Способы преодоления защитных механизмов

Механизмы психологической защиты и способы их преодоления

вытеснение (процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание), проэкция (возложение вины за проступок на других), замещение (вытеснение злобы на атакующего на других объектах), рационализация (ложная аргументация, благодаря которому промахи приобретают как кажется рациональный смысл), реактивное образование (обратное действие, атака в других тех действий, с которыми человек борется), сублимация (механизм психологической защиты, приводящий к положительным результатам) и отрицание (отказ верить во что-то).

способы преодоления психологических защит:

Важнейшим правилом в психотерапевтической тактике при работе с защитными механизмами больного является признание врачом определенного позитивного значения психологической защиты, проявление уважения к «Я» пациента, которое осуществляет центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации. Следующим, также важным правилом является постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты. В моменты выраженного сопротивления пациента психотерапии врач может показать очевидность этого защитного противодействия, а пациент будет в состоянии осознать и признать факт действия этих неосознаваемых им прежде сил. Только тогда можно приступить к истолкованию механизма проявления конкретного способа психологической защиты, его адаптивных и дезадаптивных функций.

Психотерапевтические воздействия в отношении психологической защиты могут осуществляться на различных уровнях. Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки могут способствовать снижению дезадаптивной защитной деятельности пациента. Создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки) с пациентом также приводит к уменьшению защитного сопротивления больного. При целенаправленной работе с механизмами психологической защиты осуществляется изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и обладания. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные механизмы психической адаптации. Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация) проводится в целях укрепления «Я» пациента, других (рационализация, интеллектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) — для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь, регрессия) — для устранения их.

(Ташлыков, Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами)

— признание определённого позитивного значения психологической защиты

— проявление уважения к «я» человека, применяющего их

— создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки)

Источник

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Лекции по химической зависимости. Лекция 15. Психологические защиты (отрицание болезни и ее лечения). Начало лечения алкоголизма и наркомании и психологические защиты. Виды психологических защит. Способы преодоления психологических защит. Типичные мысли при отрицании болезни и лечения химической зависимости.

1. Начало лечение алкоголизма и наркомании и психологические защиты

Лечение химической зависимости начинается с признания:

  • проблем, которые приносит употребление в жизнь;
  • невозможности как контролированного употребления, так и воздержания от него;
  • наличия биологических, психологических и социальных причин, не дающих воздерживаться от употребления и жить полноценной трезвой жизнью;
  • необходимости длительных самостоятельных усилий и посторонней помощи в устранении этих причин (необходимости длительного процесса выздоровления – восстановления своего биологического, психологического и социального здорового состояния).

Каждое из этих признаний «неприятно» для сознания – необходимо признать, что употребление принесло огромное количество потерь в жизнь; что, казалось, единственный друг ПАВ (алкоголь, наркотики) оказался врагом, поведение которого не контролируется; признать, что, оказывается, есть проблемы не только и не столько с употреблением, а с собственной личностью, характером, ценностями, друзьями, близкими и т.д.; признать, что исправление в один миг не настанет, для этого необходима длительная многолетняя работа над собой и своим социальным статусом. Без этого признание невозможно даже начало выздоровления, но признание всех этих вещей может принести огромную душевную боль. И в таком случае начинает работать психологический механизм защиты от душевной боли – психологические защиты.

Психологические защиты – это бессознательный механизм защиты Сознания от опасных для него переживаний. Заключается в искажении информации, которая может принести неприятные переживания.

У психологических защит есть положительная сторона – они защищают сознание человека от ненужных или тех, которые оно не способно вынести переживаний. Однако в случае с химической зависимостью это играет обратный эффект – психологические защиты, защищая сознания от переживаний, связанных с признанием болезни, тем самым не дают человеку эту болезнь признать и начать выздоравливать от нее. А как следствие, такой человек будет продолжать употреблять. Поэтому работа с психологическими защитами (или, как их еще называют, отрицанием болезни) является важным условием лечения алкоголизма и наркомании.

2. Виды защит.

