- Десять способов найти деньги для стартапа
- Банки-ретейлеры
- Ангелы и неангелы
- Классический краудфандинг
- Необычный краудфандинг
- ICO-краудфандинг
- Гранты и конкурсное финансирование
- Акселераторы
- Венчурные фонды
- Банки, работающие с малым бизнесом
- Привлечение инвестиций: как заинтересовать инвестора — правильные способы
- Суть понятия
- Продукты
- Готовые решения для всех направлений
- Для чего это нужно
- Видовое разнообразие
- Продукты
- Расхожие мифы о вложениях
- Основные способы для привлечения
- Привлечение инвесторов в бизнес-проект: инструкция
- Шаг 1 — ищем источник инвестиций
- Шаг 2 — резюме
- Шаг 3 — выбор партнера, заслуживающего доверия
- Шаг 4 — форма дивидендов
- Шаг 5 — доносим информацию до ЦА
- Шаг 6 — ведем переговоры
- Шаг 7 — заключение договора
- Пути привлечения инвестиций, грамотная презентация
- Готовые решения для всех направлений
- Типичные ошибки новичка
- Продукты
- Особенности на российском рынке
- Как привлечь инвестиции в малый бизнес-проект
- Заключение
Десять способов найти деньги для стартапа
По данным исследования «Стартап Барометр», проведенного этой весной при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и компании Ernst&Young, российским стартаперам на начальном этапе в большинстве случаев приходится искать способы финансирования, которыми обычный бизнес не пользуется. Так где же стартаперам искать деньги?
Первый из доступных каналов получения денег для стартапера — family, friends, fools, то есть заем у родственников, близких и других людей, которые вам полностью доверяют.
Плюсы. Родственные и дружеские займы — обычно беспроцентные, и при просрочке вам не будут звонить коллекторы.
Минусы. Чаще всего деньги небольшие — максимум 300–400 тысяч рублей, даются на непродолжительный срок, и при разной интерпретации условий соглашения вы можете испортить отношения с близкими.
Банки-ретейлеры
Еще один общедоступный канал — банковский кредит для физического лица. Это может быть потребительский кредит или кредит под залог автомобиля/квартиры. Кредит под залог квартиры — быстрый способ получения довольно значительных сумм.
Кредиты физлицам как первоначальный капитал берут многие начинающие бизнесмены. Создатель стартапа EvoDesk.ru Вячеслав Золотухин вспоминает, что брал для раскрутки бизнеса такой кредит. А потом, создав продукт, смог аккумулировать инвестиции от специализированных фондов, получил доход от бизнеса и погасил все долги.
Плюсы. В виде кредита для «физиков» можно привлечь значительную сумму для старта. Например, по залоговому кредиту — несколько миллионов рублей.
Минусы. Предприниматель серьезно увеличивает личную кредиторскую задолженность и свою ежемесячную платежную нагрузку, так как даже залоговые кредиты в нашей стране — дорогие.
Ангелы и неангелы
Бизнес-ангел — профессиональный инвестор, который вкладывается в идею, когда она еще не доказала свою состоятельность в виде продаж и контрактов. Ангелов как таковых в нашей стране мало. Но есть довольно много инвесторов, которые по сути делают ангельские вложения, но не занимаются такого рода инвестициями как самостоятельным видом бизнеса. Это люди, которые вкладывают в приглянувшиеся им лично проекты. Например, топ-менеджеры крупных компаний, интересующиеся инновациями. Или предприниматели, которые уже сделали небольшие экзиты и хотят попробовать себя в роли инвестора — как правило, в знакомых им сферах.
Плюсы. Если понравитесь, вам дадут несколько миллионов без жестких правил возвратности и на льготных условиях.
Минусы. Скорее всего, придется делиться бизнесом.
Фото: Ullstein bild via Getty Images
Классический краудфандинг
В России возникло несколько краудфандинговых площадок: Planeta.ru, Boomstarter.ru, Smipon.ru и другие, позволяющие привлекать средства мелких и крупных инвесторов.
Пока это новый формат: только единицам стартапов удалось привлечь с помощью краудфандинга необходимые для начального этапа средства. Западные краудфандинговые площадки доступны немногим.
Плюсы. Потенциально перспективный способ финансирования — на Западе это один из важнейших способов получения инвестиций.
Минусы. Площадки требуют процент от сборов на запуск своего бизнеса. Переговоры с большим количеством некрупных инвесторов занимают очень много времени, которое в большинстве случаев пока не конвертируется в деньги.
