Где найти и как привлечь инвестора в свой бизнес
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Прекрасно, когда у предпринимателя хватает средств, необходимых для ведения дел. Но так бывает далеко не всегда. В 9 случаях из 10 предприниматель вынужден изыскивать сторонние ресурсы для вложения в свой бизнес. Для этого следует тщательно продумать и спланировать возможные пути поиска финансовых вливаний и максимально обезопасить себя.
Рассмотрим варианты привлечения дополнительных финансов. Проанализируем, кто может выступить в роли инвестора. Постараемся оказать практическую помощь нуждающемуся в финансировании предпринимателю, составив пошаговое руководство по поиску инвестора.
Цель привлечения инвестора
Инвестиция – это стороннее вливание финансовых средств в определенный проект, программу, начинание на долговременной основе, рассчитанное на отсроченное получение прибыли.
Зачем предпринимателям могут понадобиться посторонние средства, ведь потом придется делиться прибылью? Цель, с которой бизнесмен может пригласить других финансово поучаствовать в его «детище», может быть одной из следующих:
- рост и развитие текущей деятельности;
- привлечение дополнительных или недостающих ресурсов;
- увеличение основных активов;
- освоение технологий;
- вступление в новые области бизнеса.
Виды инвестиционных вливаний
По степени участия в проекте инвестиции могут быть:
- портфельными – средства вкладываются в группу проектов, причем сразу в нескольких бизнес-сферах или в разных организациях;
- реальными – капитал предназначен для финансирования конкретного проекта с целью получения реальной прибыли.
По особенностям вкладчика инвестиции можно разделить на:
По нюансам финансируемого проекта выделяют инвестиции:
По возможности инвестора контролировать свои вложения:
Варианты привлечения инвестиций на разных стадиях проекта
Чтобы получить деньги на свой проект, он должен показать свою состоятельность. А для того чтобы проект заработал, нужны деньги. Как выбраться из этого замкнутого круга? Для каждого этапа функционирования проекта будет целесообразнее привлекать инвестиции из разных источников.
- Стадия планирования. Если у предпринимателя есть интересная бизнес-идея, возможно, модель или образец готовой продукции, но управление и процессы еще не начинали налаживаться, то средства имеет смысл просить у таких спонсоров:
- ближний круг (родственники, друзья, единомышленники);
- государственные инвестиции (существуют специальные программы по поддержке некоторых инноваций);
- венчурные инвестиции (они предназначены как раз для рискованных стартапов).
- Начало работы проекта. Бизнес-план разработан, команда формируется, процесс «пошел», но прибыли еще нет. В таком случае деньги на дальнейшее продвижение могут дать:
- венчурные фонды;
- частные инвесторы;
- иностранные спонсоры.
- Удачный старт. Организация заняла определенное место на рынке, проект начал приносить прибыль, пускай пока не слишком большую. Для расширения деятельности средства могут предоставить:
- фонды прямых инвестиций;
- венчурные вкладчики;
- банки (в этой стадии проекта, когда уже видны первые результаты, кредитные организации уже могут рискнуть своими средствами).
- Рост и развитие. Когда прибыль уже очевидна и стабильна, найти инвесторов не составит труда. В такую компанию с удовольствием вложат средства:
- венчурные фонды;
- иностранные капиталисты;
- госфонды;
- банковские учреждения.
- Отлично налаженное дело. Когда рост и перспективы дела не вызывают сомнений, компания занимает на рынке одно из лидирующих мест, инвесторы могут даже «сражаться» за право вложить средства в явно прибыльную фирму. В таком случае можно уже не просто принимать спонсорские вложения, а публично продавать свои акции. Кроме этого, можно брать в инвесторы:
- частных предпринимателей;
- банки;
- пенсионный фонд.
Главные источники инвестирования
Кроме частных вложений, предпринимателя могут инвестировать банки или же государство.
Государственные инвестиции «заточены» под конкретные программы. Правила их очень строги и не подлежат корректировке. В большинстве своем эти программы рассчитаны на производственные компании, поэтому воспользоваться поддержкой государства может далеко не каждый предприниматель. Как правило, государственные деньги предназначены на закупку оборудования, материалов, транспортные расходы. Средства на оплату труда, рекламу и другие расходы предпринимателю нужно будет искать самостоятельно.