Психологические защиты могут защищать Сознание от болезненной информации двумя способами: искажая рациональную часть информации, и искажая эмоциональную составляющую информации. Рациональная составляющая – это объективные знания о мире (честный взгляд на мир). Эмоциональная составляющая – это значение (плохо, хорошо и т.д.) и важность (насколько плохо или хорошо) поступающих сведений в соответствии с жизненными ценностями человека. Вот основные виды психологических защит:

Отрицание, вытеснение, минимизация. При отрицании защиты полностью не пропускает болезненную информацию к Сознанию. Химически зависимый при этом совершенно не способен осознать факты о своей болезни. И когда зависимый при этом говорит «Нет, у меня нет проблем!», то он говорит это совершенно честно – сознание просто «не видит» эти проблемы. Когда же часть информации все-таки «проходит» сквозь защиту отрицания может действовать следующий механизм защиты – вытеснение. Поступившая и осознанная информация изымается из сознания, и зависимый забывает о своих проблемах с употреблением. Также может с помощью механизмов отрицания и вытеснения пропускаться к сознанию только часть болезненной информации – в таком случае говорят о минимизации (преуменьшение своих проблем). «У меня нет проблем!». «Я не помню о своих проблемах…» «У меня не такие большие проблемы»

Контроль. В отличие от механизмов отрицания и вытеснения, в случае контроля, информация о проблемах поступает в Сознание в неискаженном виде, но к ней добавляется ложная информация о силах и способностях человека – возникает уверенность в том, что человек способен справиться со своими проблемами. При действии этого механизма защиты зависимый, в очередной раз принимаясь за употребление, уверен, что вот в этот раз у него все под контролем (при этом прекрасно помня о сотнях предыдущих случаев, когда он справиться с употреблением не смог). «У меня все под контролем!» «Я могу употреблять, могу и не употреблять!» «Если захочу, я сам брошу!»

Проекция. При механизме проекции проблемы в жизни признаются, но при этом они присваиваются обстоятельствам, другим людям, действиям высших сил и т.д., но только не настоящему источнику всех проблем в своей жизни – самому человеку. Зависимый при действии этого механизма защиты находит столько причин и поводов для своего употребления (рабочий корпоратив, стерва жена, плохая погода, больная голова и т.д. и т.п.), что остается непонятным, как в этом жестоком мире еще не все спились и не скололись. Причем при действии этого механизма полностью снимается ответственность за свою жизни и возлагается на окружающий мир. Другим способом снятия ответственности является сравнение. При этом сравнивается свое употребление с употреблением других людей (конечно же, только с теми, кто употребляет более жестко) и делается вывод, что это им нужно решать проблемы, а не мне. «Это не во мне проблемы, а в других!» «Так сложились обстоятельства, я не мог не употребить!» «Это им нужно бросать, а не мне!»

Фантазирование. Эта защита уводит Сознание от объективной реальности в мир фантазий и иллюзий. Человек живет в своем вымышленном мире, где нет большинства проблем. Постоянные диалоги в голове, мечты наяву, бесконечные проигрывания различных ситуация, грандиозные нереальны планы – вот признаки действия этой защиты. Самый элементарный пример, когда человек вместо того, чтобы решать проблемы «здесь и сейчас», мечтает об их решения «завтра». «Я завтра брошу!» «Все решиться когда-нибудь само!» «Вот когда я (фантазия – стану, заработаю денег, изменю свое положении и т.д.), тогда решу проблемы!»

Интеллектуализация. Защиты пропускают в сознание рациональную составляющую знаний о проблемах, но при этом уменьшает (или вовсе блокирует) эмоциональную составляющую. Так алкоголик может спокойно рассуждать о своих проблемах (касающиеся смертельной болезни и огромных потерь в жизни), настолько спокойно, как будто все это относится не к нему, а к выдуманному герою литературного романа. Подвиды этой защиты могут проявляться в бесплодных рассуждениях, поднятии ненужных вопросах — резонерстве, морализации (поиске морального обоснования или осуждения своих поступков – «Как я низко пал», вместо поиска решения), рационализации (поиска рациональных объяснений причин и оправданий своего пьянства). «Я болен химической зависимостью – ну и что?» «Да я, алкоголик, и с точки зрения банальной эрудиции интегративные тенденции реализации причинности не могут противостоять актуальному моменту» «Я конченный наркоман и нет мне прощения!» «Все пьют, и я пью!»

