Способы приспособления ветроопыляемых растений

Видеоматериалы. Занятие № 23 «Приспособления растений к опылению ветром»

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Все хвойные опыляются с помо­щью ветра. У цветковых растений примерно 10% всех видов тоже опыляется ветром

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Цветковые расте­ния, тычинки, пыльца, рыльца, соцветия

Вопросы для обсуждения

1.Каковы особенности строения цветков и соцветий у ветроопы­ляемых растений

2.Почему ветроопыляемые деревья и кустарники цветут рано весной

3.Каковы особенности цветения злаков?

4.Почему для ветроопыляемых растений характерны большие скопления

Все хвойные опыляются с помо­щью ветра. У цветковых растений примерно 10% всех видов тоже опыляется ветром. К ветроопыляе­мым растениям относятся: осина, дуб, ольха, береза, тополь, ясень, пальмы и др. Из кустарников вет­ром опыляется орешник, а из тра­вянистых растений — злаки, осоки, рогоз, щавели, хмель и др.

Чтобы опыление ветром было успешно, растения имеют много­численные приспособления. Позна­комимся с ними. Кое-что вам уже известно. Цветки у ветроопыляе­мых растений обычно мелкие, не­взрачные, без яркого околоцветни­ка, собраны в разнообразные со­цветия. Пыльцы образуется много. У кукурузы в одном соцветии с ты­чиночными цветками образуется до 50 млн. пылинок! Пыльца мел­кая, легкая, сухая, легко высыпа­ется из тычинок. Соцветия имеют или гибкую ось, которую легко раскачивает ветер, как в сережках ольхи, орешника, осины, или тон­кие веточки, как в метелках зла­ков у костров, полевиц, мятликов, трясунки. Их колоски тоже легко раскачиваются на ветру (рис.1).

Цветут ветроопыляемые растения в разные сроки, деревья и кустарники — весной, когда еще нет листьев. Ветер, подхватив­ший пыльцу, легко проникает сквозь обнаженные кроны деревь­ев, и пыльца попадает на пестики цветков. Рыльца, улавливаю­щие пыльцу, бывают вытянутые (у березы, орешника). Злаки цве­тут летом. У разных видов злаков пыльца высыпается из тычинок в разное время суток: утром, днем или ближе к вечеру. Но у всех растений одного вида пыльца высыпается всегда в одно и то же время. Этим достигается лучшее опыление. Ветер легко раскачи­вает тычинки злаков, а сильно опушенные рыльца подхватывают пыльцу.

Ветроопыляемые растения часто растут большими скопления­ми, зарослями, что повышает вероятность опыления. На хлебных полях тоже создаются благоприятные условия для опыления.

Легкая пыльца может быть отнесена ветром на большое рассто­яние, иногда на многие километры. Но в воздухе пыльца быстро высыхает, особенно в жаркое время дня. Поэтому успешное опы­ление возможно только в короткое время и на близком расстоянии

Рис.1. Ветроопыляемые растения: 1 — ольха, 2 — орешник, 3 — осока, 4 — мятлик

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Опыление растений ветром

Перекрестное опыление растений ветром

Источник

Приспособления растений к опылению и распространению ветром — экология

Ф.И.О. Пушкина Е.В. Предмет: экология Класс: 6 кл урок 13

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Образовательные познакомить уч-ся с приспособлениями растений к опылению и распространению ветром.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

— ЛичностныеУУД: развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям,

Регулятивные УУД: формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Предметные: уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений

Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.
Метапредметные:
развитие умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты.

Цветковые растения, тычинки, пыльца, рыльце, соцветие, споры, семена, плоды.

учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала

Содержание педагогического взаимодействия

1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Фронтальный опрос по теме – зад № 1, 3 раб тетр стр 27-28

Добрый день, ребята! Попробуйте определить тему сегодняшнего урока

анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление

2. Постановка учебной проблемы

Письмо Незнайки к учащимся

Направить уча-щихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Записывает на доске тему урока, цели и задачи, выдвинутые учащимися и откорректированные учителем.

Выдвигая цели, делают умозаключения.

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Читайте также:  Средства защиты населения ответ 1 выберите способы защиты населения

Контроль за ответами сверстников.

