Способы принятия конституции фрг

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

23 мая исполняется 70 лет «Основному закону» Германии, © picture alliance / ZB

Семьдесят лет назад немецкий “Основной закон” писался как временная конституция для временного государства. А в итоге оказался “счастливым фундаментом” для сегодняшней объединенной Германии. И юбилей документа – значимый повод для торжеств по всей стране.

Немцы любят свой “Основной закон”, как называется действующая конституция Германия. Аккурат к его юбилею институт изучения общественного мнения Infratest dimap провел среди населения страны репрезентативный опрос, в результате которого 88 процентов опрошенных оценили главный государственный документ как “очень хороший” или “хороший”. “Основной закон” жители Германии называют “счастливым фундаментом” страны в современном виде.

23 мая 1949 года — исторический момент для Германии. В этот день в Бонне, тогдашней столице Западной Германии, был подписан “Основной закон” – документ, определяющий политические и юридические основы государства. После целой эпохи, ознаменованной диктатурой, войной и полным опустошением, авторам новой, послевоенной конституции удалось разработать свод законодательных норм, ориентированных на свободу и демократию.

Документ, планировавшийся как временный, решено было не называть конституцией. Ведь если бы конституция стала учредительным документом нового государства, это принесло бы дальнейший раскол, чего западногерманские политики хотели избежать. Поэтому поначалу свод законов должен был стать единым документом для западных оккупационных зон, в которые входили одиннадцать земель.

Из этих же соображений премьер-министры западных земель также настояли не на съезде Конституционного собрания, а на созыве Парламентского совета. Встреча Парламентского совета состоялась 8 мая 1949 года. Его председатель, Конрад Аденауэр, первым поставил под принятым документом свою подпись. А 23 мая, когда текст “Основного закона” был официально провозглашен, стало днем рождения Федеративной республики Германия. Днем позже документ вступил в законную силу.

Достоинство человека неприкосновенно

Полноценной конституцией всего немецкого народа “Основной закон” служит с 3 октября 1990 года – со дня Объединения Германии. Бывший президент бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert) в одной из своих торжественных речей, произнесенной в 2007 году, сказал: “Основной закон” является важнейшим документом нашего демократического самосознания и самой свободолюбивой конституцией из всех, что когда-либо существовали в истории Германии”.

“Основной закон” Германии состоит из 146 статей, объединенных в 15 разделов. Самая известная, первая статья «Основного закона» гласит: “Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти”.

Над текстом “Основного закона” работали 30 экспертов – политиков и юристов, затем его дорабатывали парламентарии. Важными пунктами документа стали разделение властей, а также правовая самостоятельность федеральных земель в определенных сферах, например, в области культуры и деятельности полиции. В “Основном законе” были зафиксированы, в том числе, права на свободу вероисповедания и слова, равенство всех граждан перед законом, равноправие мужчин и женщин. Иными словами, документ регулирует совместное существование 80 миллионов самых разных людей, каждому из которых гарантирована свободная жизнь.

За 70 лет своего существования “Основной закон” Германии менялся уже 63 раза. Для внесения изменений в текст документа необходимо согласие бундестага и бундесрата, в каждом из органов проводится голосование, в результате которого нововведение должно быть одобрено двумя третями голосов. Но есть в “Основном законе” две статьи, которые неизменны. Это уже упомянутая статья 1, которая гарантирует соблюдение прав человека, и статья 20, описывающая Германию как демократическое и социальное государство, в котором государственная власть исходит от народа.

Закон на все времена

Юбилей “Основного закона” стал поводом для торжеств и тематических мероприятий по всей Германии. Так, канцлер Германии Ангела Меркель в рамках акции “Гражданский диалог”, посвященной этой теме, обсудила значимость действующей конституции с немецкими гражданами. Главное достоинство “Основного закона”, сказала канцлер, заключается в том, что он гарантирует “правовую защищенность”. А его основными элементами, подчеркнула она, являются статья 1 и – это записано в преамбуле – стремление немецкого народа “служить в качестве равноправного члена объединенной Европы всеобщему миру”.

Читайте также:  Способы борьбы с болезнями человека

В торжественной речи, посвященной юбилею “Основного закона” и произнесенной в Германском фонде интеграции, Ангела Меркель указала на то, что это документ дает возможность каждому устроить свою жизнь так, как он хочет. “Основной закон” создает пространство для свободы, которая нужна человеку для человеческого существования”, сказала канцлер, уточнив, что частью этой свободы является сосуществование людей с миграционным прошлым и без него. Она призвала к тому, чтобы всем вместе защищать ценности, закрепленные в конституции. Что особенно важно, подчеркнула Меркель, в тех случаях, когда имеют место ненависть, насилие, экстремизм или антисемитизм.