Необычный краудфандинг
Эффективный способ — сбор денег «с миру по нитке» у заинтересовавшихся лиц на всевозможных не краундфандинговых платформах.
Юрий Моша, создатель стартапа «Второй паспорт» (разработка агрегатора миграционных предложений. — Прим. авт.), успешно использовал этот способ для привлечения первоначального капитала. Он записал видео с обращением к своим подписчикам на YouTube-канале. Там он рассказал, что это за проект, зачем и, главное, кому он нужен: какова целевая аудитория и потенциальные клиенты, описал перспективы проекта, как самые оптимистичные, так и самые пессимистичные. Объяснил, на каком этапе развития находится проект, какая работа уже проделана, с кем заключены договоры о сотрудничестве, кто работает в команде, — и предложил купить акции.
За полмесяца после появления ролика к нему обратилось несколько потенциальных покупателей акций стартапа. При этом Юрий Моша анализировал возможных акционеров: для него было неприемлемо брать деньги, не понимая их происхождение, так как это создает риски для проекта.
Отобранные инвесторы приобрели в общей сложности 10% акций компании «Второй паспорт» на $25 тысяч, что стало серьезным подспорьем в развитии стартапа.
Плюсы. Максимально широкие возможности поиска тех, кто может заинтересоваться вашей темой и обладает финансовым ресурсом.
Минусы. Для того чтобы привлечь значительные суммы, нужно воспользоваться раскрученной медийной площадкой, что многим предпринимателям недоступно.
ICO-краудфандинг
Криптовалютный краудфандинг — направление финансирования для узкого сегмента компаний: как правило, связанных с блокчейном. Отечественных площадок пока нет, но они в ближайшие годы наверняка появятся.
Основатели стартапа Storiqa (маркетплейс с применением блокчейн-технологий) Руслан Тугушев и Евгений Гаврилин успешно привлекли деньги именно с помощью этого способа — выпустили токены для своего бизнеса.
Плюсы. В стартап могут вкладывать инвесторы из разных стран.
Минусы. Вложения только в криптовалюте и лишь в узкий сегмент цифровых активов.
Гранты и конкурсное финансирование
Возможный источник финансирования — государственные и муниципальные гранты, а также получение финансирования в результате выигрыша государственных и корпоративных конкурсов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Гранты предоставляют государственные и муниципальные организации, которые занимаются развитием стартапов. Как правило, финансирование связано с теми или иными местными нуждами или отраслями, которые считаются приоритетными на данной территории.
Стартапы могут попытать счастье, участвуя в госзакупках и корпоративных закупках. Сотрудничество с корпорациями особенно важно, если цель стартаперов — продать свой бизнес крупной компании.
Плюсы. Возможность получения очень весомого источника финансирования. Могут даже взять на «полное довольствие».
Минусы. Гранты и конкурсные деньги трудно получить, еще труднее за них отчитаться.
Фото: Barbara Alper/Getty Images
Акселераторы
Акселераторы сочетают менторство, обучение и экспертную поддержку с финансовой. В России это формирующийся сегмент поддержки — опытных кураторов бизнес-проектов очень мало.
Можно сотрудничать с международными акселераторами, но они, как правило, работают с новаторскими технологическими идеями, имеющими международный потенциал.
Плюсы. Акселераторы дают возможность структурировать бизнес и добавить в него финансовые вливания.
Минусы. Особенность акселераторов: они мало финансируют, но забирают себе долю компании.
Венчурные фонды
Фонды хоть и называются венчурными, обычно финансируют компании уже на стадии проверенной бизнес-модели. Из-за санкций доступно финансирование, прежде всего, со стороны российских инвестфондов, так что предложение ограниченно.
Лучше всего искать фонды, специализирующиеся на конкретном сегменте рынка.
Плюсы. Сочетание экспертизы и обильного, в отличие от акселераторов, финансирования — при этом относительно недорогого, по сравнению, например, с банковским.
Минусы. Фонд возьмет вашу компанию под контроль, чтобы обеспечить возвратность своих вложений.
Банки, работающие с малым бизнесом
Многие банки имеют программы кредитования малого бизнеса, но кредиты предоставляются компаниям со стажем не менее года, с готовым продуктом, апробированным на рынке. Большой плюс для банка, если компания имеет гарантии специализированных гарантийных фондов, вроде Мосгарантфонда. Их могут получать стартапы, участвующие в государственных и муниципальных поставках.
Без гарантий или без залога производственного оборудования или офисной недвижимости получить банковский кредит стартапу почти невозможно.
