- Стратегия привлечения финансовых ресурсов
- Откуда бизнесу взять деньги
- Андрей Фоменко
- Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги
- Три группы источников финансирования
- Условно-бесплатные деньги
- Инвестиции
- Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта
- Кредитование
- Сравнение источников финансирования
Стратегия привлечения финансовых ресурсов
Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).
1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.
2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.
3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.
4. Привлечение донорских средств крупных фирм — потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.
5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).
Внешняя ориентация предполагает опору на заемные средства (облигационные займы и банковские кредиты), внутренняя — на собственные (уставный капитал и прибыль).
Стратегия финансирования определяет:
1) оптимальное соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств;
2) цену, которую фирма может за них заплатить;
3) способы распределения (перераспределения) финансовых ресурсов между подразделениями.
Первая задача является особо сложной и не имеет однозначного решения. Причина состоит в том, что отклонение от оптимума в ту и другую сторону одновременно чрезвычайно выгодно и рискованно.
Ориентация на использование прибыли — наиболее безопасный способ финансирования. Но, во-первых, ее величина вообще ограниченна, что накладывает жесткие рамки на потенциальные возможности развития фирмы. Во-вторых, рост доли прибыли, направляемой на расширение и совершенствование производства, ущемляет текущие интересы собственников.
Эти ограничения, казалось бы, можно преодолеть за счет эмиссии акций, которая приносит дополнительно огромные средства. Однако компании идут на этот шаг обычно с большой неохотой, и этому есть причины. Дело в том, что акции реализуются сторонним лицам, а следовательно, уходят из-под контроля эмитента и впоследствии свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Таким образом, рано или поздно они могут сосредоточиться в руках любого лица (в том числе и конкурента), что позволит ему без ведома учредителей установить контроль над корпорацией.
В этом смысле использование внешних (заемных) источников финансирования более предпочтительно. Но фирма при этом попадает в зависимость к кредиторам, которые при случае (что особенно характерно для России) могут ее целенаправленно обанкротить.
Однако использование заемных средств может принести компании немалые выгоды (а не только предотвратить скрытую смену собственника). Дело в том, что увеличение их доли обусловливает рост главного показателя, характеризующего эффективность ее работы, — рентабельности собственного капитала.
Чем она выше, тем большим спросом пользуются акции фирмы, тем, следовательно, выше их курс и, таким образом, цена самой корпорации. Причина состоит в том, что привлеченный капитал зарабатывает прибыль наравне с собственным, а из расчета рентабельности в данном случае исключается.
В то же время увеличение доли заемного капитала, как уже говорилось, соответственно увеличивает и риск банкротства, ибо у фирмы в нужный момент может не оказаться средств на погашение займов.
Многие негативные стороны описанных выше стратегий привлечения финансовых ресурсов можно преодолеть с помощью лизинга — долгосрочной аренды оборудования. Фирма-лизингодатель закупает (в том числе и по поручению фирмы-лизингополучателя) и передает в аренду необходимые элементы основного капитала.
Иногда имеет место возвратный лизинг — субъект продает имущество лизинговой компании и берет его в аренду с возможностью обратного выкупа.
По содержанию лизинг представляет собой форму товарного кредита в основной капитал, а по форме схож с инвестиционным финансированием. Существуют следующие основные варианты лизинга.
1. В зависимости от количества участников:
- прямой лизинг (поставщик и лизингодатель — одно лицо);
- косвенный лизинг (имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник).
2. По типу имущества, становящегося объектом сделки (движимое и недвижимое).
3. В зависимости от места ее заключения (внутренний и внешний). При внутреннем лизинге все участники представляют одну страну. При внешнем (международном) — разные государства.
4. В зависимости от формы возврата средств выделяют лизинг:
- с денежным платежом;
- с компенсационным платежом (продукцией, услугами);
- со смешанным платежом.
5. По объему обслуживания:
- чистый лизинг (все обслуживание имущества осуществляет лизингополучатель);
- с дополнительным обслуживанием.
6. По сроку использования имущества и связанными с ним условиями амортизации:
- с полной окупаемостью и полной амортизацией;
- с неполной.