В череде юбилейных событий нынешнюю редакцию “Основного закона” обсудили и парламентарии. Председатель фракции ХДС Ральф Бринкхаус сказал, что в немецком обществе высоко ценят “Основной закон” и что четкость и ясность документа “делают его неподвластным времени”. При этом политик допускает целесообразность новых изменений, при условии, однако, что “ДНК“, обеспечившая успех “Основного закона”, должна сохраниться”.

Лидер фракции СДПГ Андреа Налес сделала ставку на гарантии социального государства, закрепленные в конституции — речь идет, в частности, о равноправии женщин и мужчин и одинаковый уровень жизни по всей стране. Она сказала, что ее всегда восхищали ясность и действенность документа, но в нем, по мнению Налес, можно было бы найти место и для четкой формулировки в отношении прав детей.

Интересные факты об «Основном законе»

31 статья “Основного закона” – самая короткая. Она гласит: “Федеральное право имеет приоритет перед правом земель”.

В 13 статью “Основного закона”, гарантирующую неприкосновенность жилища, в 1998 году была внесена спорная поправка. В целях борьбы с организованной преступностью она разрешала правоохранительным органам прослушивать жилые помещения, что, по мнению противников поправки, нарушает права гражданин на личное пространство. Политик от свободных демократов Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер, занимавшая в то время пост министра юстиции Германии, в 1995 году ушла в отставку в знак протеста против того, что ее партия поддержала этот законопроект.

На крыльях надежды: 70 лет Берлинскому воздушному мосту

Этой весной Германия отмечает юбилей послевоенной операции, которая изменила отношения между бывшими противниками по Второй мировой. С помощью воздушного моста союзники спасли Западный Берлин от созданной советскими войсками блокады. Она продолжалась почти год и завершилась 12 мая 1949-го.

Конрад Аденауэр: отец новой Германии

Имя Конрада Аденауэра связано с укреплением Германии после тяжелейшей катастрофы XX века, демократическими преобразованиями и влиянием на европейское единение в целом.

Источник

Конституция Германии

Федеральная исполнительная власть (Федеральный Президент, Федеральный канцлер, Правительство, порядок избрания, полномочия).

Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия).

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий.

Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства).

Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции).

Тема 16. Основы конституционного права Германии

1.1. Разработка и принятие конституции

В августе 1948 года в оккупированной войсками США, Великобритании и Франции Западной Германии было проведено совещание министров юстиции всех западногерманских земель, в котором приняли также участие крупнейшие немецкие специалисты в области конституционного права. На этом совещании, получившем название «Конституционного конвента», была разработана позиция правительств германских земель по разработке конституции и принято решение о создании Парламентского совета для выработки проекта Конституции западногерманского государства. В состав этого органа вошли депутаты ландтагов всех 12 западногерманских земель, пропорционально численности представленных в земельных парламентах партий. В составе Парламентского совета было 65 депутатов с правом решающего голоса и 5 (от Западного Берлина) с совещательным голосом. Наибольшее количество мандатов – по 27 получили СДПГ, а также ХДС – ХСС. Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр – лидер ХДС. Парламентский совет, выполнявший функции учредительного собрания, по существу таковым не был, поскольку не получил полномочий от избирательного корпуса. Работа Парламентского совета проходила под контролем оккупационных властей. Подготовленные разделы проекта конституции направлялись военным губернаторам зон оккупации, которые фактически их утверждали. 8 мая 1949 года Парламентский совет принял весь Основной закон (53 – за, 12 – против). 12 мая проект был одобрен военными губернаторами и направлен для ратифицирования в ландтаги земель. Он не был одобрен только ландтагом Баварии. 23 мая текст Основного закона был опубликован, а на следующий день вступил в силу. Так родилась Федеративная Республика Германия. 2 октября 1990 года на основе ст.23 Основного закона ФРГ и межгосударственного договора произошло присоединение к ФРГ ГДР. В силу этого, Основной закон ФРГ стал Конституцией, Основным законом для всей Германии.

Читайте также:  Быстрые способы от повышенного давления

1.2. Основные черты Конституции Германии

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов (3 из них включены в процессе внесения поправок).

В Преамбуле содержится положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, который, принимая Основной закон, руководствовался стремлением служить всеобщему миру. В Преамбуле дается полный список немецких земель и констатируется, что в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. (Новая редакция Преамбулы была принята после присоединения ГДР).

I раздел Основного закона называется «Основные права», что подчеркивает базисный характер данного института.

Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.

Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов, закрепляется право на местное самоуправление, устанавливаются конституционные основы германской внешней политики, и участия ФРГ в ЕС.

