Способы приготовления домашних запасов

Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов» 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов»

Рассчитан для работы в коррекционном классе.

Использовано: «Технология. (под ред. В.Д. Симоненко)

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов» 5 класс 25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технология 5 класс Тема раздела: КУЛИНАРИЯ Тема урока : заготовка продуктов.

— Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

— Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.

— Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— проверка посещаемости и готовность к уроку – 3 мин

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Устный опрос – 5-7 мин

Вопросы для повторения

  1. 1. Какие блюда должен включать в себя завтрак?
  2. 2.Как правильно сидеть за столом?
  3. 3.Что значит есть красиво и правильно?
  4. 4. Как правильно пользоваться тканевой салфеткой за столом?
  5. 5.Как нужно вести себя за столом в гостях?
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 20 мин

Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. Какое значение имеют витамины для человека? ( . Важную роль. Они необходимы для полноценной жизнедеятельности). В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.

Еще сотни тысяч лет тому назад пещерным человеком была осознана необходимость заготовки продуктов питания. Трудна и опасна в то время была охота на животных, и поэтому нужно было уметь хранить добычу хотя бы небольшой промежуток времени.

И такая возможность заготавливать продукты впрок появилась с появлением огня. В России характерно было делать заготовки для всех слоев населения, причем, чем больше заготовок, тем зажиточнее считалась семья. Для хранения строились специальные помещения: погреба, кладовки, чуланы, амбары и подвалы.

Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющие….( круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами).

КАК круглый год разнообразить семейный стол дешевыми полезными продуктами?

ЧТО позволяет сохранить продукты их длительное время без порчи?

Давайте попробуем найти способ сохранить овощи и травы на зиму. Для этого надо разгадать кроссворд и узнать ключевое слово

( работают в группе)

1. Очень вкусная она, много в ней секретов. Для нас – сладкая еда, для Золушки – карета. (тыква)

2. Что это за рысачок завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки…(кабачок)

. 3.Золотые зёрнышки рядышком сидят. Угостим ребят. Пусть «едят от пуза»! Это — …(кукуруза)

4. Овоща бордовей нет, кладут тот овощ в винегрет, В борщ с картошкой отправляют, а на грядках — поливают. (свекла)

5. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков . (горох)

6. Кто любит щи — меня в них ищи. (капуста)

7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой….(огурец)

8. На стебельках висят шары, покраснели от жары (помидор)

Консервирование — способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов .( Записывают)

Какие еще способы домашних заготовок вы знаете?

Известно много различных способов приготовления домашних запасов : консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление.

Известно, что еще в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Со временем солить стали грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни.

Как вы думаете, от чего зависят виды консервации?

От рассола, от процента соли в нем, от его концентрации

Если % соли составляет (6-8%, а порой 20-30%). То это Соление + вода

Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей.

Мочение = соль (1,5-2%)+сахарный сироп (6-8%).

От перечисленных видов соления отличается маринад

Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат . Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях.

Еще один из видов заготовки — это замораживание.

Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.

Существуют правила замораживания:

  1. Овощи бланшируют так же, как при консервации, методом стерилизации в банках.
  2. Не бланшируют лишь томаты. Из фруктов бланшируют яблоки, груши, айву, персики.

Бланшировать – это кратковременная обработка продукта кипятком или паром перед заморозкой. . В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих. (записывают)

  1. Овощи и плоды охлаждают на воздухе, затем плотно укладывают в формочки для замораживания.
  2. Формочки ставят в морозильник на 3-5 часов
  3. Когда продукт полностью проморозится, формочку вынимают из морозильника, переворачивают и ставят под водяную струю. Через несколько секунд из формочки сам выпадет брикетик-кирпичик замороженного продукта.
  4. Брикетик сразу же полностью обертывают целлофаном или другой пленкой и кладут снова в морозильное отделение холодильника.

Срок хранения овощей 6 месяцев.

В сельской местности используют для хранения овощей, корнеплодов, солений подвальное помещение.

4. Закрепление изученного материала – 5 — 7 мин

1.Какие способы консервирования вы знаете?

2.Как правильно заморозить овощи и фрукты?

3.Что происходит при квашении капусты?

4.Какие способы хранения овощей вы знаете?

5. Итог урока: — 3 мин

Сделайте вывод о том, где пригодятся вам знания и умения, полученные на уроках по кулинарии

— что узнали нового?

-пригодиться ли это и где?

— что теперь я могу сделать сама?

— что мне было интересно?

7. Д/З: Дома помочь маме с консервацией продуктов.

Источник

Презентация по технологии на тему «Заготовка продуктов» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Заготовка продуктов 6 класс Технология Подготовил учитель по технологии Кирчикова А.Н.

Цель урока: изучение приготовления запасов на зиму. Задачи урока: Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов. Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов. Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.

Домашние заготовки- хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.

Способы приготовления домашних запасов: • консервирование, • маринование, • соление, • квашение, • сушка, • замораживание, • копчение, • вяление и другие.

КОНСЕРВИРОВАНИЕ Под консервированием принято понимать способ консервации продуктов питания (изготовления консервов), который предусматривает техническую обработку свежего сырья с целью угнетения жизнедеятельности микроорганизмов, которые провоцируют его порчу. Кроме того, к консервированию относится также ряд некоторых других способов, которые повышают срок хранения продуктов питания.

МАРИНОВАНИЕ это один из способов консервирования пищевого сырья, который основан на действии кислоты, способность которой в определенных концентрациях и присутствии поваренной соли заключается в подавлении жизнедеятельности многих микроорганизмов.

Чем консервирование отличается от маринования. консервация — это не всегда использование маринада. простой пример — шампиньоны стерилизованные в жестяных банках, там в качестве консервирования используется нагрев, компоты — опять же без маринада, сироп и нагрев и т.д. Консервация — способ длительного сохранения продукта, маринование — сохранение именно в маринаде, как правило с уксусом

СОЛЕНИЕ В основе технологии соления лежит простой физиологический процесс – под воздействием соли продукт теряет влагу, которая нужна для развития микроорганизмов. В безводной и соленой среде бактерии погибают, а продукт не подвергается порче. Соление или засолка – это не только отличный способ изменить и улучшить вкус многих продуктов, это еще и простой метод их сохранить на долгий срок.

КВАШЕНИЕ Это разновидность консервирования пищевых продуктов. Квашение считается особенным видом домашних заготовок, так как приготовленные таким образом продукты не только хорошо сохраняются, но и приобретают ряд лекарственных свойств. В условиях города самой подходящей тарой для хранения квашенных продуктов считается эмалированная или стеклянная посуда, хотя издревле капусту и прочие овощи квасили исключительно в деревянных бочках. Это вполне объяснимо, ведь в таком случае готовые разносолы и квашения приобретают особый «бочковой» аромат и вкус. Правда, для городских жителей вряд ли доступно квашение в бочках из-за невозможности хранения.

СУШКА Тепломассообменный процесс удаления жидкости из твёрдых, жидких веществ или их смесей с помощью испарения. Чаще всего в качестве удаляемой жидкости выступают влага или летучие органические растворители.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ Отличный способ заготовки овощей и фруктов, при котором сохраняется львиная доля витаминов и питательных веществ. Лучшей альтернативы консервации просто не придумать. Но заморозка овощей на зиму в домашних условиях не так проста, как может показаться на первый взгляд.

КОПЧЕНИЕ Это разновидность тепловой обработки пищевых продуктов, благодаря которой достигается необходимый аромат готового изделия и оказывается на него консервирующее действие.

ВЯЛЕНИЕ это процесс обезвоживания органического продукта, который происходит в пределах сорока градусов тепла. Непосредственно данный процесс происходит под воздействием воздуха и солнечного света, то есть вяленая на солнце рыба – это главное условие для получения качественного продукта.

Температура хранение заготовок Пониженная температура от +3°С до 0°С, вполне благоприятна для хранения всех консервов. Консервы, содержащие немного сахара и соли, например различные овощные консервы и маринады, замерзают при температуре минус 2-3°С, а различные варенья и джемы, содержащие большое количество сахара, при более низких температурах — до -30°С. Замораживание консервов является нежелательным

Проблемы возникающие при хранении Брак в приготовленных консервах можно обнаружить уже в первые 10-15 дней хранения.Если: Первая причина: •сокращен срок тепловой обработки; •плохо промыты овощи; Последствия: это может привести к тому, что часть микроорганизмов не погибла и через несколько дней начала развиваться, питаясь содержимым консервов. Выделяющиеся газы вызывают вздутие жестяных крышек. Как недопустить: банки необходимо хорошо простерилизовать; овощи используемые для консервирования, перед закладкой в банки, необходимо прежде всего хорошо помыть, удалить подпорченные места, затем промыть еще раз; после этого обдать несколько раз кипятком, пробланшировать или провести паровую обработку овощей; и только после этого их можно закладывать в чистые простерилизованные банки;

