64. Способы (приемы) толкования права
Толкование права– уяснение и разъяснение смысла прав. нормы.
Уяснение нормы права осущ-ся при помощи опр-ных приемов (способов), кот. представляют собой сов-ть ср-в, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли зак-ля.
Способы:грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический и специально-юридический.
Грамматический— (иначе его наз-ют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи м/д словами, в т.ч. с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.
Логический— состоит в том, что он предполагает иссл-ние логической связи м/д отдельными положениями НП или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотн-ние м/д ними.
Систематический — опр-ся тем, что каждая НП есть часть системы права, следовательно, вз/д с множеством норм. Поэтому при данном способе смысл нормы уясняется путем опр-ния места и значения данной нормы с др. нормами в данном инст-те, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юр. связи толкуемой нормы с др. нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить сферу действия данной нормы, круг Sов, на кот. она распр-ся, позволяет также выяснить противоречия и коллизии в зак-ве, нормы, кот. фактически не действуют.
Историко-политич.— состоит в определении тех или иных условий и обст-в (экономич., политич., соц. и иных), кот. вызвали к жизни данную прав. норму, в т.ч. цели и з-чи, кот. ставило перед собой гос-во, регулируя данную сферу ОО. Без учета историко-политич. обстановки, в кот. принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем з-чам, кот. ставились при рег-нии ОО.
Телеологический(целевой) — позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение з-на. Он напр-н на выявление целей издания акта, как непоср-венных, так и перспективных, конечных. Такой способ необх-м при сущ-ных изменениях общ-но-политич. обстановки в стране и коренных изменениях прав. рег-ния ОО.
Специально-юр.— представляет собой изучение технико-юр. приемов выражения воли зак-ля. Данный способ базируется на правилах юр. техники. При этом содержание НП устанавливается поср-вом анализа юр. терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юр. толкование предполагает след. приемы:
а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;
б) уяснение особенностей юр. конструкций;
в) опр-ние отраслевой принадлежности нормы;
г) терминологическое толкование;
д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и др. приемами.
65. Виды толкования права и их хар-ка
Толкование права – уяснение и разъяснение смысла прав. нормы.
Виды толкования права:
по Sу.Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: офиц. и неофиц.
1. Офиц.: • дается уполномоченными на это гос. органами или долж. лицами; данное полномочие закрепляется в спец. актах; • имеет обязательное значение д/др.Sов; • явл-ся юр-ки значимым, т.к. вызывает юр. последствия и ориентирует на единообразное понимание юр. нормы.
Офиц. подразделяется на нормативное и казуальное.
1.1. Нормативное— разъяснение общего хар-ра, имеющее силу д/всех возможных в будущем случаев применения НП. Имеет целью дать общий ориентир д/правоприменения и отн-ся к неограниченному числу случаев.
Нормативное на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
• Аутентичное— исходит от органа, издавшего данный акт. Аутентичное толкование вправе давать все правотв-кие органы, но в отн-нии только своих актов.
• Легальное— носит подз-ный хар-р и осущ-ся по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соотв-щее полномочие зак-лем. Напр. постановления Конституц. Суда РФ, в частности толкования Конст.
1.2. Казуальное— дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь д/него. Необх-ть данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего зак-ва по конкретному юр. делу. Хотя казуальное толкование обязательно только д/конкретного случая, однако оно служит образцом д/др. органов, рассм-щих аналогичные дела или применяющих данную норму.
В юр. лит-ре иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида: суд. и адм.
Суд. — разъяснение смысла НП, осущ-мое судами. Оно напр-но на правильное и единообразное применение з-на в деят-ти судов и обязательно д/них.
Адм. — дается исп. органами власти и касается ?ов упр-ния, соц. обеспечения, финансов, налогов, труда.
2. Неофиц.— даетсяSами, не имеющими офиц. статуса, не обладающими полномочиями официально толковать НП. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юр. последствий, т.е. лишено властной силы.
Различают три разновидности неофиц. толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).
2.1. Обыденное— может даваться любым гр-ном в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении з-нопроектов.
2.2. Проф.(или компетентное) — исходит от лиц, имеющих спец. обр-ние (адвокаты, пр/ры, н/сы).
2.3. Доктринальное– осущ-ся спец. научно-иссл-кими инст-тами, учеными или группами ученых в статьях, научной лит-ре, в комментариях, при юр. экспертизе з-нопроектов и т.д. Этот вид толкования не явл-ся обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учр-ния или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотв-ва и правоприменения.
а) расширительное (интерпретатор придает более широкий смысл, чем тот, кот. вложил в норму зак-ль),
б) адекватное (V не изменяется);
в) ограничительное (прав. форма трактуется в более узком смысле, чем в том, кот. вкладывал в нее S правотв-ва);
Источник
Способы (приемы) толкования норм права.
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Главными способами толкования считают следующие:
1) грамматический;2) систематический;3) историко-политический;4) логический;
5) специально-юридический;6) телеологический;7) функциональный.
Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
По объему толкование норм права разделяют:
1) на буквальное;2) расширенное;
31.Характеристика основных внешних функций Российского государства
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.
В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:
1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.
Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.
1. Военную — в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.
Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.
2. Функцию сотрудничества с другими государствами — она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.
Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:1) в экономике;2) поддержании мира и мирового правопорядка;
3) природоохранительной деятельности;4) борьбе с международной преступностью;
5) сфере науки, культуры, образования;6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.
32.Структура правосознания в российском обществе
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.
Структура правосознания включает два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
По содержанию правосознание подразделяется на:
— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.
Источник