Конституция Испании:общая хар-ка, порядок изменения
Конституция Испаниипредставляет собой демократическую модель управления государства и включает преамбулу, вводные положения, разделы, дополнительные, переходные и заключительные положения. В преамбуле и первых статьях закреплены идеологические и политические основы государства. К основным принципам Конституция Испании относятся: права гражданина Испании, правовой, демократический, социальный статус государства.
Испания является унитарным государствомс широкой национальной автономией. На территории Испанского государства действует много автономных сообществ, которые объединены в национальные автономии. Конституцией закреплены два языка – испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Испании, и собственно язык самого сообщества.
Национальный суверенитет Испаниивыражается в правах граждан принимать свободное участие в выборах в представительные органы власти. Граждане имеют право выражать свое мнение на референдумах на национальном и местном уровнях через своих депутатов.
В Конституции Испании четко оговорены основные аспекты: регулирование заключений международных договоров, правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Также в конституции прописаны правила экстрадиции и процесс и условия предоставления политического и гражданского убежища. В положениях основного раздела конституции Испании прописаны правила международных и внутригосударственных норм, степень участия страны в междуна-
родных организациях. Также конституция четко описывает возможности участия в национальных проектах самого государства.
Конституцию Испании практически невозможно изменить, так как она находится в разряде «жестких» конституций по способу изменения. Процедура внесений изменений осуществляется несколькими способами, которые зависят от того, какое изменение планируется – частичное или полное. Для частичного изменения Конституции необходимо получить 3/5 голосов в каждой из палат Генеральных кортесов. Если этого количества голосов не получено, то его можно получить, разработав новый согласованный текст. Этот текст должна разрабатывать смешанная комиссия, состоящая из депутатов и сенаторов. В случае отказа утвердить этот проект имеется возможность внесения поправок в Конституцию методом сбора абсолютного большинства голосов в Сенате и не менее 2/3 голосов – в Конгрессе депутатов.
Полное изменение наиболее важных законов в основном разделе Конституции Италии может быть осуществлено только в случае одобрения предложений 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов. Затем палаты Генеральных кортесов распускаются, и набирается новый состав палат, который должен изучить и принять решение по нему большинством голосов (2/3 голосов) каждой из палат. Полный пересмотр конституции проводится только на национальном референдуме.
99. Парламент Испании:порядок формирования,структура и внутренняя орган-я,компетенция.
Высшие органы государственной власти Испаниипредставлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.
Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы являются законодательной властью, Правительство представляет исполнительную власть, а Конституционный суд курирует всю судебную систему Испании.
Испания – это государство с формой государственного устройства – парламентарной монархией.Король Испании является главой Испанского государства и символом единства и постоянства государства, гарантом законности и представительства на мировом уровне, но он не обладает полномочиями главы исполнительной власти. Его полномочия распространяются на законодательную деятельность, контроль, роспуск Генеральных кортесов. Также Король Испании имеет право назначать дату очередных выборов и референдумов, основываясь на Конституции. С согласия испанского Короля Председатель Правительства может изменять состав самого Правительства полностью или частично. Кроме того, Король обладает полномочиями назначать служащих в государственные учреждения. Король имеет право награждать почетными титулами, другими знаками отличия.
Полномочия генеральных кортесовраспространяются на управление государственной законодательной властью, одобрение статей бюджета, конт-ролью работы правительства Испании.
Представитель монаршей семьи (обычно Король) и Генеральные кортесы на совместных заседанияхпринимают решения относительно наследования Короны Испании, санкций для монаршего наследника, который нарушил запрет Короля и Генеральных кортесов (например, заключил брак без высшего благословения). При отсутствии прямого наследника Короны на таких заседаниях решается вопрос регентства. Если наследник несовершеннолетний и не может приступить к своим обязанностям, если его не назначил покойный Король или отсутствует законный регент, то Генеральные кортесы назначают группу в несколько человек. Группа регентов обязана исполнять роль опекуна несовершеннолетнего Короля. На таких заседаниях решаются вопросы ратификации международных договоров по всем направлениям. Генеральные кортесы обладают исключительным правом вносить поправки и в законы, изменяющие Конституцию.
Правительство Испании осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой. Полномочия Правительства распространяются на издание и контроль выполнения законов, административных актов. Правительство с одобрения Короля имеет право назначать чиновников различного ранга – как гражданских, так и военных. Правительство с одобрения Совета министров может выступать с законодательной инициативой.
Судебную систему Испании возглавляет Верховный суд, она представляет собой разветвленную по уровням и отраслям систему.
Источник
Конституция Испании 1978 г. Исторические условия ее разработки и принятия. Ее структура и особенности
Испания до середины 70-х годов ХХ столетия оставалась последним европейским государством с фашистским политическим режимом, основой которого была 36-ти летняя диктатура генерала Франко, установленная в результате поражения республиканцев в гражданской войне. В этот период механизм власти строился на принципах вождизма, полной централизации государственного управления, при отсутствии каких-либо гарантий прав личности. Выборные органы (Кортесы) были сведены до положен6ия законосовещательного органа.
До этого периода за полтора века в Испании было принято семь конституций различной направленности.
После смерти каудильо со второй половины 70-х годов ХХ в. в Испании наступил период широких демократических преобразований во всех сферах общественно-политической, экономической и социальной жизни.
Было распущено Национальное движение – ведущая политическая партия, являвшаяся опорой диктаторского режима. Были приняты: Закон о политической реформе (1976 г.) и Декрет-закон об избирательном праве (1977 г.), которыми существенно изменялась структура высших органов государственной власти, устанавливалось всеобщее избирательное право, на основе которого проводились первые многопартийные выборы в испанские Кортесы.