Проблемы возникающие при хранении Вторая причина преждевременной порчи консервов: •негерметичность укупорки банок; Последствия: микроорганизмы проникают внутрь банки и начинают бурно развиваться, находя там хорошую питательную среду. Содержимое банки начинает бродить, сироп или заливка мутнеют, а выделяющиеся газы могут сорвать крышку. Как недопустить: чтобы проверить герметичность укупорки банок, после их закрутки необходимо перевернуть банки вверх дном и поставить на стол. Если банка или бутылка закрыта негерметично из нее будет вытекать жидкость находящаяся внутри банки.

Сроки хранения консервов Плодово-овощные консервы хранят в чистых сухих помещениях при температуре от 0 до 15 С и относительной влажности воздуха не более 75% в течении срока до одного года, но иногда и больше. Если вы решились приобрести рыбу горячего копчения не в торговой точке, а с рук — на рынке, тогда срок её хранения вряд ли превысит 3 дня, при условии содержания её в холодильнике. Соответственно срок годности — максимум 4-5 дней. На рыбу горячего копчения приготовленную в соответствии с ТУ, устанавливается тридцатидневный срок хранения, и до двух месяцев срок годности, при температурных показателях от минус 2 до плюс 2 градусов. Вяленые продукты в холодильной камере с постоянной температурой от 0 до +10˚C , тщательно завёрнутая в бумагу, спокойно пролежит сроком до полугода Сквашенная традиционным способом белокочанная капуста, как правило, хранится в течение нескольких месяцев. Ее можно употреблять в пищу всю зиму и даже весной, если к тому времени заготовку еще не съели.

Вопросы А) чему научились? что узнали нового? Б) пригодиться ли это и где? В) для чего это надо знать? С) поставленной целью мы ……..(справились).

Домашнее задание Записать 3 вида рецепта домашней заготовки, в виде «Технологической карты»

Источник

Поурочное планирование по технологии на тему «Заготовка продуктов» (7 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа-лицей №1» города Алушты Республики Крым

План-конспект урока в 7 классе по теме:

Тема: Заготовка продуктов

Ф.И.О.: Любуня Тамара Владимировна

Место работы: МОУ «Школа-лицыей №1» города Алушты

Должность: учитель технологии

1 Учебник: Технология. Обслуживающий труд 7 кл. О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая М.:ДРОФА, 2014.

2 Рабочая тетрадь: Технология. Обслуживающий труд 7 кл. О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая М.:ДРОФА, 2016

3 Методическое пособие к учебнику Технология. Обслуживающий труд 7 кл. О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая М.:ДРОФА, 2015.

Тема урока: Заготовка продуктов.

Предметные: дать представление учащимся о способах заготовки домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

Метапредметные: Создать условия для формирования познавательного интереса к изучаемой теме. Развивать умения приобретать новые знания, планировать свою деятельность, управлять своей познавательной деятельностью,

Личностные: Формировать умение работать самостоятельно, толерантное отношение друг к другу;

Выражение желания трудиться;

Самооценка умственных и физических способностей для труда;

Личная ответственность за качество своей деятельности.

сформировать представление о профессиях в пищевой промышленности

Принятие учебной цели;

Выбор способов деятельности;

Организация рабочего места

Использование знаково-символических средств, в том числе технологическую карту.

Умение отвечать на вопросы

Взаимодействие в группах..

Научить учащихся правильно заготавливать домашние запасы, с учётом условий и сроков их хранения. Сушка и заморозка продуктов.

ознакомить обучающихся с разными способами заготовки продуктов;

научить правильно заготавливать продукты;

показать необходимость заготовки продуктов;

продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

развитие навыков работы в группах.

воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении практических приёмов на уроке;

воспитывать чувство ответственности при выполнении коллективной работы.

Время урока: 90 минут (сдвоенный урок).

Материально-техническое оснащение: холодильник. Инвентарь для консервирования и варки повидла, продукты для замораживания и сушки

Тип урока : комбинированный.

