- Как захватить и удерживать внимание аудитории во время выступления, семинара или конференции
- Как спикеру установить контакт с аудиторией
- Приемы мгновенного захвата внимания и установления контакта с аудиторией
- Как удержать внимание аудитории
- Грамотная визуальная составляющая на презентации, тренинге, конференции
- Правильный тип визуализации
- Максимально облегчите кадр
- Подкрепляйте данные изображениями
- Данные должно быть легко сравнивать
- Прояснять и упрощать
- Расположите данные в логической последовательности
- Максимально просто
- Презентация без стресса
- Как привлечь внимание аудитории во время выступления?
- Задавайте вопросы аудитории
- Упоминайте авторитетные источники
- Продумывайте каждое выступление с учетом обстановки
- Используйте голосовые приемы
- Приводите примеры из жизни
Как захватить и удерживать внимание аудитории во время выступления, семинара или конференции
Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа.
Как упростить участие аудитории и помочь ей воспринимать информацию легко и с интересом? Существуют эффективные практические приемы захвата и удержания внимания аудитории, о которых вы узнаете из материала.
Бывает, отличный специалист и гуру в своей профессии не может поделиться секретами своего мастерства со сцены. Нет у него того самого «образа оратора». Многие выступающие не способны завладеть вниманием аудитории и удерживать его. Собравшимся в таких случаях крайне сложно усвоить информацию: им трудно сосредоточиться и попросту скучно. Речь идет не о личности оратора, а об образе, который создается у слушателя и позволяет установить необходимый контакт.
Считается, что тяжело спикеру, а слушателям достаточно только воспринимать, но вспомним фразу Жванецкого: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Эта фраза не просто забавная. Она правдивая: понимание речи на слух требует усилий.
Если оратор не предоставляет услуги по проведению тренингов, то его влияние на публику не критично, однако многие понимают, насколько полезно уметь владеть вниманием слушателей, выступая перед аудиторией. Наши советы для них, а также всех тех, кто проводит или планирует проводить тренинги, семинары, конференции, презентации.
Как спикеру установить контакт с аудиторией
Начнем с обращения к слушателям. Многие сталкивались с затруднениями, пытаясь определиться с тем, как именно обращаться к собравшимся. Раньше была принята подчеркнутая почтительность, перечисление многих присутствующих, сейчас лучше обращаться более просто и по-деловому.
Контакт устанавливается в открытой дружелюбном тоне, но с соблюдением дистанции. Если слушатели незнакомые, обращение должно быть с ноткой почтительности, но без раболепия. Правильный выбор тона обращения с аудиторией – одно из ценных качеств оратора, связанное с врожденным чутьем или опытом и тренировками.
Не менее важна настроенность на аудиторию: оптимальный баланс между недооценкой и переоценкой слушателя. Оратору намного легче, когда состав слушателей однородный, это стоит учитывать при планировании мероприятия.
Иногда препятствием становится чистая академическая речь, которая плохо воспринимается аудиторией. Важно также овладеть популярным языком, чтобы легко находить общий язык с любой публикой.
Спикер должен уметь поставить себя на место слушателя, учесть его чувства и эмоции, особенно если речь включает определенное мнение. Готовы ли слушатели услышать сказанное, правильно ли будут восприняты озвученные вами факты, знакомы ли они с ними. Выяснить, насколько нова информация и насколько ее готовы принять слушатели, важно прежде чем начать ее доносить.
Приемы мгновенного захвата внимания и установления контакта с аудиторией
Существуют профессиональные приемы спикера, способные быстро установить контакт с залом и перейти к основной теме.
1. Используйте время и место встречи. «Сейчас мы находимся в том самом помещении, где…», «Сегодня сообщили, что…». Этот простой прием очень эффективен для мгновенного привлечения внимания. Им часто пользуются спикеры на тренингах, семинарах и конференциях, и каждый раз это работает.
2. Упоминание общеизвестного и общедоступного для собравшейся аудитории источника. «Вчера в программе «Вечерние новости» я услышал…», «Сегодня на ютуб-канале всем нам известного…». Это мощный и надежный технический прием, позволяющий захватить внимание и установить контакт. Слушатели автоматически становятся «заодно со спикером». Комментарии из зала «Да, я видел», «Я тоже слышал» еще больше мобилизуют остальных.
