Как говорить, чтобы удерживать внимание любой аудитории
Умение четко и складно говорить — навык, обладая которым человек может завоевать внимание аудитории и донести нужную информацию. Такой навык настоящий must-have для преподавателя.
Наверняка многие из вас сталкивались с волнением перед началом лекций. Это вполне нормально. Даже опытные спикеры нервничают перед выступлениями, но они знают, как успокоиться и расположить к себе публику.
Прежде всего, помните, что красиво говорить может научиться абсолютно каждый. Главное — тренироваться.
Мы составили для вас небольшой гайд по подготовке к выступлениям и работе со своей речью и разделили его на две части: подготовка к выступлению и само выступление.
Подготовка к выступлению на лекции
В первую очередь, вы должны четко понимать, о чем будете рассказывать вашим студентам. Плохая подготовка лишает уверенности перед аудиторией.
Научитесь владеть своим телом и используйте жесты во время выступления
Наверняка вы замечали, что речь человека проще воспринимать, когда он задействует жесты. Эксперты по публичным выступлениям подтверждают эти слова. Кроме этого, они говорят, что жестикуляция помогает усиливать слова.
Люди позитивно воспринимают собеседника, если видят его руки и ладони. Чтобы выглядеть убедительнее во время своего выступления, следуйте трем правилам:
- держите ладони на виду, а руки — в верхней части тела;
- добавляйте движения руками, чтобы сделать акцент в нужном месте;
- вы можете положить ладонь на ладонь;
- отрывайте локти от тела. Когда они плотно «пришиты» к телу, создается впечатление, что человеку некомфортно выступать, и он не уверен в себе.
Не переусердствуйте с жестами. Лучше отрепетировать ваши движения заранее.
Потренируйтесь управлять вашим голосом
Голос — это ваш основной инструмент связи с аудиторией. И чем лучше вы будете звучать, тем убедительней будет ваша речь. Здесь важно поработать с тембром, ударениями, скоростью и громкостью речи.
Улучшить ваш голос помогут упражнения. Тренируйте диафрагму: глубокий вдох, задержка дыхания и глубокий выдох. Повторяйте это упражнение в течение 5 минут. После нескольких подходов вы заметите, как ваш голос станет более глубоким и спокойным.
Запоминайте и повторяйте скороговорки — они помогают улучшить дикцию. Пойте вслух. Благодаря пению можно избавиться от заикания и запинок, а также укрепить диафрагму.
Говорите о главном
При подготовке к выступлению выделяйте одну главную мысль или тезис. Это необходимо для того, чтобы студенты запомнили, о чем вы говорили 10 минут назад. Если попытаетесь донести несколько разрозненных мыслей сразу, студентам будет сложно удержать их в голове.
Используйте примеры и ситуации, знакомые слушателям
Аудитория с большей вероятность станет вас внимательно слушать, если вы попробуете заговорить на их языке. Если тема кажется сложной, проведите аналогию, понятную аудитории. После каждого смыслового блока подводите итог, чтобы закрепить материал.
Составьте план вашего выступления и подготовьте речь
Готовый план поможет хорошо ориентироваться во время лекции, чтобы донести все ключевые моменты до студентов и ничего не упустить.
Не пренебрегайте написанием речи для вашего выступления. Подготовьте ее вместе с планом и выучите. Целиком запоминать может быть сложно, поэтому разбейте ее на несколько частей и учите по отдельности.
Проверьте все слова и произношение
При подготовке важно убедиться в том, что вы верно произносите и употребляете специфические термины. Кроме этого, проверьте свою речь на предмет использования в ней слов-паразитов.
Привлечь внимание студентов на лекции можно с помощью шутки. Так вы акцентируете их внимание на конкретной предметной части, и они запомнят, про что вы им рассказали. Стоит помнить, что студенты активно воспринимают информацию в течение 10 минут. Дальше удерживать их внимание гораздо сложнее. Для того чтобы разрядить обстановку, используйте тот же прием с юмором.
Практикуйтесь и записывайте свое выступление
Перед тем, как выходить к реальной публике, устройте тестовое выступление дома. Снимите свое выступление на видео или запишите свой голос на диктофон. Это поможет увидеть и проанализировать ваши ошибки и скорректировать подачу.
