Способы прикладного плавания их отличительные признаки

Прикладное плавание

Для каждого человека важно умение плавать. Оно способствует объективной оценке ситуации и уменьшению риска опасности для жизни. Подобный навык просто необходим для людей, чья профессиональная деятельность связана с водой. Для профессиональных спортсменов плавание – главная составляющая успеха.

Подготовка сотрудников службы спасения и военных основана на применении и обучении программе прикладного плавания. Существуют определенные нормативы по плаванию, определяющие уровень подготовленности.

Что такое прикладное плавание

Это способность удерживать равновесие в воде и выполнять определенные действия для спасения жизни. В основе прикладного плавания лежит техника спортивных способов передвижения по воде, которая отличается некоторыми особенностями для осуществления каких-либо целей.

Прикладное плавание применяется в определенных случаях:

  • спасение утопающего;
  • оказание помощи спортсменам, уставшим и истощенным во время соревнований;
  • заплывы при экстремальных погодных условиях;
  • транспортировка каких-либо грузов;
  • заплыв через переправы;
  • поднятие груза со дна.

Прикладное плавание состоит из:

  • прыжков в воду;
  • ныряния на глубину;
  • плавания под водой;
  • передвижения спортивными способами, совмещенными стилями и самобытными техниками.

Цели прикладного плавания, чаще всего, осуществляются с применением отдельных движений стилей плавания или их комбинированным выполнением.

Техника передвижения в прикладном плавании

Техническая часть и комбинация отдельных движений определяется ситуацией, в которой необходимо использование прикладного плавания для максимально быстрого достижения цели.

Элементы спортивных стилей в прикладном плавании:

  1. Брасс. Такой способ передвижения используется для спасения тонущего человека (его транспортировке), при нырянии под воду, буксировке предметов, при заплывах через переправы. Брасс является самым популярным типом прикладного плавания, благодаря возможности применения в самых сложных ситуациях. При плавании на груди темп передвижения и направление могут свободно изменяться при различных условиях. Голова человека может находиться над поверхностью воды и под ней. Благодаря положению пловца на груди, сохраняется хороший обзор. Подплыть к пострадавшему человеку и переправить его на берег не составляет труда. Предмет, который требуется отбуксировать, толкается перед собой. Если передвигаться только с помощью ног, то можно отбуксировать даже довольно габаритные вещи. В брассе человек в любой момент может снять одежду в воде и моментально нырнуть.
  2. Кроль на груди. Наиболее скоростной способ плавания. Применяется для преодоления больших расстояний, особенно при необходимости ныряния. В спасении пострадавших людей чаще всего используется именно эта техника.
  3. Кроль на спине. Определенные технические движения такого способа используются для буксировки груза и человека, и для вынужденного отдыха в воде.
  4. Дельфин. Применяется для ныряния и передвижения под водой с использованием ласт.

Элементы самобытных стилей:

  1. Брасс на спине. Основан на расположении пловца в воде на спине, и выполнении циклических движений: руками — одновременные гребки (симметричные друг друга), ногами — толчки (одновременные) и цикл дыхания (один вдох и один выдох). Такой способ применяется при заплывах на значительные расстояния и для отдыха в воде. Иногда для передвижения используются только ноги, когда руки держат предмет или пострадавшего.
  2. Плавание на боку. Расположение в воде — на одном боку, половина головы полностью находится в воде, корпус слегка поворачивается в сторону. Двигательный цикл основан на паре движений рук (ассиметричных друг другу), одного движения ног (одновременного), и цикла дыхания. Рабочая сила организуется движением нижних конечностей. Техника удобна для передвижения в одежде на больших расстояниях. В этом случае также можно перевозить пострадавшего человека или транспортировать груз.
  3. Кроль на груди без выноса рук. Голова человека располагается над поверхностью воды.Техника применяется для плавания в одежде.
  4. Кроль на спине без выноса рук. Техника подходит для перевозки различных вещей и пострадавших людей, и во время отдыха при иных способах передвижения. Руками выполняются характерные движения: ладони поворачиваются вниз, мизинцы оттопыриваются по сторонам, совершается быстрый гребок в направлении бедер с разворотом ладоней к корпусу.

