Способы при государственных закупках единственный поставщик

Содержание
  1. Способы при государственных закупках единственный поставщик
  2. Как стать единственным поставщиком для госзаказчика по 44‑ФЗ?
  3. Заказчик проводит небольшую закупку
  4. Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях
  5. Срочные и форс-мажорные закупки
  6. Незаменимая или уникальная продукция или услуга
  7. Закупки лекарств или оплата лечения
  8. Определение поставщика распоряжением правительства РФ
  9. В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика
  10. Ответим на вопросы
  11. Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году
  12. Что такое закупка у единственного поставщика
  13. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
  14. Малые электронные закупки
  15. Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:
  16. Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок
  17. Преимущества закупки у единственного поставщика
  18. Недостатки закупки у единственного поставщика
  19. Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
  20. Выводы
  21. Шпаргалка

Способы при государственных закупках единственный поставщик

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Как стать единственным поставщиком для госзаказчика по 44‑ФЗ?

Закупка у единственного поставщика — один из самых популярных видов закупок по 223 и 44-ФЗ. Заказчикам удобно иметь дело с одним проверенным контрагентом. Посмотрим, в каких случаях поставщик может законно получить контракт без участия в конкурсе.

Заказчик проводит небольшую закупку

С 1 июля 2020 вводится новое правило закупок товаров, работ, услуг у едпоставщика — заказчики могут купить в электронном магазине любой товар, если цена не выше 3 млн руб., а закупают товар по характеристикам из Единого каталога товаров, работ, услуг. Если товар или работы покупают не в электронном магазине, то цена контракта не должна быть выше 600 тыс. рублей.

Годовой объем таких закупок не должен быть больше 10% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб (4 п. 1 ч. 93 ст. 44-ФЗ).

У музеев, театров, зоопарков, национальных парков и других учреждений (5 п. 1 ч. 93 ст. 44-ФЗ) ограничение на одну закупку тоже 600 000 рублей. А годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 30 млн рублей.

Как участнику получить контракт без конкурса? Мы рассматриваем только добросовестные схемы, поэтому здесь заказчик чаще всего уже знает того поставщика, с которым планирует заключить контракт. Он работал с ним и остался доволен сотрудничеством.

Чтобы выполнять заказ в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Она складывается из опыта уже выполненных работ и наличия рекомендательных писем. Постарайтесь выигрывать в конкурентных процедурах и выполняйте подписанные контракты качественно, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда будет проводить закупку у единственного поставщика.

Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях

Есть несколько групп закупок, которые тоже разрешено проводить у единственного поставщика:

Срочные и форс-мажорные закупки

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • при мобилизации,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки лекарств или оплата лечения

У единственного поставщика можно закупить лекарства при определенных медицинских показаниях на сумму не больше 1 млн рублей.

Определение поставщика распоряжением правительства РФ

Такие ситуации возникают, например, на выборах при закупках бюллетеней, открепительных удостоверений, марок.

Это не полный список возможных закупок у единственного поставщика. Все случаи описаны в 93 ст. 44-ФЗ.

Читайте также:  Изготовление цветов разными способами

В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика

Заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика по завершению конкурентной процедуры. Если соблюдено одно из трех условий:

  • Подана только одна заявка.
  • Соответствует требованиям только одна.
  • На электронный аукцион подано несколько заявок, но в самом аукционе принял участие только один поставщик и он соответствует требованиям.

В этом случае конкурентная процедура признается несостоявшейся и заказчик может заключить контракт с единственным участником. Цена контракта должна быть равна НМЦ или сумме, которую предложил поставщик. В таких закупках на этапе приемки товара заказчик должен будет привлечь к оценке внешних экпертов.

Отсутствие конкуренции во время закупок не всегда подразумевает сговор. Например, за три квартала 2019 года несостоявшимися было признано более 821 тыс. закупок на общую сумму 3,75 трлн рублей, в том числе потому что подали одну заявку. Это значит, что поставщики получили максимальную прибыль, а государство ни рубля не сэкономило на этих закупках.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Александр, добрый день!

Образовательные учреждения могут проводить закупки у единственного поставщика по п.5 ч.1 ст.93.

