Урок математики в 1-м классе по теме «Прибавление числа 3»
Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.
Обучающие:
1. Сформировать умения прибавлять число 3 с переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
2. Развивать интерес к предмету.
Воспитывающие:
1.Формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.
1. Организационный момент.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
– Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.
Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.
2. Устный счет. Задание первого лучика. (Работа в парах.)
– Без математической разминки нам не обойтись.
– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.)
– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)
– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа.)
– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа.)
Форма работы “Ручеек”.
Задание: у каждого ребенка карточка с примерами, фишки, которые они будут давать друг другу за правильные ответы – зеленые фишки, если ответы неправильные – красные фишки.
– Не забывайте о наших правилах.
Д. Выслушиваем партнера до конца, фразы, не торопим друг друга.
– У кого все зеленые фишки? (Поднимите руки.) Молодцы.
Знают взрослые и дети-
Без умения считать
Плохо жить на свете.
3. Подготовительный этап. Задание второго лучика. (Решите задачи в стихах.)
– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.
1). В класс вошла Марина
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)
2). На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Д. Петухов стало 3?
У. Как получили 3? (1+2=3)
3). Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?
У. Как получили 3 ? (2+1=3)
– Посмотрите внимательно на ответы этих задач?
– Что можно сказать про ответы этих задач (3)
– На какое действия эти задачи.? (+)
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)
4. Работа над новым материалом. Задание третьего лучика.
– А еще число 3 дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается. (“Три поросенка”, “Три медведя”, “Три богатыря”.)
– Как можно к числам прибавлять число 3?
3 – это 1 и 1 и 1
3 – это 1 и 2
3 – это 2 и 1
– Ребята, число3, как и число 2, можно прибавлять по частям.
– Рассмотрим на примерах.
– Ребята, можно, конечно 3 прибавлять по частям: 1, 1, 1.
Однако быстрее прибавлять поможет таблица сложения. Ведь 3 – это 2 + 1, или 1 + 2. Поэтому к данному числу можно прибавить сначала 2, а к результату еще 1, или сначала 1, а потом 2.
2). 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!
– Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.
– Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)
5. Мультимедийная презентация. Задание четвертого лучика.
1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере?
5. Работа по учебнику. Задание пятого лучика.
С. 40, з. 2, 3 – устно.
– Какими способами можно прибавить 3 к числу ? (С помощью линейки, фишек, по частям.)
6. Работа в тетрадях. Задание шестого лучика.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два– двенадцать.
– Сложим числа 7 и 3. Три это 2и1.
– Значит, 7 + 3 равно 10 ..
8. Решение задач. Задание седьмого лучика.
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– Какой вопрос придумали к задаче?
Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?
– О ком говорится в задаче?
– Сколько пуговиц пришила бабушка?
– Сколько пуговиц пришила внучка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь.
Ответ: 10 пуговиц.
– О ком говорится в задаче?
– Сколько тарелок вымыла мама?
– Сколько тарелок вымыла дочка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение в тетрадь.
Ответ: 11 тарелок.
Самостоятельная работа. Задание восьмого лучика.
– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?
– Как можно прибавить число3?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку на лице. А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.
Д. Мы старались очень слушать и решать,
Источник
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 23. Прибавление к числу числа 3. Вычитание числа 3.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вычисления вида + 3, — 3.
- Присчитывание и отсчитывание по 3.
- Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, схеме, таблице, диаграмме.
- Дополнение условий задач недостающими данными или вопросом.
Глоссарий по теме
Прибавление числа 3.
Вычитание числа 3.
Взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
Вычисления вида + 3, — 3.
Прибавление к числу по 3; вычитание из числа по 3; текстовая задача.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.–С. 104 – 107.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, — С. 38
На уроке мы узнаем, как выполнять сложение и вычитание вида + 3, — 3. Научимся пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа 3. Сможем присчитывать и отсчитывать по 3.
Основное содержание урока.
Посмотрите на экран.
Как можно разложить три игрушки на две полки?
На первую полку поместить одну игрушку, а на вторую две или, наоборот.
