Способы природоохранной деятельности мастер класс

Мастер — класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
опыты и эксперименты на тему

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования.

Скачать:

Вложение Размер
master.docx 17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер — класс на тему:

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса:

— Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

— Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

— Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт насколько это интересное и увлекательное занятие.

Оборудование: утенок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.

Методические рекомендации : Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

I. Организационный момент

— Здравствуйте, уважаемые коллеги!

II. Вводная часть

— Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников».

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. (схема 1)

III. Основная часть

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Утенок внимательно наблюдал за рыбками. Пошел дальше узнавать мир.

Опыт № 3 Увидел апельсин и выбросил в пруд.

Апельсин в соленой и пресной воде

1. — Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. — Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Нет кожуры.

3. — Что видите? Почему? Апельсин поднялся, т.к. добавили соль.

— Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому — то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Дальше утенок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило утенка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку. Правильно собрать воду разными предметами.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Дальше он увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».

Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы и бабочки.

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

IV. Заключительная часть

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни . А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Источник

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

Наталья Бальжик
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер-класс для педагогов.

Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Воспитывать любовь к природе.

Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Провела я мастер –класс в формате девичьих посиделок.

Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

Ответьте на вопросы:

1.“Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

Природа — не только легкие планеты, пища, одежда, но и самый сильный защитник своего организма, хотя и ей может быть предел.

2. Что такое “экологическая цепочка”?

(Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)

3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”?

(Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)

4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле — из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине?

В основном — человека.

5. Какой вред приносит мусор природе?

Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет — через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Отрывается 2 лепесток «Читай-ка».

Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?

(Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов,

Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина,

В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)

2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?

(И. Шишкин, А Саврасов, И. Репин, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Грабарь)

3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

4. Вспомните и назовите народные приметы.

5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

3 лепесток «Знай-ка»

Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :

1. НОД по экологии;

3. Чтение художественной литературы,

4. Экологические экскурсии, походы.

5. КВН, викторины, конкурсы.

6. Проблемные ситуации.

7. Языковые логические задачи.

8. Экологические выставки, экспозиции.

9. Неделя экологического творчества.

10. Экологические праздники, выставки.

11. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры экологического содержания

12. Экологические сказки.

13. Экологическая тропа.

15. Поисково-исследовательская работа.

17. Проектная деятельность.

19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.

20. Слушание звуков природы.

• Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

o Родительское собрание

o Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

o Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

o Досуги и развлечения

o Проектная деятельность

o Туристические походы

o Интерактивные игры и др.

• Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

4 лепесток «Играй-ка»

Я представила педагогам игры которые сделала своими руками, исключительно из подручных средств.Для этого мне понадобилось: цветная бумага, картон, скотч, клей, ножницы и принтер. На изготовление этого уголка у меня ушло 2 недели.

Отрывается 5 лепесток «Рассуждай-ка»

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?

(красный цвет — сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы?

(лягушка — дневное животное, а жаба — ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?

(Пингвин – птица, дельфин- — млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы?

(есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах?

6. Кто пьёт ногой?

7. Кто плуг на голове носит?

8. Какие птицы зимой потомство выводят?

(клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты?

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу?

(потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож?

12. Кто всю жизнь проводит в движении?

13. Сколько крыльев у жука?

14. У кого язык длиннее туловища?

15. Что у лягушки с языком не так?

(он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы?

(очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки?

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой,походкой и звуками:

Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону.

6 лепесток «Отвечай-ка»

Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

• Что означает слово «экология»?

• Что такое экологическое воспитание?

• Что такое экологическое образование?

Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

• Что такое экосистема?

• Что означает слово «экология»?

Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

• Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание дошкольников — познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экологическое образование?

Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

-Научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

-Формировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.

-Познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экосистема?

Экосистема, или экологическая система (от др. -греч. — жилище, местопребывание и — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными,микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных

потомков бессмертие обретаешь.

И немного фотографии с мастер-класса.

С этим мастер — классом я выступила на семинаре-практикуме для заведующих и педагогов образовательных учреждений Нижнегорского района Республики Крым.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников «Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников» Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного.

Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников» Каждый из нас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов в работе, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам и.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию «В гостях у Архимеда» Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию «В гостях у Архимеда» (может проводиться в старшей группе.

Мастер-класс для педагогов «Айрис-фолдинг — средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Тема: «Айрис- фолдинг- средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Мастер-класс для воспитателей «Игра как средство воспитания младших дошкольников» Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад с. Бакчара » Поисковая активность, выраженная в потребности.

Источник

Читайте также:  Соли химия 8 класс способы получения солей
Оцените статью
Разные способы