- Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Когда ученик хочет привлечь внимание к себе
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Стратегия 2. Разрешающее поведение
- Стратегия 3. Делайте неожиданности
- Стратегия 4. Отвлеките ученика
- Стратегия 5. Пересаживайте учеников
- Стратегия 6. Обращайте внимание на примеры хорошего поведения
- 12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке
- Способ 1. Увлекательная история
- Способ 2. Визуальные средства
- Способ 3 . Ограничения во времени или ресурсах
- Способ 4. Дилеммы
- Способ 5. Интересные вопросы
- Способ 6. Сотрудничество
- Способ 7. Юмор
- Способ 8. Игра
- Способ 9. Ориентация на настоящий момент
- Способ 10. Эмоциональный отклик
- Способ 11. Диссонанс
- Способ 12. Рассказ о последствиях
Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
учебно-методический материал на тему
Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_privlecheniya_vnimaniya_obuchayushchihsya_na_uroke.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Сегодня мне хотелось бы остановиться на тех приемах, которые использую я в своей практике.
- Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса. Наш тон окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
- Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. Высокий темп речи создает трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
- Прерывание речи, использование догадок . Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
- «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., — с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
- Жестикуляция. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя — своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
- Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.
Для привлечения и удержания внимания также использую следующие виды упражнений.
- Учитель предлагает следующие задания: считать вслух, но ученик не должен называть числа, включающие двойку, или любое другое число. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Упражнение направлено на развитие распределения внимания.
- Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
- Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.
- Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
- Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.
- Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
- Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
- Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
- Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
- Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.
Источник
Когда ученик хочет привлечь внимание к себе
Очень часто причиной «плохого» поведения у учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Есть дети, которые никогда не удовлетворены тем вниманием, которое получают от окружающих. Чтобы добиться ожидаемого внимания к себе, ученики придумывают различные шалости, выходки, проявляя таким образом свою демонстративность.
У таких детей есть свои хитрости. При этом есть те, которые действуют активно, и те, кто используют пассивные формы.
Активные проявляют себя открыто: одни могут корчить рожи и закатывать глаза за спиной учителя, другие — вертятся и разговаривают, третьи – передают записочки через весь класс или задают учителю вопросы, не относящиеся к теме урока. Такие поступки отвлекают весь класс. И если учителю немедленно не отреагировать, урок может быть сорван.
Ученики с пассивным поведением не отказываются выполнять требований учителя. Но делают все в замедленном темпе, «в час по чайной ложке», отвлекаясь на какие – нибудь свои дела. При этом они не мешают ни классу, ни учителю. С такими труднее. Они говорят: «Я не делаю ничего плохого. За что вы меня ругаете?»
Причин поведения, направленного на привлечение внимания несколько:
- Отсутствие внимания дома. Чтобы привлечь внимание родителей, ребенок делает то, что запрещают.
- Желание утвердиться среди одноклассников, показать «какой Я».
- Незнание способов привлечения внимания.
В подобном поведении детей, по мнению психологов, есть и положительный момент: они показывают, что хотят взаимодействовать с учителем (родителем), но не знают, как общаться в позитивной форме. Педагогам и родителям важно знать определенные приемы взаимодействия с детьми, стремящимися привлекать внимание взрослых.
Обратимся к пособию С. Кривцовой и Е. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек». Авторы предлагают использовать несколько стратегий для учителя (и родителя тоже).
Стратегия 1. Минимизация внимания
Его основной смысл – перестать реагировать на демонстративное поведение. Когда нет ответной реакции, ребенок перестает вести себя подобным образом. Можно использовать следующие приемы:
- Контакт глазами. Пристально посмотрите на ребенка. Никаких слов – только взгляд. Вот и все, что ребенок получил за свою проделку.
- Встаньте рядом. Просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов.
- Используйте имя ученика. Продолжая урок, учитель периодически вставляет имя ученика. Это может звучать так: «Тогда, Иванов, Петр I издал указ….» Таким образом Иванов получил от учителя минимум «в награду».
- Делайте письменные замечания. Следует приготовить стопку одинаковых записок с примерно таким содержанием «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся».