7. По характеру оплаты (оперативный и финансовый лизинг).
Оперативный лизинг предполагает сдачу имущества в аренду на срок, меньший нормативного срока его службы. Поэтому лизинговые платежи по одному договору не покрывают всей стоимости имущества, и оно сдается несколько раз. При этом обязанности по ремонту и страхованию имущества обычно ложатся на лизингодателя. Такая форма лизинга используется в отношении средств транспорта, строительного оборудования, сельскохозяйственной и компьютерной техники.
Размеры платежей при оперативном лизинге выше, чем при других формах, в связи с учетом дополнительных рисков невозможности повторно предоставить имущество в лизинг. По окончании срока договора имущество возвращается.
Финансовый лизинг — операция по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей в пользование на срок, приблизительно совпадающий со сроком эксплуатации и амортизации. Обычно имущество приобретается для конкретного пользователя, который его сам выбирает. Риск переходит к лизингополучателю.
Иногда используется раздельный лизинг, который частично финансируется лизингодателем, а частично — за счет ссуд. Основной риск при этом несут кредиторы.
Предприятия со слабой финансовой базой, но высокорентабельные, а также молодые и малые предприятия могут использовать сублизинг.
Лизингодатель снижает для себя риск невозврата ссуд, получает определенные налоговые (на имущество) и амортизационные льготы.
Лизингополучатель приобретает:
- 100%-ное финансирование;
- отсутствие необходимости немедленного возврата средств;
- возможность создания удобной всем схемы выплат;
- уменьшение риска морального и физического износа для лизингополучателя;
- снижение налогооблагаемой прибыли, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки;
- ускорение оборота продукции, стимулирование внедрения новинок и освоения достижений НТП.
Стратегию привлечения капитала не в последнюю очередь обусловливает цена, которую за это нужно заплатить. На нее влияют:
- выплаты из прибыли, например дивиденды по привилегированным акциям;
- процент по банковским ссудам и облигациям;
- ставка налогообложения.
На практике рассчитывается средневзвешенная, или текущая, цена капитала (СВЦК), которая часто используется в качестве ставки дисконтирования и эталона для сравнения выгодности условий привлечения дополнительного капитала и определения соответствующей стратегии действий.
Любой новый вариант стратегии привлечения капитала сравнивается с его действующей ценой или внутренней нормой доходности, и, если та оказывается выше, такой вариант берется на вооружение.
Что же касается перераспределения финансовых потоков между подразделениями, то его стратегия вырабатывается с помощью портфельных матриц, например Мак-Кинси.
Источник
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Андрей Фоменко
Директор финансового департамента «Нескучных финансов»
У предпринимателя есть несколько способов привлечь деньги на развитие бизнеса. Среди них — заключить сделку с инвестором, объявить сбор через краундфандинг, получить субсидии или кредит. Рассказываем о каждом способе.
Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги
Деньги — это главный актив бизнеса. Все просто: если их нет, бизнес не работает.
Кажется, вот компания заработала, владелец получил деньги на счет — и все, больше никаких трат. Так не выйдет: если бизнес хочет развиваться, придется закупать, нанимать сотрудников, платить им зарплату.
По большей части схема такая: вложил рубль — получил с него два.
Магазин купил ящик фруктов за 500 ₽, продал за 650 ₽. Разница между тем, что вложил, и тем, что получил от клиентов, — заработок бизнеса. В этом примере — 150 ₽. В следующий раз магазин хочет купить уже два ящика, чтобы продать и заработать 300 ₽. Для того, чтобы закупить больше фруктов нужны деньги.
В реальности бизнес всегда хочет тратить больше, чем зарабатывает — это нужно, чтобы масштабироваться и расти. Поэтому без привлечения инвестиций довольно сложно обойтись.
Три группы источников финансирования
Можно попробовать развиваться на собственные деньги. Это когда ты инвестируешь свою чистую прибыль в бизнес. Например, закрыл сделку на 500 000 ₽, понес расходы на 350 000 ₽, а 150 000 ₽ оставил в бизнесе. Но так получается не всегда. Расходов может оказаться больше, а 150 000 ₽ не хватит на то, чтобы обогнать конкурента. Поэтому компании ищут источники дополнительных денег.