Идеализация-обесценивание. Этот механизм заключается в возвеличивании, идеализации людей, событий, принципов и т.д. Или наоборот, в обесценивании всего, что противоречит своему идеалу. В примере с ПАВ происходит гипертрофированное «воспевание» всего полезного и хорошего, что только связано с ним. «Алкоголь повышает настроение, лечит болезни, делает человека лучше и т.д.» «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!»

Замещение. Это класс разнообразных психологических защит, которых объединяет одно – смещение фокуса проблемы. Так, к примеру, вместо злости на одного человека, можно злиться на другого, менее значимого. Или вместо решения одних, более важных проблем, заниматься другими, менее важными. Химически зависимый раз за разом решает кучу разнообразных проблем в жизни (поиска вновь потерянной из-за пьянства работы, восстановления разрушенных употреблением наркотиков отношений в семье и пр.), откладывая решение главной проблемы и общей причины всех остальных проблем – проблемы химической зависимости. Или эмоции замещаются противоположными (так человек, узнав что он болен химической зависимостью может начать испытывать неадекватную эйфорию). «Да, у меня есть проблемы с зависимостью, но сначала мне нужно (устроиться на работу, восстановить отношения в семье, поправить здоровье и т.д.), а зависимостью я обязательно займусь потом!» «У меня химическая зависимость?! – Какая прекрасная новость. »

3. Способы преодоления психологических защит

Читайте также:  Исходный способ оплаты что это

Защиты искажают рациональную, и эмоциональную составляющие информации и, следовательно, работу по преодолению психологических защит следует вести с этими двумя частями.

Так как работа психологической защиты тут заключается в искажении объективных данных (или в добавлении других ложных данных), то помочь преодолеть эту защиту может объективный (честный) анализ. Его можно проводить с помощь следующей таблицы:

Источник

Способы преодоления защитных механизмов

Защитный механизм Способ преодоления
1. Идентификация 1. Протест, сопротивление против подавляющих авторитетов и норм.
2. Вытеснение 2. Бдительность , осознание
3. Проекция 3. Самокритика
4. Образование симптомов 4. Исследование причин, внешняя активность, самозащита, здоровая агрессивность
5. Перенос 5. Сохранение (но не фиксация) первичной роли
6. Сублимация 6. Раскрепощение сексуальности, раскрепощение поддерживающей жизнь агрессивности (самозащита)
7. Образование реакций 7. Честность и выражение правдивых чувств и мыслей
8. Уход 8. Принятие реальности, активное вступление в контакт
9. Рационализация 9. Признание истинных мнений, желаний и чувств; интуиция, медитация
10. Оглушение 10. Бдительность, открытый анализ болезней и фрустраций
Окончание табл. 14
11. Экранирование 11. Работа с причинами. Приведение симптомов к их причинам
12. Объяснение бессилием 12. Доверие к своей собственной силе, надежды
13. Играние ролей 13. Освобождение от ролевых клише, мужество быть разрушителем игры
14. Скрывание чувств 14. Эмоционализация

Описанные технологии используются для защиты собственного Я от трудностей и конфликтов, страха и проблем. Благодаря подобной защите уменьшается страх, однако при этом имеется опасность, что эти технологии потребуются снова и снова, но в еще большем объеме, давая временный эффект и не решая проблем человека.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Зачем нужна психологическая защита в процессе управленческой деятельности?

2. Основные виды психологической защиты.

3. Зачем люди прибегают к психологической защите?

4. Основные способы преодоления психологической защиты.

ЭффективностЬ использования технологий

МЕНЕДЖМЕНТА

Под эффективностью применения технологий менеджмента понимается степень достижения поставленных целей, соотношение полученных результатов с планировавшимися, а также масштаб позитивных изменений каких-либо параметров в организации относительно их исходного состояния [27].

При определении эффективности применения технологий менеджмента необходимо иметь в виду, что эта характеристика может иметь разное значение для различных категорий участников управленческого процесса (менеджеров, специалистов, консультантов, преподавателей), поскольку у этих трех групп помимо некоторых совпадающих, общих целей, могут быть и цели специфические. Эти цели обычно определяются преимущественной ориентацией на решение конкретных профессиональных целей, задач, заданий и проблем.