Плюсы. Сумма в несколько десятков миллионов рублей, а при кредите под залог — хорошая ставка.
Минусы. Очень сложно получить средства, и их возвратность жестко контролируется.
Источник
Привлечение инвестиций: как заинтересовать инвестора — правильные способы
Инвестиции — это не только небольшие вложения от частного лица в определенные активы, но и двигатель современной экономики, фундамент на котором стоит весь бизнес на текущий момент. В дополнительных источниках финансирования нуждается более 90% всех предприятий. Вне зависимости от объема, оборота, сферы и направления деятельности. А вложения могут направлять как физические лица, так и другие компании. Что же это такое конкретно, какие существуют способы привлечение инвестиций в бизнес, какие бывают типы и виды, и многие другие смежные вопросы мы рассмотрим в данном обзоре.
Суть понятия
Это вложения частного или иного характера в какой-нибудь актив. Им может выступать финансовый инструмент, продукция или товар, а также проект или стартап. Идея проста, у человека есть свободные деньги. А параллельно существует некий предприниматель, который заинтересован в стороннем предоставлении финансовых средств. Они необходимы для создания, развития или расширения проекта. Соответственно, крайне логично гражданину просто передать свои накопления этой фирме. Чтобы с их помощью был увеличен доход. А в форме получения дивидендов, он может удержать часть прибыли. А также вернуть себе всю затраченную сумму.
Продукты
С другой стороны, предприятие может и прогореть. И в этом варианте вкладчик не только не увидит никаких дивидендов, но даже и затраченной суммы в принципе. Из этого следует вывод — всегда присутствует доля риска. И именно она зачастую определяет тип и метод, а также возможный объем дохода. Больше риска — значительнее ожидается куш.
Остается вопрос, как правильно привлечь и заинтересовать инвесторов в свой малый бизнес. Как находить людей, готовых разрешить финансовую неурядицу. Мониторить специальные платформы? Или может подать объявление в газету? На самом деле, совет прост — необходимо повысить инвестиционную привлекательность своей компании. А уж тогда поиск вести будет в разы легче, заинтересованный вкладчик потянется сам.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Для чего это нужно
Ответ лежит на поверхности. Но не для новичков, которые совсем недавно решили попробовать свои силы на предпринимательском поприще. Деньги нужны компании на любом этапе. Особенно в том случае, если юридически она еще даже не зарегистрирована. Именно благодаря либо заемным средствам, либо вложениям большая часть предприятий начинает свою деятельность.
Но даже если для старта у учредителей есть значительный капитал, и они не нуждаются в сторонних вливаниях для организации деятельности, методика все же им понадобится. Ведь новый источник позволяет:
Расти и развиваться, не сдерживаться при формировании финансовой стратегии.
Увеличить оборот, количество и качество продукции, объем предложения услуг.
Открыть сферы, дополнительные отрасли.
Приобрести дочерние компании или совершенно новый стартап.
Освоить горизонты в географическом плане, города и субъекты РФ, создание филиалов.
Инвестирование — это способ избежать стагнации. Какой бы ни был начальный капитал, как бы отлично ни шли дела, всегда можно сделать лучше. Реально направить дополнительный массив денег в оборот. И увеличить ожидаемую прибыль, расплатившись с вкладчиками, сделав собственную фирму больше, надежнее и стабильнее.
Видовое разнообразие
Современная классификация подразумевает градацию на множество видов, зависящих от срока, конечной цели, уровня риска. Мы выделим несколько методик, чтобы задача стала максимально ясной и наглядной.
Самое простое — по сроку:
Долгосрочные. Зачастую подразумевается период более пяти лет. Но в некоторых отраслях срок начинается уже от трех.
Среднесрочные. Не менее года. Предельный лимит снова определяется отраслью. Три-пять лет, как мы помним.
Краткосрочные. Все остальное. То есть, период менее всего одного года. Стоит знать, что в некоторых сферах присутствуют и сверхсрочная временная перспектива. Но это обычно не вложения в какую-то компанию, а, к примеру, покупка бинарных опционов.
Существует деление по степени риска:
Консервативные. То есть, очень безопасные, имеющие практически равный нулю шанс на провал. Такие активы обычно нужны для защиты своего инвестиционного портфеля. Ведь заработка они особо не несут. Но страхуют своих более опасных собратьев. При этом портфель консервативного типа может служить в качестве депозита хранения, чтобы перебить инфляцию небольшой прибылью.