Обычно, когда компания привлекает заемные средства, это называется «финансовый рычаг». При правильном подходе он показывает, каким будет эффект от заемных средств.
Источники финансирования можно поделить на группы:
- Условно-бесплатные деньги. Это когда берешь взаймы, но не платишь за использование денег. Взял 100 тысяч рублей — отдал 100 тысяч. А есть варианты, когда и отдавать не нужно.
- Инвестиции. За них предприниматель платит — например, передает долю в компании. Еще один человек становится совладельцем и получает право на прибыль.
- Кредит. За него предприниматель тоже платит — основной долг и вознаграждение банку. Это может быть фиксированная сумма или процент.
Это условное деление. Скажем, друг может дать взаймы просто так, а может под процент, но меньший, чем в банке. Но в большинстве случаев такое деление совпадает с реальностью.
Условно-бесплатные деньги
Первая группа источников финансирования — условно-бесплатная помощь. Вот как можно взять деньги:
- Уговорить родителей или друзей вложиться в ваш бизнес.
- Получить деньги или помощь от государства. Это гранты, субсидии, оплата услуг.
- Попросить незнакомых людей скинуться. Это называется «краудфандинг»: люди сбрасываются на проект, который считают интересным. Просто так. По механике напоминает благотворительность, только люди помогают не хоспису, а бизнесу.
Друзья и семья. Обычно у друзей и семьи занимают посильные суммы. Например, родители продали квартиру дедушки и готовы одолжить сыну треть ее стоимости. Так в качестве поддержки предприниматель получает 300 тысяч рублей.
Сколько удастся занять — зависит от семьи и отношений. Одна семья спокойно расстается с миллионом, у другой и лишних ста тысяч нет.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Скорее всего, получится занять один раз, потому что свободных денег обычно не так много. |
Например, занял 300 тысяч рублей на запуск магазина. Через год понадобилось еще 200 тысяч рублей, а у семьи свободных денег уже нет.
Семья или друг могут решить, что они не просто дали в долг, а стали партнерами. Поэтому начнут бесконечно советовать и просить отчитаться перед ними
Можно договориться не возвращать
Гранты и субсидии от государства. Во многих регионах России действуют программы развития предпринимательства. Благодаря им бизнес просто так получает деньги или услуги. Сколько можно получить и на каких условиях — зависит от региона и бизнеса
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги может получить определенный бизнес из определенной сферы. Например, открыть таким способом сигаретную лавку не получится, потому что сигареты вредят здоровью. Государство не выделяет деньги на «вредный» бизнес. |
Деньги можно потратить только на согласованную цель, а не на что хочешь. Например, фитнес-центр получил субсидию на закупку тренажеров, а сам оплатил аренду из этих денег. Аренда — нецелевое использование, субсидию придется вернуть.
Суммы зависят от типа программы и от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до миллиона рублей на бизнес по франшизе. Но в другом городе такой программы может и не быть. О поддержке малого бизнеса.
Чтобы получить государственную поддержку, нужно готовить большой комплект документов. Тратятся бюджетные деньги, поэтому государство хочет быть уверенным, что они пойдут на бизнес, а не на новый Майбах. Все это влияет на время получения денег: процесс может занять и месяц, и два.
Документы собираются для заявки на участие, а потом — чтобы отчитаться за использование денег
Краудфандинг. Краудфандинг — общий термин для совместного финансирования проектов. Есть два основных варианта:
- Деньги нужно возвращать. В этом случае деньги привлекаются через кредитование. Например, компания получает деньги от физлиц под определенный процент. Об этом мы поговорим в разделе о кредитах.
- Деньги возвращать не нужно. Деньги привлекаются в обмен на сам продукт или нематериальное вознаграждение. Это называется ревордс-краудфандинг, от английского слова rewards — награды. Но чаще всего в СМИ и соцсетях пишут просто «краудфандинг». О нем мы говорим в этом разделе.
Краудфандинг помогает привлечь деньги на новый продукт. Это может быть материальное — техника, печатная книга — или нематериальное: фильм, музыкальный альбом, игра.