3. Использование риторического вопроса. Эмоционально заданный вопрос, не требующий ответа, зачастую способен приковать внимание зала. Далее тема, озвученная вначале, должна развиваться и конкретизироваться другими вопросами и аргументами.
4. Вызовите любопытство. Поделитесь информацией, о которой слушатели еще не знают. Или приведите парадокс, который активизирует мыслительную активность зала.
Аудитории будет интересно, как же вы разрешите парадокс. Например, «Оскар Уайльд сказал: «Умеренность — роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху». Это очень легко проверить». Или еще вариант. «Однажды Джон Морган заметил: «Я могу выполнить годовой объем работы за девять месяцев, но не за двенадцать». Как же он был прав». Слушатели не отпустят внимание, пока не узнают, к чему вы ведете. Часто тренинги, семинары, конференции начинаются с заявления-парадокса, что позволяет осваивать тему увлеченно.
5. Наглядные пособия. Если вы принесете предмет и начнете встречу словами: «У меня в руках книга. Эффектный переплет, лучшая бумага, приятно взять в руки… Вместе с тем, в ней нет ни капли правды…». Интрига и демонстрация предмета способны активизировать внимание публики.
6. Рассказ о себе. Начать можно из истории, которая произошла лично с вами, о личном опыте или прочитанной книге. Например: «Однажды я стал свидетелем странного спора…».
7. Цитата знаменитости. «Давайте задумаемся над тем, что именно сказал Клод Макдональд: «Если тяжелая работа – это ключ к успеху, большинство людей предпочли бы вскрыть замок». Мышление заработало, зал сосредоточен. Такое начало удобно тем, что подходящую фразу можно заготовить заранее, а ее качество обязательно привлечет внимание.
8. Цитата знакомого. Не обязательно цитировать великих, можно привести высказывание знакомого, подготовив предварительно публику. Например: «Есть у меня один знакомый, у которого дар замечать то, что другие не видят. Так вот однажды он мне сказал…».
9. Обращение к жизненным интересам собравшихся. Коснитесь вопросов, которые волнуют слушателей и способны решить их повседневную проблему. Например, зачем нам знать, как устраиваются на работу в США, зато мы заинтересуемся, как составить удачное резюме.
10. Не спешите с юмором. Именно так, не стремитесь показаться остроумным, не пытайтесь юморить с первых минут. Приберегите юмор для следующих стадий вашего выступления. Оратор, который шутит с первых минут, рискует быть воспринятым как несерьезный и его не захотят слушать.
Как удержать внимание аудитории
Основные способы удержать внимание:
- Содержательность. Новая информация, свежая интерпретация известной, интересные идеи, качественный анализ.
- Доступность изложения. Учет жизненного опыта и образовательного уровня слушателей. Всегда нужно учитывать, что многие слышат только то, что хотят услышать.
- Связь выступления с важными для слушателей вопросами, сопереживание и личное отношение к этому.
- Непринужденное общение с публикой, выражаемое в голосе, жестах, позе.
- Убежденность и эмоциональность спикера позволяет заразить идеей весь зал.
- Грамотное использование пауз. Во время пауз слушатель переосмысливает услышанное. Человек способен активно слушать около 15 минут, после чего необходима передышка: отступление, интересный факт.
- Драматизация речи – эмоциональное изображение, иллюстрирующее содержание рассказа.
- Многократное повторение одного и того же слова, чтобы выделить самое существенное.
- Цитирование. Оживляет публику и делает речь интереснее, но нельзя этим злоупотреблять.
- Неожиданное противопоставление. Обязательно должно быть ясным для слушателя.
- Намек. Эффектный прием, обостряющий выступление.
- Провокация. Заявление, с которым аудитория не согласится. Оратор привлекает внимание публики и вместе с ней приходит к полезным выводам.
- Юмор. Снимает эмоциональную напряженность. Применять следует только, если чувство юмора развито. Спикер, который пытается сам себя смешить, выглядит не самым лучшим образом.
- Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Способны емко передать смысл.
