Как говорить, чтобы удерживать внимание любой аудитории
Умение четко и складно говорить — навык, обладая которым человек может завоевать внимание аудитории и донести нужную информацию. Такой навык настоящий must-have для преподавателя.
Наверняка многие из вас сталкивались с волнением перед началом лекций. Это вполне нормально. Даже опытные спикеры нервничают перед выступлениями, но они знают, как успокоиться и расположить к себе публику.
Прежде всего, помните, что красиво говорить может научиться абсолютно каждый. Главное — тренироваться.
Мы составили для вас небольшой гайд по подготовке к выступлениям и работе со своей речью и разделили его на две части: подготовка к выступлению и само выступление.
Подготовка к выступлению на лекции
В первую очередь, вы должны четко понимать, о чем будете рассказывать вашим студентам. Плохая подготовка лишает уверенности перед аудиторией.
Научитесь владеть своим телом и используйте жесты во время выступления
Наверняка вы замечали, что речь человека проще воспринимать, когда он задействует жесты. Эксперты по публичным выступлениям подтверждают эти слова. Кроме этого, они говорят, что жестикуляция помогает усиливать слова.
Люди позитивно воспринимают собеседника, если видят его руки и ладони. Чтобы выглядеть убедительнее во время своего выступления, следуйте трем правилам:
- держите ладони на виду, а руки — в верхней части тела;
- добавляйте движения руками, чтобы сделать акцент в нужном месте;
- вы можете положить ладонь на ладонь;
- отрывайте локти от тела. Когда они плотно «пришиты» к телу, создается впечатление, что человеку некомфортно выступать, и он не уверен в себе.
Не переусердствуйте с жестами. Лучше отрепетировать ваши движения заранее.
Потренируйтесь управлять вашим голосом
Голос — это ваш основной инструмент связи с аудиторией. И чем лучше вы будете звучать, тем убедительней будет ваша речь. Здесь важно поработать с тембром, ударениями, скоростью и громкостью речи.
Улучшить ваш голос помогут упражнения. Тренируйте диафрагму: глубокий вдох, задержка дыхания и глубокий выдох. Повторяйте это упражнение в течение 5 минут. После нескольких подходов вы заметите, как ваш голос станет более глубоким и спокойным.
Запоминайте и повторяйте скороговорки — они помогают улучшить дикцию. Пойте вслух. Благодаря пению можно избавиться от заикания и запинок, а также укрепить диафрагму.
Говорите о главном
При подготовке к выступлению выделяйте одну главную мысль или тезис. Это необходимо для того, чтобы студенты запомнили, о чем вы говорили 10 минут назад. Если попытаетесь донести несколько разрозненных мыслей сразу, студентам будет сложно удержать их в голове.
Используйте примеры и ситуации, знакомые слушателям
Аудитория с большей вероятность станет вас внимательно слушать, если вы попробуете заговорить на их языке. Если тема кажется сложной, проведите аналогию, понятную аудитории. После каждого смыслового блока подводите итог, чтобы закрепить материал.
Составьте план вашего выступления и подготовьте речь
Готовый план поможет хорошо ориентироваться во время лекции, чтобы донести все ключевые моменты до студентов и ничего не упустить.
Не пренебрегайте написанием речи для вашего выступления. Подготовьте ее вместе с планом и выучите. Целиком запоминать может быть сложно, поэтому разбейте ее на несколько частей и учите по отдельности.
Проверьте все слова и произношение
При подготовке важно убедиться в том, что вы верно произносите и употребляете специфические термины. Кроме этого, проверьте свою речь на предмет использования в ней слов-паразитов.
Привлечь внимание студентов на лекции можно с помощью шутки. Так вы акцентируете их внимание на конкретной предметной части, и они запомнят, про что вы им рассказали. Стоит помнить, что студенты активно воспринимают информацию в течение 10 минут. Дальше удерживать их внимание гораздо сложнее. Для того чтобы разрядить обстановку, используйте тот же прием с юмором.
Практикуйтесь и записывайте свое выступление
Перед тем, как выходить к реальной публике, устройте тестовое выступление дома. Снимите свое выступление на видео или запишите свой голос на диктофон. Это поможет увидеть и проанализировать ваши ошибки и скорректировать подачу.
