Способы прерывания контакта это
Прерывания контакта – нарушения естественного обмена с окружающей средой, сбои в процессе создания – разрушения фигур, делающие невозможным или затрудняющие удовлетворение потребностей, желаний, интересов человека. Прерванный контакт фиксируется в опыте как «незавершенное дело», сопровождаемое напряжением невыраженных эмоций. Граница контакта при привычных прерываниях теряет свою функциональность, становится ригидной, поведенческий репертуар сужается.
Важно отметить, что способы прерывания контакта не являются патологическими сами по себе. По сути это те же самые способы, при помощи которых мы устанавливаем и развиваем контакт с миром, только ригидные, фиксированные.
На практике все протекает не так просто: велико количество незакрытых Гештальтов, циклов, оборванных из-за нарушений гранацы-контакт, внутренних или внешних по отношению к субъекту нарушений, мешающих свободному проявлению self.
Такие механизмы защиты или избегания контакта могут быть здоровыми или патологическими в зависимости от их интенсивности, гибкости, момента их проявления, короче говоря, от того, насколько они оказываются уместными или своевременными.
В вопросе об их наименовании царит путаница; многочисленные авторы используют для их обозначения самые разнообразные термины: невротические механизмы или невротические нарушения на границе-контакт (Перлз), разновидности потери функции ego (Гудман), виды защиты ego (Андре Жак), сопротивление-адаптация (или адаптационное сопротивление) (Польстеры), нарушения self или интерференция в осознавании (awareness) (Латнер), обрывы в цикле контакта (Зинкер), невротические механизмы уклонения (Мари Пети).
1. Конфлуэнция или слияние
Речь идет о состоянии отсутствия контакта, слияния вследствие временного отсутствия границы-контакт. При этом self не может быть выделен.
Маленький ребенок находится в нормальной конфлуэнции со своей матерью (симбиоз), влюбленный — со своей возлюбленной, взрослый — с группой духовно близких ему людей, любой человек — со всей Вселенной в моменты мистического единения с ней («океанское» чувство слиянности или экстаза).
Как правило, за конфлуэнцией следует отступление, позволяющее субъекту вновь обрести свою собственную границу-контакт, возвратиться к себе самому — особому и не похожему на других. Способ функционирования, при котором отступление оказывается настолько затруднительным, что конфлуэнция становится хронической, может быть квалифицирован как патологический (невротический или даже психотический).
Пример тому — запреты на слом установившегося равновесия и совершение ответственных поступков. Конфлуэнция также встречается в тех парах, где оба партнера не позволяют себе ни одного мало-мадьски самостоятельного действия, считая его «изменой».
В социальном плане конфлуэнция препятствует любому противоборству, любому настоящему контакту, а значит, и всякому социальному развитию. Ее можно обнаружить у фанатиков и сектантов, идентифицировавшихся с каким-то верованием, сектой, религиозной, политической, методологической или другой догматической, застывшей системой.
Любой резкий разрыв конфлуэнции повлечет за собой сильную тревогу, нередко усиленную чувством вины,— вплоть до психотической декомпенсации.
Терапия в этом случае будет заключаться в работе с границами self, с личной «территорией» каждого человека, с временными пределами человеческих взаимодействий (чередование контактов и отступлений). Для этого необходима обстановка доверия и достаточной безопасности, которая позволит находящемуся в конфлуэнции клиенту стать независимым, не испытывая при этом опасений оказаться отвергнутым или «поглощенным».
Утверждению собственного своеобразия, непохожести на других способствуют некоторые классические Гештальт-упражнения (телесные, вербальные или символические): определение границ своего тела, своего собственного ритма в группе, поиски своего особого места в ней, исследование своей личности посредством символико-графического представления ее в виде мандалы, физическое противоборство с партнером и т. д.
Обличая конфлуэнцию, Перлз сочинил свою знаменитую молитву гештальтиста, из-за которой испортили немало чернил и бумаги те, кто критиковал его за эгоизм, не понимая ее истинного смысла:
«Я иду моим путем, а ты идешь своим.
Я пришел в этот мир не за тем, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты — не за тем, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, а я — это я.
И если мы случайно встретимся — это прекрасно!
А если нет, то этому нельзя помочь. »
Слияние – это процесс, в котором нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между людьми.
«Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое – он слит с ним» (Перлс)
Энергия в слиянии становится общей, индивидуальность нивелируется, граница контакта размывается.
Слияние – основной способ контакта в зародышевом и новорожденном периодах.
Чувство сопричастности к чему-то большему, чем «я»: религиозный опыт, переживания, когда «радость на всех одна и беда одна», работа в команде, армия, командные виды спорта, хоровое пение и т.д.
Ощущение единства с другим человеком – естественный симбиоз матери и младенца, интимные любовные переживания, опыт «Я-ТЫ» в терапии.
Отношения, которые необходимы «как воздух», вне которых человек теряет себя. Оба (или кто-то один) могут верить в то, что они знают мысли и другого, переживают его чувства и его опыт. Это затянувшиеся симбиотические отношения матери и ребенка, любовная зависимость, ощущение, что невозможно жить вне какой-либо среды.
— Использование в речи местоимения «мы» вместо «я, ты, он (она)».
— Отсутствие уважения к разнице между собой и другими.
— Проявления злости, когда обнаруживаются различия.
— Искренняя вера в то, что люди испытывают одинаковые чувства.
— Размытая, обезличенная ответственность.
Слияние прерывает контакт в фазе преконтакта. Фигура желания не формируется.
Что с этим делать.
«Противодействие слиянию – дифференциация. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать его с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что может столкнуться с ужасом отделения от других и при этом остаться живым». (Польстер)http://www.b17.ru/article/4564/
Она лежит в самой основе воспитания ребенка и процесса роста: мы сможем вырасти только в том случае, если будем усваивать то, что идет из окружающего мира, определенные питательные вещества, идеи, принципы.
Но если элементы внешнего мира проглатываются непережеванными, то они останутся непереваренными, продолжая существовать внутри нас в виде посторонних паразитов.
Любое усвоение начинается с разрушения, слома установившейся структуры:
мы разгрызаем яблоко, прежде чем проглотить его, мы критикуем идею, прежде чем принять ее.
Патологическая интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы «проглатываются целиком», без предварительной переработки, необходимой для их усвоения.
Например, еще в детстве человек, воспитывающийся в традиционных иудео-христианских представлениях, может пассивно, без разбора и усвоения, проглотить немало указаний типа «ты должен. нужно. ». Напомним, что Перлз уже в своей первой книге «Эго, Голод и Агрессия» настаивал на необходимости элемента агрессии для любого процесса ассимиляции. Кстати, факт противопоставления Перлзом оральной агрессивности анальной повлек за собой его разрыв с Фрейдом.
Перлзу, как и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине этологу Конраду Лоренцу, агрессивность представляется позитивным инстинктом , необходимым для процесса естественного отбора и выживания видов. (Лоренц К. Агрессия, так называемое зло. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994).
Этимологически слово а-грессия (от лат. ad-gredere — идти вперед, приближаться к другому человеку) по смыслу близко слову про-грессия (идти вперед) и противоположно словам ре-грессия (идти назад) и транс-грессия (идти наискось).
Гештальт-терапевт старается эксплицитно развить независимость клиента (self-support), его ответственность и ассертивность, а значит, и выявить любую попытку иллюзорного спасения в интроекции. в том числе интроекцию таких принципиальных положений Гештальт-подхода, как: «Нужно свободно выражать свои эмоции» или следующее содержащее очевидный парадокс утверждение: «Никогда не нужно говорить «нужно»! Клаудио Наранхо вспоминает по этому поводу шутку Джо Вайсонга, главного редактора Гештальт-журнала: «Фриц помогал другим, оставаясь при этом самим собой, и, как часто случается, некоторые его ученики, вместо того чтобы следовать его примеру и быть самими собой. стали Фрицом!» (Третья международная конференция по Гештальту (в Гештальт-журнале, vol. V, № 1. 1982).
Вот еще несколько примеров интроекции, заслуживающих того, чтобы их тщательно «разжевали»:
нужно любить и уважать своих родителей,
но. нужно «убить» своих родителей, чтобы вырасти самому;
нужно всегда говорить правду своему супругу,
но. никогда не нужно заставлять понапрасну страдать своего супруга;
нужно уметь приносить жертвы ради своих детей,
но. «нужно прежде всего самому быть счастливым и удовлетворенным, чтобы дать пример счастья своим детям (По Бейтсону, интроекция парадоксальных предписаний (double-bind, или двойных предписаний) лежит и основе некоторых психозов!)