Ольга, добрый день!

Для заказчиков с бюджетом более 40 млн рублей, при планировании закупок «до 100 тысяч» у единственного поставщика, выгоднее ориентироваться на лимит — 5% от СГОЗ и не более 50 млн рублей.

Например, у заказчика бюджет 100 млн рублей.
Заказчик может провести закупки до 100 000 рублей на общую сумму 5 млн рублей.

Олег. Олег, добрый день!

Причины, по которым победитель закупки так сильно снижает НМЦ, бывают разные:
1. Желание поставщика иметь опыт исполнения госконтрактов. Это поможет ему в будущем подтвердить квалификацию в конкурсе.
2. Неопытность участника. Иногда в аукционе азарт берет верх над расчетом.
3. Картельный сговор. Один участник снижает цену на 80%, добросовестные поставщики теряют интерес к аукциону. Дальше победителя отклоняют из-за ошибок во второй части заявки и побеждает другой участник сговора, кто занимает 2 место (как правило, с минимальным снижением НМЦ).

Закупок, где победители сильно демпингуют, не так много. По официальной статистике Минэкономразвития, цена конкурентной закупки в 2016 году в среднем снижалась на 8,9%.

Может, вы имеете ввиду конкретную закупку, где победитель снизился на 60-80%? Если да, поделитесь ссылкой на нее — мы проанализируем заказчика, его поставщиков и поделимся выводами в личном сообщении.

Дмитрий. Дмитрий, добрый день!

Если у организации нет исполненных контрактов по аналогичным закупкам, то для подтверждения добросовестности предоставляете обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза.

Вопрос: О закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — субъекта естественных монополий.

Совсем свежие из Консультанта.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 2017 г. N Д28и-387
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ).
Перечень услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, указан в части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ.
Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку у субъекта естественных монополий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ независимо от того, включен поставщик в реестр субъектов естественных монополий или нет.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития контрактной системы

Источник

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году

эксперт Контур.Школы по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим особенности проведения этой процедуры и обратим внимание на изменения в законодательстве

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).

В конце статьи вы найдете Алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и Шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС!

В конце статьи есть шпаргалка

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • закупка для государственных нужд у единственного, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных его поручениями, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).

Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи»;

  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93);
  • закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93).
Читайте также:  Куриные ножки способы приготовления

Отдельно хотелось бы выделить малые электронные закупки, которые могут проводиться заказчиком для приобретения товаров в соответствии с п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года на сумму 3 млн руб.

Малые электронные закупки

Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.

Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой.

Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12
ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по пп. 4, 5 ч. 1
ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:

Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.

Обратите внимание, что размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.

Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца.

Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).

Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям.

Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.

Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.

Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.

Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.

Этап 8. Далее заключается контракт по правилам, предусмотренным для электронных процедур ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом особенностей, указанных в ч. 13 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, а именно:

  • контракт должен содержать обоснование цены;
  • контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 3 часов с момента опубликования протокола;
  • информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения;
  • при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается.

Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) по согласованию с контрольным органом.

В 2020 году был утвержден единообразный порядок согласования несостоявшихся конкурентных закупок.

Если закупка признана несостоявшейся, то контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Критерий для определения необходимости согласования — только превышение начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) превышает следующие предельные размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961), то согласие контрольного органа должно быть получено обязательно при следующих условиях:

  • 500 млн руб. — при закупке для федеральных нужд (за исключением запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика);
  • 250 млн руб. — при закупке для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика);
  • 1 тыс. руб. — при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Министерство финансов в своем Письме от 25.08.2020 г. № 24-06-05/74463 (п. 3 Письма) поясняет, что при проведении совместного конкурса или совместного аукциона каждый заказчик самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование требуется, если начальная (максимальная) цена заключаемого им контракта превышает предельный размер, установленный Постановлением Правительства № 961.

Чтобы пройти процедуру согласования, нужно направить обращение в контрольный орган не позднее чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не публикуется в ЕИС в соответствии с 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93).

