Правила передачи объема
Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»
Свет в живописи и его влияние на художественное произведение
Правила передачи объема
Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.
Понятие объема
В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.
Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.
Как превратить плоскость в объем?
Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.
Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.
Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.
Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции , одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео , которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.
Понятие светотени
Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
- блика;
- света;
- падающей и собственной тени;
- полутона;
- рефлекса.
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео . |
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
Передача объема по технике Старых мастеров
В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.
Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь .
Источник
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Рисование геометрических тел
Главная задача учебного рисунка — изучение и практическое рисование с натуры многообразных форм, созданных природой и человеком. Рисуя с натуры какой-либо конкретный предмет, нужно постоянно возвращаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы они твердо вошли в сознание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически, без лишней затраты времени, без лишних физических и умственных усилий.
Практическая часть пособия построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над такими сложными по внутреннему строению и внешней пластике формами, как человек и архитектура. Освоение принципов рисунка, его технического и графического исполнения осуществляется сначала на простых формах геометрических тел и предметов быта, для рисования которых достаточно представления о внешнем облике, а затем на голове и фигуре человека, в изображении которых решающую роль играет знание внутренней конструкции и умение увидеть связь анатомического строения с внешней формой.
Эти упражнения являются достаточно хорошей школой для приобретения необходимых основ мышления и навыков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи, в том числе и рисования архитектурных сооружений. Опираясь на общие принципы, практическая часть пособия показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.
Методические таблицы на примерах конкретных форм и определенных задач иллюстрируют стадии практического ведения рисунка — от композиционного размещения и линейного построения до тонального решения.
Последовательность выполнения учебного рисунка на листе бумаги такова:
пометка композиционного размещения крайними точками;
нахождение геометрического центра композиции, от которого должно идти дальнейшее построение;
пометка точками основных конструктивных узлов с учетом пропорций и перспективы и нанесение линиями направлений движения основных масс;
прорисовка линиями больших форм с последующей дорисовкой деталей;
нанесение светотени, начиная с линий собственных теней, проработки теней и кончая моделировкой формы на свету;
обобщение и придание цельности рисунку.
На каждой стадии работы необходима строгая проверка и исправление ошибок, допущенных в предыдущих стадиях.
В методических таблицах проведен принцип применения минимума средств для решения той или иной задачи и разумного использования точек, линий и тушевки, различной их силы в начале, середине и конце выполнения работы.
Прежде чем приступить к выполнению рисунка, поставить первую точку и провести первую линию, нужно осознать, что и для чего делать и в какой последовательности во времени вести работу. Необходимо учитывать, что человек не может сразу ответить на все вопросы правильно, ему свойственно ошибаться, поэтому манера в начале работы должна быть такой, которая обеспечивает возможность ясно видеть ошибки и исправлять их с минимальной затратой времени и усилий. Последнее достигается использованием в рисунке точек и линий различной силы.
Первые пометки на листе бумаги в учебном рисунке как с натуры, так и по представлению должны быть слабыми, скупыми или, как говорят, исчезающими, а после анализа и сравнения с натурой исправления следует вносить более сильной линией. Первые пометки по контрасту с последующими при этом становятся незаметными, а к резинке при такой манере учебного рисунка приходится прибегать крайне редко — тогда, когда ошибочная пометка сделана настолько сильно, что спорит с правильной и мешает видеть рисунок. Стирать ошибочные пометки рекомендуется только после того, как найдены правильные.
Большое значение имеют кратковременные рисунки с натуры и по представлению. Поэтому перед тем, как делать длительный учебный рисунок с той или другой точки зрения, рекомендуется осмотреть рисуемый предмет-модель со всех сторон и сделать с характерных точек кратковременные рисунки-наброски, как правило, линейные, позволяющие полнее изучить рисуемую форму в целом, более уверенно и успешно вести длительный рисунок с нее. С помощью набросков можно получить ясное представление о внешней форме, о движении в пространстве и о пропорциях рисуемого объекта. Если форма предмета сложная, то для ясного ее понимания полезно сделать мысленно ряд сечений плоскостью и изобразить эти сечения на бумаге линией. Иногда быстрый набросок может решать одну из частных задач рисунка: в одном случае — конструктивную, в другом — задачу пропорций и передачи характера, в третьем — движения, светотени или композиции. Для решения каждой из задач следует выбирать соответствующую манеру изображения и степень законченности.
Рис 1. Последовательность рисунка куба
Источник
Как передать объём предметов в рисунке? Часть I.
