Как привлечь финансирование в действующий бизнес?
Привлечь финансирование позволяют различные инструменты рынка инвестиций. Количество таких инструментов ограничено.
Какие способы привлечения финансирования существуют? Что важно знать предпринимателю, желающему привлечь финансирование? На эти вопросы ответим в данной статье. При условии, что компания является инвестиционно привлекательной (подробнее о факторах инвестиционной привлекательности здесь ), у нее существует несколько различных вариантов привлечения финансирования.
Рассмотрим несколько самых популярных работающих на рынке способов привлечения капитала в малый бизнес.
Привлечь деньги на онлайн-площадке (краудлендинг)
Краудлендинг (народное кредитование) — коллективное онлайн-кредитование группой инвесторов индивидуальных предпринимателей или компаний. Ключевым звеном в краудлендинге является инвестиционная онлайн-площадка.
Параметры долгового капитала:
Сумма: в среднем 5-15 млн. руб. (до 200 млн.руб.)
Процент: в среднем 23-26% (до 34%).
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких недель.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких месяцев.
Целевой портрет заемщика:
Компания, не обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, реализация гос.контракта. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.
Доступность для малого бизнеса:
Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через внутренний скоринг площадки на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния. Компании с высоким риском дефолта не принимаются к размещению на площадке. Доля проектов из числа допущенных и завершенных успешно в среднем составляет 35%.
Значимые представители рынка:
— Penenza
— МодульДеньги
— Поток Диджитал
— StartTrack
— АтомИнвест
— Сберкредо
Привлечь частного инвестора
Привлечение частного инвестора в бизнес, как правило происходит по схеме продажи доли бизнеса, либо выдачи займа. Встречаются и комбинированные схемы покупки доли + займа, а также схемы конвертируемого займа, при которой, если компания не может в срок вернуть деньги, то расплачивается с инвестором долей.
Привлечение частного инвестора, пожалуй, самая творческая задача для бизнесмена. В отличие от других инструментов, правила на рынке поиска частного инвестора отсутствуют, а ожидания конкретных инвесторов различаются в зависимости от инвестиционных аппетитов, наличия отраслевой специализации в инвестициях и других факторов. Почти во всех случаях, привлекая частного инвестора, компания теряет полную самостоятельность в принимаемых решениях, особенно стратегических.
Параметры привлеченного капитала:
Сумма: От несколько сот тысяч рублей до нескольких сот миллионов рублей.
Процент: Среднее ожидание по окупаемости инвестиций – от 1 года до 3-х.
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких лет.
Целевой портрет заемщика:
Компания, готовая допустить в бизнес еще одного участника. Как правило целью привлеченного финансирования является развитие компании, выход на новые рынки, выпуск нового продукта на рынок.
Доступность для малого бизнеса:
Доступность для малого бизнеса ограничивается количеством инвесторов, желающих вложиться в новый бизнес. На сегодняшний день инвестиционная активность в России не высокая. Количество инвестиционных сделок по сравнению с выдачей кредитов относительно низкое. В связи с этим доступность данного инвестиционного инструмента для малого бизнеса оценивается как низкая.
Представители рынка (площадки по поиску инвесторов):
— beboss.ru
— businessesforsale.ru
— business-platform.ru
— start2up.ru
— biznet.ru
— finatica.com
— deloshop.ru
Получить банковский кредит
Банковский кредит – денежная ссуда, предоставляемая коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями для текущей или инвестиционной деятельности, обеспечивается товарно-материальными, золотовалютными ценностями или ценными бумагами, долговыми обязательствами. Из самого определения следует, что банк предоставляет ссуду под залоги. Как правило, залогами являются транспортные средства, недвижимость, реже – оборудование.
Параметры долгового капитала:
Сумма: в среднем от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов.
Процент: в среднем 12-17%.
Скорость получения: от 3 до 7 лет.
Срок займа: в среднем 3-5 лет.
Целевой портрет заемщика:
Компания, обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, пополнение оборотного капитала. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.
Доступность для малого бизнеса:
Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через банковский скоринг на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния.