- Формулируйте «Я-высказывания». Вместо привычного – «прекрати немедленно!», можно сказать : «Катя, когда ты болтаешь с соседкой, я чувствую сильное раздражение и теряю мысль».
Стратегия 2. Разрешающее поведение
Запретный плод сладок. Это свойство человеческой натуры со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным. Что в таких случаях можно делать?
- Доведите до предела демонстративную выходку. Например, в период известной педагогам «эпидемии плевков», учитель предложил задание — плюнуть 500 раз в мусорное ведро. Болезнь быстро прекратилась. Этот прием годится для многих так называемых «хамских» выходок.
- Весь класс присоединяется к выходке. Одна ученица без конца стучит ручкой по парте. Предложите всему классу 3 минуты стучать ручками по парте. Интерес у первой ученицы пропадет.
- Используйте «разрешающую квоту». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который обговорен заранее и с условием, что его объем будет уменьшаться.
Стратегия 3. Делайте неожиданности
Чтобы лишний раз не читать нотации или делать замечания, можно разрядить атмосферу в классе другими способами. Вот некоторые из них:
- Выключите свет.
- Начните говорить тихим голосом.
- Издайте музыкальный звук.
- Говорите со стеной.
- Временно прекратите вести урок.
Стратегия 4. Отвлеките ученика
Чтобы отвлечь внимание ученика от проделки, можно сфокусировать его внимание на чем-либо другом.
- Задавайте прямые вопросы: «Роман, какое задание я сейчас дала классу?» или «Что ты думаешь о причинах поражения немецкой армии? И др.
- Попросите об одолжении. «Маша, не могла ли бы ты отнести журнал в учительскую». «Саша, собери, пожалуйста, сочинения».
- Измените деятельность. Если сразу много учеников «выходит из себя», попросите их освободить парты для нового задания или совместно выполнить какую-либо коллективную работу.
Стратегия 5. Пересаживайте учеников
Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Пересаживая их, вы лишаете их зрителей и тем самым заставляете успокоиться. Можно периодически менять учеников местами. И этого будет достаточно, чтобы привести их в норму.
Некоторые психологи рекомендуют ставить в классе специальный «стул размышлений» на отдалении от остального класса Он не должен находиться в поле зрения остальных учеников. И отличаться от других стульев. Этот стул – место, где нарушитель может подумать о том, как ему следует вести себя, вернувшись на место. Пять минут на этом стуле – достаточное время для размышлений. Остальной класс не должен беспокоить сидящего на стуле.
(Этот прием следует использовать очень корректно, не позволяя унизить достоинство человека)
Стратегия 6. Обращайте внимание на примеры хорошего поведения
Речь не идет о сравнении поведения учащихся. Больше стоит обращать внимание на хорошее поведение учеников. Этим вы подчеркиваете, что такое поведение заслуживает внимания учителя помогает ему плодотворнее работать с классом.
Благодарите учеников. Например, «Спасибо, что сегодня все хорошо поработали», «Сережа, оказывается, ты можешь помогать мне во время урока. Спасибо! Надеюсь, так будет и дальше».
Однако, избегайте благодарить часто одних и тех же учеников, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь на них насмешек класса.
Давайте помнить, что причины плохого поведении учеников могут быть разными. Важно профессионально решать возникающие проблемы, наблюдая за детьми и используя разнообразые способы взаимодействия с ними.
Использованы материалы книги С. Кривцовой и Е. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек», М., «Глобус», 1996 г.
Источник
12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке
Как завладеть вниманием ученика в век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.
Способ 1. Увлекательная история
Во время занятия расскажите ученикам историю. Она легко запоминается, так как имеет определенную структуру. В истории есть главный герой, у которого имеются цель, и антигерой, который мешает эту цель выполнить. Преодолевая сложности, герой меняется и растет над собой. Можно главным героем сделать ровесника учеников, тогда сюжет будет им ближе, они смогут почувствовать сопричастность герою и понять, что тоже способны решить задачу. Также у истории есть логическая последовательность действий, которая облегчает запоминание.
Способ 2. Визуальные средства
Вербальная и визуальная информация обрабатывается мозгом по-разному и если использовать их одновременно, то это поможет ученику сохранять интерес к теме как можно дольше.