Художники-самоучки ищут секрет передачи объёма опытным путём, перерисовывая одну фотографию за другой, пытаются нарисовать все детали, изобразить каждую чёрточку, видимую глазом. Но в результате получается всё равно плоская фотография, хотя и очень похожая на оригинал.
Секрет рисования объёма в том, что в отличие от псевдообъёма (затемнение по краям объекта), существует масса тонкостей, исходящих из визуального анализа модели. Конечно, чтобы все их освоить понадобится множество часов практических упражнений — многочасовые занятия по рисованию карандашом, но для того, чтобы понимать, на что именно обратить внимание во время рисования, я выделю основные пункты. Итак, чтобы предмет на рисунке выглядел объёмным, стоит применить один из перечисленных ниже приёмов рисунка и способов изображения.
Чтобы показать объём в рисунке, стоит использовать:
1) Сквозное построение.
Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, а не реальные предметы помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. Таким образом даже начинающий художник без труда соберёт сложную, разнообразную форму, как из конструктора, и при помощи нажима на карандаш и изменения толщины линии (то, что ближе — более широкими, жирными, тёмными линиями) предмет передаст объём предметов. Для пущей убедительности можно показать линию разреза на предмете — как будет выглядеть профиль предмета, если резануть его, например, пополам. Это тоже доказывает в глазах зрителя полноту объёма.
Но, чтобы рисунок был выразительным, и чтобы не только изобразить в рисунке объём предметов, но ещё и пространство между всеми элементами (объектами), все рисующие линии должны быть разной толщины, темноты и степени наполненности: по мере удаления они будут становиться более тонкими, лёгкими, блёклыми. Передние части эллипсов можно подчеркнуть, усилить (линия чуть жирнее, толще), тогда цилиндрические предметы «закрутятся», станут выразительнее, объёмнее.
2) Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения).
Когда рисуете, помните, что изобразить в рисунке нужно не сам объект (лицо, деревья, складки ткани), а разницу между пятнами. Например, что светлее, верхняя плоскость яблока или боковая; тень на самом предмете или падающая от него тень; предмет или фон? Для этого, во время рисования следует задавать себе мысленно подобные вопросы и отвечать на них при помощи простого карандаша. Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи и объёма в рисунке.
3) Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму.
Если вы хотите научиться рисовать с натуры, а это самое мудрое решение, какое только может быть принято начинающим художником, то не торопитесь сразу хвататься за карандаш и бумагу. Рассмотрите внимательно то, что хотите изобразить, оцените, достаточно ли хорошо освещён предмет. Свет должен выявлять форму и объём предметов и объектов, поэтому лучше выбрать источник света сверху сбоку (обычно слева): так будут хорошо прослеживаться основные тени, полутени, света, блики и, что особенно важно, рефлексы. Свет не должен быть «слепящим», то есть не должен находиться перед художником и освещать объект «в лоб», также избегайте положения источника освещения в «контражур», то есть за рисуемым предметом. Такое освещение либо совсем лишает объект теней и полутеней, либо полностью погружает его в темноту. В таких случаях объём предмета практически не прослеживается и изобразить его очень сложно.
4) Штриховка по форме.
Направление штрихов, особенно на ранней стадии обучения рисунку, имеет особое значение. Помимо разницы между тушёвкой и штриховкой, начинающий художник должен уделить внимание и распределению штрихов по поверхности предмета. Это не только сделает рисунок грамотным, с точки зрения профессионализма, но и создаст некую эстетику в рисунке, упорядоченность, методичность. А самое важное: штрих, положенные строго по направлению поверхности предмета (по форме), усиливают звучание объёма этих самых предметов, делают рисунок трёхмерным, помогают «прощупать» и передать при помощи карандаша особенности выпуклостей и вогнутостей, перетекания из одного объёма в другой. Смотрите образцы: рисунки мастеров прошлых эпох и студентов Академии имени Репина — классическая штриховка сеточкой, выявляющая форму и объём — это то, к чему вам стоит стремиться.
5) Неравномерность проработки.
Многие художники самоучки допускают досадную ошибку, стремясь одинаково тщательно прорисовать всё, что входит в рамки рисунка. Не надо так. Одинаково качественно прорисованный объём всех предметов и объектов, как ни странно, всю объёмность в рисунке уничтожает. Поэтому, самое важное прорисовываем более тщательно, скрупулёзно, а второстепенное и детали — более небрежно. Вот увидите, объёмность главных предметов только усилится.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Источник