Элементы комбинированного (совмещенного) плавания состоят из отдельных движений всех спортивных способов плавания. Обычно используется движение рук брассом и ног кролем. Это наиболее эффективный и быстрый способ передвижения.

Техника погружения в воду

Нахождение под водой с задержанным дыханием длительное время — ныряние, является одним из видов прикладного плавания. Такой элемент применяется для спасения утопающих, оказания ему помощи, и для плавания под водой в критических ситуациях.

Ныряние сопровождается большим риском для человека, поэтому тренировки и обучение должны проводиться под строгим контролем тренера. Длительное погружение под воду без восполнения запаса кислорода в легких, наносит серьезный вред здоровью человека.

Тренировка для ныряния заключается в гипервентиляции легких: частое и глубокое дыхание. Методика применяется перед непосредственным погружением и сразу после его завершения (для скорейшего восстановления). Снизить давление на ушные перепонки можно при выполнении глотательных движений.

Читайте также:  Творческий способ решения проблем

Ныряние выполняется из опорного положения (с твердой поверхности) или с безопорной стойки (с водной поверхности). При выполнении погружения ночью и при плохой видимости водоема, руки спортсмена направляются вперед.

При нырянии можно использовать две техники: голова вперед или ноги вперед. Если неизвестна глубина и почва дна, или пловец ныряет в одежде, то применяется прыжок с ногами вперед. В других случаях используется положение головой вперед.

При прыжке ногами вперед с точки опоры применяются техники:

  • Стоя на твердой поверхности, ноги вместе, руки плотно соприкасаются с корпусом, голова смотрит вперед. Под силой тяжести собственного веса одна нога шагает вперед, а другая отрывается от точки опоры. В воздухе ноги мгновенно соединяются вместе, носки оттягиваются.
  • Стоя на твердой поверхности, ноги вместе и чуть согнуты в коленях, руки плотно соприкасаются с корпусом, голова смотрит вперед. С небольшим отталкиванием и прыжком, тело вертикально входит в воду с вытянутыми носочками.

При нырянии ногами вперед из положения без опоры, туловище пловца группируется (ноги согнуты в коленях и разведены по сторонам, колени плотно прижаты к груди, стопы соприкасаются с тазом, руки выпрямлены вперед). Выполняя мощный гребок вниз, голова и плечи выныривают над водной поверхностью, ноги совершают сильный толчок (брассом) с полным выпрямлением. Под действием силы тяжести половец полностью погружается в воду. Достигнув глубины, корпус опять группируется и разворачивается в определенном направлении. Совершая гребки ногами (брасом) осуществляется плавание под водой.

При погружении головой вперед с точки опоры используются техники:

  • Ноги вместе, пальцы обхватывают край бортика (или любой другой поверхности), руки вытягиваются вверх. Тело наклоняется, ноги чуть сгибаются. Отталкиваясь от точки опоры, прямой корпус входит в воду.
  • Ныряние в воду стартовым прыжком профессиональных пловцов с тумбы бассейна.

При нырянии из безопорного положения, тело группируется (аналогично технике ногами вперед). На глубоком вдохе голова опускается вниз, руки направляются в сторону дна, ноги выходят над водной поверхностью. Погружение осуществляется под действием силы тяжести.

Глубина ныряния и направление регулируются положением головы, тела и рук, а также углом сгиба корпуса в пояснице. При подъеме на поверхность голова поднимается, руки вытягиваются вперед, тело прогибается. Совершаются гребки сверху в направлении к тазовой области. Если подъем совершается со дна, то тело группируется, руки вытягиваются, выполняется толчок ногами. При большой глубине руки выполняют гребки, а ноги толчки (брассом).

