать или нафантазировать.

Читайте также:  Разные способы сделать самолетик

У вас урок о глаголах прошедшего времени? Отлично! Расскажите о том, что с вами произошло вчера. Старайтесь почаще делиться собственным опытом и даже воспоминаниями о своих школьных годах: нелепые, вдохновляющие и забавные истории — это прекрасный способ удивить и одновременно чему-нибудь научить.

5. Незапланированный мини-тест

Нет, это не контрольная и не дополнительная оценка в журнал. Скорее мини-викторина для того, чтобы проверить насколько внимательными были ученики.

Напишите 1-3 случайных вопроса на доске и скажите ребятам, что это их возможность добавить себе несколько баллов к будущему тесту или контрольной. Вы удивитесь, насколько быстро они сосредоточатся на теме урока и пройденном материале, чтобы заполучить желаемый бонус.

В следующий раз, когда вы окажетесь в шумном классе, не вздумайте повышать свой драгоценный голос! Просто используйте одно из этих «Действий не по схеме» и вы привлечете внимание учеников всего за несколько секунд!

Уважаемые педагоги, а что делаете вы, когда ваши ученики становятся шумными и непоседливыми? Как заставляете их следовать инструкциям, чтобы урок прошёл на ура? Делитесь приёмчиками в комментариях!

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Источник

Некоторые психологические приемы привлечения внимания учащихся на уроке

Некоторые психологические приемы привлечения внимания учащихся на уроке

Почему учителю практически постоянно на уроке приходится призывать школьников к тишине и вниманию? Как завладеть вниманием класса и удержать его на промежуток времени, достаточный хотя бы для объяснения нового материала? Что делать для того, чтобы ученики как можно меньше отвлекались на уроке и внимательно слушали учителя? Эти вопросы не одно десятилетие возникают перед педагогами. В последнее время проблема привлечения и активизации внимания учащихся на уроке становится еще более актуальной.

В методической копилке учителя всегда должны быть приемы, методы, формы работы, которые бы вносили элементы неожиданности, новизны, занимательности в деятельность учащихся, которые бы способствовали возникновению и усилению внимания и активности мыслительной деятельности.

На уроках можно использовать следующие приемы:

1, Придание формулировке темы интригующего характера:

1.1. Формулировка темы в виде вопроса. Такая формулировка очень выигрышна в плане привлечения и активизации внимания, поскольку она предполагает получение в ходе объяснения материала прямого и ясного ответа на заявленный вопрос. Кроме того, вопросная формулировка пробуждает у учащихся желание поделиться своей точкой зрения с учителем и одноклассниками.

1.2. Использование «интригующей» лексики типа «загадка», «тайна», «секрет», «разгадка», «путешествие», «странствие» и т. п. Для привлечения и активизации внимания используется такая человеческая слабость, как любопытство.

Необычный, интригующий характер может иметь не только формулировка темы, но и начало объяснения учителем новой темы.

Необходимо использовать известный в психологии закон первого и последнего места. Его суть в том, что лучше запоминается и производит впечатление то, что находится в начале и конце. «Именно там и следует располагать элементы, несущие заряд необычного».

2. Удержать внимание школьников на уроке помогает даже краткое отступление от темы. А. Ф. Кони советует делать легкие, даже комические отступления, он они в то же время должны быть «в связи с содержанием данного момента речи». Эти краткие отступления являются своеобразными минутами отдыха для учащихся.

3.Для привлечения внимания необходимо обратить внимание и на то, как подается учащимся новый материал, т. е. на паралингвистическое оформление речи (громкость, темп, интонация, паузы).

Внезапное резкое снижение громкости голоса может привлечь внимание шумящей аудитории. Темп речи определяется количеством произнесенных слов за единицу времени. Он свидетельствует о значимости сообщения: важная информация

подается в более медленном темпе, менее важная – в более быстром. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно

активизировать внимание слушателей.

Возможно модуляцией голоса дать задание следить за объяснением темы и в течение 15 минут выписать слова в тетрадь, которые учитель выделяет голосом (громко или наоборот тихо). Слова могут составлять фразу-вывод по изучаемой теме. Самого внимательного поощрить дополнительным баллом к оценке за работу на уроке.

4. «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., — с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных. 5. Жестикуляция. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя — своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Читайте также:  Химический способ разрушения бетона

6.Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.

Представленные приемы активизации внимания учащихся не требуют дополнительных материальных затрат, применяются с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся класса на любом этапе урока. Однако необходимо помнить, что:

— для младшего школьного возраста используется чередование умственной и практической деятельности;

-подростки же сами сосредотачиваются ради достижения результата, и нужно вести урок опираясь не только на произвольное, но и на после произвольное внимание;

— старшие школьники обладают более управляемым вниманием, в работе с ними необходимо опираться на умственную деятельность ребенка в целом.

Источник

Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

Евгений Фатьянов

09 февраля • 18:00

Евгений Фатьянов, фото из личного архива

Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу. Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно. Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение. Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).

«Фатьянов, хватит болтать на уроке!», «Женя, ты ворон считаешь?!», «Почему ты меня не слушаешь?».

Я на всю жизнь запомнил, как скучно мне было на некоторых школьных уроках. Я сидел прямо перед учителем, но лучше слышал не преподавателя, а Сашку с последней парты. И не потому, что Сашка говорил громче. Нет. Учительница иногда орала, как резаная, но Сашку всё равно было слышно лучше. И даже когда предмет был интересный, и учитель рассказывал красиво, моё внимание постоянно куда-то улетало. Но однажды.

У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках. Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал.Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.

Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.

Что же это за приёмы?

1. Неожиданный вопрос

Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает. » Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка:«Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову «геймер»?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

2. «Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.

Читайте также:  Способ лифо что это

3. Внимание к деталям

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt

Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?»

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

4. Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

«Светает. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день. сказать им.
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

5. Аудиоэффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

На школе юных журналистов, фото из личного архива

6. Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры.

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

Вы можете выбрать те приемы, которые больше всего подходят вам и вашему предмету, комбинировать их, и вообще давать простор вашему воображению и педагогическому таланту. А если вы сильно ограничены во времени, то можно воспользоваться готовыми видеоисториями на цифровой платформе EdStories, и разнообразить уроки не только в классе, но и при дистанционном или асинхронном обучении.

Не хотите пропустить публикации по этой теме?

Источник

Оцените статью
Разные способы