Специалисты, которые предлагают услуги по проведению тренингов, часто имеют природный дар удерживать внимание публики. Они применяют эти приемы неосознанно.
Грамотная визуальная составляющая на презентации, тренинге, конференции
Публичные выступления часто сопровождаются визуальным рядом, на который выводятся кадры визуальной составляющей выступления. Без визуализации практически невозможны тренинги, семинары, конференции, а для презентации визуальная составляющая является основной.
Прежде всего она должна быть информативной, но не перегруженной. Зрители не должны забыть о спикере и вычитывать текст на экране. Идеально взять пример со Стива Джобса: «один слайд – одна мысль». При этом не стоит усердствовать со шрифтами и цветами – это создаст ненужный визуальный шум. Выясним, что еще важно учесть в презентации, чтобы получить максимальный эффект.
Правильный тип визуализации
Красиво – это понятно. Больше всего теряется доверие к вашему ключевому сообщению, если оно неудачно визуализировано. Выбранный способ представить информацию не должен искажать ее и затруднять понимание.
Максимально облегчите кадр
Статистика как нельзя кстати на презентации, но не перенасыщайте кадры информацией. Достаточно 1-2 изображений на слайд. Избавьтесь от лишнего и убедитесь, что данные укрепляют вашу мысль, а не наоборот.
Подкрепляйте данные изображениями
Сухие цифры лучше подкрепить изображениями, чтобы добиться желаемого эффекта. Иногда изображения могут заменить слова и усилить месседж.
Данные должно быть легко сравнивать
Если цель слайда – показать взаимосвязь между разными группами данных, их должно быть максимально удобно сравнить.
Прояснять и упрощать
Дизайн не должен усложнять понимание, он должен моментально дать понять, о чем речь. Если этого не происходит, нужно искать другой способ проиллюстрировать информацию.
Расположите данные в логической последовательности
Интуитивно понятный порядок упрощает восприятие. Слушатель потратит меньше времени и усилий, чтобы считать информацию, если быстро поймет принцип ее расположения. Позаботьтесь об участнике – расположите данные либо в алфавитном порядке, либо от меньшего к большему или наоборот. Продумайте также лучший вариант расположения – сверху вниз или слева направо.
Максимально просто
Минимализм – лучший подход к подготовке презентации. Откажитесь от изображений с падающими тенями и нагромождением элементов. Чем проще, тем лучше.
Презентация без стресса
Пользуясь этими советами, даже непрофессионал сможет создать убедительную визуальную составляющую, а чтобы овладеть всеми премудростями презентаций и научиться проводить их безупречно, доверьте это профессионалам из ManGO! Games. Научиться проводить эффективные презентации поможет тренинг «Презентация без стресса».
Источник
Как привлечь внимание аудитории во время выступления?
Ожидание: вы усердно готовились к выступлению, изучали множество источников, выписывали тезисы, сделали презентацию. Вы уверены, что вам удастся завладеть вниманием слушателей до конца лекции.
Реальность: через 20 минут выступления вы замечаете, что кто-то начал зевать, другой уткнулся в телефон, третий вообще смотрит в окно. В зале появляются разговоры и гул. Ситуация не из приятных. Что же делать?
Мы собрали лучшие приемы ораторского мастерства из нашего бесплатного курса «Как зацепить аудиторию», которые помогут вам увлекательно излагать свои мысли и управлять вниманием людей.
Задавайте вопросы аудитории
Живое общение, рассуждение вслух, совместное обсуждение вопросов — прием, который поможет заинтересовать и вовлечь зрителей в процесс обучения. Приводите факты и спрашивайте мнение, выдвигайте сомнения и вместе со слушателями делайте выводы.
Упоминайте авторитетные источники
Чтобы завоевать доверие аудитории и увлечь ее рассказом, ссылайтесь на популярные издания, высказывания известных людей, работы ученых. Таким образом вы сможете укрепить свою позицию.
Продумывайте каждое выступление с учетом обстановки
Заранее подготовленный текст помогает избежать заминок, долгого молчания, повторений, неловких ситуаций. Вы будете четко придерживаться темы и чувствовать себя увереннее. Узнайте, перед какой аудиторией будете выступать, насколько она разбирается в теме, какие у нее установки. Во время лекции обязательно обращайтесь к слушателям «дорогие друзья», «уважаемые коллеги».