Читайте также:  Если человек хочет то найдешь способ

Далее следует заполнить форму обращения, прилагаемую к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 961 от 30.06.2020 г. № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта…» (далее — Правила) и включить в обращение сведения, предусмотренные пп. 3-6 Правил, установленных Постановлением № 961, а также приложить документы, предусмотренные п. 7 Правил.

Обращение необходимо направить на бумажном носителе. Документ подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Если есть возможность, направьте также электронную версию обращения. Она не должна отличаться от бумажного варианта (п. 3 и п. 4 Постановления № 961, пп. «а» п. 10 Правил).

Если обращение содержит сведения, составляющие государственную тайну, то необходимо направить его, соблюдая правила законодательства о защите государственной тайны (пп. «б» п. 10 Правил).

Обратите внимание, что обращение направляется в один из следующих органов в зависимости от уровня проводимой закупки (ч. 7 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Правил):

  • ФАС России — при закупках для федеральных нужд и закупках, проводимых закрытыми способами;
  • контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ — при закупках для региональных нужд;
  • муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий, — при закупках для муниципальных нужд.

Если обращение составлено корректно и направлено в надлежащий контрольный орган, то он не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, осуществит следующие действия (ч. 8, 10 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 3 и п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, п. 10 и п.11 Правил):

  • рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку;
  • примет решение: согласует заключение контракта либо откажет в согласовании.

В последнем случае при необходимости внесите изменения в план-график и проведите новую закупку;

  • направит решение и предписание (при необходимости) на бумажном носителе.

Полезные Шпаргалки для согласования закупки с единственным поставщиком в конце статьи!

В конце статьи есть шпаргалка

Контрольный орган откажет в согласовании заключения контракта в следующих случаях (п. 13 Правил):

  • неправильно выбран способ закупки;
  • закупка закрытым способом проведена без согласования с ФАС России;
  • описание объекта закупки ограничивает количество участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе;
  • требования к участникам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе;
  • сокращен установленный в 44-ФЗ срок подачи заявок;
  • заявка неправомерно отклонена либо признана не соответствующей установленным требованиям;
  • участнику неправомерно отказано в допуске к участию в закупке;
  • заявка, поданная единственным поставщиком, либо информация, предусмотренная пп. «е» и «ж» п. 7 Правил, не соответствует установленным требованиям;
  • единственный поставщик не соответствует установленным требованиям.

Если нарушения будут выявлены в условиях контракта, контрольный орган согласует его заключение, но выдаст предписание. В нем он укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта (п. 12 Правил).

При заключении контракта по итогам согласования необходимо соблюдать следующие требования, установленные ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

  • срок подписания проекта контракта исчислять со дня, следующего за днем получения решения о согласовании;
  • не заключать контракт, пока не исполнено предписание, выданное по итогам внеплановой проверки. Если этого требует предписание, следует внести изменения в проект контракта. Далее нужно направить его участнику закупки в порядке, установленном для соответствующего способа определения поставщика;
  • заключить контракт не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании. До получения решения заключать контракт нельзя.

По итогам либо будет заключен контракт, либо нужно будет внести изменения в план-график и провести новую закупку (в случае отказа со стороны ФАС).

Что касается защиты прав поставщика в случае отказа со стороны ФАС, то п. 7 ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ гарантирует возврат обеспечения заявки участнику, а банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения заявки, в этом случае участнику не возвращается, но по ней не производится взыскание (ч. 9 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Если поставщик считает, что его права были нарушены, он также может попробовать обжаловать решение ФАС в Арбитражном суде на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ). Заявление в Арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как было вынесено решение ФАС об отказе в согласовании контракта (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не сможет заключить контракт по наиболее низкой выгодной цене, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 4 и 5 (при закупке товара в форме малой электронной закупки на сумму до 3 млн руб.), 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Порядок такого расчета и обоснования цены предусмотрен ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом документ, содержащий обоснование цены, включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.
  5. В случаях превышения НМЦК требуется согласование в контролирующем органе контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Алгоритм согласования закупки у ЕП 67.3 КБ

Шаблон обращения для согласования контракта с ЕП в ФАС 61 КБ

Источник

Оцените статью
Разные способы