Спасение тонущего человека

  1. Вход в воду. Точка входа должна располагаться максимально близко к месту утопления.
  2. Подплыв к пострадавшему. Используется наиболее скоростной способ – кроль на груди. Голова при этом располагается над поверхностью воды, чтобы сохранить максимальный обзор. Приближаться к спасаемому человеку лучше сзади во избежание захвата.
  3. Поиск пострадавшего под водой.Определив точку погружения человека, выполняется ныряние. Достигнув дна, следует осмотреться вокруг, постепенно расширяя радиус осмотра. В перерывах между погружениями, спасатель выполняет гипервентиляцию легких для восстановления дыхания. Поднимать утопающего необходимо за подмышки со стороны спины.
  4. Устранение захватов. В паническом состоянии утопленники нередко стараются крепко захватить спасателя, тем самым препятствуя работе. Если захват совершен за руку, то можно не избавляться от него, а тащить человека к берегу за эту руку. В иных ситуациях захваты следует устранять.
  5. Транспортировка утопающего. Вне зависимости от состояния пострадавшего, транспортировка производится на спине, чтобы жидкость не касалась лица. Применяются такие техники прикладного плавания, как брасс на спине и груди, плавание на боку. В некоторых случаях возможны совместные действия двух спасателей.
  6. Оказание первой помощи.

Водные переправы

  1. Переправа вплавь. Используется при отсутствии каких-либо вещей в руках пловца, а также при отсутствии мешающей одежды (не спортивной экипировки). Применяется любая подходящая техника плавания. Если пловцу мешает одежда, то используется техника без выноса рук.
  2. Использование вспомогательных средств. Для передвижения по воде применяются поплавки, узлы, пластиковые изделия, доски.Ногами совершаются движения кролем, руками – брассом, либо используется чистая техника брасса. Если применяются провода, веревки или длинные жерди, то одновременно используются и плавучие средства.

Все виды прикладного плавания широко используются в спасательных операциях. Правильная техника выполнения и соблюдение мер безопасности позволяют спасти утопающих, переправить их на берег, транспортировать различные предметы по воде в кратчайшие сроки.

Источник

Прикладное плавание

ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ — использование навыка плавания для выполнения в воде ряда действий, связанных с решением определённых задач.

Способы прикладного плавания:

1) Брасс на груди; 2) Брасс на спине; 3) Плавание на боку; 4) Сажёнки.

Виды прикладного плавания:

1. Ныряние; 2. Оказание помощи тонущему; 3. Плавание в одежде; 4. Переправы вплавь с использованием подручных средств.

Ныряние — плавание под водой, без применения подсобных средств.

Различают: ныряние в длину; ныряние в глубину.

Читайте также:  Способ обучения при котором индивид копирует действия других не понимая значения этих действий

Погружение: вниз ногами; вниз головой.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЫРЯНИИ.

I. Нельзя погружаться в воду в незнакомом месте.

II. При нырянии акватория должна быть обозначена.

III. Нырять с открытыми глазами, в мутной воде — с вытянутыми вперёд руками.

IV. Гипервентилировать лёгкие перед нырянием рационально 6-8 раз.

V. Рассчитывать свои силы по времени.

VI. Всплывая осматривать поверхность.

VII. На одного ныряющего должен быть один страхующий.

При самом погружении необходимо сделать вдох средней мощности. Пройдя под водой некоторое расстояние, после появления желания вдохнуть, необходимо порциями «стравливать» воздух, продолжая движение.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. ИНВЕНТАРЬ.

Спасательная служба на воде была организована решением СМ СССР в 1956г и ставила перед собой следующие задачи: 1. Массовая профилактическая работа.2. Оказание помощи утопающим и пострадавшим.3. Оживление утонувших. 4. Агитация и пропаганда.

Спасательные станции делятся на три разряда:

  • 1-2 разряд: дежурство ведётся круглосуточно, штатом 14-20 человек, станция оснащена всем необходимым.
  • 3 разряд: штат 5-7 человек, дежурство по 5-7 часов посменно.

ИНВЕНТАРЬ делится на: 1)одеваемый заранее; 2)бросаемый пострадавшему.

  1. Спасательные круги. II. Нагрудники, пояса жилеты. II. «Шары Суслова». IV. Багры, шесты.

МЕТОДИКА И ПРИЁМЫ СПАСАНИЯ ВПЛАВЬ.

1. Вовремя заметить тонущего. Сомневаться не следует, действовать решительно.

2. Как можно быстрее прийти пострадавшему на помощь. Подбежать, снять одежду или хотя бы обувь. Плыть быстро, но экономно. Учитывать снос течением.

3. Пострадавший опустился на дно. Предпринимаем планомерный поиск. Подплыть со спины, взять за подмышки и, энергично оттолкнувшись от дна, всплыть на поверхность.

4. Избежать захвата тонущего.

5. Транспортировать пострадавшего.

6. Вынос пострадавшего.

7. Оказание первой помощи.

Приёмы транспортировки тонущего

1. За волосы транспортируют потерявшего сознание, движения выполняются ногами и свободной рукой. 2). На спине за подбородок — лежа на спине, взять пострадавшего за подбородок и плыть на спине, работая ногами и свободной рукой. 3). Снизу под руку — лежа на боку, взять пострадавшего за подбородок и транспортировать, выполняя движения ногами и свободной рукой. 4). Спасающий продевает под обе руки свою руку и берет пострадавшего за дальнюю руку и транспортирует, работая ногами и свободной рукой. 5). Пострадавший кладет сзади обе руки на плечи спасающего и помогает ему плыть, работая ногами.

Приёмы освобождения от захватов тонущего.

1. Захват за туловище, под руки — спасающий ладонью одной руки упирается в подбородок и отталкивает голову назад, 2. Захват за туловище сверху рук — спасающий делает резкое движение руками в стороны- вверх, 3. Захват за руки — выполняется резкое движение в стороны, надавливая на большие пальцы рук тонущего, 4. Захват за туловище сзади — вместе с тонущим погрузится под воду, когда захват ослабнет всплыть на поверхность.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ УТОПЛЕНИИ.

Состояние тонущего зависит от характера утопления:

Виды утопления:

  • Белая асфиксия (удушение). Вода попадает в дыхательные пути. Кожные покровы белые и холодные. Оживить легче.
  • Синяя асфиксия. Вода попадает в легкие, затем из альвеол в кровь, разжижая её, нарушает сердечную деятельность. Вены сильно вздуты, изо рта пена, кожные покровы синие.

Оживление тонущего проходит в три этапа.

I. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Дыхательные пути заполнены водой, илом, песком, рот открывается с трудом, происходит западение языка. Может мешать одежда.

Удаление воды: стоя на одном колене положить пострадавшего на бедро, открыть ему рот и очистить его. Воду из лёгких удаляют, сдавливая руками нижнюю часть грудной клетки.

II. Искусственная вентиляция лёгких: вдувание воздуха из лёгких спасателя в лёгкие пострадавшего. Общепринятая методика реанимации — искусственное дыхание «рот в рот» и наружный массаж сердца.

  • Пострадавшего кладут на спину,
  • Ослабляют одежду,
  • Запрокидывают голову,
  • Не дать языку запасть,
  • Вдыхать воздух в рот пострадавшего, нос при этом закрываем.

Частота вдоха — 10-12 раз в минуту. Объём воздуха -1литр за вдох.

Если проводим только искусственное дыхание, то выдоху нужно помогать.

III. Наружный массаж сердца.

  • Уложить на твёрдую поверхность,
  • Убедиться в остановке сердца но пульсу на руках и шее.
  • Руки под прямым углом на мечевидный отросток (нижняя треть грудины).
  • Толчкообразные надавливания 60 раз в минуту, глубиной 4 – 6 сантиметров.
  • Частота 60 нажатий в минуту.

Если оживление проводят два человека одновременно, то соотношение 1:5. Если один — 2 -3: 10 — 12.

Меры по оживлению достигают цели если:

1) Ощущается пульс; 2) Порозовела кожа; 3) Пришёл в сознание;

4) Появилось самостоятельное дыхание.

Пострадавшего необходимо тепло одеть, согреть горячими напитками и отправить в медицинское учреждение, чтобы избежать возможных осложнений.

Время реанимации: 1) До прибытия медиков; 2) Вне города: минимум — 25-30 минут; 3) До появления явных признаков смерти: зрачок большой, нет радужной оболочки.

Клиническая смерть — это первые минуты после остановки сердца и дыхания. Затем наступает биологическая смерть клеток головного мозга и оживление невозможно.

Занятия плаванием с детьми грудного возраста. Направлены: 1) Закаливание; 2) Укрепление здоровья; 3) Содействие физическому развитию; 4) Обучение навыкам лежания, погружения в воду, выполнение движений в воде.

Читайте также:  Как сделать простым способом журавлика

Занятия проводятся в детских поликлиниках или домашних ваннах в течение первого года жизни ребёнка. При проведении занятий необходимо соблюдать все санитарно-гигиенические требования. Начальная температура воды — 37°. Урок начинают с массажа и выполнения специальных упражнений, имитирующих движения пловца в воде. Упражнения в воде выполняются при помощи различных поддержек, осуществляемых ведущим занятие. Главное условие занятий плаванием — систематическое наблюдение врача-педиатра.

Плавание в дошкольном учреждении.

Задачи: 1) Укрепление здоровья; 2) Закаливание; 3) Привитие гигиенических навыков; 4) Содействие физическому развитию; 5) Формирование правильной осанки; 6) Формирование двигательных умений и навыков.

Температура воды: 30°, время занятий — 30 минут, 2 раза в неделю.

Программа занятий:

3-4 года: не боятся входить в воду и плескаться в ней.

4-5 лет: погружение в воду и движения ногами кроль.

5-6 лет: дыхание, скольжение на груди и на спине; плавание в одежде.

Плавание в школе.

26 — 40 часов; 3 раза в неделю; температура воды — 26 — 28°.

Возраст — 10 лет.4 кл.

Изучаются: 1)правила Т. Б. 2)теоретические занятия. 3)практические занятия (кроль на груди, на спине, стартовый прыжок) 4. сдача контрольных нормативов.

Оценить плавательную подготовку, разделить учащихся на три группы.

Последующие классы с 6 — 11, ежегодно по 14 часов.

Задачи:1)прикладное плавание; 2)овладение спортивными способами плавания; 3)уметь судить соревнования.

Занятия плаванием в оздоровительном лагере.

Лагерь служит летней организационной базой для массового обучения плаванию.

Программа: 1)10 уроков для не умеющих плавать (освоение с водой, умение держаться на воде). 2). 10 уроков для умеющих держаться на воде (плавание кролем на груди и на спине) Проводится не менее 20 уроков.

Инструктор составляет расписание занятий, которое вывешивается на специальной доске объявлений вместе с учебными плакатами по технике плавания, методике обучения, правилами техники безопасности, приёмам оказания помощи тонущему.

Плавание в Вузе.Задачи: 1). Укрепление здоровья. 2). Всестороннее физическое развитие. 3). Поддержание высокой работоспособности. 4). Подготовка общественных инструкторов и судей по спорту.

4 семестра, 4 раза в неделю (2обязательных + 2факультативных)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

В отличие от других видов физических упражнений плавание проходит в условиях водной среды, где на организм человека воздействуют как физические упражнения, так и пребывание в воде. В этом двустороннем воздействии заключаются специфические особенности плавания.

Воздействие воды на организм человека начинается с кожи, поверхность которой 1,5-2 метра. Омывая тело пловца, вода очищает кожу от пыли, чешуек, выделений потовых и сальных желез, улучшая тем самым её питание и дыхание. Кожа становится гладкой и эластичной.

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, воздействию низких температур.

Не менее благоприятно влияет плавание и на сердечнососудистую систему. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. Положение пловца, циклические движения, связанные с работой мышц, глубокое диафрагмальное дыхание — всё это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу.

У квалифицированных пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции ССС: увеличивается сила и объём сердечной мышцы, в покое отмечается брадикардия (45 — 50 сокращений сердца за минуту), возрастает систолический объём сердца. Также повышается эластичность сосудов, уменьшается пульс на 10 — 15 уд/мин.

Плавание благотворно влияет на дыхательную систему. Одно из следствий гидростатического давления при плавании — большая нагрузка на грудную клетку при выдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — свыше 7 000см, опережая представителей других видов спорта и уступая только гребцам.

При плавании в воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости и отсутствие твёрдой опоры, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Это создаёт условия для:1. корригирование нарушений осанки; 2. увеличение двигательных возможностей тела и содействие их развитию; 3. подвижности суставов; 4. длительного сохранения хрящей в костях конечностей, а, следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом; 5. работы почти всех мышц тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Систематическое пребывание в воде оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость.

Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека.

Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы.

Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Особенно велико оздоравливающее укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Занятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движений. Они формируют «мышечный корсет», совершенствуют работу вестибулярного аппарата.

Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии. Это можно использовать для регулирования веса тела.

Источник

Оцените статью
Разные способы