Подберите одежду для выступления
Имидж и внешний вид преподавателя влияют на то, насколько внимательно студенты запоминают материал. Подберите такую одежду, в которой вам будет комфортно вести лекции. При этом помните, что вы должны выглядеть опрятно и ваш образ должен вписываться в контекст.
Более подробно мы разбираем вопрос имиджа на нашем курсе «Новые практики цифровизации обучения» в рамках модуля «Психология для преподавателя. Имидж и позиция. Идеальный преподаватель глазами студентов». Познакомиться с программой курса можно на странице https://e.lanbook.com/courses/43 . Участие бесплатное.
Выступление перед студентами на лекции.
Приготовьтесь к тому, что вы будете волноваться, даже если выучили текст от и до. Снять напряжение и снизить градус волнения помогут несколько упражнений. Их используют спикеры на конференции TED Talks.
- Перед выходом к студентам несколько раз сожмите и разожмите ладони;
- сделайте глубокий вдох и выдох;
- стоя перед зеркалом, скажите себе, что у вас все получится.
Используйте storytelling и импровизацию
Расскажите о сегодняшней теме как о захватывающей истории. Истории нравятся всем, и ваша история обязательно заинтересует слушателей. Если вы чувствуйте, что можете рассказывать о теме с закрытыми глазами, используйте импровизацию. Подача станет более живой, и вы сможете вовлечь ваших студентов в дальнейший диалог.
Задействуйте интерактивные техники
Цель лекции достигнута, когда студент после занятия уносит в своей голове пройденный материал. Быстрее и качественнее усвоить материал помогут групповые и индивидуальные работы или проекты, техника round-table-discussion, игровые форматы по теме.
Возьмите с собой бутылочку воды
Если вы начнете нервничать, сделайте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы продолжить вашу лекцию с новыми силами.
Перед выступлением лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, чтобы не вызывать дискомфорт у аудитории.
Последний совет, который хотим дать, — пополняйте свой словарный запас. Когда в вашем арсенале большой словарный запас, строить предложения гораздо проще. Чем лучше вам это удается, тем более уверенным человеком вы себя чувствуете. А это влияет на восприятие вас аудиторией.
Людям нравится, когда выступающий разбирается в разных вопросах и может поддержать разговор на любую тему. Для расширения словарного запаса каждый день изучайте по одному незнакомому слову и используйте его в своей речи как минимум 10 раз. Важно, чтобы новые слова уместно вписывались в контекст вашей истории.
Еще одно полезное упражнение для развития лексического запаса — придумывать как можно больше синонимов к словам.
В ситуациях, когда вы не уверены в значение того или иного термина, обращайтесь к толковому словарю. Тем более, что в наше время он всегда может быть под рукой — в мобильном приложении.
И, конечно, читайте. Чтение не только пополняет ваш словарный запас, но и способствует развитию воображения.
Если у вас есть желание углубиться в тонкости ораторского искусства, мы советуем прочитать литературу из подборки:
- Джулиан Трежер «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу»;
- Сэм Хорн «Минуту внимания! Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию»;
- Сара Ллойд-Хьюз «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация»;
- Евгения Шестакова «Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией»;
- Алексей Марков «Публичные выступления. 5 способов победить страх».
Используйте приемы и советы из нашей статьи, чтобы готовить интересные и запоминающиеся выступления. У вас все получится!
Источник
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
Это могут быть самые разные приемы. Определенного эффекта по привлечению внимания можно добиться, например, простым отходом от трибуны или стола, приближением к слушателям, если это возможно, разного рода иными простейшими действиями. К числу способов привлечения внимания относятся разного рода подчеркивания определенных мест выступления: повторение, замедление речи, паузы, ускорение речи, в частности, когда делаются некоторые отступления. Грубой, однако, ошибкой, как отмечалось выше, является повторение конца почти каждой фразы.
При этом следует соблюдать правила:
1. Не стучи по кафедре, столу. Не делай выговоров, обращенных ко всем слушателям. Если необходимо, сделай персональное замечание.
2. Используй любую возможность для графического изображения материала.
3. (Там, где есть доска) Следи за доской, на ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего.
4. Используй паузы для наблюдения за слушателями. Не бойся оценки со стороны аудитории, оценивай ее сам.
5. С целью привлечения внимания, усиления различных моментов изложения используй жесты и мимику. Выражение лица, поза, жест, что хорошо знают выступающие «со стажем», являются дополнительными средствами выразительности. Скучное, равнодушное лицо рождает скуку и равнодушие у слушателей.
