Способы привлечения капитала организаций

Стратегия привлечения финансовых ресурсов

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).

1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.

2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.

3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.

4. Привлечение донорских средств крупных фирм — потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.

5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).

Внешняя ориентация предполагает опору на заемные средства (облигационные займы и банковские кредиты), внутренняя — на собственные (уставный капитал и прибыль).

Стратегия финансирования определяет:

1) оптимальное соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств;

2) цену, которую фирма может за них заплатить;

3) способы распределения (перераспределения) финансовых ресурсов между подразделениями.

Первая задача является особо сложной и не имеет однозначного решения. Причина состоит в том, что отклонение от оптимума в ту и другую сторону одновременно чрезвычайно выгодно и рискованно.

Ориентация на использование прибыли — наиболее безопасный способ финансирования. Но, во-первых, ее величина вообще ограниченна, что накладывает жесткие рамки на потенциальные возможности развития фирмы. Во-вторых, рост доли прибыли, направляемой на расширение и совершенствование производства, ущемляет текущие интересы собственников.

Эти ограничения, казалось бы, можно преодолеть за счет эмиссии акций, которая приносит дополнительно огромные средства. Однако компании идут на этот шаг обычно с большой неохотой, и этому есть причины. Дело в том, что акции реализуются сторонним лицам, а следовательно, уходят из-под контроля эмитента и впоследствии свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Таким образом, рано или поздно они могут сосредоточиться в руках любого лица (в том числе и конкурента), что позволит ему без ведома учредителей установить контроль над корпорацией.

В этом смысле использование внешних (заемных) источников финансирования более предпочтительно. Но фирма при этом попадает в зависимость к кредиторам, которые при случае (что особенно характерно для России) могут ее целенаправленно обанкротить.

Однако использование заемных средств может принести компании немалые выгоды (а не только предотвратить скрытую смену собственника). Дело в том, что увеличение их доли обусловливает рост главного показателя, характеризующего эффективность ее работы, — рентабельности собственного капитала.

Чем она выше, тем большим спросом пользуются акции фирмы, тем, следовательно, выше их курс и, таким образом, цена самой корпорации. Причина состоит в том, что привлеченный капитал зарабатывает прибыль наравне с собственным, а из расчета рентабельности в данном случае исключается.

В то же время увеличение доли заемного капитала, как уже говорилось, соответственно увеличивает и риск банкротства, ибо у фирмы в нужный момент может не оказаться средств на погашение займов.

Многие негативные стороны описанных выше стратегий привлечения финансовых ресурсов можно преодолеть с помощью лизинга — долгосрочной аренды оборудования. Фирма-лизингодатель закупает (в том числе и по поручению фирмы-лизингополучателя) и передает в аренду необходимые элементы основного капитала.

Иногда имеет место возвратный лизинг — субъект продает имущество лизинговой компании и берет его в аренду с возможностью обратного выкупа.

По содержанию лизинг представляет собой форму товарного кредита в основной капитал, а по форме схож с инвестиционным финансированием. Существуют следующие основные варианты лизинга.

1. В зависимости от количества участников:

  • прямой лизинг (поставщик и лизингодатель — одно лицо);
  • косвенный лизинг (имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник).

2. По типу имущества, становящегося объектом сделки (движимое и недвижимое).

3. В зависимости от места ее заключения (внутренний и внешний). При внутреннем лизинге все участники представляют одну страну. При внешнем (международном) — разные государства.

4. В зависимости от формы возврата средств выделяют лизинг:

  • с денежным платежом;
  • с компенсационным платежом (продукцией, услугами);
  • со смешанным платежом.

5. По объему обслуживания:

  • чистый лизинг (все обслуживание имущества осуществляет лизингополучатель);
  • с дополнительным обслуживанием.

6. По сроку использования имущества и связанными с ним условиями амортизации:

  • с полной окупаемостью и полной амортизацией;
  • с неполной.

7. По характеру оплаты (оперативный и финансовый лизинг).

Оперативный лизинг предполагает сдачу имущества в аренду на срок, меньший нормативного срока его службы. Поэтому лизинговые платежи по одному договору не покрывают всей стоимости имущества, и оно сдается несколько раз. При этом обязанности по ремонту и страхованию имущества обычно ложатся на лизингодателя. Такая форма лизинга используется в отношении средств транспорта, строительного оборудования, сельскохозяйственной и компьютерной техники.

Размеры платежей при оперативном лизинге выше, чем при других формах, в связи с учетом дополнительных рисков невозможности повторно предоставить имущество в лизинг. По окончании срока договора имущество возвращается.

