Способы привлечения инвестиций мероприятия государственная поддержка

Где найти и как привлечь инвестора в свой бизнес

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Прекрасно, когда у предпринимателя хватает средств, необходимых для ведения дел. Но так бывает далеко не всегда. В 9 случаях из 10 предприниматель вынужден изыскивать сторонние ресурсы для вложения в свой бизнес. Для этого следует тщательно продумать и спланировать возможные пути поиска финансовых вливаний и максимально обезопасить себя.

Рассмотрим варианты привлечения дополнительных финансов. Проанализируем, кто может выступить в роли инвестора. Постараемся оказать практическую помощь нуждающемуся в финансировании предпринимателю, составив пошаговое руководство по поиску инвестора.

Цель привлечения инвестора

Инвестиция – это стороннее вливание финансовых средств в определенный проект, программу, начинание на долговременной основе, рассчитанное на отсроченное получение прибыли.

Зачем предпринимателям могут понадобиться посторонние средства, ведь потом придется делиться прибылью? Цель, с которой бизнесмен может пригласить других финансово поучаствовать в его «детище», может быть одной из следующих:

  • рост и развитие текущей деятельности;
  • привлечение дополнительных или недостающих ресурсов;
  • увеличение основных активов;
  • освоение технологий;
  • вступление в новые области бизнеса.

Виды инвестиционных вливаний

По степени участия в проекте инвестиции могут быть:

  • портфельными – средства вкладываются в группу проектов, причем сразу в нескольких бизнес-сферах или в разных организациях;
  • реальными – капитал предназначен для финансирования конкретного проекта с целью получения реальной прибыли.

По особенностям вкладчика инвестиции можно разделить на:

По нюансам финансируемого проекта выделяют инвестиции:

По возможности инвестора контролировать свои вложения:

Варианты привлечения инвестиций на разных стадиях проекта

Чтобы получить деньги на свой проект, он должен показать свою состоятельность. А для того чтобы проект заработал, нужны деньги. Как выбраться из этого замкнутого круга? Для каждого этапа функционирования проекта будет целесообразнее привлекать инвестиции из разных источников.

  1. Стадия планирования. Если у предпринимателя есть интересная бизнес-идея, возможно, модель или образец готовой продукции, но управление и процессы еще не начинали налаживаться, то средства имеет смысл просить у таких спонсоров:
    • ближний круг (родственники, друзья, единомышленники);
    • государственные инвестиции (существуют специальные программы по поддержке некоторых инноваций);
    • венчурные инвестиции (они предназначены как раз для рискованных стартапов).
  2. Начало работы проекта. Бизнес-план разработан, команда формируется, процесс «пошел», но прибыли еще нет. В таком случае деньги на дальнейшее продвижение могут дать:
    • венчурные фонды;
    • частные инвесторы;
    • иностранные спонсоры.
  3. Удачный старт. Организация заняла определенное место на рынке, проект начал приносить прибыль, пускай пока не слишком большую. Для расширения деятельности средства могут предоставить:
    • фонды прямых инвестиций;
    • венчурные вкладчики;
    • банки (в этой стадии проекта, когда уже видны первые результаты, кредитные организации уже могут рискнуть своими средствами).
  4. Рост и развитие. Когда прибыль уже очевидна и стабильна, найти инвесторов не составит труда. В такую компанию с удовольствием вложат средства:
    • венчурные фонды;
    • иностранные капиталисты;
    • госфонды;
    • банковские учреждения.
  5. Отлично налаженное дело. Когда рост и перспективы дела не вызывают сомнений, компания занимает на рынке одно из лидирующих мест, инвесторы могут даже «сражаться» за право вложить средства в явно прибыльную фирму. В таком случае можно уже не просто принимать спонсорские вложения, а публично продавать свои акции. Кроме этого, можно брать в инвесторы:
    • частных предпринимателей;
    • банки;
    • пенсионный фонд.

Главные источники инвестирования

Кроме частных вложений, предпринимателя могут инвестировать банки или же государство.

Государственные инвестиции «заточены» под конкретные программы. Правила их очень строги и не подлежат корректировке. В большинстве своем эти программы рассчитаны на производственные компании, поэтому воспользоваться поддержкой государства может далеко не каждый предприниматель. Как правило, государственные деньги предназначены на закупку оборудования, материалов, транспортные расходы. Средства на оплату труда, рекламу и другие расходы предпринимателю нужно будет искать самостоятельно.

Банковские инвестиции, то есть кредиты «под бизнес» не дадут любому желающему. Для того чтобы взять деньги под конкретное дело, оно должно быть уже начато либо заемщик должен иметь другой стабильный доход. Это связано с необходимостью выплачивать банковские проценты.

Частные инвестиции – наиболее перспективные спонсоры для начинающего предпринимателя. Среди многочисленных видов компаний и фондов, готовых оказать финансовое содействие на любом этапе проекта, любой бизнесмен может найти подходящий именно ему.

Одной из удобных для начинающих бизнесменов форм инвестирования являются бизнес-инкубаторы – организации, которые специализируются на финансировании и поддержке предпринимателей в начале их бизнес-пути.

В рамках «инкубатора» бизнесмен может получить в аренду помещение на льготных условиях, ему помогут с бухгалтерией и юридическим сопровождением, окажут консультационные услуги.

Поиск инвестора: пошаговое руководство

Если предприниматель поставил себе цель привлечь инвестиционный капитал, перед ним начинается непростой путь, который ему придется пройти шаг за шагом.

  1. Выбор надежного капиталовкладчика. Инвестор станет стратегическим партнером, поэтому нужно подойти к его выбору очень ответственно. Для этого нужно четко представлять себе, какой тип обладателя денег может оказаться заинтересованным в вашем проекте. Выбор зависит от:
    • стадии функционирования проекта;
    • собственных денежных возможностей и ресурсов;
    • наличия дополнительных инвестиционно привлекательных факторов (уникальные активы, ликвидные залоги, оригинальная и жизнеспособная бизнес-идея и т.п.).
  2. Формирование предложения. Очертив круг предполагаемых инвесторов, нужно донести им информацию о том, что они могут выгодно вложить свои средства в ваш проект. Для этого нужно грамотно «упаковать» информацию о проекте:
    • выделить преимущества;
    • обосновать рентабельность;
    • предоставить реалистичный бизнес-план;
    • уточнить круг будущих потребителей, то есть потенциальный рынок сбыта.
  3. Составление инвестиционного резюме. Всю привлекательность проекта для инвесторов нужно подать максимально емко и кратко. Корректно составленное инвестиционное предложение – «реклама» вашего проекта – может быть эффективнее личной встречи с будущими вкладчиками. Если бизнесмен не чувствует себя в силах это сделать, составление предложения можно поручить одной из консалтинговых компаний.
  4. Рассылка инвестиционного предложения и резюме. Следует определить оптимальное число потенциальных «спонсоров», которым следует сделать предложение. Одно-два обращения могут не дать результата, а большое количество адресатов поставит под сомнение серьезность ваших намерений. Практика показывает наибольшую эффективность при обращении к 10-20 потенциальным инвесторам: процент отклика будет вполне достаточным.
  5. Переговоры. Если вашим обращением заинтересовались, необходима будет личная встреча, которая и решит вопрос о возможности инвестирования. К переговорам надо тщательно готовиться: создать короткую, яркую, убедительную презентацию, в которой нужно осветить ключевые вопросы, касающиеся проекта. Желательно использовать иллюстративные и раздаточные материалы. Потенциальный инвестор наверняка задаст много вопросов.
  6. Документирование. Личные договоренности фиксируются в официальном документе, своего рода договоре. В практике инвестирования такая бумага называется «письмо об обязательствах» или «оформление условий сделки». Она не имеет юридической силы, однако является предварительной по отношению к будущему официальному сотрудничеству, которое начнется после подписания договора. Только после этого компания может получить вожделенные средства.
Читайте также:  Способы определения сформированности ууд