Банковские инвестиции, то есть кредиты «под бизнес» не дадут любому желающему. Для того чтобы взять деньги под конкретное дело, оно должно быть уже начато либо заемщик должен иметь другой стабильный доход. Это связано с необходимостью выплачивать банковские проценты.
Частные инвестиции – наиболее перспективные спонсоры для начинающего предпринимателя. Среди многочисленных видов компаний и фондов, готовых оказать финансовое содействие на любом этапе проекта, любой бизнесмен может найти подходящий именно ему.
Одной из удобных для начинающих бизнесменов форм инвестирования являются бизнес-инкубаторы – организации, которые специализируются на финансировании и поддержке предпринимателей в начале их бизнес-пути.
В рамках «инкубатора» бизнесмен может получить в аренду помещение на льготных условиях, ему помогут с бухгалтерией и юридическим сопровождением, окажут консультационные услуги.
Поиск инвестора: пошаговое руководство
Если предприниматель поставил себе цель привлечь инвестиционный капитал, перед ним начинается непростой путь, который ему придется пройти шаг за шагом.
- Выбор надежного капиталовкладчика. Инвестор станет стратегическим партнером, поэтому нужно подойти к его выбору очень ответственно. Для этого нужно четко представлять себе, какой тип обладателя денег может оказаться заинтересованным в вашем проекте. Выбор зависит от:
- стадии функционирования проекта;
- собственных денежных возможностей и ресурсов;
- наличия дополнительных инвестиционно привлекательных факторов (уникальные активы, ликвидные залоги, оригинальная и жизнеспособная бизнес-идея и т.п.).
- Формирование предложения. Очертив круг предполагаемых инвесторов, нужно донести им информацию о том, что они могут выгодно вложить свои средства в ваш проект. Для этого нужно грамотно «упаковать» информацию о проекте:
- выделить преимущества;
- обосновать рентабельность;
- предоставить реалистичный бизнес-план;
- уточнить круг будущих потребителей, то есть потенциальный рынок сбыта.
- Составление инвестиционного резюме. Всю привлекательность проекта для инвесторов нужно подать максимально емко и кратко. Корректно составленное инвестиционное предложение – «реклама» вашего проекта – может быть эффективнее личной встречи с будущими вкладчиками. Если бизнесмен не чувствует себя в силах это сделать, составление предложения можно поручить одной из консалтинговых компаний.
- Рассылка инвестиционного предложения и резюме. Следует определить оптимальное число потенциальных «спонсоров», которым следует сделать предложение. Одно-два обращения могут не дать результата, а большое количество адресатов поставит под сомнение серьезность ваших намерений. Практика показывает наибольшую эффективность при обращении к 10-20 потенциальным инвесторам: процент отклика будет вполне достаточным.
- Переговоры. Если вашим обращением заинтересовались, необходима будет личная встреча, которая и решит вопрос о возможности инвестирования. К переговорам надо тщательно готовиться: создать короткую, яркую, убедительную презентацию, в которой нужно осветить ключевые вопросы, касающиеся проекта. Желательно использовать иллюстративные и раздаточные материалы. Потенциальный инвестор наверняка задаст много вопросов.
- Документирование. Личные договоренности фиксируются в официальном документе, своего рода договоре. В практике инвестирования такая бумага называется «письмо об обязательствах» или «оформление условий сделки». Она не имеет юридической силы, однако является предварительной по отношению к будущему официальному сотрудничеству, которое начнется после подписания договора. Только после этого компания может получить вожделенные средства.
Источник
Способы привлечения инвестиций субъектов
Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет «тонких настроек» в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии «Как перейти к бюджету развития регионов», состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.
Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.
Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.
Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.
«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.
По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.
Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.
В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.
Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.
Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.
Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.
Также он отметил, что руководство региона максимально оперативно корректирует региональное законодательство исходя из потребностей инвесторов. «Согласно рейтингу АСИ, по линии законодательства Ульяновская область одна из лучших по эффективности и применению», – добавил он.
Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.
В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.
По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
Источник