Финансовый лизинг — операция по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей в пользование на срок, приблизительно совпадающий со сроком эксплуатации и амортизации. Обычно имущество приобретается для конкретного пользователя, который его сам выбирает. Риск переходит к лизингополучателю.

Иногда используется раздельный лизинг, который частично финансируется лизингодателем, а частично — за счет ссуд. Основной риск при этом несут кредиторы.

Предприятия со слабой финансовой базой, но высокорентабельные, а также молодые и малые предприятия могут использовать сублизинг.

Лизингодатель снижает для себя риск невозврата ссуд, получает определенные налоговые (на имущество) и амортизационные льготы.

Лизингополучатель приобретает:

  • 100%-ное финансирование;
  • отсутствие необходимости немедленного возврата средств;
  • возможность создания удобной всем схемы выплат;
  • уменьшение риска морального и физического износа для лизингополучателя;
  • снижение налогооблагаемой прибыли, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки;
  • ускорение оборота продукции, стимулирование внедрения новинок и освоения достижений НТП.

Стратегию привлечения капитала не в последнюю очередь обусловливает цена, которую за это нужно заплатить. На нее влияют:

  • выплаты из прибыли, например дивиденды по привилегированным акциям;
  • процент по банковским ссудам и облигациям;
  • ставка налогообложения.

На практике рассчитывается средневзвешенная, или текущая, цена капитала (СВЦК), которая часто используется в качестве ставки дисконтирования и эталона для сравнения выгодности условий привлечения дополнительного капитала и определения соответствующей стратегии действий.

Любой новый вариант стратегии привлечения капитала сравнивается с его действующей ценой или внутренней нормой доходности, и, если та оказывается выше, такой вариант берется на вооружение.

Что же касается перераспределения финансовых потоков между подразделениями, то его стратегия вырабатывается с помощью портфельных матриц, например Мак-Кинси.

Источник

Как привлечь финансирование в действующий бизнес?

Привлечь финансирование позволяют различные инструменты рынка инвестиций. Количество таких инструментов ограничено.
Какие способы привлечения финансирования существуют? Что важно знать предпринимателю, желающему привлечь финансирование? На эти вопросы ответим в данной статье. При условии, что компания является инвестиционно привлекательной (подробнее о факторах инвестиционной привлекательности здесь ), у нее существует несколько различных вариантов привлечения финансирования.
Рассмотрим несколько самых популярных работающих на рынке способов привлечения капитала в малый бизнес.

Привлечь деньги на онлайн-площадке (краудлендинг)

Краудлендинг (народное кредитование) — коллективное онлайн-кредитование группой инвесторов индивидуальных предпринимателей или компаний. Ключевым звеном в краудлендинге является инвестиционная онлайн-площадка.

Параметры долгового капитала:

Сумма: в среднем 5-15 млн. руб. (до 200 млн.руб.)
Процент: в среднем 23-26% (до 34%).
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких недель.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких месяцев.

Целевой портрет заемщика:

Компания, не обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, реализация гос.контракта. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.

Доступность для малого бизнеса:

Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через внутренний скоринг площадки на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния. Компании с высоким риском дефолта не принимаются к размещению на площадке. Доля проектов из числа допущенных и завершенных успешно в среднем составляет 35%.

Значимые представители рынка:

— Penenza
— МодульДеньги
— Поток Диджитал
— StartTrack
— АтомИнвест
— Сберкредо

Привлечь частного инвестора

Привлечение частного инвестора в бизнес, как правило происходит по схеме продажи доли бизнеса, либо выдачи займа. Встречаются и комбинированные схемы покупки доли + займа, а также схемы конвертируемого займа, при которой, если компания не может в срок вернуть деньги, то расплачивается с инвестором долей.

Привлечение частного инвестора, пожалуй, самая творческая задача для бизнесмена. В отличие от других инструментов, правила на рынке поиска частного инвестора отсутствуют, а ожидания конкретных инвесторов различаются в зависимости от инвестиционных аппетитов, наличия отраслевой специализации в инвестициях и других факторов. Почти во всех случаях, привлекая частного инвестора, компания теряет полную самостоятельность в принимаемых решениях, особенно стратегических.

Параметры привлеченного капитала:

Сумма: От несколько сот тысяч рублей до нескольких сот миллионов рублей.
Процент: Среднее ожидание по окупаемости инвестиций – от 1 года до 3-х.
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких лет.