Формы организации учебной деятельности : практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично — поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы обучающихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность обучающихся: ответы на вопросы, работа с учебником, презентация жизненного опыта, исследование, восприятие информации, закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: виды плодов и ягод (биология); вычислительные навыки (математика).

-понимать необходимость заготовки домашних запасов с учётом сроков их хранения

-научатся представлять своё мнение и позицию;

-уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

-сформировать желание выполнять учебные действия;

-осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности;

— ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь)

-научатся самостоятельно структурировать знания, ставить проблему и формулировать проблему;

-создавать способы решения проблем;

-осуществлять сравнение моделей одежды, фигуры;

-иметь представление о профессиях швейного производства

-уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

— умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

— умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; —уметь осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем

-уметь ставить цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности «Проверь себя».

-уметь осуществлять совместную деятельность:

-согласование и координацию деятельности с другими ее участниками

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

готовность к уроку

2. Проверка выполнения домашнего задания

ответить на вопросы:

Как нужно вести себя за столом ?

Дать определение слову сервировка.

Основная цель сервировки?

Зачем нужна за столом салфетка?

Перечислите способы складывания салфеток.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.

Известно много различных способов приготовления домашних запасов : консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление и другие.

Известно, что уже в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Солят – грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни. Квасят – капусту, морковь, свеклу, мочат яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Соление =вода +соль (6-8%, 20-30%). Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей. Мочение = соль (1,5-2%)+сахар (6-8%). Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат . Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях. При хранении применяют влагопоглотители (селикогель и гашеная известь)

Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения .

Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.

Общие правила замораживания следующие (см. лист)

Бланшировать – это приостанавливает действие ферментов, вызывающих обесцвечивание и появление неприятных запахов при заморозке. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих.

Заморозка овощей комплектами ( на супы).

Перед заморозкой обязательно разделите продукты на порции , которые вам удобно будет использовать по отдельности.

— замораживайте продукты сразу, в день покупки, а вот размораживайте постепенно, переложив предварительно в холодильник;

— никогда не замораживайте второй раз то, что уже было разморожено;

— прикрепляйте к каждому пакетику или упаковке этикетку с названием и датой заморозки.

Горох можно заморозить, сначала его очистить от кожуры и на порции разделить.

Морковка и свекла – помыть, высушить, протереть на крупной терке и порциями сложить.

Перец болгарский – помыть, высушить, удалить ножку и семена, можно нарезать соломкой для рагу и супа, а можно целенький для фарширования.

Петрушка, укроп и остальная зелень – помыть, высушить, мелко нарубить, сложить очень плотно в пакет.

Чем плотнее укупорены продукты, тем меньше из них испаряется влаги во время хранения, тем, следовательно, реже надо будет выключать холодильник для оттаивания и тем лучше сохраняется качество продуктов.

Влажность и температура.

При длительном хранении необходимо соблюдать температуру и влажность воздуха. Температура в помещении для дозревания помидор должна быть повышена. Влажность в помещении не должна быть слишком сырой, что вызывает плесень и быструю порчу овощей и плодов, и не должно быть слишком сухим, так как влага из овощей будет постепенно переходить в воздух.

В условиях сельской местности для хранения плодов и овощей (картофель, морковь, свекла) используют подвальное помещение или специально устроенные погреба.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «замораживание продуктов»

4.1 вводный инструктаж Т.Б., ОРМ

Задание: Выполнить замораживание ягод, зелени и фруктов по технологической карте. (см. таблицу) в бригадах.

1бригада – заморозка ягод

2 бригада – заморозка зелени

3 бригада – заморозка овощей

4.2 Текущий инструктаж ( проверка Т.Б.,О.Р.М. с целью помощи; исполнение технологической дисциплины).

4.3 Проверка выполненной практической работы.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

5.1 Ошибки и их исправления

V Рефлексия деятельности (итог урока)

Во Вспомним сформулированные задачи к уроку. Достигли ли мы их? Кто

ис испытывал трудности на уроке? Как их преодолеть? Где в жизни пригодятся эти навыки?

Оц Оцените свою работу на уроке в целом в оценочных листах.

По Подведение итогов урока. О ценка работы обучающихся на уроке.

ОрОрганизация домашнего задания: принести: тетради, чертежный

Источник

Читайте также:  Пособие способы снятия напряжения у детей надежда махмутова
Оцените статью
Разные способы