Сколько игрушек нужно добавить на каждую полку, чтобы их стало поровну?
На первую полку две игрушки, а на вторую одну.
Посмотрите на получившиеся выражения. Закончите утверждения.
Три – это один и …(два).
Три – это два и … (один).
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться прибавлять и вычитать число три. Тема урока: «Прибавление к числу числа 3. Вычитание числа 3».
Посмотрите на изображение и послушайте задачу.
На полке лежат четыре игрушки. Мама попросила Лизу положить на полку ещё три. Сколько игрушек будет на полке?
Что нам нужно сделать для решения этой задачи?
Нам нужно к четырём прибавить три.
Как сделать это удобным способом?
Мы можем число три разложить на части и прибавить по частям. Например, по одному:
К четырём прибавить один, будет пять. Прибавить ещё один, будет шесть. К шести прибавить один, будет семь. (За словами диктора меняется изображение на экране: на полку добавляются по одной игрушке).
4 + 1 + 1 + 1 = 7 игрушек.
Как можно прибавить число три другим способом?
Сначала можно прибавить два, а потом один.
К четырём прибавить два будет шесть, и прибавить один, получится семь.
Как получили семь?
К четырём прибавили два, а потом ещё один.
Есть ещё способ, как к четырём прибавить три?
Мы можем сначала к четырём прибавить один, а затем два.
К четырём прибавить один будет пять. К пяти прибавить ещё два получится семь.
Как прибавляли число три?
Сначала прибавили один, потом ещё два.
Назовите, какими способами можно к числу прибавить три.
Нам удалось получить три способа прибавления числа три.
Давайте рассмотрим способы вычитания числа три.
У Лизы на полке семь игрушек.
Нужно убрать три игрушки.
Каким способом можно из семи вычесть три?
Сначала можно вычесть два, получится пять, а затем вычесть один, получится четыре.
Каким ещё способом можно из семи вычесть три?
Сначала можно вычесть один, получится шесть, а затем вычесть два, получится четыре.
Сделаем вывод, чтобы из числа вычесть три, сначала вычитаем два, а затем один или наоборот, сначала вычитаем один, а затем два.
Итак, число три можно прибавлять частями: сначала к числу прибавляем один, а потом ещё два или сначала к числу прибавляем два, а потом ещё один.
Число три можно вычитать частями: сначала из числа вычитаем один, а потом ещё два или сначала из числа вычитаем два, а потом ещё один.
Рассмотрим числовой луч:
С помощью числового луча мы можем прибавлять и вычитать число три.
Прибавим к двум число три.
Как это можно сделать?
Сначала прибавим один (назовём последующее после двух число), а затем прибавим два (перепрыгнем через одно число).
Два плюс три получится пять.
С помощью числового луча из восьми вычтем три.
Сначала из восьми вычесть два (перепрыгнуть через число), а потом ещё один (это предыдущее число).
Из восьми вычесть три получится пять.
Разбор тренировочных заданий.
С помощью числового луча вычислите значения выражений:
Условие задачи дополните по рисунку.
У Алёши было
.
Стало на 3 меньше. Сколько стало?
Все четырёхугольники закрасьте жёлтым цветом, а треугольники синим.
Соедините задачу с её решением.
Прочитайте задачи, соедините каждую с соответствующим решением:
Вставьте пропущенные числа.
Составьте по рисункам задачи. Запишите решение.
Ответ: 6 + 3 = 9; 7 – 3 = 4; 4 + 3 = 7.
Проверьте, соответствует ли выражение результату действий. Отметьте ошибки с помощью .
На сколько сантиметров зелёный отрезок длиннее красного?
Запишите ответы в таблицу.
Прочитайте задачу, отметьте правильный ответ.
Наташа расставляла свои игрушки по местам. Трёх больших кукол посадила на диван. Два набора посуды убрала в шкаф. Остальные игрушки расставила на полке. Сколько игрушек оказалось на полке, если всего было 9 игрушек?
Раскрасьте карточки с цифрами жёлтым цветом, с буквами – синим, с математическими знаками – красным.
На какие 2 группы можно разделить эти предметы?
Источник