6. Воздерживайся, однако, от бурной жестикуляции.
7. Не перенимай жестов у других, ищи соответствие жестов излагаемым мыслям.
Хорошими приемами привлечения внимания, а также активизации слушателей, способствующими налаживанию и поддержанию обратной связи с аудиторией, являются следующие:
Размышление вслух. Данный прием состоит в том, что выступающий задает вопросы самому себе и, рассуждая на глазах у слушателей, намечает и рассматривает возможные варианты ответов на эти вопросы, дает им обоснование: анализирует ответы, ищет и находит убедительные решения. В этом случае перед слушателями как бы раскрывается «кухня» мыслительной работы выступающего.
Активизирующие вопросы. Выступающий задает вопросы самим слушателям, если это, конечно, возможно. Вопросы при этом должны содержать элементы проблемности. Они должны требовать обоснования, сравнения, сопоставления, выводов, которые в целом вполне доступны слушателям.
Устный фронтальный опрос. Прием используется тогда, когда это возможно, но не обязательно только в учебной аудитории, например, там, где выступление делается не впервые. При этом опрос увязывается с ранее рассмотренным материалом, но с акцентом на новой теме. Опрос может производиться в начале выступления или поэтапно, по ходу выступления.
Элементы дискуссии и полемики. Выступающий инициирует формулирование самими слушателями различных вариантов решения некоторого вопроса, высказывание различных точек зрения, оценок, используя заранее заготовленные примеры. Затем эти ответы используются при окончательной формулировке ответов и оценок в рамках обсуждаемого материала. Этот прием предполагает сопоставление различных точек зрения, демонстрирование борьбы мнений, различных интересов. Даже если слушатель при этом сначала присоединяется к неверной точке зрения или предлагает свое собственное неточное решение, все равно этот прием активизирует интерес, все познавательные процессы со стороны слушателей вообще.
О самой полемике и различных ее видах более подробно будет сказано в следующем 10-м разделе пособия.
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
В современной практике выступлений все шире применяется так называемый проблемный метод изложения, в отличие от более привычного информационно-иллюстративного, или описательного способа. Последний предполагает подачу материала в готовом виде: выступающий приводит факты, выводы как уже установленные и осуществленные. При этом приводятся все необходимые объяснения и обоснования. Материал подается в логически-доказательном, нейтрально-эмоциональном, либо, наоборот, эмоционально-образном виде. Но само доказательство, повторимся, и в том и в другом случае приводится как уже сделанное, готовое, законченное.
Информационно-иллюстративный подход по-своему очень экономичен, дает образцы логики изложения и образного описания, развивает понимание, память, репродуктивное, или воспроизводящее мышление; затрагивает эмоциональную сферу слушателей. Однако этот метод слабо развивает активность слушателей, их инициативу, творческие способности. Этот-то недостаток и призван преодолеть проблемно-поисковый метод выступления.
Проблемный метод направлен на активизацию познавательной деятельности слушателей уже по ходу выступления. Он в большей степени возбуждает интерес к предмету обсуждения, способствует развитию самостоятельности, творческого отношения к предмету путем постоянного диалога выступающего и слушателей, полемики с самим собой и слушателями.
Проблемное выступление должно отвечать своему названию, как в отношении содержания, так и в отношении методического исполнения. В таком выступлении серьезные проблемы, ведущие идеи, актуальные задачи рассматриваются и подаются с использованием различных поисковых средств и на основе воспроизведения самой логики поиска, в частности, научного поиска.
Проблемное выступление должно воспроизводить все основные уровни проблемного поиска в той области, к которой относится тема выступления. Оно должно учитывать:
1. Уже решенные проблемы данной области.
2. Проблемы, решенные лишь частично.
3. Только что поставленные, новые проблемы, подлежащие решению в некотором будущем.
Логика проблемного выступления может носить сквозной либо поэтапный характер. В первом случае проблема, поиск решения которой осуществляется, формулируется уже в самом начале выступления. Затем проблема постепенно разворачивается, обогащается привлекаемым материалом, обосновывается все новыми данными и промежуточными выводами, которые выступающий пытается строить вместе со слушателями (Сравни: концентрический способ изложения, о котором речь шла в разделе 5.1.).