Наиболее значимые представители рынка:
— Сбербанк
— ВТБ
— АЛЬФА-БАНК
— Промсвязьбанк
— Райффайзенбанк
— АК БАРС БАНК
— Банк ЗЕНИТ
— МСП Банк
Привлечь деньги через эмиссию и продажу облигаций
Эмиссия облигаций – это выпуск компанией ценных бумаг для дальнейшей продажи инвесторам, по которым они будут получать купонный доход и иметь возможность продажи бумаги по рыночной цене. Облигации различают биржевые и внебиржевые (коммерческие). Внебиржевые продаются вне биржи. Ставки по ним обычно выше. Выпустить коммерческие облигации, в отличии от биржевых, может практически любая компания. Вероятность и скорость продажи облигаций зависит от инвестиционной привлекательности компании.
Параметры долгового капитала:
Сумма: от 50 млн.руб. до нескольких сот миллионов.
Процент: в среднем 9-12%.
Скорость получения: от нескольких месяцев.
Срок займа: в среднем на 2-4 года.
Целевой портрет заемщика:
Средняя годовая выручка компании от 100 млн.руб./год. Компания обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. Компания существует на рынке несколько лет, способна выплачивать инвесторам купонный доход и иметь возможность погашения долга в конце периода эмиссии облигаций.
Доступность для малого бизнеса:
Эмиссия и продажа коммерческих облигаций обладает высокой доступностью для компаний малого бизнеса за счет возможности их регистрации практически любой компанией. При условии достаточной инвестиционной привлекательности компании, а также привлекательной доходности, облигации пользуются спросом на инвестиционном рынке, так как права инвесторов защищены в достаточной мере. Эмиссия биржевых облигаций является более трудоемким процессом по сравнению с эмиссией коммерческих облигаций, накладывающим дополнительные требования к потенциальным инвесторам. Тем не менее, доступность по сравнению с банковским кредитом оценивается как достаточно высокая, в связи с отсутствием необходимости предоставления залогов, более гибким скорингом со стороны организаторов процесса.
Представители рынка:
— Московская биржа.
— Национальный расчетный депозитарий.
Вывод:
В зависимости от целей компании и ее специфических особенностей, целесообразно применять тот или иной инструмент привлечения финансирования. Так, на небольшой срок небольшую сумму денег быстрее и проще всего привлечь через краудлендинговую площадку. При наличии ликвидных залогов, поручителей, на оборотный капитал или реализацию инвестиционного проекта имеет смысл рассматривать банковское кредитование. При наличии высоких рисков развития бизнеса или желания владельца бизнеса привлечь партнера, имеет смысл рассматривать привлечение частного инвестора. Для получения длинных денег в размере от нескольких десятков миллионов рублей по умеренной ставке, оптимальным инструментов будет эмиссия коммерческих или биржевых облигаций.
Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения привлечения финансирования на бирже по ссылке здесь >>
Источник
Как привлечь финансирование для бизнеса на разных этапах
Аудиоверсия этой статьи
На развитие бизнеса нужны средства — личные сбережения предпринимателя или деньги из внешних источников. Рассказываем о привлечении финансирования от частных инвесторов, банков и специальных фондов
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Зачем нужны инвестиции
Инвестирование — это внешний финансовый поток, который поддерживает бизнес на старте, на стадии развития и до момента, когда он начнет приносить стабильную прибыль. На деньги инвесторов можно покупать оборудование, арендовать помещения или нанимать персонал.
Нередко финансовая поддержка извне требуется бизнесу и в период стабильной работы. Однако многие инвесторы отказываются вкладывать деньги в проект, пока он не раскрыл свой потенциал.
По данным Федерального бюро статистики труда США и исследовательской компании Startup Genome, до 75 % вновь созданных организаций не доживают до стадии воплощения идеи в жизнь. В 30–40 % случаев вложенные в них средства полностью теряются.
Между тем привлечение финансирования из внешних источников помогает поддержать бизнес в период становления и развития.
Виды кредитов для бизнеса
Этапы развития компаний
Вне зависимости от рода деятельности компании проходят через:
начальный этап — на нем идет разработка и вывод продуктов на рынок; на этой стадии, по статистике от исследователей из Startup Genome, закрывается до 90 % стартапов с убытками для инвесторов;
этап расширения, который наступает после разработки и внедрения бизнес-модели; для него характерны рост продаж и постоянный денежный поток;
этап роста, когда предприятие получает стабильный доход, укрепляет позиции на рынке.