но. не нужно верить тому, что я вам говорю. »
Источник
Цикл и механизмы прерывания контакта в гештальт-терапии
Гештальт-терапия базируется на теории контакта.
Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности.
Человек в состоянии регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой, регулировать границу контакта. От этого зависит, насколько эффективно человек будет удовлетворять свои потребности.
Психологические трудности возникают при прерывании контакта, нарушениях, подвижках контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды.
Выделяют максимально 8 вариантов механизмов прерывания контакта (Перлз -5). Каждый из них возникает на определенном этапе цикла-контакта.
№ | Механизм прерывания контакта |
---|---|
1 | Слияние (Конфлюэнция) |
2 | Интроекция. |
3 | Проекция |
4 | Ретрофлексия. |
5 | Дефлексия |
6 | Профлексия |
7 | Эготизм |
8 | Обесценивание (Девалидация) |
Слияние
Конфлюэнция — слияние. Это состояние близкое к слиянию матери и грудного ребенка, влюбленных, существование «как одно целое».
В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент. Сложно выделить какое-либо свое переживание как главное и важное.
«Я не знаю, что я чувствую» «Мы с сыном не поступили в вуз, не хватило баллов».
Символический смысл: «Я и ты -единое целое. Нет границы между тобой и мной.»
Символический образ слияния: сиамские близнецы, двое влюбленных.
Вербальные индикаторы: Я заменяется на МЫ.
Невербальные индикаторы: синхронизация поз, сокращение дистанции.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Уровень возбуждения низкий, т.к. есть иллюзия что контакт происходит
Действия терапевта: эксперименты с осознанием своих и чужих границ. Эксперименты с расстоянием. Свобода в движениях и позах.
Адаптационный смысл слияния:Экономия, восстановление энергии. Усиливается чувство защищенности.
Механизм 2.
Интроекция
Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ:
«Я должен», «нужно», » так полагается», «нельзя»…»Я не должен злиться» «Мужчины не плачут» «Я должен все знать, если я учитель».
Как возникает интроекция? Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда — затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе.
При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как «я думаю», а подразумевается «они думают». (Перлз. Ф. 1996)
Примеры интроективных отношений в семье(из лекции Анны Федосовой):
Там должен быть кормящий. Куколки лол: у каждой есть питомец, которого она кормит. В мультиках старшая куколка лол всеми командует, а ее слушается и малышка, и питомец.
Такая система отношений в интроективных семьях -не перевария, глотать, что говорят другие. У некоторых эти интроекты потом становятся ценностями, если мы их перевариваем и понимаем, что они нам подходят, «мое». НО чаще люди приходят и спрашивают: правильно ли я делаю, потому что их не приучили думать и чувствовать самостоятельно, им нужен свод законов. Таким людям хочется, чтобы им сказали, что им делать.
Символический смысл интроекции: «Внутри себя я слышу голос. На чужих ошибках учатся.»
Символический образ интроекции: инородное тело внутри.
Вербальные индикаторы: табуирующие слова: обязан, должен, всегда, никогда.
Невербальные индикаторы: изменение в поведении человека, копирование другого.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Вместо себя предъявляю интроект думая что это мое, что способствует снижению возбуждения
Действия терапевта: обнаружение значимых лиц. Замена «должен» на «хочу». Провокация мимикой, жестом, позой. Удивление, вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения.
Адаптационный смысл интроекции: Обеспечение безопасности до поры осознания, переживания.
Проекция
Примеры. «Я не злюсь, это все вокруг злятся на меня». Тревожный человек считает, что другие слишком тревожны. Добрые считают, что все вокруг добры. Так, человек, которые злится, может спросить другого «ты чего такой злой?»
Символический смысл проекции: «Вместо тебя я вижу другого/себя.
Символический образ проекции: Экран кинотеатра, зеркало.
Вербальные индикаторы: слово «я» заменяется на «ты», «он», «она».
Невербальные индикаторы проекции: Избегание визуального контакта. Жесты. обращенные на другого.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Источник возбуждения приписывается другому.
Действия терапевта: Помощь клиенту в обнаружении в нем и принятии отвергаемых частей и своего личного опыта. Замена «ты», «он», на «я». Ориентирование в окружающей среде, за счет узнавания привычного клиенту поведения.