Агрессивные. Тут шанс потери всего депозита реальный, ощутимый. Но и окупаемость может достигать нескольких дней. А при среднесрочной перспективе, бывают случаи заработка по двух тысяч процентов.
Средние. Уровень опасности балансирует прибыльность. Но практически всегда есть четкое смещение в одну или другую сторону.
Продукты
Расхожие мифы о вложениях
Предпринимательство не выживет без инвестирования как такового. Но в львиной доле случаев начинающие бизнесмены плохо представляют себе этот механизм, верит в несколько ложных стереотипов:
Главное для инвесторов — прибыль. Нет, ключевой аспект — уровень риска, отсутствие убытков.
Это аналог банковскому кредитованию. Абсолютно нет, вкладчик не только дает больше, чем просто финансы (предоставляет связи, советы, помощь), но еще и несет риски наравне с учредителями. Банк же всегда заберет свое обратно.
Главное — уникальный продукт. Это может иметь место, если речь про венчуры.
Нельзя делиться плохими новостями. Напротив, нужно. Ведь вкладчик сам лично заинтересован в успехе. Если теряет проект, потеряет и он. Он будет всеми силами стараться помочь, привести компанию к успеху. От него нельзя скрывать ничего.
Прежде чем решать, как привлечь инвесторов в свой бизнес-проект, подумайте о том, куда будут направлены средства. И выберите форму актива. Это может быть прямое вливание денег, акции иные ценные бумаги, недвижимость и производственные мощи. Вариантов масса.
Основные способы для привлечения
Можно выделить несколько, ведь банковское кредитование, продажа облигаций, частные ссуды и даже оказание услуг с отсроченным платежом может в какой-то мере являться вкладом.
Но подразумевая узкий смысл — речь лишь о людях или компаниях, которые направляют в актив определенную сумму финансовых средств. А для этого понадобится всеми путями увеличивать привлекательность проекта. Необходимо показать его максимально выгодным и безопасным, убедить в актуальности товара или услуги, наличии клиентской базы, которая предоставит спрос, а также продемонстрировать отличия от конкурентов, возможность вести дела на их поле и успешно продвигаться.
Привлечение инвесторов в бизнес-проект: инструкция
Для наглядности решения сформируем небольшой пошаговый алгоритм. В нем подробно пропишем, какие действия нужно совершить, а от каких лучше воздержаться.
Шаг 1 — ищем источник инвестиций
Конечно, начать наш план стоит с этой задачи. Для ее решения подойдут различные площадки. Можно организовать краудфандинг, который сейчас стал очень популярным. Так часто работают ICO проекты. Стоит обратиться к масс-медиа, рекламным площадкам, от YouTube до социальных сетей. Искать новые связи, развиваться в сфере. Как вариант, прибегнуть к услугам профессиональной раскрутки.
Шаг 2 — резюме
В какой-то мере это коммерческое предложение. Которое, однако, направлено не на выгоду клиента, а на привлекательность проекта. Именно так, эксперт сам оценит свою прибыль. Вам нужно показать насколько хороша идея. Как вы собираетесь действовать, какие цели и задачи стоят на данном этапе. Перспективы на будущие, состав команды, налаженные точки контактов. И конечно, детальный бизнес-план.
Шаг 3 — выбор партнера, заслуживающего доверия
Выбирать всегда стоит не самых выгодных, если можно так выразиться, а надежных. Также обстоит дело и с вкладами. Те, кто не потерял депозит за первые месяцы работы знают эту простую истину. Убедитесь в надежности.
Шаг 4 — форма дивидендов
Определите, что конкретно получит человек или компания в итоге. Будет ли это прибыль в денежной форме или доля всего проекта. Вычисляется ли количество дивидендов от дохода предприятия или от суммы вложенных средств. Нюансов множество, рассчитывать все придется скрупулезно.
Шаг 5 — доносим информацию до ЦА
Заранее определите каналы информирования. Можно использовать сразу несколько. Главное, подать сведения в наиболее ярком виде, в том ключе, где проект будет выглядеть прекрасно. Но без откровенной лжи, иначе пострадает репутация.
Шаг 6 — ведем переговоры
Уверенно, четко, вежливо и непреклонно. Стойте на своем, озвучивайте условия так, чтобы показать их удобство и выгодность для партнера. Но не идите на все подряд уступки, лишь бы не потерять вкладчика. Иногда логичнее будет отказаться. Что важно, необходимо помнить простое правило. Во время переговоров расскажите все, что хотели. До последнего слова не ищите повода вставить информацию, осветите все моменты.