Совместное открытие знаний.

Работа по группам над мини-проектом

Изучают текст, рисунки, презента-цию, сравнивают, составляют схемы.

Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику

Оценивают объективные трудности в изучении материала урока

5.Применение нового знания.

Формулируют вывод о приспособле-ниях растений к опылению и растпростране-нию ветром.

«Проверь себя /«крестики-нолики»/»

Тест, загадки Незнайки

умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических задач;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

умение организовать выполнение заданий учителя;

Сегодня вы работали в парах. У вас на столе лежит лист самооценки работы в парах. Оцените себя, укажите успехи и неудачи

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Приходят к общему мнению в совместной деятельности

Осуществляют самоконтроль и взаимо- контроль.

§ 23,24, вопросы после параграфа

экология Класс: 6 кл урок 13 – Приспособления растений к опылению и распространению ветром.

Актуализация знаний. Задание №1, № 3 рабочая тетрадь стр 27-28

В жаркий летний день при безоблачном небе яркие пятна цветов на фоне травы создают удивительную картину. Какое разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека!

Для человека ли? Это вопрос, друзья мои, над которым следует поразмыслить. Человек на Земле недавний гость. Наши угрюмые предки еще прятались в пещерах окружающей природы, а на лугах уже пестрели цветы и над ними летали насекомые, которые собирали нектар и пыльцу.

Большинство растений еще имели невзрачные мелкие цветочки, пыльца которых разносилась ветром.

«Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь. Поглядите на чудо». В.Солоухин

Религии разных народов по-своему объяснили значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, что Боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар Боги «спрятали» его в глубине венчиков.

Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым — Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Он прислал нам письмо, где спрашивает у нас совета. Этой весной сильный ураган сбил все цветы с деревьев, поэтому он решил построить большую теплицу, чтобы защитить деревья от ветра. Спрашивает правильно ли он решил что надо избавить деревья от ветра.

Опыление – жизненно важный процесс для всех цветковых растений, и природа немало позаботилась о том, чтобы он проходил успешно.

Типы опыления

анемогамия – ветроопыление

энтомогамия – насекомоопыляемые

гидрогамия – опыление водой

орнитогамия – опыление птицами

мирмекогамия – опыление муравьями

Класс делится на 2 группы: 1 гр – создает мини-проект – приспособления растений к опылению ветром.

2 гр – приспособления растений к распространению ветром

У ветроопыляемых растений цветки мелкие, невзрачные, часто с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, лег­кой пыльцы. Такие цветки называют анемофильными — «любящи­ми ветер». Ольха, осина. (Слайд 16,17)

Для того чтобы пыльца попала на рыльца пестиков женских цветков, её должно быть очень много. У лещины, дуба, сосны, куку­рузы, ржи, конопли (Слайд 18, 19) целые облака пыльцы взлетают вверх, подхва­тываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато-жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдель­ной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.

Признаки цветков ветроопыляемых растений: (Слайд 20)

1) цветки не имеют крупных ярких лепестков (они мешали бы переносу пыльцы ветром);

2) не имеют нектарников, большинство лишены запаха;

3) образуют много пыльцы. Пыльца легкая, так как пыльцевые зерна мелкие, сухие; 4) тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка на­ружу, где их обдувает ветер;

5) рыльца крупные и пушистые; как и тычинки, высовываются из цветка.

Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.

Физкультминутка Активный отдых – игра «Угадай-ка!»

Учащиеся встают у парт. На доске или в руках учителя показываются рисунки, картинки, гербарии растений, если растение насекомоопыляемое, учащиеся машут руками, изображая движение крыльев, если опыляются ветром – руки поднимают вверх и показывают движение ветра, если растение самоопыляется – хлопают в ладоши.

Группы защищают свои мини-проекты. Какой ответ мы дадим Незнайке?

Закрепление А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Ваша задача — найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне —
Давайте мы туда заглянем ! (Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

Читайте также:  Все способы достать деньги

2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру. (У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла. (Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5. Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.

(Горох — самоопыляемое растение)

«Проверь себя /«крестики-нолики»/»

Опыление у цветковых является необходимым условием оплодотворения.

У ветроопыляемых растений цветки крупные и яркие.

Ветром опыляются почти все злаки.