С помощью технологий менеджмента решаются задачи различных классов. Так, типовые задачи деятельности можно отнести к классу организационных (финансовых, производственных, инновационных и т.д.), на решение которых и ориентированы, в основном, управленцы. Групповые задачи относятся к поведенческому или персональному менеджменту и являются, в основном, социальными или социально-психологическими. А профессиональные задачи специалистов – к классу личностных или предметных (возможно также социальных и психологических).

Читайте также:  Как правильно научить ребенка правильно держать ручку 6 простых способов

Преподаватели всегда заинтересованы, помимо интереса к задачам управленцев и специалистов, в развитии технологий менеджмента как эффективных средств учебного процесса. Однако при этом появляются методологические, но чаще всего методические задачи. В конечном счете в ходе учебного процесса все участники расширяют исходное поле деятельности, выявляя, рассматривая и разрешая проблемы четырех классов.

Необходимо также отметить, что результаты освоения технологий менеджмента могут быть как непосредственными, так и перспективными.

Непосредственные результаты – это идеи и решения, найденные в ходе применения средств мышления, деятельности и коммуникаций; улучшение сплоченности и мобильности; освоение нового информационного или знаниевого поля с приобретением способностей решать профессиональные задачи, умением решать проблемы, пониманием своего места в их решении и другие.

К перспективным результатам можно отнести внедрение найденных решений, использование новых методов деятельности в своей организации, развитие новых направлений деятельности специалистов, т.е. то, что проявится в течение некоторого периода времени уже после освоения. Эти результаты фиксировать намного труднее.

Прототипом данной методики является методика определения инновационной игры [32]. Основным содержанием настоящей методики являются процедуры определения эффективности использования технологий менеджмента по избранным параметрам. Общая логика методического процесса состоит в следующем:

фиксация исходного состояния ситуации, проблемы, а также затрат на обучение, освоение и применение;

фиксация целевых, планируемых результатов по видам;

фиксация реальных результатов по видам и ожидаемой экономии от использования технологий менеджмента;

соотнесение затрат на использование технологий менеджмента и ожидаемой экономической эффективности при решении профессиональных задач;

соотнесение реальных и планируемых результатов;

оценка на этой основе весомости реальных результатов по
видам.

Определение эффективности работы с людьми всегда представляло большую сложность. Поэтому акцент в данной методике делается на использование, в основном, оценок качественных, субъективных и экспертных.

Методика определения эффективности использования технологии менеджмента может быть использована в следующем качестве:

как средство качественного и быстрого решения профессиональных и предметных задач,

как вспомогательный материал при обсуждении процесса использования технологии менеджмента или принятия решения ее применения;

как средство оценки эффективности учебного процесса;

как инструмент обратной связи с управленцами и специа-листами.

Итогом использования технологий менеджмента может быть получение содержательных, социальных, психологических, педагогических и методологических результатов. Рассмотрим типовые показатели этих результатов.

Содержательные результаты могут быть следующие:

понимание сущности возникшей проблемы или ситуации, четкое определение понятийного аппарата: умение дать правильную оценку происходящему, сделать правильные выводы и предложить пути выхода из сложившейся ситуации; способность уяснить самое главное, дать по возможности исчерпывающий (точный) ответ по вопросам данной проблемы и использовать накопленный опыт при анализе других аналогичных проблем. В области понятийного аппарата: определение основных концепций, понятий и характеристик; умение оперировать данными понятиями и анализировать их (прил. 61, 1.1);

освоение методов представления существующей и желаемой ситуации: использование приемов анализа, оценки; способность выявить положительные и отрицательные стороны существующей ситуации; умение убедить в необходимости преобразования, его преимуществах (прил. 61, 1.2);

проблематизация имеющихся затруднений: умение дать ответ на вопрос – в чем заключается сущность проблемы, определить ее границы с целью облегчения работы над ее исследованием и поиском ее решения; предложение возможных вариантов решения (прил. 61, 1.3);

перевод существующей проблемы в плоскость известных предметных или профессиональных задач: умение конкретизировать проблему, ставить определенные цели в ее решении; перевод проблемы в ту плоскость, где ее решение будет облегчено (прил. 61, 1.4);

формулирование или идентификация существующих проблем (задач): использование четких характеристик, формулировок, понятий, ясное изложение сути задачи; определение основных средств и способов ее решения; понимание основных причин возникновения данной проблемы (прил. 61, 1.5);