Подберите одежду для выступления
Имидж и внешний вид преподавателя влияют на то, насколько внимательно студенты запоминают материал. Подберите такую одежду, в которой вам будет комфортно вести лекции. При этом помните, что вы должны выглядеть опрятно и ваш образ должен вписываться в контекст.
Более подробно мы разбираем вопрос имиджа на нашем курсе «Новые практики цифровизации обучения» в рамках модуля «Психология для преподавателя. Имидж и позиция. Идеальный преподаватель глазами студентов». Познакомиться с программой курса можно на странице https://e.lanbook.com/courses/43 . Участие бесплатное.
Выступление перед студентами на лекции.
Приготовьтесь к тому, что вы будете волноваться, даже если выучили текст от и до. Снять напряжение и снизить градус волнения помогут несколько упражнений. Их используют спикеры на конференции TED Talks.
- Перед выходом к студентам несколько раз сожмите и разожмите ладони;
- сделайте глубокий вдох и выдох;
- стоя перед зеркалом, скажите себе, что у вас все получится.
Используйте storytelling и импровизацию
Расскажите о сегодняшней теме как о захватывающей истории. Истории нравятся всем, и ваша история обязательно заинтересует слушателей. Если вы чувствуйте, что можете рассказывать о теме с закрытыми глазами, используйте импровизацию. Подача станет более живой, и вы сможете вовлечь ваших студентов в дальнейший диалог.
Задействуйте интерактивные техники
Цель лекции достигнута, когда студент после занятия уносит в своей голове пройденный материал. Быстрее и качественнее усвоить материал помогут групповые и индивидуальные работы или проекты, техника round-table-discussion, игровые форматы по теме.
Возьмите с собой бутылочку воды
Если вы начнете нервничать, сделайте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы продолжить вашу лекцию с новыми силами.
Перед выступлением лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, чтобы не вызывать дискомфорт у аудитории.
Последний совет, который хотим дать, — пополняйте свой словарный запас. Когда в вашем арсенале большой словарный запас, строить предложения гораздо проще. Чем лучше вам это удается, тем более уверенным человеком вы себя чувствуете. А это влияет на восприятие вас аудиторией.
Людям нравится, когда выступающий разбирается в разных вопросах и может поддержать разговор на любую тему. Для расширения словарного запаса каждый день изучайте по одному незнакомому слову и используйте его в своей речи как минимум 10 раз. Важно, чтобы новые слова уместно вписывались в контекст вашей истории.
Еще одно полезное упражнение для развития лексического запаса — придумывать как можно больше синонимов к словам.
В ситуациях, когда вы не уверены в значение того или иного термина, обращайтесь к толковому словарю. Тем более, что в наше время он всегда может быть под рукой — в мобильном приложении.
И, конечно, читайте. Чтение не только пополняет ваш словарный запас, но и способствует развитию воображения.
Если у вас есть желание углубиться в тонкости ораторского искусства, мы советуем прочитать литературу из подборки:
- Джулиан Трежер «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу»;
- Сэм Хорн «Минуту внимания! Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию»;
- Сара Ллойд-Хьюз «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация»;
- Евгения Шестакова «Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией»;
- Алексей Марков «Публичные выступления. 5 способов победить страх».
Используйте приемы и советы из нашей статьи, чтобы готовить интересные и запоминающиеся выступления. У вас все получится!
Источник
Способы привлечения внимания студентов
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [4, 10, 15, 20].
Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности [1, 3, 6, 8, 11, 13].
Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится действие, пока не будет достигнута цель [2, 5, 7, 9, 12, 14].
Основными функциями внимания являются:
активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень осознания данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.
Объем внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.
Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.
Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
отношение к деятельности;
темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
первоначальное вхождение в работу;
достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности.
Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Студент должен одновременно слушать преподавателя и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Студенту трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды.
Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.
Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, внимание повышается и переключается на посторонние раздражители.
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие [3, 11, 16, 17].
Направленность, или избирательность внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).
Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.
Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным») – контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему неинтересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержании непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.
Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов [14, 19, 19, 21, 22] рекомендовал целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы. Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.
Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у обучающихся, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:
1) использовать непроизвольное внимание;
2) содействовать развитию произвольного.
Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.
Источник