Используйте голосовые приемы
Монотонная речь надоедает, быстрая речь многим будет непонятна. Следите за тем, как вы говорите. Делайте паузы, придавая значимости словам, понижайте или повышайте тон голоса, когда хотите сказать что-то важное.
Приводите примеры из жизни
Любую сложную тему могут сделать более понятной простые примеры из жизни, пословицы, поговорки. Оживите свое выступление литературным рассказом, чтобы удерживать внимание людей.
Умение увлекательно рассказывать и захватывать внимание слушателей — дело наживное, которому можно научиться. От того, как вы структурируете информацию, общаетесь с аудиторией и насколько уверенно себя чувствуете на сцене, зависит результат всего выступления.
Мы попросили Антона Серикова, заместителя генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» и финалиста конкурса «Лидеры России», поделиться своим опытом и рассказать несколько лайфхаков по подготовке к публичным выступлениям.
«Юмор — залог успешного выступления. Не стоит шутить над конкретным человеком в зале, высмеивая какие-то его качества, лучше использовать самоиронию. Подколоть можно себя или организацию, которую вы представляете. Зрителей необходимо только хвалить, если вы хотите с ними подружиться.
Однажды мне нужно было выступить перед победителями конкурса уличной культуры и спорта. Передо мной было несколько спикеров, которые использовали официально-деловой стиль речи. После первых же минут аудитория заскучала. Я долго думал, с чего начать свою речь. Мы находились в театре оперетты в Пятигорске, и тогда мне пришла идея начать со следующих слов: «После знакомства с аудиторией можно смело переименовать здание в театр оперетты и паркура». Ребята засмеялись и с интересом стали слушать мое выступление.
С юмора можно начать, чтобы на вас обратили внимание, либо использовать в середине выступления, когда почувствуете, что слушатели устали, а также в конце, тогда вас точно запомнят. Если вы выступаете один и у вас есть возможность перемещаться по сцене, то старайтесь много двигаться и не цепляться за стул или стол, так вы сможете оживить свой рассказ и привлечь внимание зрителей.
Важно понимать, какая перед вами аудитория, чтобы говорить на ее языке. Особенно это касается выступлений в новых для вас регионах, национальных республиках. Если вы выступаете, например, в Кавказских республиках, в Татарстане или Башкирии, то можно упомянуть известного местного деятеля, рассказать мифологическую историю, которую слушатели не ожидают услышать от вас, это поможет захватить внимание и вызвать уважение у людей.
Не сыпьте терминами, сложными словами, старайтесь говорить со зрителями на одном языке. Например, когда я рассказываю про soft skills, то обязательно объясняю, что означает этот термин. Упрощайте свою речь, чтобы она была доступна аудитории. Поверьте, никто не подумает, что вы слишком простой и некомпетентный специалист. Будет хуже, если вы произведете впечатление слишком заумного человека. Старайтесь любое понятие расшифровать, но делайте это так, чтобы пояснение не выглядело, как будто вы поучаете аудиторию. В этом смысле важна скромность эксперта, вы не должны быть в роли спикера, который принес истину в последней инстанции.
Будьте искренни и открыты перед аудиторией, расскажите личную историю, приведите пример из жизни. Недавно у нас были уроки в школах, я начал презентацию со своих школьных воспоминаний. Если у вас нет подходящей личной истории, то зацепите аудиторию интересными фактами или совпадениями, например: «А вы знаете, что сегодня родился Лев Толстой или в этом городе жил известный художник». При этом важно соблюдать баланс: 2–3-х историй во время часового выступления будет достаточно.
Дайте понять аудитории, что следите за таймингом и не злоупотребляете их временем. Это можно сделать с помощью следующих способов: проговорить план выступления, посередине рассказа отметить, что осталось 20 минут или вы находитесь на экваторе презентации, в конце сказать фразу: «В завершении выступления я хочу…».
Все советы вам будет сложно уместить во время одного выступления, пробуйте использовать разные сочетания. Вы можете записывать свое выступление на видео, чтобы фиксировать ошибки и работать над ними. Главное, постоянно практиковаться и оттачивать свой навык».
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник