- Способы и приемы профилактики конфликтов
- Урок 3. Предотвращение и управление конфликтами
- Предотвращение конфликтов
- Технология предупреждения конфликтов
- Способы развития и поддержания сотрудничества
- Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций
- Методы управления конфликтами
- Уход от конфликта
- Бездействие
- Уступки и приспособление
- Сглаживание
- Скрытые действия
- Быстрое решение
- Компромисс
- Сотрудничество
- Применение силы
- Рекомендации по управлению конфликтами
- Проверьте свои знания
Способы и приемы профилактики конфликтов
Для предупреждения конфликтов важно знать не только то, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно двумя способами: влиять на свое поведение или на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Умение определить, что общение становится пред-конфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию один из способов предотвратить конфликт.
Предконфликтная ситуация обычно не возникает внезапно, а нарастает постепенно. Важно вовремя определить, что
эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что» кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема-спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям; заявить, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).
конфликт, если нет уверенности в том,
что мотивы действий партнера правильно поняты.
Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать. Терпимость к инакомыслию.
Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Если вы обнаружили, что партнер в чем-то неправ, то не обязательно доказывать ему это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он неправ, но не обязательно делать это при свидетелях, не следует настаивать, чтобы он публично признал свою неправоту. Необходимо быть твердым в отстаивании своей позиции, но мягким по отношению к людям. Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Социальноэкономическая среда, сформировавшая человека, нынешняя социальноэкономическая ситуация в стране создают в нем повышенную тревожность и агрессивность. Это сказывается на характере отношений человека с окружающими, повышает его конфликтность. Чтобы
снизить собственную тревожность и агрессивность, человек может использовать методы аутогенной тренировки, физические упражнения, полноценный отдых и стараться поддерживать благоприятный социальнопсихологический климат на работе и дома. Управлять своим психическим состоянием, избегать предконфликтных
ситуаций при переутомлении
Психическое состояние человека изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.
Например, за полчаса до совещания, которое вы проводите с подчиненными, вы зашли к начальнику для решения сложной проблемы. В разговоре начальник сделал вам ряд замечаний, несправедливых и даже оскорбительных. Поскольку эти замечания были для вас неожиданными, то вы не сразу нашли, что ответить, а после окончания разговора в подавленноагрессивном состоянии отправились на совещание. Негативные эмоции — как естественная реакция на несправедливые замечания начальника — к началу совещания не исчезли, лишь вытеснились из сознания в подсознание. Поэтому если в процессе совещания вы вдруг накричите на кого-то из подчиненных, то причиной этого крика может быть не вина подчиненного, а ваши вытесненные негативные эмоции, возникшие после неприятного разговора с начальником. По сути, ваш крик предназначен начальнику, а достался подчиненному. Нужно избегать подобных ситуаций. В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.
Окружающие так же, как и вы, имеют свои интересы и право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновение интересов разных людей и разных социальных групп
естественно и неизбежно. Однако совершенно необязательно разрешение социальных противоречий путем конфликтов. Не нужно ждать от окружающих слишком многого.
Негативные эмоции — один из основных факторов, способствующих возвикновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального развития событий с тем, на которое он рассчитывал. Существуют три способа минимизации негативных эмоций: прогнозирование возможных вариантов развития событий (чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций); изменение хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось; предусмотрение не только лучшего, но и худшего варианта развития событий.
Если окружающие не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызывает у человека негативные эмоции, ухудшает его взаимоотношения с людьми. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факгоров является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологических — про
являющихся в эмоционально-волевой устойчивости; когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных — проявляющихся в яаправленности личности человека и мотивах его поведения в конкретной ситуации; социально-психологических отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.
106 Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе Не забывайте о чувстве юмора.
В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора.
Рассмотрим основные способы и приемы воздействия на партнера по общению, на его отношение к предконфликтной ситуации и поведение.
Не требуйте от окружающих невозможного, учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны. Это условие предупреждения конфликтов, сформулированное на основе рекомендаций Д. Карнеги. Если, например, у завуча школы плохой, неразборчивый почерк, то бесполезно требовать от него личного заполнения служебной документации каллиграфическим почерком.
тому, что подчиненные делают работу быстро, но плохо, либо вовсе не укладываются в срок. Оба результата деятельности могут привести к конфликту с начальником, поставившим задачу. Причина конфликта — нереальные сроки выполнения работы. Задача руководителя заключается не в том, чтобы заставить подчиненного делать то, к чему у него нет ни желания, ни способностей, а в том, чтобы подобрать ему дело по душе, создать условия, позволяющие ему самосовершенствоваться и успешно справляться со своими обязанностями.
Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека.
Такие попытки часто приводят к конфликтам и не дают желаемых результатов. Воспитание, а тем более перевоспитание — медленный процесс. Все новое в природе и обществе обычно созидается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь перевоспитанием, не следует рассчитывать на немедленные значительные результаты. Такие ожидания могут привести к конфликтам, так как оправдать эти ожидания человек обычно не в состоянии.
Если руководителя в подчиненном не устраивает какая-либо черта характера, то имеются два способа ее устранить:
периодически указывать ему на эти недостатки, подчеркивая, что они мешают ему и другим членам коллектива, или в ходе дружеской беседы, сделав подчиненному искренний и заслуженный комплимент, мягко упомянуть о недостатках, отметив, что с ними вполне можно жить, но без них его карьерные возможности значительно возрастут. Но в то же время
нельзя «долбить кувалдой критики» по недостаткам, вызывая у человека естественное противодействие, следует формировать у него стремление самому исправить недостатки, так как ему, а не другим они мешают. Первый способ — малоэффективный и конфликтогенный, второй же дает гораздо лучшие результаты.
Точно так же, как изменяется ваше психическое состояние, подвержено переменам настроение партнера по взаимодействию. Для предупреждения конфликтов необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае проблема, скорее всего, не будет решена, а дискуссия спровоцирует конфликт. Для обсуждения спорных проблем необходимо выбирать подходящее время. Знать законы невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.
Это поможет глубже и оперативнее оценить истинные намерения собеседника и заранее обнаружить угрозу конфликта. Своевременно информировать окружающих об ущемлении ими ваших интересов.
Человек даже себя порой толком не знает, что же говорить об окружающих. Поэтому, если кто-либо из этих окружающих наступает вам на «любимую мозоль», не исключено, что делается это не специально. Если кто-то нанес вам ущерб, не подозревая об этом, вполне вероятно, узнав об этом, он извинится и станет действовать иначе без дополнительных просьб. Следует быть твердым, отстаивая свои позиции, но мягким — по отношению к оппоненту.
Типичная ошибка во взаимодействии оппонентов — их одинаковая жесткость по отношению к противной стороне. Позиция должна быть гибкой. Необходимо показать, что вы понимаете слабости оппонента, что на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную позицию. Однако справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость при защите собственных интересов. Это уменьшит вероятность конфликта, увеличит ваши шансы при отстаивании своих прав. В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему выговориться.
Такая стратегия общения с оппонентом позволяет минимизировать его негативные эмоции. Это очень важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации. Необходимо заблаговременно информировать окружающих о решениях, затрагивающих их интересы.
Человек, как правило, отрицательно реагирует на неожиданные изменения и ситуации, затрагивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек оказывается не готов к внезапным переменам и вынужден принимать решения экспромтом. Принимая решение, необходимо взвесить, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовывать свои решения с людьми до того, как они будут приняты. Не следует расширять сферу противодействия с оппонентом, увеличивая число обсуждаемых проблем.
Эскалации предконфликтной ситуации способствует естественное расширение сферы противодействия в ходе обсуждения проблемы. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, из-за которого возникли разногласия. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они требуют согласования интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опасность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию оппонента, но и на его личность.
Не загоняйте оппонента в угол.
чить его некомпетентность. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на обострение конфликта ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства. Установите неформальный, личностный контакт с партнером по взаимодействию.