Насекомые (пчела, шмели и другие) забираются в цветок, чтобы отдохнуть.

Опыление птицами свойственно растениям тропиков.

Насекомые переносят на своем теле пыльцу с тычинкой на рыльце пестик одного и того же цветка.

У гороха происходит самоопыление еще в бутонах, до распускания цветков.

Энтомогамия – это опыление с помощью ветра.

Нектар и пыльца являются пищей для насекомых.

Медоносными растениями являются акция, гречиха, липа.

Искусственной опыление осуществляют домашние животные.

Клевер опыляется только шмелями и длиннохоботковыми пчелами.

Отметить на графике правильное утверждение значком «+», неправильное «0»

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Б. Слияния спермия с центральной клеткой

В. Прорастание пыльцевых зерен

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра Б. Человека В. Воды

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром Б. Искусственно В. Насекомыми

4. Самоопыление происходит у:

А. Вишни клевера Б. Картофеля, гороха В. Березы, орешника

5. Много сухой пыльцы образуется у цветков, опыляемых:

А. Насекомыми Б. Ветром В. Самоопылением

Письменное задание: в клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет.

1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.
2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.
3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.
4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.
5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.
6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.
7). Берёза – насекомоопыляемое растение.
8) Рожь – ветроопыляемое растение.
9). Клевер могут опылять разные насекомые.

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

Мы – насколько комфортно мне работалось в классе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе..; у меня были затруднения в работе с . .

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен и т.д.); в чём затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

Домашнее задание: § 23,24, вопросы после параграфа. Творческое задание – составить кроссворд

Дополнительный материал к уроку:

«Опыление, приспособление цветков к опылению»

Информационный лист к блоку І

Магнолия и жуки

Ночью внутри закрытых цветков магнолии можно услышать поскрёбывание жуков, опыляющих растение. Для них цветок – настоящий «ресторан», где они кормятся пыльцой и ароматным нектаром. Ночью этот цветок предоставляет жукам ночлег с отоплением – внутри закрытого цветка может быть на 10 градусов теплее, чем снаружи. Жуки должны отблагодарить магнолию: перелетев на другое дерево, опылить его цветки. А чтобы не произошло самоопыления, пыльца и рыльца пестиков в одном цветке созревают в разное время.

Опыление жуками – более древнее, чем опыление бабочками, пчелами и другими насекомыми. И само семейство магнолиевых одно из древнейших среди цветковых.

Информационный лист к блоку ІІ

«Перекрестное опыление ветром»

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями, например, заросли орешника, березовые рощи, кукуруза. У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза и другие растения с невзрачными цветками.

Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветет рано весной, до распускания листьев. Это обеспечивает лучшее попадание пыльцы на рыльца.

У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких цветков. Невзрачные, обычно мелкие цветки, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, легкая, сухая пыльца – все это приспособление к опылению ветром.

Информационный лист к блоку ІІІ

Некоторые растения тропиков опыляются с помощью птиц – колибри, нектарницы и маленькие попугайчики. Цветки у этих растений имеют две интересные особенности: красной окраски и не имеют аромата. Красный цвет, по-видимому, лучше различаются птицами, чем другие цвета, а отсутствие аромата – не большая беда.

Информационный лист к блоку IV

«Мирмекогамия – опыление муравьями»

Весной и летом дел у муравьев особенно много: забота о подрастающем потомстве, охрана и ремонт жилища и, самое главное, добывание пищи. Муравьи – всеядные насекомые. Они любят и растительную и животную пищу. Эти сластены знают, на каких растениях можно легко поживиться сладким нектаром, и атакуют их толпами, переползая с цветка на цветок. Так, перепачканных в желтой пыльце муравьев неоднократно видели на цветущих сережках ив. В густых зарослях этого кустарника, где ветки растущих близко друг к другу женских и мужских экземпляров переплетаются межу собой, муравьи могут производить опыление и бывают полезными, особенно в пасмурные дни, когда другие насекомые-опылители не работают. Часто бывает, что муравьи, выпив сладкий нектар, ничего полезного для растения не делают. Некоторые растения для охраны нектара вооружены колючками волосинками или липкой смолой на стебле и цветоножках. Муравьи такие растения обходят стороной.