Примеры проективных отношений (из лекции Анны Федосовой): Такие отношения возникают там, где есть 2 и более людей, один из которых действует быстрее и ведет себя активнее. Ему скучно ждать и он решает за остальных, что они будут делать. Другой ленивым способом, не переваривая, хочет ли он это делать, соглашается, чтобы избежать скандала.
В проективных системах кажется, что жив только один. Он эффективный, деятельный, а другие, как зомби, за ним влачатся. Все идут в кино, хотя кто-то хотел остаться дома. Потом такие люди вырастают, приходят к терапевту и жалуются, что они утратили собственные желания и не могут их распознать.
Ретрофлексия
Человек не позволяет себе удовлетворить свои настоящие потребности. Так, вместо того, чтобы ударить другого, начинает бить себя, либо, например, грызть ногти.
Тот, кто хотел бы получить помощь от других, не просит ее, а справляется сам.
Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой — точно посередине себя самого. Ретрофлектор говорит: “Я стыжусь себя” — или: “Мне нужно заставить себя дописать этот реферат”. Как будто «сам» и «себя» -два разных человека.
Причиной ретрофлексии являются содержания таких механизмов, как интроекция и проекция. Именно иррациональные интроективные и проективные установки, убеждения, предрассудки останавливают движение возбужденной энергии, направляемой к границе цикла-контакта, к окружающей среде. Движение энергии сдерживается установками типа: «так делать нельзя»; «мужчины не плачут»; «порядочные женщины не знакомятся в метро»; «он сильнее меня, и если я его ударю, то он меня потом изобьет до смерти» и т.п.
Результатом ретрофлексии являются соматические болезни. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний.
Примеры ретрофлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой):
Там живут очень самостоятельные и независимые люди, их независимость -предмет общей гордости, они мало друг с другом беседуют. У них нет места нежности, теплу, там почти нет телесного контакта. Иногда они свои чувства отдают дневникам, читают сами, в основном. Могут пить. Вместо них говорит симптом. Симптом является регулятором и стабилизатором семейной системы. (Как говорит Л.Л.Третьяк «Если ты определишь, что делает симптом, то ты сделай это вместо него).
Символический смысл ретрофлексии: Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой.
Символический образ ретрофлексии: змея, кусающая себя за хвост.
Вербальные индикаторы ретрофлексии: Кого-то другого подменяет на «себя», возвратные глаголы (я стыжусь себя, я злюсь на себя).
Невербальные индикаторы ретрофлексии: Движения, телесная напряженность направлены на себя. Скука, как сдерживаемое раздражение.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение обращается на себя.
Действия терапевта: Слово «себя» заменяется на слово «другой», «ты». Усиление ретрофлексивных действий.
Адаптационный смысл: самонаказание, самоконтроль.
Дефлексия
Интенсивность контакта уменьшается от долгих разглагольствований, нарочитого вышучивания, избегания прямого взгляда на собеседника. Человек абстрагируется от ситуации, «уходит в себя», меняет адресат агрессии, отпускает реплики не по существу, произносит банальности или общие фразы, проявляет минимум эмоциональных реакций вместо живого участия.
Это по сути уход от контакта. Отношения похожи на формальные, в них не проявляются эмоции. Так, сотрудник молча сносит нападки начальника, а вернувшись домой, может поругаться с женой или наказать сына.
Примеры дефлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой): Сын приезжает к родителям, его два года не было дома. Он приходит к маме и говорит: Мама, я очень скучал. Мама недавно выписалась из больницы. Она смотрит на него и спрашивает: А что у тебя с прической?
Любая тема, вызывающая тревогу, всегда должна быть размыта. Люди перебивают друг друга, говорят одновременно, кажется, что они не могут говорить о важном, не слышат друг друга. Они гроссмейстерски переводят тему, на погоду, они хотят спокойствия, как и любой человек. А то, что это спокойствие может поколебать, должно быть отвергнуто.
Символический смысл дефлексии: Я игнорирую тебя и себя.
Символический образ дефлексии: туман.
Вербальные индикаторы дефлексии: Речь запутана, личные местоимения отсутствуют.
Невербальные индикаторы дефлексии: телесная вялость, отсутствует возбуждение, энергия.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение меняет свое направление, пока его энергия не иссякнет.