, Если общение носит официальный, сугубо деловой характер, то возникновение конфликтов более вероятно, чем в ситуации, когда между собеседниками существует психологический контакт. Если собеседник к вам расположен, если вы воспринимаете его не как постороннего, а как личностно значимого человека, то вероятность конфликта значительно меньше. Для установления неформального контакта желательно предварить обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопросами, имеющими личностный характер, — справиться о здоровье, успехах, семье, других проблемах собеседника. Эти вопросы должны носить неформальный, искренний характер. Желательно, чтобы глаза партнеров собеседников были примерно на одном уровне — оба должны либо стоять, либо сидеть.
Источник
Урок 3. Предотвращение и управление конфликтами
Третий урок нашего тренинга по конфликтологии посвящён очень важной и, не будет преувеличением сказать, злободневной теме – предупреждению конфликтов и управлению ими.
В отличие от по большей части теоретизированного материала первых двух уроков, информация, представленная ниже, будет полезна не только для прочтения и осмысления, но и для непосредственного применения на практике.
Содержание:
Использовать полученные знания не составит для вас никакого труда, т.к. все они представлены с расчётом на применение в повседневной жизни.
Предотвращение конфликтов
Предотвращение (или предупреждение) конфликтов – это деятельность, направленная на создание и укрепление особых условий жизнедеятельности, способствующих исключению возможности самого возникновения конфликтов.
Меры по предупреждению конфликтов могут предпринимать:
✔ | Люди, которые хотят обезопасить себя и свои интересы от участия в конфликте, а также избежать роли пособника конфликтной ситуации. |
✔ | Люди, которые хотят помочь другим людям и предотвратить возникновение конфликтной ситуации, будучи уверенными в том, что им не придётся принимать непосредственное участие в ней. |
То, насколько эффективными окажутся действия по предупреждению конфликтов, зависит от ряда факторов и возникающих на этом пути препятствий. Как правило, в жизни не всегда удаётся достичь требуемого результата, что обусловлено причинами, имеющими как субъективный, так и объективный характер.
Субъективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, зависят, главным образом, от личностных особенностей человека и его способностей к прогнозированию вероятных результатов своих действий.
Объективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, характеризуются вмешательством в ситуацию посторонних людей и могут быть очень разнообразны. К таким препятствиям относятся:
- Препятствия нравственного характера.
- Препятствия правового характера.
Любое вмешательство в конфликт со стороны может происходить и возможно лишь в том случае, когда ситуация усугубляется, выходит за рамки личностного или группового взаимодействия и трансформируется в социально-опасное или социально-значимое явление. В тех же случаях, когда конфликт возможно предупредить, следует воспользоваться технологией предупреждения конфликтов.
Технология предупреждения конфликтов
Технология предупреждения конфликтов является совокупностью специальных приёмов, а также средств и методов, оказывающих воздействие как на предконфликтную ситуацию, так и на участвующих в ней субъектов.
Воздействовать на ситуацию, которая может окончиться возникновением конфликта, возможно по следующим направлениям:
Трансформировать реальность согласно ожиданиям заинтересованных субъектов, нейтрализовав тем самым предмет потенциального конфликта.
Наиболее эффективным методом, направленным на трансформацию реальности согласно ожиданиям субъектов и предупреждение конфликтной ситуации, можно назвать поддержание сотруднических отношений, т.к. во многих случаях предконфликтное взаимодействие субъектов является нейтральным и иногда возможно их сотрудничество. По этой причине особое внимание следует уделить тому, чтобы не разрушить имеющиеся взаимоотношения, а также оказать поддержку их конструктивности и усилить её.
Способы развития и поддержания сотрудничества
Среди способов развития и поддержания сотрудничества выделяют несколько основных:
- Психологическое «поглаживание». Его смысл заключается в том, что необходимо постоянно и последовательно поддерживать хорошее настроение, доброжелательную атмосферу, положительные эмоции. Этот способ позволяет осуществить эмоциональную разгрузку, вызвать чувство симпатии, снять напряжение, что серьёзно затруднит возникновение конфликта.
- Психологическое настраивание. Данный способ подразумевает разноплановое и положительное воздействие на оппонента.
- Разделение заслуг. Наиболее эффективно в условиях коллективного труда. Такой способ способствует нейтрализации зависти, обид, а также других негативных эмоций и явлений, способных спровоцировать конфликт.
- Исключение социальной дискриминации. Другими словами, поддержка равноценного социального статуса субъектов.
- Взаимное дополнение. Суть метода заключена в создании условий и ситуаций, в которых в совместном взаимодействии требуется применить черты оппонента, его характеристики, способности и т.д. – всего того, чем не обладает один из субъектов. Таким образом можно легко избежать возникновения конфликтных ситуаций, сделать взаимоотношения более крепкими и при этом извлечь выгоду для себя.
- Сохранение репутации партнёра. Основной идеей здесь является постулат: «Конкурент – не обязательно враг». Любой противник может быть достоин уважительного отношения к нему.
- Практическаяэмпатия. Этот способ представляет собой психологическую настройку под оппонента, а также выражается в неагрессивности, отсутствии безосновательной враждебности.
- Согласие. Представленный способ можно охарактеризовать как вовлечение потенциального соперника в своё дело, введение его в курс событий, что способствует исключению противоречивых интересов и формирует общие.
Вышеназванные способы идеально подходят для применения на практике и активно используются как обычными людьми, так и специалистами в области общения и конфликтологии. Применять их можно абсолютно в любой сфере жизни и деятельности, начиная от семейной жизни и отношений с друзьями, и заканчивая профессиональной деятельностью и отношениями партнёрами по бизнесу.
В дополнение к первой части также следует упомянуть и о нормативных процедурах разрешения конфликтных ситуаций.
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций подразумевают под собой особые механизмы, направленные на регулирование конфликтов и предконфликтных ситуаций при содействии политических, религиозных, нравственных, правовых и иных видов норм.
Эффективность таких процедур предупреждения конфликтов находится в зависимости от отношения социума и различных государственных инстанций к имеющимся нормам и последовательности их исполнения.
Отличие нормативного регулирования конфликтов от подобных институтов, действующих временно, заключается в том, что они делают систему более стабильной и определяют порядок развития и разрешения конфликтных ситуаций в его долгосрочном аспекте.
Но какими бы ни были перспективы, какие бы способы предупреждения конфликтов ни применялись вовлечёнными во взаимодействие людьми, вероятность возникновения конфликтной ситуации очень высока, о чём можно судить хотя бы по новостным сводкам, обострёнными отношениям между государствами, да и просто по картинам из нашей реальной жизни. И в случаях, когда предупредить конфликт уже не представляется возможным, на помощь приходят методы управления конфликтами.
На этой ноте мы, собственно, и переходим ко второй части нашего урока.
Методы управления конфликтами
В этой части мы детально рассмотрим девять наиболее эффективных методов управления конфликтами: уход от конфликта, бездействие, уступки и приспособление, сглаживание, скрытые действия, быстрое решение, компромисс, сотрудничество и применение силы.
Уход от конфликта
Уход от конфликта является самым популярным методом управления конфликтами. Смысл метода заключается в том, что субъект всеми силами стремится избежать конфликтной ситуации, устраняясь со «сцены» психологически, физически или экономически. Плюсом данного метода считается то, что решение о своём устранении принимается субъектом в рекордно короткие сроки. Сам же метод применяется тогда, когда конфликт не подходит к ситуации и является ненужным для одного из субъектов. Уходить от конфликта рекомендуется, если велика цена потерь в случае неуспеха.
Стимулы к применению данного метода:
- Неподходящее для конфликта время
- Страх перед оппонентом
- Ситуация, когда проблемный вопрос лишь в малой степени затрагивает основную суть конфликта
- Ситуация, когда проблемный вопрос служит указателем на более веские причины
- Оппонент обладает преимуществом и более эффективным потенциалом для разрешения проблемы
- Есть необходимость в сборе дополнительных сведений
- Интенсивность конфликта идёт на спад
- Имеются более важные обстоятельства
- Сутью конфликта является какая-либо тривиальная проблема
Как вести себя, согласно данному методу:
- Обращаться в соответствующие юридические и бюрократические инстанции, как к главному помощнику в разрешении конфликта
- Применять секретность, чтобы избежать пика конфликта
- Применять всевозможные замедляющие конфликт процедуры, чтобы он угас
- Затягивать решение проблемы
- Отрицать существование самой сути проблемы и надеяться на то, что ситуация разрешится естественным образом
Когда не следует применять данный метод:
- Когда очень важен временной ресурс и потеря времени может привести к большим издержкам или переходу инициативы к оппоненту
- Когда существуют перспективы длительной активности причин конфликта (метод пригоден лишь на короткие сроки)
- Когда проблема имеет особую важность (чтобы не «прятать голову в песок»)
Специалисты считают, что уход от конфликта позволяет разрешить конфликт по схеме «победа-поражение».
Бездействие
Бездействие считается особым видом ухода от конфликта. Смысл метода заключается в том, что субъект не производит абсолютно никаких расчётов и действий. Применимым бездействие считается только тогда, когда наблюдается полная неопределённость ситуации и невозможно сделать никаких прогнозов. Важно понимать, что результаты этого метода непредсказуемы, однако в некоторых случаях ситуация может разрешиться для субъекта благоприятным образом.
Уступки и приспособление
Смысл метода заключается в том, что субъект идёт на уступки, посредством уменьшения своих притязаний.
Стимулы к применению данного метода:
- Результат разрешения конфликта сулит осознание своих ошибок и профессиональный или личностный рост
- Наиболее важным фактором является стабильность
- Наблюдается явное преимущество оппонента
- Велика вероятность победы оппонента
- Есть возможность использовать данный (пусть даже отрицательный) опыт в качестве стратегического потенциала для подобных ситуаций в будущем
- Суть конфликта более важна для оппонента
- Оппонент прав и есть смысл прислушаться к тому, что он говорит
Наиболее вероятным вариантом исхода конфликта при применении данного метода является схема «поражение-победа».
Сглаживание
Сглаживание как метод управления конфликтом применяется тогда, когда субъект ориентирован на коллективные методы взаимодействия с противниками. Смысл метода заключается в том, что подчёркиваются общие интересы оппонентов и отрицательное воздействие конфликта на ситуацию в целом.
Стимулы к применению данного метода:
- Расхождения в интересах с оппонентом несущественны
- Условия взаимодействия знакомы и привычны
Результат разрешения конфликта может быть различным, т.е. присутствуют два варианта: «победа-победа» и «победа-поражение».
Скрытые действия
Скрытые действия применяется в случаях, когда субъект приходит к выводу, что для разрешения конфликта необходимо использовать скрытые средства.
Стимулы к применению данного метода:
- Отсутствует ресурсное или силовое равновесие, вследствие чего один из субъектов подвергается наибольшему риску
- Невозможно вовлечь оппонента в конфликт по установленным на данный момент правилам
- Нежелание участвовать в открытом конфликте из-за страха потерять имидж
- Влияние психологических, социальных, политических или экономических причин, создающее преграды для участия в открытом конфликте
Как вести себя, согласно данному методу:
- Применять джентльменские (открытые, уважительные) формы воздействия
- Применять скрытые формы воздействия (создание преград и неблагоприятных условий, использовать обман, подкуп, закулисные переговоры, сговоры)
Отрицательные последствия данного метода:
- Перспектива эскалации конфликта
- Распространение негативной информации среди оппонентов и третьих лиц о субъекте, применяющем скрытые действия
- Возможность применения кардинальных мер по отношению к субъекту, использующему скрытые действия
- Усиленное открытое или скрытое сопротивление субъекту, применяющему скрытые действия
Результат использования скрытых действий напрямую зависит от потенциала и опыта оппонента и может быть нескольких вариантов, от варианта «победа-победа» до варианта «поражение-поражение».
Быстрое решение
Смысл метода заключается в том, что решение по поводу причины конфликта принимается в максимальное короткие сроки, можно даже сказать, мгновенно.
Стимулы к применению данного метода:
- Расчёт на то, что быстрое решение будет эффективнее любого другого метода управления конфликтом и повлечёт минимум потерь
- Не существует угрозы опасного обострения конфликта, и нет потребности в тщательной проработке стратегии
- Все субъекты конфликта стремятся найти взаимовыгодный вариант решения проблемы
- Один из субъектов меняет свою позицию после получения новых «объективных» данных или под воздействием аргументов другого оппонента
- Ограниченное количество времени по причине особенностей ситуации
Преимущества данного метода:
- Решения подготавливаются на взаимовыгодных условиях
- Взаимоуважительное отношение оппонентов друг к другу
- Быстрота разрешения конфликта
Наиболее вероятным результатом применения быстрого решения является схема «победа-победа», однако для этого между оппонентами должно быть максимально полное согласие.
Компромисс
Компромисс является видом соглашения, при котором оба субъекта занимают в границах существующей конфликтной ситуации средние позиции. Метод считается классическим. Смысл метода заключается в том, что соглашение субъектов достигается благодаря их непосредственным переговорам.
Стимулы к применению данного метода:
- Никто из субъектов не хочет проиграть
- Ограниченное количество ресурсов
- У всех оппонентов достаточное количество времени
- Оба субъекта считают, что их потребности могут быть удовлетворены посредством переговоров по принципу «дай-возьми»
- Требуется выйти из ситуации, т.к. ни борьба, ни сотрудничество не дают нужного результата
- Необходимо принять решение по причине давления временного ресурса
- Принятые решения могут решить комплекс проблем
- Оба субъекта имеют совершенно разные цели, но их силы равны и они применяют взаимоисключающие методы
- Цели субъектов важны для них, но затрачивать большие усилия нецелесообразно
Как вести себя, согласно данному методу:
- Искать и предлагать приемлемые решения
- Вносить свой вклад в решение проблемы наравне с оппонентом
- Вести переговоры
Когда не следует применять данный метод:
- Субъекты оспаривают принятые на себя обязательства
- Принято нечёткое решение, эффективность которого остаётся под вопросом
- Если изначально собственная позиция была оценена неадекватно, ошибочно
Преимущества данного метода:
- Перспектива выработки взаимовыгодных решений
- Переговоры ведутся на взаимоуважительной основе
- В ходе переговоров используются объективные критерии
- Внимание субъектов фокусируется на взаимных интересах
- Все субъекты могут решить свои проблемы
В результате применения компромисса оба субъекта остаются удовлетворены, но явного победителя нет.
Сотрудничество
Смысл метода заключается в том, что противостоящие субъекты действуют с целью поиска наиболее приемлемого способа разрешить конфликтную ситуацию.
Стимулы к применению данного метода:
- Субъекты выполняют свои обязательства и умеют сотрудничать
- Есть время на поиск взаимовыгодного альтернативного решения
- Решение вырабатывается на взаимовыгодных условиях
- Есть возможность выявить позицию и манеру поведения оппонента
- Одному из оппонентов требуется выявить свои объективные цели
- Необходимо принять более продуманное решение, которого невозможно достичь одним только компромиссом
Особая специфика данного метода:
- Субъекты воспринимают как вызов саму конфликтную ситуацию
- Выявляются ситуации, в которых выигрывают все субъекты конфликта
- Находятся более глубокие решения проблемы
- Акцент ставится не на различия, а на информацию и идеи, которые разделяют все субъекты
- Оппоненты ориентированы на разрешение проблемы
Здесь же следует сказать об очень эффективной методике управления конфликтом посредством решения проблемы, предложенной известным американским конфликтологом Аланом Филли. Суть её сводится к следующему:
- Определяется проблема именно в категориях целей, а не решений
- После определения проблемы определяются решения, устраивающие всех субъектов конфликта
- Внимание должно быть сосредоточено именно на проблеме, а не на личных характеристиках оппонента
- Затем создаётся атмосфера доверия, посредством которой усиливается взаимное влияние субъектов и информационный обмен между ними
- В процессе общения нужно создавать положительное отношение субъектов друг к другу через проявление ими симпатии и внимания к противоположным позициям; любые проявления угроз или гнева должны быть сведены к минимуму
Когда не следует применять данный метод:
- К сотрудничеству не располагают временные условия
- Кто-либо из субъектов проявляет необязательность
В большинстве случаев результатом применения сотрудничества становится схема «победа-победа».
Применение силы
Под применением силы подразумевается стремление одного из оппонентов навязать другому своё решение проблемы. Большую эффективность метод приобретает в ситуациях, когда один из субъектов обладает существенным преимуществом над другим.
Стимулы к применению данного метода:
- Требуется подчинить оппонента
- Требуется использовать власть посредством принуждения
- Требуется использовать конкуренцию
- Необходимо навязать оппоненту схему «победа-поражение»
- Необходимо разрешить конфликт с субъектом, отличающимся крайне деструктивным поведением
- Необходимо с успехом для себя выйти из жизненно важной ситуации
- Необходимо применить для разрешения конфликтной ситуации непопулярное решение
- Есть необходимость в быстрых и решительных действиях
- Требуется принять решение в чрезвычайной ситуации
Результатом применения силы практически всегда является схема «победа-поражение».
Как мы видим, способы управлять конфликтами весьма эффективны. Наравне с методами предупреждения конфликтов, использовать их может абсолютно любой человек и в абсолютно любой сфере жизнедеятельности. Но, кроме этого, очень важно грамотно и умело подбирать подходящий для каждой конкретной ситуации вариант управления. Старайтесь учитывать представленные особенности каждого метода – только так вы сможете получить от любого из них максимальный результат.
И напоследок ещё немного очень интересной практической информации. Чтобы вы могли более грамотно управлять конфликтами, вам следует воспользоваться разработанными специально для этого психологами рекомендациями.
Рекомендации по управлению конфликтами
Во-первых. учитывайте специфику развития конфликта. Как правило, все конфликты проходят в своём развитии следующие этапы:
- Появляются разногласия.
- Возрастает напряжённость в отношениях.
- Субъекты (или хотя бы один из них) осознают конфликтность ситуации.
- Происходит факт конфликтного взаимодействия, применяются различные способы разрешения ситуации, что сопровождается повышением или понижением эмоционального накала.
- Конфликт разрешается.
Если в процессе конфликтного взаимодействия участники ведут себя адекватно и рационально, поочерёдно проходя все его стадии, то на конфликт можно повлиять. Чтобы разрешить конфликт, необходимо устранить его причину и восстановить нормальные отношения.
Поэтому:
1 | Определяйте скрытые и явные причины конфликтного взаимодействия. Важно определить их максимально чётко. |
2 | Анализируйте не только сами позиции, но и те интересы, которые за ними кроются. |
3 | Концентрируйте внимание не на позициях, а на интересах. |
4 | Разграничивайте субъектов конфликта и возникшие проблемы. |
5 | Относитесь к инициатору конфликта непредвзято и справедливо. Имейте в виду, что за претензиями и недовольством может стоять серьёзная проблема, беспокоящая человека. |
6 | Старайтесь сократить число претензий, сужая предмет конфликта. Помните, что сразу решить все проблемы невозможно. |
7 | Будьте эмоционально стабильны. Осознавайте и контролируйте свои проявления. Учитывайте личностные особенности и эмоциональное состояние всех участников конфликтного взаимодействия. |
Подходя к окончанию данного урока, можно заметить, что на предупреждение конфликтов и управлением ими направлено множество техник. Те же, о которых мы поговорили сегодня, берут за основу принципы самоуважения и осознания собственных желаний, позиций и потребностей. Но нужно стремиться уважать не только то, что касается лично вас, но и то, что касается окружающих вас людей. Только так мы сможем сделать нашу жизнь менее конфликтной и более гармоничной.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Из нашего следующего урока вы узнаете о том, какие существуют методы разрешения и урегулирования конфликтов, а также о наиболее эффективном среди них методе – методе переговоров.
Источник