III, IV, V и VI разделы устанавливают основы организации и деятельности федеральных органов: Парламента, Президента, Правительства. Введенный позже раздел IV-а регламентирует статус Совместного комитета.

В разделах VII, VIII и VIII-а регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и ее субъектов.

В разделе IX определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

X раздел Основного закона именуют в ФРГ «финансовой конституцией», поскольку здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, а также доходов и расходов Федерации.

Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.

XI раздел – это «Переходные и заключительные положения», где устанавливаются возможности обладания гражданством ФРГ, отдельные вопросы изменения территориального деления государства, действия правовых норм, принятых до вступления Основного закона в силу и ряд других положений.

Основной закон ФРГ 1949 года сохраняет определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием страны. Согласно ст. 140 Основного закона составной его частью являются статьи 136 – 141 Конституции Германии 1919 года, которые регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Конституция ФРГ исходит из принципов демократии, разделения властей, равенства, справедливости. По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.

Республиканский принцип закрепляется в ст.28, где говорится, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства»

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, Основной закон в ст.20 устанавливает: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия». Конституция отдает предпочтение не прямой демократии (референдуму, народному опросу и инициативе), а представительной демократии. Ст.29 Основного закона устанавливает, что проведение референдума, а также всенародного опроса и осуществление народной инициативы допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации, что резко ограничивает возможности их применения.

Основной закон, характеризуя ФРГ как правовое государство, закрепляет следующие конституционные принципы:

· верховенство Конституции и верховенство закона (ст. 20);

· обязательность закрепленных в Конституции основных прав для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственным действующим правом (ст.1);

Читайте также:  Описать антропометрический способ контроля при инфузионной терапии

· учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ст.101);

· запрет придания закону обратной силы (ст. 103);

· приоритет общепризнанных норм международного права, которые становятся составной частью федерального права, непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории ФРГ лиц (ст. 25).

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу, земля, ее недра, природные богатства могут быть обобществлены в различных формах только законом. Только закон, а не суд устанавливает при этом размер и вид возможной компенсации. ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому образования, жилья, медицинской помощи, продовольствия, существует развитая сеть социальной поддержки населения государством.

Согласно ст. 20 Основного закона – Германия федеративное государство. Принцип федерализма один из основополагающих принципов Конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель.

Во внешнеполитической сфере Основной закон устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, в частности, предпринимаемые с целью подготовки и ведения агрессивной войны. Такие действия согласно ст. 26 уголовно наказуемы.

Согласно новой редакции ст. 23, участие ФРГ в ЕС базируется на общих принципах демократии, правовой и социальной государственности. Федерация может путем издания федерального закона, одобренного Бундесратом, передавать Е.С. свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Е.С. федеральное правительство обязано незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. В частности, до начала своего участия в принятии правовых актов Е.С., федеральное правительство должно предоставить Бундестагу возможность дать по ним свое заключение. Если вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель или затрагивает их интересы, обязательно учитывается заключение Бундесрата.

1.3. Изменения и дополнения к Основному закону. Несмотря на то, что Основной закон ФРГ относится к конституциям жесткого типа, за период его действия было изменено более 100 статей из 146, добавлены 3 новых раздела и исключены ряд статей. Согласно ст. 79 изменения и дополнения в Основной закон могут быть внесены Конституционным законом, который принимает 2/3 голосов обеих палат парламента. Последние серьезные изменения Основного закона были осуществлены в 1994 году после объединения Германии и подписания Маастрихтского договора о Е.С. Была изменена Преамбула (изъято положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 о участии ФРГ в деятельности Е.С., увеличен численный состав обеих палат парламента.

1.4. Охрана Основного закона ФРГ осуществляется Федеральным конституционным судом, который проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия Основному закону. Правовой основной организацией и деятельность ФКС являются ст. 92-94 Основного закона, а также Федеральный закон о Конституционном суде 1951 года. Являясь основной частью судебной власти, ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе. ФСК состоит из двух сенатов, по восемь судей в каждом. Три судьи в каждом сенате избираются из числа судей пяти высших Федеральных судов. Судьи ФСК избираются в равной пропорции палатами Парламента. Для избрания необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются актом Федерального президента. Кроме традиционных для органа конституционного контроля полномочий, ФКС:

· выносит решения по так называемым квазиуголовным делам о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка;

· решает вопросы об антиконституционности, т.е. запрещении политических партий и др. объединений;

· выносит решение об освобождении от должности Федерального Президента, в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом;

· рассматривает жалобы на решения Бундестага, касающиеся выборов, порядка проведения референдума.

Источник

Оцените статью
Разные способы