Способы преодоления жизненных кризисов по эриксону

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как способ преодоления жизненных кризисов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Теория Эрика Эриксона так, же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Э.Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Личность состоит: «Оно» — бессознательное; «Сверх-Я» — нормы и ценности культуры; и инстанция «Я». Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эгоидентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

«Модус органа» — зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности.

«Модальность поведения» — когда общество через свои институты придаёт особый смысл модусу.

Стадии психосоциального развития:

1. младенческий возраст (оральная стадия) — доверие/недоверие: формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения;

2. ранний возраст (анальная стадия) – автономия/сомнение, стыд; борьба против чувства стыда и сомнения за независимость и самостоятельность;

3. возраст игры (фаллическая стадия) – инициативность/чувство вины; развитие активной инициативы, и в то же время переживание чувства моральной ответственности за свои желания;

4. школьный возраст (латентная стадия) – достижение/неполноценность; формирование трудолюбия, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности;

5. подростковый возраст – идентичность/диффузия идентичности; появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»);

6. молодость – интимность/изоляция; поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества;

7. зрелость – творчество/застой; борьба творческих сил человека против косности и застоя.;

8. старость – интеграция/разочарования в жизни; становление окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности — результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.

Э. Эриксон обозначил критерии подлинных ритуальных действий:

1) общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;

2) способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем на более поздних этапах обретают символическое значение;

3) способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.

Ритуализация в человеческом поведении — это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех участников.

Стадии ритуализации по Э. Эриксону:

1. младенчество – взаимность (религия);

2. раннее детство – различение добра и зла (суд);

3. игровой возраст – драматическая разработка (театр);

4. школьный возраст – формальные правила (школа);

5. юность – солидарность убеждений (идеология).

Элементы развитого ритуала:

1) нуминозный, ритуал взаимного узнавания, который, формируясь в младенчестве, проявляется в развернутой форме в отношениях между матерью и ребенком, впоследствии пронизывает все взаимоотношения между людьми.

2) критический – этот ритуал помогает ребенку различать добро и зло. В раннем возрасте возрастает самостоятельность ребенка, которая, однако, имеет определенные границы. Элемент «рассудительности» (критический ритуал) отличается от ритуала «взаимности» (благоговения) тем, что здесь впервые возникает, как пишет Э. Эриксон, свободная воля ребенка.

Читайте также:  Виды молока по способу тепловой обработки

3) драматический. Он формируется в игровой период. В игре ребенок способен избежать взрослой ритуализаций, он может исправить и воссоздать заново прошлый опыт и предвосхитить будущие события. Истинная ритуализация, по Э. Эриксону, невозможна в одиночных играх, только игровое общение дает возможность драматических разработок. Ритуализмом на этой стадии становится моралистическое и запрещающее подавление свободной инициативы и отсутствие творчески ритуализированных путей изживания чувства вины. Э. Эриксон называет это морализмом.

4)формальный, элемент совершенства исполнения. Формализация школьных отношений имеет большое значение для внешней стороны ритуализированного поведения взрослых. Внешняя форма ритуалов воздействует на чувства, поддерживает активное напряжение «Я», поскольку это «осознанный»

порядок, в котором человек «принимает участие»

5) идеологический, импровизационная сторона ритуализации. В этом возрасте добавляется идеологический элемент к элементам благоговения, правосудия, драматическому и формальному элементам онтогенетического развития. Противоположный полюс на этой стадии — тоталитаризм.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Источник

Жизненные кризисы по Э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще одно важное положение теории Эриксона — кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает 8 психосоциальных кризисов.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни (младенчество). Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. И у ребенка возникает доверие или недоверие к миру. Если ребенок с доверием относится к миру, то без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены.

Второй кризис возникает в раннем возрасте, когда ребенок начинает ходить и отстаивать свою независимость. Этот кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, ребенок получает опыт автономии. В противном случае происходит развитие у ребенка стыда или сомнений.

Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не

Подавляется родителями, то ребенок в дальнейшем легко сотрудничает с другими людьми.

Третий кризис соответствует второму детству (дошкольный возраст). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Если взрослые слишком часто наказывают даже за незначительные проступки, то ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины. Тогда инициатива тормозится, и развивается пассивность.

Четвертый кризис происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Читайте также:  Закрытие ворота эластичным способом

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения, значимых для них людей). Объединяются все предыдущие идентификации ребенка, и к ним добавляются новые, т.к. повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.

Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей. Также в этом случае подросток переживает тревогу, чувство изоляции и опустошенности.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. И если эволюция супружеской жизни идет иным путем, то она может застыть в состоянии псевдоблизости.

Восьмой кризис переживается во время старения. Завершение жизненного пути, достижение человеком цельности жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Источник

Восемь кризисов возраста: психосоциальная теория развития

Существует ряд теорий, иллюстрирующих и объясняющих развитие человека. Наиболее значительными из них представляются теории научения, когнитивные и психоаналитические теории, теории «Я».

Так называемая теория кризисов, автором которой является Эрик Эриксон, относится к психоаналитическим теориям. Поскольку сам Эрик Эриксон относится к третьему поколению фрейдистов, его теория имеет много общего с теорией Фрейда, однако между ними существует несколько важных различий.

Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Как и Фрейд, Эриксон считал, что удовлетворение инстинктов является одной из движущих сил жизни, но не меньшее значение он придавал синтезу эго – упорядочиванию и интегрированию опыта.

Эриксон расширил теорию психосексуального развития Фрейда, чтобы включить в нее то, что он назвал психосоциальным развитием. Сделав тем самым акцент на воздействии культуры и общества на развитие человека, а не на влиянии удовольствия, получаемого от стимуляции эрогенных зон. Сексуальности в теории Эриксона также отводится важное место, но только как одной из проблем развития, которая должна быть разрешена в свое время.

В книге Эриксона «Детство и общество» представлена его модель «восьми возрастов». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Возрастные границы каждого кризиса могут быть определены лишь приблизительно и значительно варьироваться от одного человека к другому. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием кризисы становятся актуальными только в определенных точках жизненного цикла. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он может присутствовать в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди, как правило, постоянно проверяют степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

В заглавие каждой стадии развития вынесен возможный психосоциальный исход преодоления кризиса, приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни. Каждая из стадий развития имеет свой собственный предмет конфликта, который может быть сформулирован в форме вопроса.

  • Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?
  • Автономия или стыд и сомнения.Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют грязным, неряшливым, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах. Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять своим поведением?
  • Инициатива или чувство вины.Дети в возрасте 4 — 6 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Трудолюбие или чувство неполноценности.В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Идентичность или смешение ролей.До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Близость или изоляция.В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять свою идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. Предмет конфликта развития: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Генеративность или стагнация.Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделять внимание и оказывать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направлять свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудачи при разрешении предыдущих конфликтов (преодоление предыдущих кризисов) часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению немедленно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п. Предмет конфликта развития: Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целостность эго или отчаяние.На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитое и по-новому оценивают его. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил, чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов. Предмет конфликта развития: Доволен ли я своей жизнью?
Читайте также:  No mans sky способ заработать

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения человека и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменениям собственной личности. Следует отметить, что по Эриксону, человек, позитивно и своевременно разрешивший очередной конфликт, не испытывает сожалений о прошлом, более живет настоящим.

Источник

Оцените статью
Разные способы