умение находить альтернативы и сравнивать их между собой, осуществление выбора критериев отбора альтернатив: четкое понимание желаемого результата, предложение как можно большего количества наиболее приемлемых путей (альтернатив) его достижения; выбор и анализ наиболее важных параметров этих альтернатив, сравнение их по этим параметрам между собой; способность выбрать критерий, который был бы наиболее важен при достижении результата, умение правильно его сформулировать; в конечном итоге выбор наиболее предпочтительного пути достижения результата (прил. 61, 1.6);

освоение методов разработки программ, планов, проектов реализации проблем (задач): формулировка общих и конкретных целей, определение путей и средств их достижения; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими; способность анализировать полученную информацию и использовать ее в дальнейших аналогичных разработках (прил. 61, 1.7).

Социальные результаты могут выглядеть следующим образом:

освоение средств организации коллективной мыследеятельности: организация дискуссий, споров, дебатов; стимулирование к выдвижению новых идей, к объективным рассуждениям; способность концентрировать мыследеятельность вокруг сути проблемы с целью скорейшего достижения желаемых результатов (прил. 61, 2.1);

формирование мотивации к эффективному участию каждого человека в групповой работе: способность по возможности проанализировать потребность каждого участника; умение доказать важность достижения конечной цели для каждого; использование различных средств стимулирования (прил. 61, 2.2);

умение управлять конфликтом, стрессом, умение определять и выдвигать лидеров: понимание причин, сути возникшего конфликта, стрессовой ситуации; применение адекватных мер воздействия к виновникам возникновения нарушений; умение вести анализ и оценить позиции всех конфликтующих сторон и выработать компромиссное решение; способность оценить профессиональные, личностные, деловые качества потенциального лидера, показать все преимущества предлагаемого выбора (прил. 61, 2.3).

Некоторые психологические результаты представлены ниже:

понимание состояния людей в процессе профессиональной деятельности : понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди, степень их заинтересованности в своей деятельности; умение правильно оценить их способности, склонности, и а также видеть то, что может являться негативным фактором в их профессиональной деятельности (прил. 61, 3.1);

освоение средств эффективного воздействия и влияния на людей: умение правильно оценить потребности и желания людей; освоение методов мотивации, стимулирования, нахождение индивидуального подхода к людям; способность воздействовать на людей с помощью авторитета лидера (прил. 61, 3.2).

Педагогические результаты могут быть следующие:

осмысление возможностей решать собственные проблемы: способность оценить склонность к каким-то определенным путям выхода из сложившейся ситуации, осмысление трудностей в решении проблемы (прил. 61, 4.1);

освоение средств организации мышления и деятельности людей для решения проблем (прил. 61, 4.2);

освоение средств организации коллективной мыследеятельности (прил. 61, 4.3);

повышение восприимчивости к инновациям: осознание потребности в введении инноваций; умение быстро и квалифицированно их внедрять; способность быстро перестраиваться в связи с внедрением инноваций (прил. 61, 4.4);

Читайте также:  Что такое финансовая совокупность способов организации финансовых отношений применяемых

разрушение стереотипов мышления, осмысление средств видения себя, других, окружающей действительности: способность прислушиваться к мнению и правильно оценивать позиции других, иметь объективный взгляд на себя, на других, на окружающую действительность и, опираясь на это, выстраивать свою позицию (прил. 61, 4.5).

Некоторые методологические результаты:

приобретение способности ориентироваться в поле имеющихся средств мышления, деятельности и коммуникаций и умение их применять в своей профессиональной деятельности (прил. 61, 5.1);

приобретение способности “модифицировать” имеющиеся методологические средства и (или) создавать новые подобные средства (прил. 61, 5.2);

освоение способности обучать применению методологических средств других людей (прил. 61, 5.3).

Следует отметить, что регистрация указанных результатов может представлять значительные сложности, так как иногда их непросто отделить друг от друга, а тем более зафиксировать. Однако этим непростым делом следует заниматься для понимания, какая технология менеджмента дает соответствующие результаты. Это может помочь в стремлении освоить как можно больше технологий менеджмента и четко представлять как и когда их следует применять.

Главная цель этих процедур – определить качественные и количественные показатели использования технологий менеджмента вообще, а особенно при решении профессиональных управленческих задач.

