- Как помириться после ссоры: пошаговая инструкция от психологов
- Пошаговая инструкция для всех
- Способы примирения
- Как помириться с конкретным человеком
- С родителями
- С бабушкой или дедушкой
- Со свекровью
- С другом или подругой
- С дочерью или сыном
- С любимым или любимой
- Вопросы-ответы: консультация психолога
- Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций
- В обществе
- Между сотрудниками
- Формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
Как помириться после ссоры: пошаговая инструкция от психологов
Ругаться время от времени приходится всем. Но если после перебранки с кондуктором в троллейбусе достаточно выпить валерьянки и забыть про инцидент, то с близкими людьми всё гораздо сложнее. Будь то столкновение с тёщей или семейный скандал между супругами, конфликт надо урегулировать любыми способами. Для более быстрого и успешного налаживания отношений нужно знать, как помириться после ссоры, чтобы ни у одной стороны не осталось обид и недомолвок.
Пошаговая инструкция для всех
Чтобы наладить отношения после ссоры, нужно выстроить правильную линию поведения. Если сразу повести себя не так, как нужно, можно вообще всё окончательно испортить. Психологи советуют сделать несколько шагов навстречу к примирению.
Шаг 1. Не убегайте
Даже после серьёзной ссоры не бегите от человека, хоть в тот момент вы можете его буквально ненавидеть. Максимум, что разрешается сделать, — выйти в другую комнату. Иначе уход может быть расценен как точка в отношениях.
Шаг 2. Успокойтесь после ссоры
Методик, как успокоиться, масса. Например, выпейте воды или выполните несколько несложных дыхательных упражнений. Или откройте окно и вдохните полной грудью свежий воздух.
Шаг 3. Попросите прощения
Извинитесь за то, что виноваты, что накричали, неправильно поняли оппонента, неадекватно себя вели, обидели. Всегда есть, за что попросить прощения. Только сделать это нужно искренне. А после, независимо от ответа, улыбнуться.
Шаг 4. Дистанцируйтесь
Только после этого будет уместно уйти, если вы живёте не вместе (но предварительно объяснив, что вам, действительно, это нужно), или заняться делами по дому (предложив помощь оппоненту). Не возвращайтесь к теме ссоры. Выдержите паузу от нескольких часов до 3 дней, чтобы успокоиться и объективно оценить ситуацию.
Шаг 5. Восстановите хорошие отношения
На этом этапе самое время задобрить того человека, с кем произошла ссора, особенно если виноваты вы. О способах примирения речь пойдёт ниже.
Шаг 6. Решите проблему до конца
После примирения откровенно, но спокойно поговорите и обсудите краеугольный камень, который стал причиной ссоры. Постарайтесь найти компромисс, идите на уступки. Голос должен быть мягким, успокаивайте собеседника, заранее продумайте свои аргументы, чтобы нечаянно его не обидеть. А самое главное — держите себя в руках. Если чувствуете, что снова разгорается конфликт, прекращайте обсуждение и снова делайте паузу.
Многие пропускают последний пункт, боясь возвращаться к больной теме, чтобы не разгорелся новый скандал. Эта ошибка потом выходит боком: проблема вместе с оставшейся обидой никуда не исчезает, а нарастает, словно снежный ком. И в следующий раз она может разрушить отношения. Поэтому своевременно решайте все трудности, из-за которых происходят конфликтные ситуации с близкими людьми.
Способы примирения
Кто-то все 6 шагов, описанные выше, проходит за полчаса (чаще всего это возлюбленные). Другим требуется несколько часов, чтобы остыть (родителям и детям, например). В некоторых ситуациях пауза может затянуться на несколько дней (обычно так бывает у не кровных родственников).
Мириться после ссоры — самое трудное. Но, если этот человек вам дорог, это придётся делать. Как именно — подскажут психологи. Есть несколько универсальных способов, которые подходят абсолютно всем, независимо от того, с кем вы поругались.
Слова примирения (можно сочетать 2-3 фразы за один раз, но не больше, чтобы не переборщить):
- Прости/извини меня, пожалуйста.
- Я виноват(-а).
- Мне не следовало так делать.
- Я больше не хочу с тобой ссориться.
- Мне дороги наши отношения.