Известные зарубежные платформы для краудфандинга — Индигоугоу и Кикстартер, российские — Планета и Бумстартер.
Отечественный фильм «28 панфиловцев» собрал 3 млн рублей через российскую площадку «Бумстартер». Описание проекта на платформе.
Производитель умных часов Pebble собрал более 20 млн долларов на «Кикстартере». Первый миллион компания получила за 50 минут.
Деньги вкладывают обычные люди, каждый — сколько считает нужным. За свою помощь они получают бонусы: скажем, доступ к вебинару, скидку, благодарственное письмо, право первыми купить товар. Это все равно что быть первым в очереди за новым Айфоном.
Чтобы заинтересовать проектом, авторы максимально красочно рассказывают о нем. Для этого используют специальные платформы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Обычно деньги получают инновационные бизнесы с инновационным продуктом или творческие проекты. |
Например, умные часы, которые делают всё, разве что дом не строят. А вот деньги на вторую шаурмячную не получить.
Непредсказуемо. Нельзя заранее оценить, сколько денег удастся получить. Может, пользователям понравится идея и они вложат несколько миллионов, а может — ничего
Есть платформы, где не надо возвращать деньги, даже если проект не запустился
Инвестиции
Предприниматель может получить инвестиции: деньги, недвижимость, оборудование или любые другие ценные ресурсы для бизнеса.
Возможные источники инвестиций:
- Коммерческие фонды. Например, фонды, которые вкладывают в : Run Capital и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
- Фонды с господдержкой. Например, Фонд развития промышленности при Минпромторге, он финансирует только промышленность.
- Частные инвесторы.
В инвестициях полезно разделять понятия, которые кажутся близкими по смыслу. Давайте сначала разберемся с партнером и инвестором:
- Партнер — тот, кто участвует в бизнесе, как будто в компании два генеральных директора и они вместе развивают бизнес.
- Инвесторы вкладывают деньги и могут давать советы, но они не участвуют в ежедневной работе компании. Их можно сравнить с внешним консультантом.
Если забыть о разнице, есть риск навредить себе, например лишиться сделки совсем или подписать контракт, но на невыгодных для себя условиях.
Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта
Если привлекает партнера. Тогда он предлагает брату — шеф-повару в крупном ресторане — вложить деньги и стать вторым управленцем: приходить в кафе каждый день, помогать с меню, нанимать официантов, закупать продукты. Брат становится партнером.
Если привлекает инвестора. Предприниматель знакомится с опытным ресторатором, у которого своя сеть. Ему нравится бизнес, он готов вложить деньги и консультировать предпринимателя.
Ресторатор будет приезжать раз в месяц, смотреть цифры бизнеса, общаться с ключевыми сотрудниками и говорить, что бы он улучшил на месте предпринимателя. Но настаивать не будет. Его цель — вложить и получить деньги с прибылью.
Теперь разберемся с профессионалами и условно любителями. Профессионалы системно зарабатывают на инвестициях, чаще всего вкладывают сразу во много компаний. Один из них — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он вложил в более чем 400 компаний.
Случайные инвесторы — это когда инвестиции не стали основным заработком. Допустим, предприниматель предложил другу вложить деньги в бизнес. Тот поверил в идею и дал миллион рублей из накоплений. При этом друг работает в штате банка и зарабатывает на своей профессии, а не инвестициях.
Инвестиции подходят не всем бизнесам, могут быть юридические и бизнес-ограничения. Это большая тема, поэтому в этой статье мы разберем только основные моменты
Юридически долю можно получить только в ООО, ИП на доли не делится. Поэтому инвесторы вкладывают в компании, а индивидуальные предприниматели могут получить только заемные деньги.
За инвестиции надо платить. Предприниматель и инвестор договариваются, что тот передает ресурсы на определенных условиях. Чаще всего это деньги в обмен на долю в бизнесе, так что инвестор становится соучредителем. Например, инвестор вкладывает миллион рублей и получает долю в компании — 20%.