Читайте также:  Нестандартные способы лечения заикания

Информационный лист к блоку V

Среди них такие, как недотрога, фиалка, кислица, льнянка, мокрица, ячмень, арахис, помидоры, фасоль, горох и другие.

Ч.Дарвин считал, что самоопыление не основное, а вынужденное средство воспроизведения растениями семян при отсутствии условий для перекрестного опыления.

Самоопыление происходит чаще всего еще не в раскрывшемся цветке, то есть в бутоне.

Дополнительный материал к уроку:

Около 80% всех видов цветковых растений опыляется насекомыми.

В ходе эволюции цветок изменялся, все больше приспосабливаясь к содружеству с насекомыми . Те растения, у которых цветки были мелкими, собрали их в соцветия, чтобы они стали заметнее. Лепестки окрасились в яркие, бросающиеся в глаза тона. Возник аромат – главное, благодаря чему насекомые издали замечательный цветок. Появился нектар – то, ради чего они его посещают.

Цветки каждого растения приспособлены к опылению определенными насекомыми. Например, бывает, что целое поле красного клевера совершенно не дает семян. Причинами этого заинтересовался Чарльз Дарвин и стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало – нет и семян. Ученого поразило странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враг мышей, как известно, – кошки. Значит, если нет кошек, то много мышей и мало шмелей – они не опыляют клевер, и он не дает семян. Это один из примеров того, что в природе все взаимосвязано. Было время, когда в Австралии не произростал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не дает плодов и семян, хотя обильно цветет. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии пчел и шмелей, которые опыляют цветки клевера.

Привезли в Австралию шмелей, шмели, посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить.

Насекомые не всегда «честны» с цветками. К примеру, некоторые шмели не опыляют красный клевер как полагается, а «воруют» нектар, прокусывая снаружи стенку венчика. Растение, разумеется, стремится оградить себя от шмелей-воришек. Для этого оно прибегает к защите других насекомых. Цветок начинает выделять наружу капельки нектара, привлекающие муравьев. Муравьи не позволяют шмелям прокусывать стенку венчика. Биолог Вадим Назаров пишет, что «удавалось наблюдать, как подлетевший к цветку шмель предпринимал неоднократные попытки сесть на венчик в неположенном месте в надежде сделать прокол в его стенке. Но, встречая отпор муравьев, в конце концов, оставлял свое намерение и забирался в цветок изнутри».

Дополнительный материал к уроку:

Опыление кактуса опунции

У цветков кактуса опунции очень интересное приспособление для переноса пыльцы насекомыми.

В середине крупного цветка, между золотисто-желтыми нитями тычинок, возвышается конусом пестик с толстым рыльцем. Насекомое садится на пестик и пытается достать мед из ямки у основания лепестков цветка. Оно (насекомое) слегка задевает нити тычинок, и те, извиваясь винтом, вдруг ударяют его мешочками с пыльцой. Один за другим сыплются удары, и насекомое со всех сторон оказывается облепленным пыльцой, которую оно переносит на другой цветок, способствуя перекрестному опылению.

Информационный лист «Опыление»

Опылителей привлекают в шиповнике крупные, яркие цветки имеющие нектарники.

В Древней Греции он пользовался любовью и почетом. Греки и римляне считали его символом нравственности, посвящали его богине любви и красоты.

У славян шиповник означал красоту, молодость, любовь и мужскую стать. И это не случайно. Ведь плоды шиповника – настоящая сокровищница витаминов.

Банан – ученые считают, что культурные сорта появились в результате скрещивания банана заостренного и банана Бальбиса. Их размножают вегетативно – мощным многолетним корневищем. У культурных сортов семян нет. Но у дикорастущих все иначе. Растут бананы быстро – цветет в возрасте 8-10 месяцев. В каждом соцветии несколько тысяч цветков. У многих они раскрываются вечером – привлекают летучих мышей, которые их опыляют. Растущие днем привлекают птиц – нектарниц, мелких зверьков – тупай, живущих на деревьях, и насекомых – бабочек, ос, пчел, муравьев. И «ночные» и «дневные» цветки выделяют нектар, а запахом обладают только ночные виды бананов.

Источник

Оцените статью
Разные способы