Источник

Способы привлечения инвестиций мероприятия государственная поддержка

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Источник

Откуда бизнесу взять деньги

Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов

Андрей Фоменко

Директор финансового департамента «Нескучных финансов»

У предпринимателя есть несколько способов привлечь деньги на развитие бизнеса. Среди них — заключить сделку с инвестором, объявить сбор через краундфандинг, получить субсидии или кредит. Рассказываем о каждом способе.

Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги

Деньги — это главный актив бизнеса. Все просто: если их нет, бизнес не работает.

Кажется, вот компания заработала, владелец получил деньги на счет — и все, больше никаких трат. Так не выйдет: если бизнес хочет развиваться, придется закупать, нанимать сотрудников, платить им зарплату.

По большей части схема такая: вложил рубль — получил с него два.

Магазин купил ящик фруктов за 500 ₽, продал за 650 ₽. Разница между тем, что вложил, и тем, что получил от клиентов, — заработок бизнеса. В этом примере — 150 ₽. В следующий раз магазин хочет купить уже два ящика, чтобы продать и заработать 300 ₽. Для того, чтобы закупить больше фруктов нужны деньги.

В реальности бизнес всегда хочет тратить больше, чем зарабатывает — это нужно, чтобы масштабироваться и расти. Поэтому без привлечения инвестиций довольно сложно обойтись.

Три группы источников финансирования

Можно попробовать развиваться на собственные деньги. Это когда ты инвестируешь свою чистую прибыль в бизнес. Например, закрыл сделку на 500 000 ₽, понес расходы на 350 000 ₽, а 150 000 ₽ оставил в бизнесе. Но так получается не всегда. Расходов может оказаться больше, а 150 000 ₽ не хватит на то, чтобы обогнать конкурента. Поэтому компании ищут источники дополнительных денег.

Обычно, когда компания привлекает заемные средства, это называется «финансовый рычаг». При правильном подходе он показывает, каким будет эффект от заемных средств.

Источники финансирования можно поделить на группы:

  1. Условно-бесплатные деньги. Это когда берешь взаймы, но не платишь за использование денег. Взял 100 тысяч рублей — отдал 100 тысяч. А есть варианты, когда и отдавать не нужно.
  2. Инвестиции. За них предприниматель платит — например, передает долю в компании. Еще один человек становится совладельцем и получает право на прибыль.
  3. Кредит. За него предприниматель тоже платит — основной долг и вознаграждение банку. Это может быть фиксированная сумма или процент.

Это условное деление. Скажем, друг может дать взаймы просто так, а может под процент, но меньший, чем в банке. Но в большинстве случаев такое деление совпадает с реальностью.

Условно-бесплатные деньги

Первая группа источников финансирования — условно-бесплатная помощь. Вот как можно взять деньги:

  1. Уговорить родителей или друзей вложиться в ваш бизнес.
  2. Получить деньги или помощь от государства. Это гранты, субсидии, оплата услуг.
  3. Попросить незнакомых людей скинуться. Это называется «краудфандинг»: люди сбрасываются на проект, который считают интересным. Просто так. По механике напоминает благотворительность, только люди помогают не хоспису, а бизнесу.

Друзья и семья. Обычно у друзей и семьи занимают посильные суммы. Например, родители продали квартиру дедушки и готовы одолжить сыну треть ее стоимости. Так в качестве поддержки предприниматель получает 300 тысяч рублей.

Сколько удастся занять — зависит от семьи и отношений. Одна семья спокойно расстается с миллионом, у другой и лишних ста тысяч нет.

Ограничения ❌ Плюсы ✅
Скорее всего, получится занять один раз, потому что свободных денег обычно не так много.