Инвестору выгодно вкладываться в бизнес, потому что он получает право:
- Принимать решения и влиять на управление компанией. Например, закрыть одну из торговых точек, потому что она убыточная. Или требовать отчетов раз в неделю.
- Получать дивиденды. Это часть прибыли, которую получают все, у кого есть доля в компании. Обычно дивиденды выплачивают пропорционально доле.
Приведем простой пример.
У компании два учредителя: у одного доля в 60%, у другого — 40%. Всего выплачивается дивидендов на 100 тысяч рублей.
Доля учредителей в дивидендах равна их доле в компании. Это значит, что учредитель с долей в 60% получает 60 тысяч, а второй — 40 тысяч.
Размер выплаты инвестору зависит от прибыли: чем она выше, тем больше надо платить.
Партнер вложил миллион в обмен на долю в компании 20%. Если у компании есть прибыль и она распределяет дивиденды, партнер получает часть этой прибыли.
Если общая сумма дивидендов 100 тысяч — он получает 20 тысяч.
Если дивиденды 10 млн — партнер получает 2 млн.
Когда говорят об инвестициях, часто произносят термин «стартап». Есть инвесторы, которые вкладываются только в стартапы.
Стартап — компания, которая только-только начала работу. Но это не любой бизнес. Чтобы называться стартапом, бизнес должен быть инновационным, поэтому обычно стартапы — это . Например, производители или разработчики:
- умных весов;
- фитнес-трекера;
- приложения для ведения дел;
- онлайн-сервиса по подбору одежды от стилистов.
Шаурмячная, продуктовый магазин, оптовая база не считаются стартапами. Такие компании называются классическим, или традиционным, бизнесом. У большинства наших клиентов именно такой бизнес. Поэтому они не смогут получить деньги от инвесторов, которые поддерживают стартапы.
Нет универсальных условий инвестирования, они зависят от инвестора и бизнеса. Предприниматель может договориться с частным инвестором, что тот не будет получать дивиденды в ближайшие два года, потому что деньги пойдут на развитие компании. А фонд может включить в договор требование, что, если прибыль падает до определенного уровня, он выходит из компании и забирает свои деньги.
Условия фиксируются в документах, а что это за документы — тоже зависит от бизнеса и инвестора. Например, если салон красоты привлекает партнера, они подписывают партнерское соглашение и корпоративный договор. Суть одна: чем больше документов подготовить и чем точнее их составить, тем меньше риск получить проблемы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
За инвестиции нужно платить. В обмен на ресурсы предприниматель передает долю в компании, а вместе с ней — право на дивиденды и управление. |
Выплата инвестору зависит от размера прибыли. Чем прибыль выше, тем больше надо отдавать.
С частным инвестором есть риск постоянно тратить время и силы на споры.
Предприниматель уверен, что не надо закрывать точку, даже если она убыточная, а партнер считает иначе. И начинаются споры, хотя время можно было бы вложить во еще.
Крупные компании могут выйти на публичную биржу. Но это сложный процесс, и он требует договоренностей с участниками финансового рынка
Деньги можно получать несколько раз. Инвестор может вложить деньги раз или вкладываться частями весь срок партнерства
Кредитование
Еще один источник финансирования — кредит. Его выдают не только банки, но и государство, платформы для P2B-кредитования и микрофинансовые организации. Для удобства будем называть их кредиторами.
Процесс получения денег в целом одинаковый независимо от кредиторов:
- Компания подает заявку со сведениями о бизнесе, подтверждает их документами.
- Кредитор проверяет данные и называет условия.
- Если компании они подходят, кредитор и компания подписывают договор.
- Компания получает деньги.
- Через определенное время она их возвращает.
Государственные кредиты. Есть федеральные и региональные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Их основной плюс — кредит можно взять под небольшой процент. Минус — получить деньги довольно сложно, потому что нужно собрать сотню документов.
Для бизнеса работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ей принадлежит МСП Банк и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса.
