Способы применения новых знаний

Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти.

Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • «Да-нет».
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием «Фантастическая добавка».
  • Прием «Оратор».
  • Отсроченная догадка.
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием «Светофор».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Читайте также:  Маринованные грузди горячим способом с уксусом под железную крышку

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.
  • Прием «Лови ошибку».
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Мозговой штурм.
  • Прием «Почини цепочку».
  • Слепой текст.
  • «ИДЕАЛ».
  • Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Таблица ЗХУ.
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием «Яркое пятно».
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Кластер.
  • Составление алгоритма.
  • Прием «Птичий базар» – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Синквейн.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием «Снежный ком».
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием «Удивляй».
  • Фиш-боун.
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица «? + !».
  • Прием «Я беру тебя с собой».

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос.
  • Деловые игры.
  • Прием «Да-нет».
  • Прием «Реставратор».
  • Найди соответствие.
  • Творческие тесты.
  • Работа на компьютерах.
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
  • Блиц-контрольные.
Читайте также:  Способы распространения семян бриума

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Кластер.
  • «Найди ошибку».
  • Шесть шляп.
  • «Верю-не верю».
  • Тестирование.
  • Различные виды опросов.
  • Эссе, резюме.
  • Составление кроссворда.
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.
  • Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Этап включения нового знания и повторение

Этап включения нового знания и повторение

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Документ ФГОС гласит, что «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который позволяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Это и является основной целью и результатом образования;

В связи с этим хочется отметить, что образовательный процесс в современной школе независимо от возраста и ступени обучения в рамках ФГОС ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, включающему конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Согласно технологии деятельностного метода обучения уроки по целеполаганию распределены в четыре группы:

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы: 1.Уроки открытия новых знаний.

3.Урок обобщения и систематизации знаний направленности.

4.Уроки по развивающему контролю.

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Характеристика этапов урока

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС :

-Мотивация к учебной деятельности.

-Актуализация и пробное действие.

-Выявление места и причин затруднения.

— Построение проекта и решение проблемы.

— Реализация сформированной модели.

-Первичное закрепление с проговариванием вслух.

-Самостоятельная работа с самоконтролем.

-Включение в систему знаний и повторений.

— Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Я остановлюсь подробнее на этапе включения нового знания.

Этап включения в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Читайте также:  Прямой способ изложения элементов юридической нормы это

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Для этого нужно:

выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

доведения его до уровня автоматизированного навыка;

при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Универсальные учебные действия, реализуемые на данном этапе:

Регулятивные: — принятие и сохранение учебной задачи,
— различение способа и результата действия,
— оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки,
— выполнение учебных действий в устной и письменной форме.

Познавательные: — структурирование знаний,
— построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
— доказательство.

Время ,необходимое для реализации этапа, — 7-8 минут

сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

закрепить новые знания на типичных заданиях из учебного пособия

Использование игровых элементов, соревнования, орфографические дуэли, взаимопроверка и самоконтроль, работа по образцу-эталону, составление кластера и др. технологии

Приемы, используемые на этапе включения нового знания и повторение

Для этого необходимо:

выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Познавательные:
— структурирование знаний,
— построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
— доказательство.

1. Решить смысловое уравнение с двумя неизвестными
2. составить смысловое уравнение по изучаемой теме.
__ — подсистема клетки, а организм — ____;
___ — пример паразитизма, а лишайник — _______.

Извлечь всю информацию из представленного объекта.
Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод…

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Составить систему понятий и прочитать ее

«Назвать, одним слово»

Обобщить несколько слов одним пон6ятием и термином Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза — фотосинтез

Составить или решить

Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта

Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов.

Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

1. составь и проведи экскурсию по карте, с использованием ПК
2. составить и оформить краткий путеводитель-справочник (с рисунками и / или фотографиями)
3. Собрать и оформить тематический сборник пословиц, поговорок, стихов, песен о …..

-на этапе включения в систему знаний и повторение уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний, т.е. выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для

Эти формы работы создают положительный эмоциональный фон и способствуют развитию у детей интереса урокам.

Источник

Оцените статью
Разные способы