Например, занял 300 тысяч рублей на запуск магазина. Через год понадобилось еще 200 тысяч рублей, а у семьи свободных денег уже нет.

Семья или друг могут решить, что они не просто дали в долг, а стали партнерами. Поэтому начнут бесконечно советовать и просить отчитаться перед ними Обычно дают в долг без процентов, поэтому на них можно сэкономить.

Можно договориться не возвращать

Гранты и субсидии от государства. Во многих регионах России действуют программы развития предпринимательства. Благодаря им бизнес просто так получает деньги или услуги. Сколько можно получить и на каких условиях — зависит от региона и бизнеса

Ограничения ❌ Плюсы ✅
Деньги может получить определенный бизнес из определенной сферы. Например, открыть таким способом сигаретную лавку не получится, потому что сигареты вредят здоровью. Государство не выделяет деньги на «вредный» бизнес.

Деньги можно потратить только на согласованную цель, а не на что хочешь. Например, фитнес-центр получил субсидию на закупку тренажеров, а сам оплатил аренду из этих денег. Аренда — нецелевое использование, субсидию придется вернуть.

Суммы зависят от типа программы и от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до миллиона рублей на бизнес по франшизе. Но в другом городе такой программы может и не быть. О поддержке малого бизнеса.

Чтобы получить государственную поддержку, нужно готовить большой комплект документов. Тратятся бюджетные деньги, поэтому государство хочет быть уверенным, что они пойдут на бизнес, а не на новый Майбах. Все это влияет на время получения денег: процесс может занять и месяц, и два.

Документы собираются для заявки на участие, а потом — чтобы отчитаться за использование денег Не надо возвращать деньги. Но при условии, что они пошли на согласованную с государством цель

Краудфандинг. Краудфандинг — общий термин для совместного финансирования проектов. Есть два основных варианта:

  1. Деньги нужно возвращать. В этом случае деньги привлекаются через кредитование. Например, компания получает деньги от физлиц под определенный процент. Об этом мы поговорим в разделе о кредитах.
  2. Деньги возвращать не нужно. Деньги привлекаются в обмен на сам продукт или нематериальное вознаграждение. Это называется ревордс-краудфандинг, от английского слова rewards — награды. Но чаще всего в СМИ и соцсетях пишут просто «краудфандинг». О нем мы говорим в этом разделе.

Краудфандинг помогает привлечь деньги на новый продукт. Это может быть материальное — техника, печатная книга — или нематериальное: фильм, музыкальный альбом, игра.

Известные зарубежные платформы для краудфандинга — Индигоугоу и Кикстартер, российские — Планета и Бумстартер.

Отечественный фильм «28 панфиловцев» собрал 3 млн рублей через российскую площадку «Бумстартер». Описание проекта на платформе.

Производитель умных часов Pebble собрал более 20 млн долларов на «Кикстартере». Первый миллион компания получила за 50 минут.

Деньги вкладывают обычные люди, каждый — сколько считает нужным. За свою помощь они получают бонусы: скажем, доступ к вебинару, скидку, благодарственное письмо, право первыми купить товар. Это все равно что быть первым в очереди за новым Айфоном.

Чтобы заинтересовать проектом, авторы максимально красочно рассказывают о нем. Для этого используют специальные платформы.

Ограничения ❌ Плюсы ✅
Обычно деньги получают инновационные бизнесы с инновационным продуктом или творческие проекты.

Например, умные часы, которые делают всё, разве что дом не строят. А вот деньги на вторую шаурмячную не получить.

Непредсказуемо. Нельзя заранее оценить, сколько денег удастся получить. Может, пользователям понравится идея и они вложат несколько миллионов, а может — ничего Можно собрать любую сумму. Вопрос в продвижении.

Есть платформы, где не надо возвращать деньги, даже если проект не запустился

Инвестиции

Предприниматель может получить инвестиции: деньги, недвижимость, оборудование или любые другие ценные ресурсы для бизнеса.

