Классификация конституций (по способу принятия и изменения)
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
Основанием для классификации конституции может служить политический режим, форма правления, государственно-территориальное устройство и др.
Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:
По способу принятия.Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:
1.Дарованные— когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. В качестве примера можно назвать конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также конституция Италии середины XIX века. Король Карл Альберт сперва (в 1848 году) предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот «Альбертинский статус» стал конституцией всей страны. Кроме того, метрополия может даровать конституцию своей бывшей колонии. Так произошло, например, с Конституцией Канады, которая появилась из Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.
2.Принятые — такими являются большинство современных мировых конституций. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ.
Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства. Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент — постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.
3.Третий способ принятия конституции — на референдуме. Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) — именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления.
Значение способа принятия конституции трудно переоценить. С нашей точки зрения, принимая основной закон народ способен ощутить себя сувереном своей судьбы, носителем верховной власти. Велика также роль этого факта в формировании правосознания общества и его членов. А для американцев самостоятельное принятие конституции, пусть и через представителей, стало одним из шагов к осознанию себя единой нацией, единым народом. Дарование конституции, с этой точки зрения, снижает ее авторитет — она становится не вырвана в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки лицом или лицами, чью власть конституция ограничивает.
Еще один критерий классификации конституций — по способу изменения. Обычно выделяют гибкие (мягкие) и жесткие конституции.
Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
Источник
Классификация конституций по способам принятия. Порядок изменения (принятия) Конституции РФ.
1. Октроирование— дарование конституции монархом, либо утверждение главой государства, т.е. единоличный акт главы государства
2. Принимаемая законодательным органом государства
3. Принимаемая специально – представительным органом, именуемым «Конституана»
4. Принимаемая в результате Референдума.
Внесение поправок и изменений в конституцию РФ закреплено в главе 9 конституции РФ:
Предложения о внесении поправок и пересмотре положений конституции может вносить:
· Президент Российской Федерации,
· Совет Федерации, Государственная Дума,
· Правительство Российской Федерации,
· (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
(ст. 135 К РФ) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
(ст. 136 К РФ) Поправки к главам 3 — 8Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Структура юридической конституции. Структура Конституции РФ.
Под структурой конституции — понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции.
Структура Конституции РФ:
Конституция РФ состит из:
2) Первого раздела, именуемого ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, в который входят главы:
· 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
· 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
· 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
· 4. Президент РФ (ст. 80-93)
· 5. Федеральное собрание (ст. 94-109)
· 6. Правительство РФ (ст. 110-117)
· 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
· 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
· 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
3) Второго раздела, именуемого ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ и ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Классификация источников конституционного права РФ.
Источник права – это внешняя форма выражения права, на основе которой возникают юридические права и обязанности, т.е внешние признаки, особенности.
Существуют особые источники, не все являются общественно признанными (правовой обычай), некоторые признаны недавно (судебный прецедент).
Нормативно правовой акт публичной власти
Поправка: иногда говорят «НПА государства», но это не верно, т.к. это ПА и общества, и государства, поэтому – НПА публичной власти.
Нормативный договор
Судебные прецеденты
Правовые обычаи
В литературе называют и некоторые другие, иногда: правовые доктрины, но они являются лишь вспомогательной формой (не носят общеобязательный характер).
Иногда: НПА общественных организаций (устав политических партий).
Такие источники права, которые по своему содержанию относятся к предмету КП:
· Порождают правовые последствия в конституционно-правовых отношениях;
· Регулируют отношения субъектов КП.
Иерархия правовых актов:
1.Конституция РФ (ст. 15 К)
2.Результаты Референдума (ФКЗ «О Референдумах»)
3.Законы РФ о поправках к Конституции РФ (ст.136 К РФ)
4.Решения Конституционного Суда РФ (ст.125 К РФ)
5.Общепризнаные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ (ст.15 ч.4 К РФ)
6.ФКЗ (ст. 108, 76 К РФ)
7. ФЗ (ст.104-107, ст.4, ст. 76 К РФ)
8.Правовые акты Президента (ст. 90 К РФ)
9. Правовые акты Правительства (ст. 115 К РФ)
10. Правовые акты ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) (ФКЗ «О Правительстве»; нпа, устанавливающие статус ФОИВ)
Общественные» источники конституционного права России.
Публичные нормативно-правовые акты делятся на
1. НПА государства
2. НПА, созданные обществом, те ПА, которые создаются либо всем народом государства (референдум), либо его частью (референдум субъекта федерации), либо ПА, которые принимаются самостоятельно организованной группой населения (политические партии).
Виды «общественных» источников КПР:
Конституции РФ и республик в составе РФ.
Конституции республик – нонсенс, т.к. не должно быть нескольких конституций в рамках одного государства, потому что возникает сложная правовая ситуация: как обеспечить соответствие конституции, принятой народом, Федеральному закону, ведь ее принимает народ и она должна быть высшим законодательным актом на территории этой республики. Аналогично с высшими должностными лицами (президент), которых избирает народ. Поэтому сейчас предпринимаются шаги к смене названий должностей, являющихся главами в субъектах федерации (республиках).
Референдум.
В РФ – 3 вида референдума:
· Референдум РФ – проводится на основе ФКЗ «О референдуме РФ» (участвуют все граждане, достигшие 18-ти лет и т.д.). Юридическая сила – высшая. Подчеркивает независимость общественных решений от государства.
Как соотносятся решения референдума РФ и К РФ? Согласно ст. 15 К РФ, К РФ имеет высшую юридическую силу. А в соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ», референдум имеет высшую юридическую силу. К РФ имеет большую юридическую силу, чем ФКЗ, следовательно, К РФ выше по силе, чем референдум.
Также: на референдум выносятся отдельные вопросы, а К РФ имеет всеобъемлющее значение. Но если на референдум вынесен вопрос, затрагивающий К РФ, то приходим к выводу, что К РФ по юридической силе в принципе сопоставима с референдумом.
· Референдум субъекта РФ
· Референдум муниципального образования
Создается вопрос: выше чего решения, вынесенное по итогам референдума муниципального образования? Ответ: выше других ПА этого муниципального образования, но ни в коей мере не выше федерального ПА.
Объявить о суверенитете муниципальное образование даже по результатам референдума не может.
Источник
Виды конституций
Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Виды конституций по форме выражения:
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Виды конституций по субъектам принятия:
— исходящие от народа (народные конституции).
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Виды конституций по порядку принятия и изменения:
Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.
Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.
Выделяют также юридические и фактические конституции .
Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.
Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).
Функции конституции
ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.
Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:
а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ);
б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ);
в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);
г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.
Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.
Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.
Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.
Источник