На каждом этапе не обойтись без финансирования. На старте оно помогает компании создавать первые образцы продукта или тестировать выбранную бизнес-модель. На этапе расширения — продвигать продукт или выходить на зарубежные рынки. Инвестиции в зрелое предприятие обеспечивают модернизацию производства, поглощение конкурентов либо поиск и развитие новых направлений.
Типы финансирования бизнеса
Существует два способа привлечения средств:
Долевое инвестирование. Подразумевает передачу части бизнеса финансовому партнеру. Он становится совладельцем предприятия, влияет на организационные или рабочие процессы и получает часть прибыли.
Долговое финансирование. Речь о получении кредита, который гасят в оговоренные сроки с выплатой процентов. Собственник бизнеса сохраняет контроль над предприятием. Однако банки часто отказывают в займах компаниям, которые находятся на начальном этапе, из-за высоких рисков. На двух следующих этапах финансированием такого типа можно активно пользоваться.
Как выбрать тип финансирования
При привлечении финансирования нужно определиться, будет ли это заем под проценты или долевое участие инвестора. Для этого взвесить плюсы и минусы каждого варианта.
Долевое партнерство менее выгодно для собственника компании, поскольку ему придется постоянно отдавать часть прибыли инвестору. В то же время участие в бизнесе сторонних людей или компаний позволяет оптимизировать рабочие процессы, наладить связи с другими участниками рынка.
Если предприниматель планирует привлечь заемный капитал, то ему придется выполнять условия кредитора, например банка. При этом важно оценить потенциал и доходность бизнеса; учесть стоимость активов и размер дебиторской задолженности.
Принципы поиска инвесторов
У бизнеса на разных стадиях развития могут быть разные источники финансирования. Так, на начальном этапе обычно используют собственный капитал, средства знакомых или друзей либо помощь частных инвесторов.
На этапах расширения и роста привлекают венчурные фонды, прямые либо стратегические инвестиции, банки. Зрелым компаниям помогают банки или фонды прямых инвестиций.
Источники финансирования для стартапов
Вновь созданные компании могут рассчитывать на такие источники средств:
Друзья или знакомые. Эти деньги привлечь проще и быстрее. Но у способа есть минус: если предприятие провалится и возникнут сложности с возвратом долгов, отношения с близкими людьми могут испортиться.
Частные инвесторы, которые занимаются финансированием компаний на ранних стадиях развития, — бизнес-ангелы. Одни вкладывают в предприятие деньги, а взамен получают его часть. Затем перепродают ее ради прибыли. Другие выбирают дивидендную модель, и получают фиксированную долю от растущей доходной части. Развитие проекта можно ускорить, если привлечь партнера с опытом или связями.
Бизнес-инкубаторы. Предлагают создателям стартапов учебные курсы или услуги по поиску клиентов. Помогают построить бизнес-модель будущего предприятия. Правда, искать источники финансирования собственнику компании приходится самому.
Корпоративные акселераторы роста. Заинтересованы в поиске и развитии стартапов для внедрения идей в рамках корпорации. После запуска пилотного проекта появляется возможность начать работать с крупным заказчиком.
Гранты от государственных и коммерческих фондов. Их выделяют по результатам конкурсов. Потратить деньги можно на заранее оговоренные цели, это необходимо подтверждать отчетами. Для участия в конкурсе нужно подать заявку и подготовить пакет документов.
Инвестиционные клубы. Объединяют частных инвесторов, которые ищут стартапы и представляют их на встречах сообщества. Связаться с клубом можно через заявку на сайте или социальные сети.
Краудфандинг. Позволяет привлечь средства от нескольких частных инвесторов через специальные площадки. Распоряжаться полученными деньгами бизнес может по своему усмотрению.
Венчурные фонды. Распределяют средства инвесторов, ориентированы на международный рынок. Чтобы подать заявку на финансирование, нужно отправить презентацию проекта с пояснениями на электронную почту фонда.
Источник