Шаг 7 — заключение договора
Вот и финальный этап. Можно смело ставить свою подпись в бумаге, но только если вы внимательно прочли все существенные условия.
Пути привлечения инвестиций, грамотная презентация
Это уже зарекомендованный метод, всегда дающий отличный результат. Его с успехом применяют во многих областях, от курсовых работ до демонстрации нового продукта на рынке. Ведь визуальная подача, сопровождаемая четкими и ясными комментариями, позволяет построить маркетинговую речь максимально точно, наглядно, подчеркнуть выгодные аспекты, снизить влияние негативных факторов.
Человеческий момент берет свое, зацепка для глаз плотно остается со зрителем, этот образ может заставить влюбиться в себя. Содержание определяется самим предпринимателем на основе советов профессионалов, маркетологов и менеджеров. Но есть несколько основных пунктов, которые должны быть обязательно.
Вступление. На нем следует поместить не только информацию общего характера, но лучше всего и слоган. Звучное словосочетание, вызывающее ассоциации с компанией.
Аргументация. Вы должны доказать партнерам, что ваше предложение принесет им успех, бороться с возражениями, давать логичные доводы, которые они смогут полностью уяснить.
Текст. Лучше пару слайдов сделать без визуального сопровождения. Тогда они вызывают ощущение, что на них находится главная информация, обязательная.
Усиление. А вот тут изображение влияет как никогда. Лучше, чтобы это был яркий и мощный зрительный образ с короткой, но результативной подписью.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Типичные ошибки новичка
Разберем ряд самых распространенных оплошностей, способных на корню загубить начинающиеся отношения с партнером. Избегайте их всеми доступными способами.
Нет точных вариантов организационных моментов. Чаще всего, если подразумевается розничная продажа, к примеру, неясен аспект работы кассовых аппаратов, нет точек для закупки оборудования и программного обеспечения. Лучше заранее найти продавца, способного принести ощутимый результат. Если говорить о примере, то идеальным исполнителем станет проект «Клеверенс». Это программные решения для учета, инвентаризации, установки и обеспечения работы онлайн-касс, регистрации кодов изделий. Программы направлена на российское законодательство. Так можно показать инвесторам, что проблем с работоспособностью не будет.
Нет точных цифр. Без заранее подготовленных расчетов переговоры лучше не начинать. Особенно если нет конкретных значений по дивидендам. Ведь к вам пришли именно за ними, за будущей отдачей от вложений. Стоит показать ее во всех аспектах.
Нет конкурентной войны. Подразумеваются преимущества по сравнению с аналогичными товарами в сфере. Или какие-то заготовленные более дешевые варианты поставок, покупки оборудования. Идеальным выходом станет уникальная и жизнеспособная идея или модель, которой на рыночной среде пока нет.
Продукты
Особенности на российском рынке
Стоит сказать, что наше население очень позитивно относится к инвестициям. Существует множество независимых площадок, где можно без труда найти отличного партнера. Активно развиваются разнообразные стартапы. Но уточнением будет тот факт, что в отличие от Запада, частные лица в российской сфере обычно являются профессионалами в отрасли. То есть, эксперты, которые имеют уже значительные портфели, давно отправляют свои финансы в различные структуры. Знакомы с новейшими разработками, наперечет знают плюсы и минусы активов. А вот обыватели, скопившие состояние, обычно вкладывают деньги в банковский депозит или приобретают недвижимость. Их не слишком привлекают ненадежные пути. Одновременно с этим есть и иной аспект. Активная поддержка со стороны властей. Причем как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Как привлечь инвестиции в малый бизнес-проект
Сама схема не имеет существенных отличий. Тем более, как уже сообщалось, государственные субсидии занимают ключевую роль. Это особенно отчетливо видно в малом бизнесе. Именно на его поддержку выдаются огромные средства из бюджета. На льготной и приятной основе. Ориентироваться же на частных инвесторов стоит в первую очередь. Различные ПИФы и иные организации, которые имеют управляющих, обычно не посматривают на мелкие проекты. Они хотят чего-то крупного.
Заключение
Привлечение инвестиций — это важная процедура для любого предприятия. Вне зависимости от того, на какой стадии развития находится компания. Расширяться никогда не поздно, да и рано тоже не бывает. Успешный руководитель всегда знает, куда направить поток финансовых средств так, чтобы это принесло ощутимую прибыль. И поиск этого течения не стоит прекращать никогда. Даже получив надежного и крупного партнера, продолжайте искать следующих, расширяйте базу, подключайте новые каналы.
Источник