- Учет поступления основных средств
- Документальная регламентация поступления основных фондов
- Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов
- Первичная стоимость ОС
- Аналитический и синтетический и учет ОС
- Каким путем могут поступать на предприятие основные активы
- Учет в зависимости от способов поступления ОС
- Неучтенные основные средства
- Внутренний аудит основных средств компании
- Методика проведения анализа основных средств (нюансы)
- Этапы проведения анализа основных средств
- Анализ состояния основных средств
- Анализ динамики основных средств
- Анализ обеспеченности основными средствами
- Итоги
Учет поступления основных средств
Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Когда на предприятии начинают функционировать новые материальные активы, их поступление должно быть правильно оформлено, поскольку показатель стоимости введенных на баланс имущественных активов напрямую влияет на многие другие производственные факторы. Процедура оприходования основных средств должна соответствовать нормативным требованиям, подтверждаться документально и быть корректно проведена по бухгалтерским счетам.
Рассмотрим, какими путями могут попадать на предприятие основные имущественные фонды, как их правильно проводить по процедуре учета, в каких документах отображать.
Документальная регламентация поступления основных фондов
Для учета поступивших в организацию материальных активов следует руководствоваться официальными нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
- Приказом об утверждении ПБУ Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. N 26н;
- классификацией основных имущественных активов по амортизационным группам (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).
Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов
Никакой имущественный актив не может возникнуть на предприятии «из ниоткуда»: его введение обязательно сопровождается рядом документальных подтверждений. На основании первичной документации, соответствующей конкретной группе производственных активов, и происходит оформление каждого объекта или их группы на балансовый учет. В зависимости от принадлежности к группе объектов, введение актива может сопровождать следующая «первичка»:
- акт приема-передачи – для приемки различных объектов предусмотрена определенная его форма (ОС-1а – предусмотрена для сооружений и зданий; ОС-1 – для остальных одиночных объектов; ОС-1б – для групп основных средств, исключая сооружения и здания);
- накладная (акт) приема оборудования – для оборудования, которому не требуется предварительный монтаж (форма ОС-14);
- акт (накладная) приема-передачи оборудования с целью произвести монтажные работы – форма ОС-15.
На каждый новый объект из поступивших в эксплуатацию основных фондов необходимо завести специальную инвентарную карточку по установленному образцу:
- для одиночного объекта ОС – по форме ОС-6;
- для нескольких сгруппированных объектов – по форме ОС-6а.
В ней средству присваивается уникальный инвентарный номер, постоянный на все время эксплуатации актива (обычно это порядковый номер в определенной серии).
В этих карточках впоследствии будет отражена вся «жизнь» основного актива на предприятии:
- поступление;
- амортизация;
- переоценка;
- модернизация;
- консервация-расконсервация;
- восстановление;
- выбытие (списание).
Результаты сводятся в единую инвентарную книгу, где окончательно производится учет основных фондов, которую нужно оформлять по форме ОС-6б.
В конце каждого месяца по инвентарным карточкам составляется учетная ведомость динамики основных фондов.
Первичная стоимость ОС
В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:
- приобретение;
- доставку;
- монтаж;
- сооружение;
- приобретение сырья для создания;
- уплату госпошлины на получение права и др.
ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.
Аналитический и синтетический и учет ОС
Синтетический учет – это отображение первоначальной (в некоторых случаях, восстановительной) стоимости основного имущественного фонда на счете 01 «Основные средства».
Аналитический учет – отражение динамики каждого конкретного основного средства в любой момент времени (в результате данных этого учета всегда можно узнать, в каком состоянии находится каждый конкретный актив и какова его стоимость на текущий момент).
Каким путем могут поступать на предприятие основные активы
Основные фонды могут поступать в распоряжение предприятия различными способами. Самые распространенные из них следующие:
- покупка у поставщика за денежный эквивалент;
- создание собственными силами предприятия;
- получение в дар (безвозмездно) согласно договору;
- внесение в ООО уставного капитала или его доли;
- бартер;
- получение за вознаграждение в форме, отличной от денежной, по соответствующему договору.
Учет в зависимости от способов поступления ОС
Учет каждого объекта основных средств происходит по-разному, способ зависит от официального источника, откуда основной актив попал на предприятие. Разные пути обусловливают не только различную первоначальную стоимость, но и отличающиеся бухгалтерские нюансы.
- Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:
- стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);
- дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);
- выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);
- введение основного актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесения в дар (сумму нужно документально обосновать).
ВНИМАНИЕ! Предприниматели и организации не могут делать друг другу «подарки» на суммы, превышающие 5 минимальных заработных плат.
- Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безоплатно и принят к учету;
- Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;
- Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вносится средство на значительную сумма, превышающая 200 минимальных оплат труда, то оно должно быть дополнительно оценено независимым специалистом.
Данные для бухгалтерского учета:
- имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);
- основной актив вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);
- стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);
- все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
- выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
- ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- прием средства к учету (дебет 01, кредит 08);
- средство учтено и вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
Неучтенные основные средства
Периодически на всех предприятиях проводится инвентаризация – дополнительный, промежуточный учет всех имущественных активов. Иногда результатом проведенной инвентаризации может стать обнаружение одного или нескольких основных средств, не поставленных на учет ранее.
Такие фонды подлежат обязательному оприходованию.
Для этого нужно выяснить их рыночную стоимость, которая будет действительна на момент обнаружения (этот момент и определит дату внесения на баланс). Учет должен быть произведен на счете «Основные средства» (дебет 01, кредит 91).
Источник
Внутренний аудит основных средств компании
Автор: Мустафин Артур, магистрант РЭУ им Г.В. Плеханова
Для эффективного осуществления своей деятельности, привлечения инвестирования, объективного и корректного управления финансами, необходимо корректное отражение информации в бухгалтерском балансе и управленческой отчетности. Это в свою очередь достигается системами внутреннего контроля и аудитом.
В данной статье рассматривается аудит основных средств в компании. Данная статья активов зачастую существенная у многих компаний.
Аудит основных средств можно подразделить на несколько направлений проверки, визуально это представлено на рисунке 1.
Признание актива – основным средством
Отражение информации об активе в первичной документации
Расчет фактической стоимости и начисление амортизации
Реализация, модернизация и переоценка объекта основных средств
На первом этапе аудита основных средств необходимо проверить соответствуют ли отраженные на балансе компании основные средства критериям основных средств:
Объект предназначен для использования в производстве продукции или при выполнении работ или услуг;
Данный объект не предполагают продавать;
Объект приносит компании экономические выгоды
Объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев).
В случае, если компания в перспективе решила продать объект основных средств, при этом продавать объект основных средств компания будет спустя продолжительное количество времени. Правильным будет отразить данные объекты в качестве оборотных активов – товаров для продажи. [1,2,3].
Необходимо проверить надлежащее оформление документов, подтверждающих права на основные средства. Проверить корректно ли отражен ОКОФ, срок полезного использование в инвентарной карточке и в ОС-1. Убедиться, что основное средство принято на учет в том же отчетном периоде, что и по первичным документам [4].
Дополнительно на основании первичных документов (ТОРГ, актов приема-сдачи и др.) проверить корректность отражения, формирования фактической стоимости основного средства.
Необходимо отметить влияние договора купли-продажи основного средства, а именно пункта права перехода собственности, на стоимость объекта основных средств. Например, по договору право перехода собственности на актив – основное средство производится на складе покупателя. В приложениях и в самом договоре не прописано, что в стоимости актива входит доставка до склада покупателя. В результате, в случае если продавец откажется платить за доставку до склада и это обязательство возьмет на себя покупатель, у него могут возникнуть вопросы с налоговой. Ведь в данном случае получается, что компания за свой счет доставила чужой актив до своего склада. Таким образом данные расходы рискованно принимать в стоимость основного средства или в качестве операционных расходов. Для того чтобы избежать данную ситуацию, будет достаточным указать, что право перехода собственности происходит на складе продавца.
В случае покупки основного средства в кредит, необходимо проверить, чтобы проценты по данному кредиту учитывались на 91.2 счету («прочие расходы»), а не в стоимости актива. За исключением случаев признания основного средства – инвестиционным активом: в данном случае проценты будут учитываться в стоимости основного средства.
Способ начисления амортизации по объектам основных средств должен быть прописан в учетной политике и фактически соответствовать, т.е. если в учетной политике предусмотрено начисление амортизации линейным способом, а по факту компания начисляет пропорционально объему продукции, это будет считаться искажением.
Следует проверить корректность расчета амортизации по основным средствам и убедиться, что по всем объектам основных средств, по которым предусмотрен расчет амортизации, он производится.
Исключением в данном случае являются некоммерческие компании. Для них не предусмотрено начисление амортизации по 02 счету. По ним на забалансовом счете отражается суммы износа, начисляемые линейным способом.
Для наиболее эффективного и точного отражения амортизации необходимо отражать срок полезного использования в соответствии с ожидаемым сроком, т.е. если известно, что объект основных средств в течении 3-12 месяцев полностью самортизируется, а компания уверена, что объект будет служить больше 12 месяцев, то необходимо пересмотреть срок полезного использования на ожидаемый. Изменение срока полезного использования объекта основных средств необходимо документально оформить. Ожидаемый срок полезного использования можно уточнить у специалистов в компании.
В случае наличия на балансе компании законсервированных основных средств необходимо подтвердить, что фактически проведены мероприятия для обеспечения их сохранности, а не просто временно их приостановили.
Возникают обстоятельства, при которых компании решают продать или ликвидировать объекты основных средств. Два данных процесса предполагают документальное оформление:
При продаже необходимо оформить договор реализации объекта и акт приемки-передачи, а также отразить в учете в том отчетном периоде, в котором происходила реализации;
При ликвидации (выбытии) основного средства предполагается, что после объекта основного средства останутся товарно-материальные ценности (например, лом). Данные товарные ценности необходимо отразить в учете, на дату их фактического получения.