- Я постараюсь исправиться.
Если оба хорошо понимают юмор, помириться можно с помощью шуточных фраз:
- Говорят, без ссор скучно жить. Может, мы наконец поскучаем?
- Давай помиримся, пока не забыли, почему поссорились.
Если слов оказалось недостаточно или у вас не было возможности их сказать, придётся переходить к более решительным поступкам, чтобы примирение после ссоры произошло быстрее. Универсальные способы, подходящие для любых случаев:
- отправьте сообщение (смс, в мессенджерах, соцсетях);
- напишите письмо (электронное или от руки);
- сделайте сообщение в прямом эфире через радиостанцию, если уверены, что человек в этот момент её слушает;
- пригласите на примирительный ужин;
- сделайте подарок.
Выбирая способы, учитывайте, что в одних ситуациях достаточно будет извиниться, а в других придётся писать целую поэму с объяснениями. Постарайтесь правильно оценить конфликт и найти оптимальный вариант.
Как помириться с конкретным человеком
Способы примирения во многом зависят от того, с кем именно вы поругались. Поэтому иногда приходится действовать, исходя из этого обстоятельства.

С родителями
Если сын поссорился с папой, достаточно поговорить по-мужски, признать свои ошибки, показать, что вы уважаете его возраст и жизненный опыт. Если это произошло между дочкой и отцом, всё проще — нежно обнимите, поцелуйте, пообещайте, что больше так делать не будете. Разрешается немного поплакать.
Гораздо более серьёзная ситуация складывается, когда ссора произошла с мамой. Женщины тяжелее отходят от конфликтов, чем мужчины. Что-то объяснять и доказывать свою точку зрения — такой путь для примирения с ней явно не годится. Сын может купить цветы, пригласить в кафе, посвятить ей выходные. Дочь — попросить жизненного совета, позвать на чай, отвлечь бытовыми вопросами.
Если хотите помириться с родителями, разрешите им побыть с внуками. А если у вас ещё нет семьи, обязательно проведите с ними время, и не 2-3 часа, а 1-2 дня. Съездите к ним на дачу, сходите в гости к общим знакомым, погуляйте — вспомните детство. Это однозначно растопит их сердце.
С бабушкой или дедушкой
Старики с возрастом становятся очень ранимыми и обидчивыми. Это обязательно нужно иметь в виду. Не ждите, что вас сразу простят. Дайте им время. Но при этом сами не бездействуйте. Пробуйте разные варианты. Попросите прощения, обнимите. Не растаяли? Окружите их вниманием и заботой: помогите по дому или в огороде, посидите с ними у телевизора, постарайтесь разговорить на отвлечённые темы. Один из самых действенных способов — попросите их вспомнить что-нибудь из прошлого, если готовы внимательно и долго слушать.
Со свекровью
В идеале со свекровью лучше вообще не затевать ссор, потому что помириться будет невероятно сложно (в большинстве случаев). Но и это возможно. Правило №1 — перестаньте видеть в ней врага. Правило №2 — поставьте себя на её место: как бы вы поступили? Найдите хоть какое-то оправдание её словам и действиям. После этого, выдержав паузу (дня 2-3), покупайте её любимый тортик и приглашайте в гости на чай. Как вариант — разрешите понянчиться с внуками, забрать их на выходные или на ночь. Отпустите наконец мужа починить ей кран или вскопать огород. Вы лучше знаете, от чего она придёт в восторг.
С другом или подругой
Если обычные слова примирения не работают и просить прощения бесполезно, в дружбе надо действовать как на войне — с помощью лобовой атаки. Зачем нужны друзья и подруги? Правильно: помогать. Создайте критическую ситуацию и попросите у них помощи. Например, вас перед свадьбой бросил жених. Или у вас на пустынной трассе заглохла машина. Возникновение новой проблемы заставит на время забыть о ссоре, помириться, успокоиться, а затем, если это нужно, вернуться к причине конфликта.
Мужчинам проще: достаточно пригласить друга на рыбалку или в баню — и считайте, что недоразумений и не было. Девушкам тоже было бы полезно взять такой способ на вооружение — например, позвать подружку в спа-салон или на шопинг.