К визуальным средствам относятся:
Например,в качестве иллюстрации можно использовать демонстрацию последовательности или этапов развития. Полезно наглядно показывать изменения с течением времени. Инфографика поможет представить большие числа или анализ данных. Даже просто красивая картинка, подходящая к теме занятия, может привлечь внимание учеников.
Способ 3 . Ограничения во времени или ресурсах
Ограничения создают у ученика ощущение срочности. Это заставляет концентрировать внимание на выполнение задания. Например, предложите ученикам выполнить двадцатиминутное задание за 15-18 минут. Главное, чтобы ограничения были посильны ребенку.
Способ 4. Дилеммы
Предложите ученикам задачу, которая имеет непростой выбор. Хорошая дилемма всегда привлекает внимание. Дайте ребятам выбор между:
- хорошим и очень хорошим вариантами;
- двумя плохими вариантами;
- вариантами, которые содержать плюсы и минусы, но сами по себе разные.
Классическим примером дилеммы является «проблема вагонетки».Звучит она так: «Тяжелая неуправляемая вагонетка несется по рельсам. На пути ее следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка пойдет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?» Есть о чем подумать и поговорить.
Способ 5. Интересные вопросы
Необходимо подобрать такие вопросы, которые потребуют от ученика применить полученные знания или интерпретировать их. Вопрос на знание материала к интересным не относятся. Можно построить все занятие на интриге, задав вначале интересный вопрос. Дальше совместно с учениками найти ответ на него. Например,люди уже давно строят каменные дома. Камни для строительства добывали в каменоломнях. Это было очень трудно.И северные народы придумали себе помощника — воду.Как с помощью воды можно облегчить труд добывания камней в каменоломнях?
Способ 6. Сотрудничество
Поделите учеников на группы и предложите выполнить задание. Например, сделать презентацию на заданную тему и подготовить выступление. Работа в группе требует умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять обещания. Все это побуждает слушателя участвовать в процессе и быть внимательным.
Способ 7. Юмор
Юмор помогает сфокусировать внимание и быстрее запомнить материал. Единственно, это достаточно субъективная вещь и использовать шутки надо осторожно. Если вы знаете свою аудиторию и уверены что шутка действительно смешная, тогда ее можно рассказать, чтобы взбодрить слушателя. Можно коллекционировать интересные, юмористические истории и анекдоты по своему предмету, чтобы время от времени вставлять их в свое занятие.
Способ 8. Игра
Для привлечения внимания используйте на занятиях практические методы, вовлекайте учеников в процесс. Чем больше задействованы визуальные, тактильные и слуховые стимулы, тем лучше запоминается материал. Единственное, такие методы как соревнование и награды, могут не только заинтересовать детей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения.
Способ 9. Ориентация на настоящий момент
Предложите решить ученикам реально значимую для них проблему. Покажите, как они смогут применить полученные знания в своей жизни. Подумайте, как текущие события связаны с уроком. Возможно, использовать популярные сейчас тренды, новые веяния, телевизионные программы и фильмы, чтобы усилить интерес и вовлеченность учеников.
Способ 10. Эмоциональный отклик
При изложении фактов попробуйте добавить к ним эмоциональную окраску. Рассказать на фоне каких событий произошел данный факт и к чему это привело. На основе этой информации ученики составят свое впечатление и смогут легче запомнить материал.
Способ 11. Диссонанс
Предложите ученику что-то, что не совпадает с его привычной картиной мира. Например, в зоопарке появился розовый слон. Но ученик знает, что в природе таких слонов не существует. В этот момент возникает когнитивный диссонанс и человек начинает активно искать объяснение ситуации.
Способ 12. Рассказ о последствиях
В ситуациях, когда ученику приходится делать выбор, основной акцент ставьте на реальных последствиях выбора, а не просто оценивайте правильно или не правильно решена задача.
Все эти приемы знакомы каждому учителю. Чтобы сделать занятие увлекательным достаточно регулярно пользоваться ими и комбинировать. Способность заинтересовать требует от учителя планирования и подготовки.
Об авторе: Борисова Ольга Вячеславовна, учитель информатики, ГБОУ СОШ №456, Санкт-Петербург, Колпино
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник