Способы приемы организации учебной деятельности

Статья по педагогике и психологии » Приемы учебной деятельности»

Приёмы учебной деятельности

Н.В. Гребенкина, МБОУ СОШ №98,

Коминтерновский район, г. Воронеж

Педагогическая наука и практика характеризуют современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества. Наряду с этим наблюдается развитие научно-исследовательской инновационной деятельности в области образования с целью создания такой системы обучения, которая обеспечивала образовательные возможности каждого ученика в соответствии сего склонностями, интересами и возможностями, и этот процесс затрагивает все её компоненты – цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Однако в своей основе методическая система обучения остается традиционно ориентированной на деятельность учителя.

Любая деятельность имеет нравственные окраски, считает О.Г. Дробнинский, в т. ч. учебная, которая, по мнению Л.И.Божович «обладает большими воспитательными возможностями». В этом возрасте учебная деятельность влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований.[5,с.47]

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей обеспечивает усвоение знаний в определенной системе и создает возможности для овладения приёмами, способами решения различных задач.

В младшем школьном возрасте констатирует М.Н.Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Приёмом учебной деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определённом порядке и служащих для решения задач деятельности.

Приёмы допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, это отличает их от алгоритмов. С точки зрения основополагающего принципа в отечественной психологии – единства сознания и деятельности в разработанной здесь стратегии активного формирования психических процессов и свойств личности, — чтобы научить учащихся учиться, надо дать им знания того, как рационально организовать и осуществить свою деятельность и предоставить возможность применить эти знания на практике.

Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленные перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая её; учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т. е. достигают поставленной цели. Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач, т. о. представляет собой синтез задачи (задач) и учебной цели (целей). Одна и та же предметная задача может служить достижению нескольких конкретных учебных целей и, следовательно, быть компонентом нескольких учебных задач. В то же время та или иная конкретная цель может быть достигнута несколькими предметными задачами. Учебные задания помогают учащимся осознать цели учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование её положительных мотивов.

Наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определённом порядке и служащих для решения задач деятельности, Е.Н. Кабанова-Меллер называет приёмом деятельности. Схема действий или операций (состав приёма) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания, правильный приём допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на этой основе другой приём.

Приёмы деятельности могут быть разной степени сложности. Более сложный состоит из большего числа действий, включает в себя в качестве составляющих действий другие приёмы. Они необходимы для решения более сложных задач. Приём деятельности называют обобщённым, если он получен на основе анализа менее общих (частных) приёмов путём выделения общего (инвариантного) содержания деятельности по решению конкретных (частных) учебных задач. После обобщения частный приём выступает как вариант обще-го, частные приёмы могут быть получены из общего путём варьирования его составляющих. Один общий приём заменяет несколько частных, создаёт ориен-тированную основу деятельности для решения целого класса учебных задач, служит основой переноса на другие задачи.

Сознательное владение каким-либо приёмом деятельности называется умением: умение доведённое до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык. Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций.

И.С. Якиманская различает такие понятия, как «приём», «способ». Приём в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем. Способ – это открытие самого ученика, в ней проявляется накопленный учеником опыт познания; это устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности,- характеризует индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы, устойчивость предпочтения, продуктивность использования знаний. Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, мотивационно – потребностное ; эмоциональные и операционные компоненты, ориентированные на личный опыт ученика и его собственный потенциал. Усваиваемые в процессе учения общие приёмы учебной деятельности должны трансформироваться в его индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие ученика.

Таким образом, именно приёмы учебной деятельности как основа способов решения учебных задач должны включать в содержание учебного предмета и этот компонент не зависит от его конкретного содержания.

Среди приёмов учебной деятельности выделяются различные виды и категории. Приведём известную классификацию Ю.К. Бабанского основных общеучебных умений и навыков, соответствующих структуре учебной деятельности и процессу усвоения знаний:

1) учебно-организационные (определение задач, рациональное планирование, создание благоприятных условий деятельности);

2) учебно-информационные (работа с книгой и другими источниками информа-ции, библиографический поиск, наблюдение);

3) учебно-интеллектуальные (мотивации деятельности, восприятие, осмысле-ние, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).

Классификация приёмов учебной деятельности учащихся по изучению предмета учитывает особенности её содержания и основных задач и может быть проведена по различным основаниям в отношении общеучебных приёмов (умственной деятельности, решения задач). Можно выделить следующие виды приёмов учебной деятельности учащихся:

1. общеучебные приёмы:

а) приёмы внешней организации учебной деятельности – приёмы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т.п. — их можно назвать так же приём управления учебной деятельности.