Выборы 1977 г. принесли победу демократическим партиям (Союз демократического центра, Испанская социалистическая рабочая партия и другим). В июле 1977 года Конгрессом депутатов была сформирована Конституционная комиссия в составе 36 депутатов. Окончательный проект конституции был одобрен обеими палатами Кортесов и вынесен на всенародный референдум. В декабре 1978 года абсолютным большинством (87,8%) от общего числа принявших участие в референдуме Конституция была одобрена и вступила в силу в день опубликования 29 декабря 1987 г.
На содержание испанской Конституции оказали влияние принятые ранее конституции: Италии 1947 г.; ФРГ 1949 г., Швеции 1975 г. и других скандинавских стран.
«Жесткий» порядок изменения Конституции требует принятия обеими палатами Генеральных кортесов (парламента) большинством в три пятых состава каждой палаты. Одобренный Парламентом проект конституционной реформы выносится на референдум для ратификации.
Испанская Конституция 1978 г. включает преамбулу, 10 разделов, состоящих из 169 статей основного текста. В преамбуле определены основные цели развития нового государства: гарантия демократического сосуществования; справедливый экономический и социальный порядок, установление правового государства с верховенством закона, обеспечение гражданских прав, прогресса, культуры и экономики, построение передового демократического общества и сотрудничества в целях укрепления мирных отношений между народами.
Испания провозглашена правовым социальным и демократическим государством.Высшими ценностями являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Формой правления является парламентарная монархия. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, который формирует все властные структуры государства.
Закрепляется принцип автономии для национальностей и регионов.
В специальной ст. 7 Конституция определяет в качестве главной задачи вооруженных сил гарантию суверенитета и независимости Испании, защиту ее территориальной целостности и конституционного порядка. Организация вооруженных сил определяется специальным органическим законом и строится в соответствии с принципами Конституции.
17.2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина. Народный защитник.
При формировании нового конституционного порядка в стране особое внимание уделялось проблеме прав и свобод человека, что было обусловлено длительным периодом франкистской диктатуры и отсутствием реальных прав и свобод. Поэтому закономерно Конституция 1978 г. в качестве основы политического порядка и социального мира провозглашает достоинство личности, нерушимость ее неотъемлемых прав, свободное развитие личности, уважение личности к закону и правам других людей. Нормы, обеспечивающие основные права и свободы соответствуют Всеобщей декларации прав человека, международным договорам и соглашениям по этим вопросам, ратифицированным Испанией.
1) Конституция закрепляет широкий круг личных прав и свободчеловека в их числе:
— право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, запрещено применение пыток, негуманные и унизительные наказания. Смертная казнь отменена за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами в военное время.
— свобода идеологии, вероисповедания и отправления культов. При этом никто не обязан объявлять о своей идеологии, религии или верованиях. Конституция устанавливает, что никакая религия не может быть государственной, но не содержит нормы отделения церкви от государства. Принятый в 1980 г. органический закон «О свободе вероисповедания» детально регулирует отношения, связанные с вероисповеданием. Задачей государства является разработка и подписание договоров о сотрудничестве в первую очередь с теми религиозными организациями, которые по сфере своей деятельности и числу сторонников имеют значительное влияние в стране (в первую очередь это относится к Католической церкви);
— право каждого на свободу и безопасность. Предварительное заключение не может продолжаться более 72 часов, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям. Задержанному гарантируется присутствие адвоката.
— право каждого на честь, интимную личную и семейную жизнь, на собственное имя, на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции;
— право свободно передвигаться по национальной территории, свободно выезжать и въезжать в страну.
— правона свободное получение и распространение информации при соблюдении требований совести и охраны профессиональной тайны. Запрещается вводить цензуру. Конституция предусматривает парламентский контроль за государственными СМИ и гарантирует доступ к ним различным социальным и политическим группам;
— право каждого на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов, гарантирует право на презумпцию невиновности, право не давать показаний против себя, не признавать себя виновным;
— право каждого на обучение и свобода образования. Начальное образование является обязательным и бесплатным. Гарантируется право родителей избирать для своих детей религиозное образование.
2) В сфере социально-экономических прав и свободграждан Конституция гарантирует:
— право на частную собственность и ее наследование;
— правона труд, на свободный выбор профессии или занятия, на продвижение по службе и вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи. При этом Конституция предусматривает и обязанность всех трудиться;
— свободу предпринимательства;
— достойное экономическое существование в старости, что обеспечивается предоставлением соответствующей пенсии, размер которой периодически пересматривается.
— защиту прав потребителей.
3) Политические права и свободытакже устанавливаются нормами Конституции и дополняются действующим законодательством. К ним относятся:
— принципы избирательного права и права участия в референдумах. Избирательное право – всеобщее, равное и прямое при тайном голосовании. Пассивное избирательное право не предусматривает ценза оседлости для депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
— право проведения собраний – мирных и без оружия. Для его осуществления не требуется предварительного разрешения;
— право на объединения, исключая объединения, преследующие преступные цели или использующие преступные средства.
К числу конституционных обязанностей граждан относятся:
— защита Испании – право и обязанность всех испанцев, освобождение от обязанности воинской службы допускается по мотивам несоответствия убеждениям при ее замене общественными работами;
— платить налоги в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, построенной на принципах равенства ипрогрессивного налогообложения.Ни при каких обстоятельствах не допускается такое наказание как конфискация имущества;
— обязанность каждого испанца трудиться.
В качестве юридических гарантий осуществления прав и свобод граждан предусмотрено право обращения в обычные суды, в Конституционный суд Испании и к народному защитнику.
Источник