Действия терапевта: Возвращение к эмоционально значимым переживаниям. Усиление телесной вялости, возникающих вслед за ней напряжения и движений. Творчество.
Профлексия
В «житейской мудрости» это: «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
«Кукушка хвалит петуха, чтоб похвалил петух кукушку».
Человек начинает помогать другому, в надежде, что помогут ему. Но наталкивается на непонимание, так как потребности у всех разные.
В детско-родительских отношениях профлексия тоже очень ясно проявляется. Замёрзнув, мамы и бабушки кутают не себя, а своих детей, хотя те сильно возмущаются, доказывая, что им не холодно.
Друзья дарят на день рождения имениннику то, что хотели бы получить сами.
Профлексия ведет к конфликтам. Например, когда партнер в браке не чувствует себя счастливым и обвиняет в этом супруга, устраивая скандалы из-за того, что его усилия были не приняты.
Профлексия возникает в ситуации, когда в родительской семье не принято было просить о чем-то напрямую, а так же кажется, что ты знаешь партнера, как самого себя (и даже лучше, чем он сам себя знает) и точно знаешь, что ему нужно. Обычно такая ситуация заканчивается обидами, и при обсуждении партнер понимает, что в отношениях не было контакта и не было никаких четких договоренностей – все было построено на фантазиях, домыслах, иллюзиях.
Терапия. Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту. (Л.Л.Третьяк)
Эготизм
Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой.
В момент желанного события он сдерживает себя, не отдается полностью этому событию, превращаясь в «человека в футляре» и теряя при этом часть своего удовольствия, рождая неполноту и незавершенность. Эготизм -частая защита у нарциссических клиентов.
Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)
Символический смысл эготизма: Недовкладывание себя. Контроль контакта.
Символический образ эготизма: кран с водой.
Вербальные индикаторы эготизма: Придание словам бОльшей значимости, чем ситуация.
Невербальные индикаторы эготизма: Нет спонтанности, контролируемые движения.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Управляемое и дозируемое возбуждение.
Действия терапевта: Обеспечение безопасности. Открытые позы, зрительный контакт. Создание условий для спонтанности.
Обесценивание
Возникает в 4 стадии цикла контакта, когда задача- ассимиллировать опыт. Так, женщина после развода может обесценивать всю свою семейную жизнь.
Так же возникает в случае неприсвоения своих достижений («да это не я, это наша команда», да я просто делал, что велели»).
Как механизм прерывания цикла-контакта этот вариант может выражаться в (например) следующем: ребенок, несколько раз пробовавший присоединиться к игре в компании сверстников, и, будучи столько же раз отвергнут ими, делает вывод, который может распространиться и на дальнейшее поведение в жизни: «не стоит проситься в компанию, потому что все равно отвергнут, как это уже не раз бывало». Другой пример: если человек столкнулся с обманом, он может перестать доверять всем, сделав умозаключение, что все люди – обманщики.
Терапия. При работе с девалидизацией(обесцениванием) мы проводим валидизацию результатов и переживаний – особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) – фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось – это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией – никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции (Л.Л.Третьяк).
В обычном языке «закрыть гештальт» -закончить какое-то действие, которое беспокоит (иногда годами) нашу психику.
Резюме:
Интроекция проявляется в использовании местоимения «я», когда на самом деле имеются в виду «они»; проекция проявляется в использовании местоимения «оно» или «они», когда на самом деле имеется в виду «я»; слияние проявляется в использовании местоимения «мы», когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании возвратного местоимения «себе» или «себя». (Ф.Перлз)
Описанные выше механизмы лежат в основе невроза. При конфлюэнции человек вовсе не различает собственные потребности, поскольку находится в слиянии; при интроекции он блокирует свое возбуждение, подменяя собственные импульсы внешними правилами и догмами; при проекции приписывает свои потребности и чувства окружающим и борется с ними; при ретрофлексии останавливает движение к объекту потребности, вместо него «захватывая» самого себя; при эготизме не может целиком отдаться процессу и получить удовольствие от полного контакта с желаемым. источник
У защитных механизмов есть несколько этапов развития: адаптивный — для лучшего приспособления к среде, невротический — защитный механизм «закостенел», не помогает адаптироваться и нарушает саморегуляцию и психотерапевтический — защитный механизм проявляется в психотерапевтическом процессе или как средство диагностики.
Источник