С дочерью или сыном
С сыновьями как с мужчинами помириться проще. Нужно выдержать паузу и открыто поговорить. Доводы, факты, всё чётко и по делу — одним словом, конструктивный разговор сможет расставить все точки над i. С дочкой будет сложнее, так как в силу женской психологии она может накрутить себя, сильно обидеться, не разговаривать и не идти на контакт. Попросите её помочь по хозяйству, посидите с внуками, предложите сходить куда-нибудь вместе. Общая деятельность и заботы отвлекут от ненужных мыслей, и помириться будет проще.
Психологи категорически не рекомендуют родителям мириться с детьми через шантаж или обман («Приезжай, у меня с сердцем плохо»). Когда правда откроется, отношения могут быть загублены безвозвратно.
С любимым или любимой
Универсальные способы примирения для влюблённых обоих полов:
- оставить сообщение на асфальте перед окном любимого человека: [Имя], прости меня/люблю тебя/ты лучшая(-ий);
- записать звуковое извинение или небольшой видеоролик;
- заказать торт со словами примирения;
- сделать массаж;
- устроить совместное путешествие.
Как помириться с девушкой/женой:
- пригласить на ужин в ресторан;
- подарить цветы;
- сделать милый подарок типа плюшевого медвежонка;
- позвать на свидание, в кино;
- взять на себя часть её обязанностей по дому и воспитанию детей.
В конце концов, после крупной ссоры, если вы сильно виноваты, но ни в коем случае не хотите её терять, совершите красивый жест примирения, который она запомнит на всю жизнь: купите помолвочное кольцо и сделайте предложение. Иногда это единственный способ спасти отношения.
Как помириться с парнем/мужем:
- приготовить его любимое блюдо, организовать романтический ужин при свечах;
- попросить помочь в деле, которое требует сугубо мужской силы;
- сделать подарок в соответствии с его хобби (удочку, видеорегистратор);
- купить красивое нижнее бельё;
- наговорить ему кучу комплиментов и убедить в том, что он самый идеальный.
Со второй половинкой мириться проще, если в отношениях есть любовь, которая готова на многое закрыть глаза. С другой стороны, никогда нельзя переходить за грань дозволенного, иначе можно всё потерять, и тогда уже не сработают никакие способы.
Вопросы-ответы: консультация психолога
Как начать разговор?
Удивительно, что люди задают такой вопрос, не понимая очевидного. Психологи конкретно советуют, с какой фразы начинать примирение: «Прости меня, пожалуйста». Это универсальный вариант в любой ситуации. Как уже было сказано, извиняться после конфликтов всегда есть за что. Даже если вы не виноваты, наверняка в состоянии гнева могли сказать что-то обидное, повысить голос, что-то разбить. Так что это выражение будет весьма уместно.
Стоит ли писать первой?
Если человек вам важен, если вы хотите сохранить отношения — однозначно, да. Гордость и предрассудки общества тут ни при чём. Задуматься стоит лишь в том случае, если после десятой ссоры вы в десятый раз идёте мириться первой: а ему вообще это нужно?
Кто должен мириться первым?
Тот, кто виноват. Если это трудно выяснить, тогда младшие поколения просят прощения у старших, а мужчины в паре — у женщин. Но это в идеале. А обычно мирится первым тот, кто мягче по характеру или больше дорожит отношениями.
Когда лучше мириться?
Если вернуться к инструкции в начале статьи, то на 5-м шаге.
Как помириться после сильной ссоры?
Если человек после ссоры очень обижен, возможно, для паузы понадобится чуть больше времени. Дайте ему окончательно всё обдумать и соскучиться. Только после этого предпринимайте шаги, чтобы помириться. Действуйте по нарастающей: попросите прощения — предложите помощь в чём-нибудь — пригласите провести время вместе — сделайте небольшой подарок. Если всё это не возымеет действия, останется только удивлять чем-то экстраординарным!
Независимо от того, с кем произошла ссора и насколько тяжёлой она была, нужно обязательно идти мириться. Если затягивать с этим, можно потерять близкого и родного человека навсегда. Даже если вы приняли для себя решение расстаться, не нужно делать это врагами. Сначала наладьте хорошие отношения, а затем уже начинайте жизнь с чистого листа.

Источник
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
Источник