Список использованных источников
1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
3. IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
Источник
Методика проведения анализа основных средств (нюансы)
Методика анализа основных средств выбирается в зависимости от задач, которые необходимо решить. Чаще всего выбор методики анализа основных средств сводится к изучению обеспеченности производства всей необходимой техникой и ее движением, а также к оценке состояния имеющихся фондов.
Этапы проведения анализа основных средств
Правильно подобранная методика анализа основных средств (далее — ОС) позволит своевременно контролировать состав и состояние производственных и непроизводственных фондов. Это также поможет повысить эффективность использования ОС, если на основе полученных в результате анализа данных будут приняты грамотные управленческие решения.
Для такого анализа лучше всего подойдет метод цепных подстановок, в ходе которого будет изучено влияние различных факторов на изменение результативной величины — стоимости ОС.
Выделяют следующие факторы, которые оказывают влияние на изменение стоимости ОС предприятия:
- поступление и/или ввод в эксплуатацию;
- выбытие (отчуждение, ликвидация);
- переоценка.
Положительное влияние на стоимость ОС оказывает поступление, а также дооценка, а отрицательное — выбытие ОС и их уценка.
Этапы анализа ОС:
- Сбор сведений обо всех имеющихся на предприятии ОС.
- Аналитические исследования ОС:
- анализ состояния;
- анализ динамики;
- анализ обеспеченности.
- Обработка аналитических данных и обобщение полученных результатов.
- Разработка мероприятий по повышению эффективности использования ОС.
- Контроль за внедрением принятых управленческих решений.
При сборе сведений следует сразу же структурировать имеющиеся ОС, для этого их группируют по профилю использования (производственные и непроизводственные). Производственные ОС следует, в свою очередь, разделять на активные и пассивные. Анализ структуры фондов позволит в дальнейшем выявить резерв повышения эффективности использования, если оптимизировать их структуру путем переоценки их роли в производственном процессе.
Подробнее о проведении анализа нефинансовых активов читайте в нашей статье «Порядок проведения анализа внеоборотных активов».
Остановимся подробнее на проведении аналитических исследований по оценке состояния, динамики и обеспеченности ОС.
Анализ состояния основных средств
Основными задачами анализа состояния ОС являются:
- изучение структурного состава и движения ОС, степени обновления, выбытия и техсостояния фондов — для этого рассчитываются коэффициенты обновления, выбытия, прироста, износа, годности;
- изучение факторов, которые оказывают влияние на эффективность применения ОС — рассчитываются показатели фондоотдачи и фондоемкости;
- выявление степени влияния экстенсивных/интенсивных факторов, изучение эффективности использования ОС во времени и по мощности — коэффициенты экстенсивности/интенсивности загрузки;
- выяснение влияния средств труда на объем выпущенной продукции — фондо-, энерго- и механовооруженность;
- пофакторный анализ фондоотдачи и изыскание резервов ее увеличения — коэффициенты сменности, простоев, среднечасовой выработки и пр.
Анализ динамики основных средств
Целью анализа динамики ОС является изучение объема, закономерностей и эффективности использования капвложений. Для этого показатели анализируются в динамике за несколько периодов, чаще всего на начало и конец периода. По результатам соотнесения этих сведений рассчитываются относительные и абсолютные значения динамики стоимости ОС.
Анализ обеспеченности основными средствами
Для анализа обеспеченности ОС необходимо сравнить фактическое наличие техники и оборудования с плановой потребностью, достаточной для бесперебойного ведения хозяйственной деятельности предприятия. При осуществлении расчета плановой потребности в технике учитываются все технологические и организационные особенности производства.
В результате проведения сравнения реального наличия с плановой необходимостью можно рассчитать, какова потребность предприятия в дополнительной технике (сколько единиц и какого оборудования недостает). Затем изыскиваются возможности для восполнения недостатка — для этого анализируются способы:
- получения недостающих ОС, основываясь на времени их использования — принимается решение о целесообразности приобретения, взятия в аренду или лизинг;
- освобождения от неиспользуемых (неэффективных, лишних) ОС на предприятии — для этого принимается решение о продаже или передаче в аренду.
При анализе обеспеченности ОС анализируются такие показатели:
- фондовооруженность;
- техвооруженность;
- использование на предприятии производственной мощности.
Если оценивается обеспеченность предприятия ОС на перспективу, то надо проанализировать показатель фондоемкости в отчетном периоде и запланированный объем выпуска продукции. Если эти значения перемножить, то выйдет стоимость ОС, необходимых для обеспечения планового объема выпуска продукции.
Итоги
Методика проведения анализа ОС позволяет систематизировать подходы к регулярной оценке состояния, структуры и движения производственных фондов. Такой регулярный контроль позволит не только повысить эффективность использования ОС, но и на перспективу контролировать достаточность оборудования для выполнения производственных планов.
Также советуем ознакомиться с методикой анализа финансовой устойчивости — подробнее об этом в нашей статье «Проведение анализа финансовой устойчивости организации».
Источник