Во втором случае — при поэтапном изложении — сначала строится так называемое «дерево проблемы», и далее каждая отдельная его веточка, т.е. некоторый более частный вопрос — подпроблема, рассматривается самостоятельно. Решение любого такого вопроса (подпроблемы) служит в дальнейшем предпосылкой рассмотрения некоторого другого вопроса (подпроблемы) на исходном «дереве проблем» (Сравни также: ступенчатое изложение из того же раздела 5.1.).
Нередко, однако, в хорошо построенном проблемном выступлении имеет место комбинация обоих этих вариантов.
Проблемное выступление возможно и полезно не всегда, а лишь при наличии ряда необходимых условий:
1. Материал должен носить отчетливо выраженный логически доказательный характер, почти все основные компоненты решения соответствующей проблемы, связанных с нею подпроблем должен быть налицо.
2. В содержании темы явно вычленяются сквозные и локальные, а также тематические проблемы.
3. Слушатели должны обладать достаточным начальным уровнем знаний и поэтому быть способными принять активное участие в анализе материала.
4. (Весьма важное условие) Должен иметь место достаточный объем времени.
Начинать подготовку проблемного выступления, как и всякого иного, нужно с определения его темы и целей, с учетом того, какие из этих целей должны быть поставлены и в какой мере достигнуты по ходу данного выступления.
После постановки целей производится «проблемный» анализ материала, в ходе которого формулируются задачи, которые должны быть решены в процессе выступления. Решение этих задач, в свою очередь, должно давать возможность сформировать достаточно полное решение исходной проблемы в целом. Для этого уже сами задачи должны быть объединены в некоторую систему — «дерево задач».
По мере надобности проблемный анализ материала дополняется методическим анализом, включающим уяснение того, какими методами, методиками нужно владеть, чтобы решать те или иные их сформулированных и представленных на «дереве» задач. Выступающий должен своевременно предлагать слушателям необходимые методические и методологические средства, а еще лучше — как бы находить их вместе со слушателями.
Если все необходимые условия соблюдены, то выступление становится диалогом выступающего со слушателями и слушателями между собой, совместным поиском, нередко с элементами спора, дискуссии, и даже полемики. Умственная активность слушателей при этом внешне выражается в репликах, замечаниях, общей реакции понимания или непонимания, причем осознаваемого («я знаю, что я этого не знаю, или не понимаю»). Она также проявляется в одобрении или неодобрении чьих-либо предложений, в ответах на поставленные выступающим вопросы, что позволяет установить четкую обратную связь в ситуации «выступающий — слушатели».
В ходе проблемного выступления слушатели постоянно озадачиваются: им нужно уяснить суть поставленных вопросов, усвоить необходимую информацию для формулирования ответов на них, вспомнить то, что им уже известно в связи с обсуждаемой проблемой. Они участвуют в совместном поиске на основании некоторого предположения, корректируют собственные позиции и действия, а также позиции и действия других участников совместного поиска, в том числе самого выступающего.
Некоторые правила проблемного изложения:
1. Сочетай знакомое слушателям с незнакомым, увязывай незнакомое со знакомым.
2. Создавай по ходу выступления обстановку, в которой у слушателей возникают естественные интеллектуальные затруднения и естественное желание преодолеть их в виде поиска недостающей информации, новых знаний, новых способов действия.
3. Активно используй вопросы, создавай быстротечные локальные проблемные ситуации.
4. Систему основных вопросов готовь заранее с целью управления поисковой активностью слушателей. Продумывай в связи с ними формулировки проблем, возможных гипотез, которые могут быть выдвинуты слушателями по ходу обсуждения.
5. Не старайся организовать всеобъемлющую поисковую деятельность слушателей при изложении достаточно нового для них материала.
6. Не противопоставляй проблемно-поисковый метод другим, традиционным методам изложения, тем более что сам проблемный метод имеет своих довольно почтенных по возрасту предшественников (беседы Сократа).
7. Избегай чрезмерной искусственности создаваемых по ходу изложения проблемных ситуаций, например, с целью «украшательства» выступления модными приемами.
8. Не пресекай ошибочных суждений слушателей. С помощью дополнительных вопросов подводи их к тому, чтобы они самостоятельно обнаруживали ошибки в своих рассуждениях, сами приходили бы к необходимым выводам.
Источник