Способы принятия конституции гибкие

Способы принятия и изменения конституций

Существуют следующие способы принятия конституций.

Октроированные (дарованные) конституции — по жалованные единолично главой государства (обычно абсолютным монархом) своему народу. Сейчас такие конституции действуют в Омане, Непале и др. Разновидность октроирования имела место в эпоху приобретения колониями независимости, когда метрополия даровала им конституции, которые впоследствии были заменены.

Принятие конституции представительным органом — способ широко распространенный. В качестве органа, принимающего конституцию, может выступать специально избранное для этой цели учредительное собрание (оно может именоваться по-разному, например, конституционное собрание, учредительный конгресс и пр.). Обычно сразу после принятия конституции такой орган распускается. Учредительным собранием принимались конституции в Италии, Болгарии, Колумбии и др. Также конституции могут приниматься парламентом (Китай, Украина, Финляндия и др.) или надпарламентским органом (Афганистан, Монголия). Как правило, для принятия конституции парламентом требуется квалифицированное большинство голосов депутатов.

Принятие конституции на референдуме — общегосударственное голосование избирательного корпуса за предложенный проект или против него. С одной стороны, подобный способ, безусловно, демократичен, так как народ непосредственно принимает основной закон государства. Но, с другой стороны, избиратели, одобряя конституцию в целом, лишены возможности предлагать какие-либо изменения и дополнения. На референдумах были приняты конституции Франции, Швейцарии, Беларуси и др. Существует также комбинированный способ: на референдум выносятся уже принятые представительным органом конституции (Испания, Польша) или принятые на референдуме конституции утверждаются парламентом (Эфиопия и др.).

Помимо названных, истории известны и такие способы, как принятие конституции высшим партийным органом, военными властями при переходе к гражданскому правлению и ряд других.

По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон (Великобритания, Саудовская Аравия). Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия). В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция, Португалия и др.).

Источник

Принятие и изменение конституций

Порядок принятия и изменения

Порядок принятия и изменения конституции РФ (Российской Федерации) и других стран может по процедуре издания конституции классифицироваться на: октроированный (дарованный); принятый представительным органом (учредительное собрание, парламент); одобренный на референдуме (referendum).

Октроированные конституции представлены основополагающими документами, которые дарованы единоличной властью. Ее осуществляет монарх и в ней не участвуют представительные органы. Подобная ситуация характерна для Катара и Кувейта, Малайзии и др. Этот способ наименее демократичен в деле принятия основного закона или внесения изменений в него. Подобные конституции чаще всего принимались в период перехода от абсолютизма к конституционным монархиям. В 20 веке также можно увидеть случаи конституционного октроирования, которое осуществлялось не только монархами, но и государственными главами республик.

Читайте также:  Способ оплаты по безналу

В 1962 году в Пакистане новую конституцию октроировал ее президент, в 1990 году в Фиджи это осуществило правительство страны. Первую японскую Конституцию 1889 года можно также вносить в эту группу.

Органы, принимающие конституции

Конституции могут приниматься представительными органами, включая Учредительное собрание (Конституционный конвент или собрание, Учредительный конгресс), парламент, сформированный на основе предыдущих легитимных актов. Сегодня подобный метод принятия конституции широко распространен (Италия в 1947 году, Индия в 1950 году, Греция в 1975 году).

Учредительное собрание представляет собой специально созданный высший орган государства, предназначенный для выработки (принятия) конституции. Его избирает народ, а свою работу он прекращает после того, как принят новый основной закон.

Одну из первых конституций во Франции принимали специально сформированным для этой цели Учредительным собранием. В последние годы Учредительные собрания разрабатывают и принимают Конституции (Колумбия, Болгария, Бразилия и др.). Подобный способ в юридической литературе называется конституанта.

Порядок принятия и изменения конституции рассматривается и с позиции работы основного законодательного органа в виде парламента государства. Это осуществляется посредством особого усложненного порядка, как правило, с использованием квалифицированного большинства депутатских голосов. Большая часть конституций социалистических стран, включая все Конституции России советского периода, были приняты специальными заседаниями национального парламента.

В большей части мировых государств одобрение проекта правового закона посредством представительных органов не всегда представляет собой заключительный этап, поскольку после этого проект текста Конституции выносят на референдум (например, французская конституция 1946 года).

Тем не менее, общенациональное голосование иногда используется и через отсутствующие демократические силы. Так, конституционный референдум использовали после захвата власти военными в Греции (1968 г.), Терции (1961 г.).

Способы принятия, изменения конституций

В соответствии со способом принятия Конституции, принимаемые посредством созыва референдума, по праву считают демократическими. Подобные референдумы были распространены в послевоенное время. Проекты Конституций разрабатывались с помощью специально созданных для этой цели Учредительных собраний или правительства. После этого она выносилась на референдум. Подобный способ использовали такие страны, как Испания, Ирландия, Дания.

При условии демократического правления часто одновременно сочетают 2 способа: одобрение документа представительным органом и итоговое утверждение на референдуме.

В соответствии со способом изменений (пересмотра) конституции классифицируются на гибкие и жесткие. Первые из них можно изменить в том же порядке, что и обычные законодательные акты. Это, в первую очередь, неписаные конституции, конституции стран монархической формы правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Особый усложненный порядок для внесения изменений предусмотрен для жестких конституций. Жесткость конституций обеспечивается различными способами, включая потребность в голосовании квалифицированным большинством голосов в парламенте (характерно для Японии, Италии), принятие поправок посредством референдума (Франция); повторное принятие поправок с помощью парламента следующего созыва (Финляндия); утверждение поправок субъектами федерации (Соединенные Штаты, Германия).

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка

Читайте также:  Способ разжечь огонь без спичек

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений.

Конституционное право зарубежных стран как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Содержанием науки являются конституционные доктрины, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высшей школе.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право конкретной страны – французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др. Нет и особой науки с таким названием. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.

В настоящее время в мире существует более 200 государств, и каждое государство имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. Выделяют:

– по социально-экономическому развитию: высокоразвитые страны Запада (в т. ч. Япония); государства среднеразвитого капитализма (Израиль, Турция, Мальта и др.); бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния и др.); развивающиеся страны, которые были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Пакистан, Индия, Египет и др.); государства, являющиеся социалистическими (Китайская Народная Республика, Куба, Вьетнам и др.);

– по форме правления: республики и монархии;

– по формам государственного устройства: унитарные и федеративные;

– по партийным системам: с многопартийной системой; с двухпартийной системой; с однопартийной системой;

– и другие классификации.

Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или огосударствленная экономика).

Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.

Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.

Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Читайте также:  Виды типы способы печати

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления (виды органов государственной власти их правовой статус), основы взаимоотношений человека с государством (права и свободы человека и гражданина, гражданство).

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организацию государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной.

Источники конституционного права – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция – основной источник права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

К другим источникам относятся:

– законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

– регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

– акты главы государства и исполнительной власти;

– акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

– судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

– конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

– религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

– правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Конституционное право зарубежных стран принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства.

Систему конституционного права составляют институты права. Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической

Источник

Оцените статью
Разные способы