Возможные источники инвестиций:

  1. Коммерческие фонды. Например, фонды, которые вкладывают в : Run Capital и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
  2. Фонды с господдержкой. Например, Фонд развития промышленности при Минпромторге, он финансирует только промышленность.
  3. Частные инвесторы.

В инвестициях полезно разделять понятия, которые кажутся близкими по смыслу. Давайте сначала разберемся с партнером и инвестором:

  1. Партнер — тот, кто участвует в бизнесе, как будто в компании два генеральных директора и они вместе развивают бизнес.
  2. Инвесторы вкладывают деньги и могут давать советы, но они не участвуют в ежедневной работе компании. Их можно сравнить с внешним консультантом.

Если забыть о разнице, есть риск навредить себе, например лишиться сделки совсем или подписать контракт, но на невыгодных для себя условиях.

Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта

Если привлекает партнера. Тогда он предлагает брату — шеф-повару в крупном ресторане — вложить деньги и стать вторым управленцем: приходить в кафе каждый день, помогать с меню, нанимать официантов, закупать продукты. Брат становится партнером.

Если привлекает инвестора. Предприниматель знакомится с опытным ресторатором, у которого своя сеть. Ему нравится бизнес, он готов вложить деньги и консультировать предпринимателя.

Ресторатор будет приезжать раз в месяц, смотреть цифры бизнеса, общаться с ключевыми сотрудниками и говорить, что бы он улучшил на месте предпринимателя. Но настаивать не будет. Его цель — вложить и получить деньги с прибылью.

Теперь разберемся с профессионалами и условно любителями. Профессионалы системно зарабатывают на инвестициях, чаще всего вкладывают сразу во много компаний. Один из них — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он вложил в более чем 400 компаний.

Случайные инвесторы — это когда инвестиции не стали основным заработком. Допустим, предприниматель предложил другу вложить деньги в бизнес. Тот поверил в идею и дал миллион рублей из накоплений. При этом друг работает в штате банка и зарабатывает на своей профессии, а не инвестициях.

Инвестиции подходят не всем бизнесам, могут быть юридические и бизнес-ограничения. Это большая тема, поэтому в этой статье мы разберем только основные моменты

Юридически долю можно получить только в ООО, ИП на доли не делится. Поэтому инвесторы вкладывают в компании, а индивидуальные предприниматели могут получить только заемные деньги.

За инвестиции надо платить. Предприниматель и инвестор договариваются, что тот передает ресурсы на определенных условиях. Чаще всего это деньги в обмен на долю в бизнесе, так что инвестор становится соучредителем. Например, инвестор вкладывает миллион рублей и получает долю в компании — 20%.

Инвестору выгодно вкладываться в бизнес, потому что он получает право:

  1. Принимать решения и влиять на управление компанией. Например, закрыть одну из торговых точек, потому что она убыточная. Или требовать отчетов раз в неделю.
  2. Получать дивиденды. Это часть прибыли, которую получают все, у кого есть доля в компании. Обычно дивиденды выплачивают пропорционально доле.

Приведем простой пример.

У компании два учредителя: у одного доля в 60%, у другого — 40%. Всего выплачивается дивидендов на 100 тысяч рублей.

Доля учредителей в дивидендах равна их доле в компании. Это значит, что учредитель с долей в 60% получает 60 тысяч, а второй — 40 тысяч.

Размер выплаты инвестору зависит от прибыли: чем она выше, тем больше надо платить.

Партнер вложил миллион в обмен на долю в компании 20%. Если у компании есть прибыль и она распределяет дивиденды, партнер получает часть этой прибыли.

Если общая сумма дивидендов 100 тысяч — он получает 20 тысяч.

Если дивиденды 10 млн — партнер получает 2 млн.

Когда говорят об инвестициях, часто произносят термин «стартап». Есть инвесторы, которые вкладываются только в стартапы.