Задача МСП Банка — выдать кредит под низкий процент. МСП Банк работает с другими банками, своими партнерами и предоставляет деньги предпринимателям, в том числе через коммерческие банки. Поэтому клиенты коммерческих банков также получают кредиты и под меньший процент, чем если бы их выдавали сами коммерческие банки. Сайт банка
Например, производитель детской одежды из Перми получил 3 млн рублей под 9,6% годовых. Коротко о бизнесе
Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создаются при поддержке правительства и есть почти в каждом регионе. Их цель — помогать бизнесу с кредитами и лизингом.
В рамках поддержки бизнеса в период пандемии появляются разные программы кредитования, их условия и срок действия — отдельная тема, и в этой статье мы не будем их касаться.
Краудлендинг, или P2B-платформы. Есть такой инструмент привлечения денег — краудфандинг. В нем два сегмента: деньги можно получить просто так, в качестве благотворительности, а можно через инструмент кредитования. О благотворительности мы уже рассказали, теперь очередь за кредитованием.
Для кредитования работают специальные платформы, у них похожие названия и механика работы. Разница в том, кто становится заемщиком, а кто дает деньги. Есть такие варианты:
- P2B → кредитование компаний;
- B2B → компании кредитуют другие компании;
- P2P → кредитование физлиц. Мы рассказываем только о бизнесе, поэтому не касаемся этой темы.
Наиболее популярная модель для бизнеса — P2B-платформы. С их помощью физические лица дают в долг бизнесу, а тот возвращает с процентами.
Предприниматели собирают деньги на закупку оборудования или товара, ремонт помещения, открытие новой торговой точки и другие нужды бизнеса. Чтобы привлечь кредиторов, они публикуют на платформе информацию о себе и объявляют цель сбора денег.
Платформы предварительно проверяют компании и выставляют на обозрение, потом физлица выбирают компании, которые считают надежными, и дают им деньги. Одна компания может получить деньги от десятков кредиторов.
Каждая платформа устанавливает свои правила. Есть платформа, где минимальная сумма, которую может дать кредитор, — 10 тысяч рублей, а есть и платформа с порогом 100 тысяч. Одна может требовать срока работы бизнеса не менее трех месяцев, другая — не меньше года.
Микрофинансовые организации — компании, которые выдают деньги под процент. Это их единственная услуга. Сокращенно такие организации называют МФО.
В целом процесс напоминает выдачу кредита в банке: компания подает заявку, доказывает свою финансовую надежность и получает деньги, если все в порядке. Список документов для подачи заявки такой же, как в банке, не короче.
Банк. У банков есть разные программы кредитования. Они могут отличаться механикой выдачи денег, например одной суммой или траншами, необходимостью обеспечения. Допустим, под залог недвижимости или под победу в гостендере.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги в любом случае придется отдавать, даже если нет прибыли. Если не вернуть, кредитор подаст в суд. |
За использование есть плата — процент или фиксированная сумма. Условия зависят от кредиторов: может быть и 7, и 130% годовых.
Чтобы получить деньги, нужно доказать финансовую надежность бизнеса. Поэтому компания сначала подает заявку, ее оценивают и только потом предлагают условия
Предсказуемая нагрузка на бизнес. Предприниматель точно знает, какую сумму и когда ему нужно возвращать, поэтому можно просчитать, сколько следует зарабатывать, чтобы хватало на возврат долга.
Выплата не зависит от прибыли. Например, предприниматель взял миллион под 20% годовых, через год отдал миллион и 111 тысяч рублей. И неважно, какая у компании прибыль: она всегда платит сверху только 111 тысяч рублей
Сравнение источников финансирования
Способы финансирования отличаются условиями. Чтобы было проще ориентироваться, мы собрали таблицу. В ней основные критерии для сравнения.
Критерий | Условно-бесплатные | Инвестиции | Кредитование |
---|---|---|---|
Есть ли ограничения для получения денег | У семьи и друзей — нет. |
У государства — есть. Выдают деньги под определенный бизнес и на определенной стадии развития.
Через краудфандинг — есть. Обычно деньги получают инновационные или творческие проекты
Через краудфандинг — низкая. Есть риск не заинтересовать проектом.
От государства — низкая. Нужно обосновать необходимость денег и важность проекта. А главное — попасть под критерии отбора
Нужно найти инвестора, который заинтересуется бизнесом, договориться об условиях.
Источник