2. приём познавательной (внутренней) деятельности – приём внимания, запоминания ,оперирование образами, суждениями, умозаключениями мысли-тельными операциями и действиями; приёмами словесного описания, объясне-ния, формулировки вопросов или проблем; приём рефлексии и др.

Общие приёмы учебной деятельности используемые и формулируемые на уроках делятся на 2 подгруппы:

1) приём работы с книгой, таблицами, компьютером, организации самостоятельной работы, ведение тетради, приём воспроизведения материала;

2) приёмы познавательной деятельности – приёмы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приёмами характерными для мыслительных операций (анализа, абстрагирования, общения и др.) и в их специфической форме и т.д.

Специальные приёмы – это такие приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса. Без усвоения специальных приёмов невозможна выработка сознательных умений и навыков, которые, с точки зрения теории учебной деятельности, формируются только на основе усвоенных приёмов.

Частные приёмы учебной деятельности – это такие специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач. Они используются (и формируются) только в определённых темах курса. Один и тот же приём деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более узким приёмам. Это создает условия как для обобщения приёмов их решения, так и для специализации и конкретизации этих приёмов учебной деятельности.

Методическая схема формирования обобщенных приёмов учебной деятельности:

диагностика сформированности необходимых приёмов учебной деятель-ности – анализ существующего положения, готовности учащихся к вы-полнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;

постановка целей деятельности и принятие их учащимися – мотивация той её стороны, которая направлена на овладение необходимыми приёмами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;

введение приёма (нескольких приёмов) – инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приёма; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения;

отработка введённого приёма в процессе которой на основе его осознания формируется умение;

оперативный контроль и коррекция процесса формирования приёма (текущий контроль) выявление пробелов и организация необходимой по-мощи учащимся в их устранении, уточнении задач учебной деятельности и средств их решения;

применение нового приёма (в типичных, стандартных) ситуациях от чего умение становится всё более автоматизированным, т. е. превращается в навык;

обобщение и перенос усвоенного приёма, к которому учащиеся по существу постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приёмов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению задач и сформировать обобщённый приём;

закрепление обобщённого приёма: этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся;

обучение нахождению новых приёмов учебной деятельности на основе изученных, необходимых для использования обобщенного приёма в но-вых (незнакомых, нестандартных) ситуациях.

Приёмы учебной деятельности соотносятся с этапами полного цикла учебно-познавательной деятельности учащихся; то и другое — со структурой учебного процесса (этапами учебного занятия) этот факт позволяет проектировать управляющую деятельность учителя в процессе обучения и формировать его методический инструментарий (выбирать методы, формы и средства обучения) на основе диагностики сформированности приёмов учебной деятельности учащихся.

1. Аплетаев М.Н.Система воспитания личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев,-Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.- 345 с.

2. Бабанский Ю.К.Педагогика: курс лекций / Ю.К.Бабанский — М. : Просвеще-ние, 1988 .-254с.

3. Бадмаев Б.И. Психология в работе учителя./ Б.И.Бадмаев,- М., 2000.-247 с.

4. Болотина Л.Р.Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Л.Р. Болотина- М.: Просвещение, 1987.-251с.

5. Божович Л.И., Колпикова Т.Е. О нравственнном развитии и воспитании и воспитании детей / Л.И.Божович, Т.Е.Колпикова // Вопросы психологии.-1975.- №1.-С.7-15.

6. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева,- М.: Просвещение,- 1978

7. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э.П.Козлов,- Изд-во Ростовского ун-та,1983.- 254 с.

8. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С.Марь-енко,- М.: Просвещение,- 1985.-176 с.

9. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников / И.Осипова // Лучшие страницы педагогической прессы.-2004.-№1-С.76.

Источник

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся
учебно-методический материал на тему

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_priemy.docx 239.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся

Метод – последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.

Методы обучения должны удовлетворять требованиям:

  • Научности;
  • Доступности (обучающимся);
  • Результативности;
  • Воспроизводимости (другими учителями);
  • Эффективности.

Методы выбираются в зависимости от

  • целей и задач учебного занятия,
  • его содержания,
  • специфики работы с конкретными обучающимися.

Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).

Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.

Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин.

  • Приёмы работы с текстовыми источниками информации.
  • Приёмы работы с тестами.
  • Приёмы работы с картографическими материалами.
  • Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами.
  • Приёмы работы с динамическими экранными материалами.
  • Игровые приёмы.
  • Вербальные приёмы обучения.
  • Приёмы работы со статическими материалами.

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

  • Комментированное чтение.
  • Пересказ, рассказ по опоре.
  • Перефразирование текста.
  • Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
  • Описание понятий и явлений по литературным текстам.
  • Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).
  • Поиск ответов на поставленные вопросы.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.
  • Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
  • Составление вопросника к тексту.
  • Конспектирование, «сжатие» текста.
  • Составление плана текста.
  • Составление логических (графических) схем.
  • Составление таблиц.
  • Анализ материалов СМИ.
  • Составление кроссвордов.
  • Составление карт (схем) по тексту.
  • Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
  • Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
  • Исправление ошибок в тексте.
  • Смысловой выбор.
  • Составление «визитных карточек».
  • Составление мультимедиапрезентаций.
  • Разработка виртуальных экскурсий.
  • Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.
  • Составление сценария учебного фильма.
  • Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.
  • Составление рецензий, аннотаций.
  • Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Приёмы работы с тестами

  • Контрольное тестирование.
  • Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

Приёмы работы с картографическими материалами

  • Чтение карты.
  • Картографическое (топографическое) лото.
  • Наложение карт.
  • Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.
  • Выявление взаимосвязей.
  • Путешествия по карте.
  • Составление картосхем.
  • Составление характеристик объектов, территорий по картам.
  • Разработка маршрутов.
  • Разработка тематических карт с новым содержанием.
  • Составление пазлов.
  • Составление профилей.
  • Работа с контурными картами.

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами

  • Описание изображения (составление рассказа).
  • Поиск деталей.
  • Сравнение изображений.
  • Сопоставление.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Составление титров.
  • Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)
  • Составление слайд-шоу.
  • Составление иллюстративных рядов.
  • Составление тематических рабочих тетрадей.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

  • Получение информации.
  • Комментирование.
  • Озвучивание.
  • Анализ (рецензирование).
  • Организация практических работ.
  • Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.
  • Деловые игры.
  • Выпуск тематических газет.
  • Театрализация.
  • Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
  • КВН.
  • Викторины и т.п.

Вербальные приёмы обучения

  • Беседа.
  • Рассказ учителя (объяснение).
  • Школьная лекция.
  • Семинар (конференция).
  • Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).
  • Заочная экскурсия.

Приёмы работы со статистическими материалами

  • Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.
  • Построение графиков.
  • Построение диаграмм.
  • Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.
  • Сбор статистических данных.

Основные приёмы,
обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин

Предваряющая деятельность учителя

Деятельность учителя во время работы

Деятельность обучающихся во время работы

Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

Изучение нового учебного материала

Постановка учебной задачи(далее –УЗ) (в данном случае ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ИЗ ТЕКСТА). (задача всегда нацеливает учащихся на достижение цели, получение конечного определенного результата)

Расстановка смысловых акцентов

Организация беседы в целях выявления степени осознания обучающимися прочитанного материала

Пересказ, рассказ по опоре.

Изучение и первичное осмысление нового учебного материала

Постановка УЗ (выделить существенные стороны)

Контроль изложения в зависимости от поставленной задачи

Организация обсуждения, внесения дополнений, формулировки выводов

Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

Индивидуальное консультирование (по просьбе ученика или с учетом индивидуальности)

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Описание понятий и явлений по литературным текстам.

Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

Постановка УЗ, указывает источники информации

Анализ результатов обучающимися

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Изучение, закрепление нового учебного материала

Выдает вопросник. Контролирует понимание учащимися сути вопроса

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изучение, закрепление нового учебного материала. Контроль знаний и умений

Инструктаж. Проверка понимания смысла задания

Составление алгоритма деятельности. Выполнение заданий

Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися

Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

Постановка УЗ, объяснение правил способа деятельности. Требования: краткая графико-словесная схема, возможность использования при рассказе

Прослушивание выступления обучающегося с использованием его опоры. Смотр опор.выводы

Составление вопросника к тексту.

Изучение, закрепление нового учебного материала

Постановка УЗ нацеливание на выбор существенных сторон …

Выполнение УЗ с использованием источника (нескольких источников) информации

Проверка и обсуждение обучающимися результатов

Конспектирование, «сжатие» текста.

Составление плана текста.

Изучение, закрепление нового учебного материала

Составление логических (графических) схем.

Изучение, закрепление нового учебного материала

Постановка УЗ, объяснение сути способа деятельности

Изучение, закрепление нового учебного материала

Источник

Читайте также:  Способы заснуть быстро детям 11 лет
Оцените статью
Разные способы