Целевой портрет заемщика:

Компания, готовая допустить в бизнес еще одного участника. Как правило целью привлеченного финансирования является развитие компании, выход на новые рынки, выпуск нового продукта на рынок.

Доступность для малого бизнеса:

Доступность для малого бизнеса ограничивается количеством инвесторов, желающих вложиться в новый бизнес. На сегодняшний день инвестиционная активность в России не высокая. Количество инвестиционных сделок по сравнению с выдачей кредитов относительно низкое. В связи с этим доступность данного инвестиционного инструмента для малого бизнеса оценивается как низкая.

Представители рынка (площадки по поиску инвесторов):

— beboss.ru
— businessesforsale.ru
— business-platform.ru
— start2up.ru
— biznet.ru
— finatica.com
— deloshop.ru

Получить банковский кредит

Банковский кредит – денежная ссуда, предоставляемая коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями для текущей или инвестиционной деятельности, обеспечивается товарно-материальными, золотовалютными ценностями или ценными бумагами, долговыми обязательствами. Из самого определения следует, что банк предоставляет ссуду под залоги. Как правило, залогами являются транспортные средства, недвижимость, реже – оборудование.

Параметры долгового капитала:

Сумма: в среднем от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов.
Процент: в среднем 12-17%.
Скорость получения: от 3 до 7 лет.
Срок займа: в среднем 3-5 лет.

Целевой портрет заемщика:

Компания, обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, пополнение оборотного капитала. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.

Доступность для малого бизнеса:

Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через банковский скоринг на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния.

Наиболее значимые представители рынка:

— Сбербанк
— ВТБ
— АЛЬФА-БАНК
— Промсвязьбанк
— Райффайзенбанк
— АК БАРС БАНК
— Банк ЗЕНИТ
— МСП Банк

Привлечь деньги через эмиссию и продажу облигаций

Эмиссия облигаций – это выпуск компанией ценных бумаг для дальнейшей продажи инвесторам, по которым они будут получать купонный доход и иметь возможность продажи бумаги по рыночной цене. Облигации различают биржевые и внебиржевые (коммерческие). Внебиржевые продаются вне биржи. Ставки по ним обычно выше. Выпустить коммерческие облигации, в отличии от биржевых, может практически любая компания. Вероятность и скорость продажи облигаций зависит от инвестиционной привлекательности компании.

Параметры долгового капитала:

Сумма: от 50 млн.руб. до нескольких сот миллионов.
Процент: в среднем 9-12%.
Скорость получения: от нескольких месяцев.
Срок займа: в среднем на 2-4 года.

Целевой портрет заемщика:

Средняя годовая выручка компании от 100 млн.руб./год. Компания обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. Компания существует на рынке несколько лет, способна выплачивать инвесторам купонный доход и иметь возможность погашения долга в конце периода эмиссии облигаций.

Доступность для малого бизнеса:

Эмиссия и продажа коммерческих облигаций обладает высокой доступностью для компаний малого бизнеса за счет возможности их регистрации практически любой компанией. При условии достаточной инвестиционной привлекательности компании, а также привлекательной доходности, облигации пользуются спросом на инвестиционном рынке, так как права инвесторов защищены в достаточной мере. Эмиссия биржевых облигаций является более трудоемким процессом по сравнению с эмиссией коммерческих облигаций, накладывающим дополнительные требования к потенциальным инвесторам. Тем не менее, доступность по сравнению с банковским кредитом оценивается как достаточно высокая, в связи с отсутствием необходимости предоставления залогов, более гибким скорингом со стороны организаторов процесса.

Представители рынка:

— Московская биржа.
— Национальный расчетный депозитарий.

Вывод:

В зависимости от целей компании и ее специфических особенностей, целесообразно применять тот или иной инструмент привлечения финансирования. Так, на небольшой срок небольшую сумму денег быстрее и проще всего привлечь через краудлендинговую площадку. При наличии ликвидных залогов, поручителей, на оборотный капитал или реализацию инвестиционного проекта имеет смысл рассматривать банковское кредитование. При наличии высоких рисков развития бизнеса или желания владельца бизнеса привлечь партнера, имеет смысл рассматривать привлечение частного инвестора. Для получения длинных денег в размере от нескольких десятков миллионов рублей по умеренной ставке, оптимальным инструментов будет эмиссия коммерческих или биржевых облигаций.

Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения привлечения финансирования на бирже по ссылке здесь >>

Источник

Читайте также:  5 способов обмануть свой мог
Оцените статью
Разные способы