Стартап — компания, которая только-только начала работу. Но это не любой бизнес. Чтобы называться стартапом, бизнес должен быть инновационным, поэтому обычно стартапы — это . Например, производители или разработчики:

  • умных весов;
  • фитнес-трекера;
  • приложения для ведения дел;
  • онлайн-сервиса по подбору одежды от стилистов.

Шаурмячная, продуктовый магазин, оптовая база не считаются стартапами. Такие компании называются классическим, или традиционным, бизнесом. У большинства наших клиентов именно такой бизнес. Поэтому они не смогут получить деньги от инвесторов, которые поддерживают стартапы.

Нет универсальных условий инвестирования, они зависят от инвестора и бизнеса. Предприниматель может договориться с частным инвестором, что тот не будет получать дивиденды в ближайшие два года, потому что деньги пойдут на развитие компании. А фонд может включить в договор требование, что, если прибыль падает до определенного уровня, он выходит из компании и забирает свои деньги.

Условия фиксируются в документах, а что это за документы — тоже зависит от бизнеса и инвестора. Например, если салон красоты привлекает партнера, они подписывают партнерское соглашение и корпоративный договор. Суть одна: чем больше документов подготовить и чем точнее их составить, тем меньше риск получить проблемы.

Ограничения ❌ Плюсы ✅
За инвестиции нужно платить. В обмен на ресурсы предприниматель передает долю в компании, а вместе с ней — право на дивиденды и управление.

Выплата инвестору зависит от размера прибыли. Чем прибыль выше, тем больше надо отдавать.

С частным инвестором есть риск постоянно тратить время и силы на споры.

Предприниматель уверен, что не надо закрывать точку, даже если она убыточная, а партнер считает иначе. И начинаются споры, хотя время можно было бы вложить во еще.

Крупные компании могут выйти на публичную биржу. Но это сложный процесс, и он требует договоренностей с участниками финансового рынка Помощь в бизнесе. Можно получить не только деньги, но и знания и помощь в бизнесе.

Деньги можно получать несколько раз. Инвестор может вложить деньги раз или вкладываться частями весь срок партнерства

Кредитование

Еще один источник финансирования — кредит. Его выдают не только банки, но и государство, платформы для P2B-кредитования и микрофинансовые организации. Для удобства будем называть их кредиторами.

Процесс получения денег в целом одинаковый независимо от кредиторов:

  1. Компания подает заявку со сведениями о бизнесе, подтверждает их документами.
  2. Кредитор проверяет данные и называет условия.
  3. Если компании они подходят, кредитор и компания подписывают договор.
  4. Компания получает деньги.
  5. Через определенное время она их возвращает.

Государственные кредиты. Есть федеральные и региональные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Их основной плюс — кредит можно взять под небольшой процент. Минус — получить деньги довольно сложно, потому что нужно собрать сотню документов.

Для бизнеса работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ей принадлежит МСП Банк и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса.

Задача МСП Банка — выдать кредит под низкий процент. МСП Банк работает с другими банками, своими партнерами и предоставляет деньги предпринимателям, в том числе через коммерческие банки. Поэтому клиенты коммерческих банков также получают кредиты и под меньший процент, чем если бы их выдавали сами коммерческие банки. Сайт банка

Например, производитель детской одежды из Перми получил 3 млн рублей под 9,6% годовых. Коротко о бизнесе

Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создаются при поддержке правительства и есть почти в каждом регионе. Их цель — помогать бизнесу с кредитами и лизингом.

В рамках поддержки бизнеса в период пандемии появляются разные программы кредитования, их условия и срок действия — отдельная тема, и в этой статье мы не будем их касаться.

Краудлендинг, или P2B-платформы. Есть такой инструмент привлечения денег — краудфандинг. В нем два сегмента: деньги можно получить просто так, в качестве благотворительности, а можно через инструмент кредитования. О благотворительности мы уже рассказали, теперь очередь за кредитованием.

