Способы привлечения внимания у младших школьников

Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
учебно-методический материал на тему

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_privlecheniya_vnimaniya_obuchayushchihsya_na_uroke.docx 19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Сегодня мне хотелось бы остановиться на тех приемах, которые использую я в своей практике.

  1. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса. Наш тон окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
  2. Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. Высокий темп речи создает трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
  3. Прерывание речи, использование догадок . Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
  4. «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., — с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
  5. Жестикуляция. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя — своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
  6. Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.

Для привлечения и удержания внимания также использую следующие виды упражнений.

  1. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух, но ученик не должен называть числа, включающие двойку, или любое другое число. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Упражнение направлено на развитие распределения внимания.
  2. Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
  3. Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.

  1. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
  2. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.
  3. Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
  4. Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
  5. Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
  6. Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
  7. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.

Источник

Пять способов привлечь внимание младших школьников на уроке

Работая учителем уже третий год, я поняла одну простую истину: невозможно вести урок, если внимание детей полностью не направлено на учителя. Возникает вопрос: «Как же его, это самое внимание, привлечь?». Методом проб и ошибок я нашла как минимум пять способов привлечь и удержать внимание младших школьников во время работы на уроке. Итак, начнём по порядку…

Способ №1: Внешний вид

Как бы банально это ни звучало, но фраза «Встречают по одёжке» весьма уместна в этом случае. В какой бы класс, и на какой бы урок не пришёл учитель, всегда первым делом дети оценивают именно его внешний вид. Я заметила, что детей привлекает одежда, которая соответствует последним модным тенденциям: они могут бесконечно рассматривать твою блузку или брюки, туфли на шпильке или юбку. А это ли ни привлечение внимания? Ведь в таком случае взгляд детей прикован именно к учителю. Дело сделано — ученики попали на Вашу «удочку», можно начинать урок!

Способ №2: Актёрская игра

И я ничуть не перепутала школу с театром. Да-да, именно актёрская игра! Причём достаточно грамотная. Главное — не переигрывать. Дети, особенно начальные классы, очень «ведутся» на «театральные» интонации в голосе, на переходы речи от плавной к быстрой и громкой. Им нужны эмоции, а не монотонный монолог учителя. Таким образом, можно рассказать им всё, что угодно: от порой достаточно скучного правила по русскому языку до банального примера по математике. Главное, чтобы это было «вкусно» подано.

Способ №3: Наглядность

Причём, абсолютно не важно, в каком именно виде она будет проявляться, будь то презентация, плакаты или видеоролик. Дети рады любой форме наглядного материала. Урок как будто «оживает», как только я включаю презентацию или небольшой фильм по изучаемой теме.

Способ №4: Жизненный опыт

Я всегда стараюсь вести урок так, чтобы он каким-либо образом затрагивал реальные жизненные ситуации и заставлял детей вспоминать и применять свой жизненный опыт. Так они понимают, что знания, получаемые на уроках, рано или поздно в той или иной ситуации пригодятся им в жизни. Это отлично привлекает внимание и усиливает желание детей учиться чему-то новому.

Способ №5: Внимание каждому ребёнку

На любом уроке всегда есть дети, которые хотят высказать своё мнение по изучаемой теме, дети, которые имеют свою точку зрения и готовы её отстаивать. Главное, что может и должен сделать учитель в такой ситуации — это постараться выслушать каждого ребёнка. Конечно, очевидно, что за время урока сделать это невозможно. Но после него, в перемену, можно позвать к себе ребёнка, который не успел высказаться, и обязательно выслушать его. Так дети будут знать, что Вам не безразлично их мнение, а значит, его можно и нужно высказывать. Это ли не способ привлечь внимание?

С уважением
и любовью к детям и своей работе,
Надежда Сергеевна Брюханова,
учитель начальных классов
школы №24, г. Пермь.

Источник

Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

Евгений Фатьянов

09 февраля • 18:00

Евгений Фатьянов, фото из личного архива

Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу. Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно. Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение. Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).

«Фатьянов, хватит болтать на уроке!», «Женя, ты ворон считаешь?!», «Почему ты меня не слушаешь?».

Я на всю жизнь запомнил, как скучно мне было на некоторых школьных уроках. Я сидел прямо перед учителем, но лучше слышал не преподавателя, а Сашку с последней парты. И не потому, что Сашка говорил громче. Нет. Учительница иногда орала, как резаная, но Сашку всё равно было слышно лучше. И даже когда предмет был интересный, и учитель рассказывал красиво, моё внимание постоянно куда-то улетало. Но однажды.

У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках. Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал.Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.

Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.

Что же это за приёмы?

1. Неожиданный вопрос

Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает. » Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка:«Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову «геймер»?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

2. «Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.

3. Внимание к деталям

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt

Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?»

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

4. Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

«Светает. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день. сказать им.
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

5. Аудиоэффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

На школе юных журналистов, фото из личного архива

6. Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры.

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

Вы можете выбрать те приемы, которые больше всего подходят вам и вашему предмету, комбинировать их, и вообще давать простор вашему воображению и педагогическому таланту. А если вы сильно ограничены во времени, то можно воспользоваться готовыми видеоисториями на цифровой платформе EdStories, и разнообразить уроки не только в классе, но и при дистанционном или асинхронном обучении.

Не хотите пропустить публикации по этой теме?

Источник

Читайте также:  Способы применения репейной маски для волос
Оцените статью
Разные способы