Для кредитования работают специальные платформы, у них похожие названия и механика работы. Разница в том, кто становится заемщиком, а кто дает деньги. Есть такие варианты:

  • P2B → кредитование компаний;
  • B2B → компании кредитуют другие компании;
  • P2P → кредитование физлиц. Мы рассказываем только о бизнесе, поэтому не касаемся этой темы.

Наиболее популярная модель для бизнеса — P2B-платформы. С их помощью физические лица дают в долг бизнесу, а тот возвращает с процентами.

Предприниматели собирают деньги на закупку оборудования или товара, ремонт помещения, открытие новой торговой точки и другие нужды бизнеса. Чтобы привлечь кредиторов, они публикуют на платформе информацию о себе и объявляют цель сбора денег.

Платформы предварительно проверяют компании и выставляют на обозрение, потом физлица выбирают компании, которые считают надежными, и дают им деньги. Одна компания может получить деньги от десятков кредиторов.

Каждая платформа устанавливает свои правила. Есть платформа, где минимальная сумма, которую может дать кредитор, — 10 тысяч рублей, а есть и платформа с порогом 100 тысяч. Одна может требовать срока работы бизнеса не менее трех месяцев, другая — не меньше года.

Микрофинансовые организации — компании, которые выдают деньги под процент. Это их единственная услуга. Сокращенно такие организации называют МФО.

В целом процесс напоминает выдачу кредита в банке: компания подает заявку, доказывает свою финансовую надежность и получает деньги, если все в порядке. Список документов для подачи заявки такой же, как в банке, не короче.

Банк. У банков есть разные программы кредитования. Они могут отличаться механикой выдачи денег, например одной суммой или траншами, необходимостью обеспечения. Допустим, под залог недвижимости или под победу в гостендере.

Ограничения ❌ Плюсы ✅
Деньги в любом случае придется отдавать, даже если нет прибыли. Если не вернуть, кредитор подаст в суд.

За использование есть плата — процент или фиксированная сумма. Условия зависят от кредиторов: может быть и 7, и 130% годовых.

Чтобы получить деньги, нужно доказать финансовую надежность бизнеса. Поэтому компания сначала подает заявку, ее оценивают и только потом предлагают условия Заемщик остается главным человеком в бизнесе. Кредитор не влияет на управление компанией.

Предсказуемая нагрузка на бизнес. Предприниматель точно знает, какую сумму и когда ему нужно возвращать, поэтому можно просчитать, сколько следует зарабатывать, чтобы хватало на возврат долга.

Выплата не зависит от прибыли. Например, предприниматель взял миллион под 20% годовых, через год отдал миллион и 111 тысяч рублей. И неважно, какая у компании прибыль: она всегда платит сверху только 111 тысяч рублей

Сравнение источников финансирования

Способы финансирования отличаются условиями. Чтобы было проще ориентироваться, мы собрали таблицу. В ней основные критерии для сравнения.

Критерий Условно-бесплатные Инвестиции Кредитование
Есть ли ограничения для получения денег У семьи и друзей — нет.

У государства — есть. Выдают деньги под определенный бизнес и на определенной стадии развития.

Через краудфандинг — есть. Обычно деньги получают инновационные или творческие проекты Есть, они зависят от инвесторов. Например, много инвесторов только для новых Есть. Деньги получают компании, которые докажут, что смогут вернуть долг Насколько велика вероятность, что бизнес получит деньги У семьи и друзей — . Если деньги есть, то могут спокойно одолжить. Но такая возможность есть не у всех.

Через краудфандинг — низкая. Есть риск не заинтересовать проектом.

От государства — низкая. Нужно обосновать необходимость денег и важность проекта. А главное — попасть под критерии отбора Средняя.

Нужно найти инвестора, который заинтересуется бизнесом, договориться об условиях.

Источник

Читайте также:  Способ приготовления пирога с вишней
Оцените статью
Разные способы