Задачи – технологии. Назначение – определение эффективности технологий менеджмента с точки зрения влияния их использования на решение профессиональных задач:

заполнение карточки консультантом и менеджером (специалистом) перед использованием технологии менеджмента (прил. 60);

заполнение анкет консультантом и менеджером (специалистом) после использования технологии менеджмента (прил. 60);

определение на основе веса организационных задач и качества применяемых технологий менеджмента в баллах средневзвешенного показателя качества решения профессиональных задач;

заполнение дополнительной карточки в случае возникновения в ходе применения управленческой технологии новых, значимых для менеджера профессиональных задач.

Экономическая эффективность. Экономические результаты использования технологий менеджментаопределяются следующими операциями:

расчет финансовых затрат на использование технологии менеджмента при решении профессиональной задачи (заработная плата специалистов, оплата технических средств, стоимость материалов, оплата консультантов и технических работников);

выделение весомых задач, решаемых в организации при использовании технологии менеджмента и подсчет ожидаемой от их внедрения экономии;

подсчет после реализации профессиональных задач реальной экономии;

вычет из ожидаемой и реальной экономии затрат на реализацию технологии. Полученную сумму считать показателем экономической эффективности.

Примечание. Для оценки ожидаемой и реальной экономии от реализации выполненных задач при использовании технологии менеджмента целесообразно пользоваться экспертным методом.

Динамика интеллектуального потенциала. Назначение процедуры – приобретение способности качественно решать профессиональные задачи. Основные операции процедуры следующие:

предложение менеджерам ежедневно в конце работы фиксировать качество решения одной профессиональной основной задачи или деловой ситуации;

определение по окончании работы у каких управленцев число и качество решенных профессиональных задач и их новизна наращивались;

определение того, в какой мере возрастает по дням согласованность решенных задач в подразделениях и среди всех менеджеров организации;

определение, насколько отстоят количество и качество решенных задач последнего дня экспертизы от этих же показателей пер-вого.

Повышение компетенции, рост качества, новизны, согласованности решений и их дистанция от первоначальных вариантов как показатель эффективности работы.

Субъективные оценки. Назначение – определение эффективности применения технологий менеджмента по субъективным оценкам самих менеджеров. Основные операции следующие:

сбор менеджеров для проведения установки;

обучение менеджеров новой технологии менеджмента;

предложение до начала использования технологии всем будущим участникам эксперимента заполнить Анкету 1 (прил. 60);

предложение через месяц использования технологии менеджмента всем участникам заполнить Анкету 2 (прил. 60);

качественный и количественный анализ ответов;

доведение этих результатов до сведения всех менеджеров и руководства.

Развитие менеджеров. Назначение – определение эффективности применения технологии менеджмента. Основные операции:

предложение ежедневно после рабочего дня менеджерам сделать рефлексивный анализ того, что происходило в течение дня. Примеры вопросов для рефлексивного анализа:

что нового и полезного дал лично мне сегодняшний день?

как сегодня работало подразделение в целом?

что изменилось в представлениях о ситуации, проблеме, практических возможностях что-то изменить?

что мне сегодня больше всего не понравилось?

как я себя сейчас чувствую?

определение в конце работы менеджеров у кого имела место динамика представлений, рост нового и полезного, снижение неудовлетворенности;

определение по ответам на второй вопрос, как работало подразделение в позитивном направлении, возможности дать синергетический эффект.

Развитие технологии менеджмента. Назначение – определение эффективности применения технологии с точки зрения ее развития. Основные операции следующие:

проведение консультантами ежедневно совместной рефлексии реализации какой-либо технологии менеджмента (например, ведения переговоров), фиксируя новые идеи, приемы и формы работы, развивающие технологию;

сбор в конце работывсех новых идей, относящихся к технологии менеджмента как к методу деятельности, классификация их, оценка с точки зрения значимости для других технологий менеджмента;

квалификация количества и качества новых идей, возникших при использовании технологий менеджмента, как показатель ее эффективности.

Количество и содержание процедур, позволяющих исследовать и оценить эффективность применения технологий менеджмента, не исчерпывается приведенными выше процедурами.

Основная цель методики в данном случае – оценить, использование каких технологий менеджмента дает наибольшие результаты.

Суть методики заключается в следующем: в группу вносится предложение заполнить карточки оценки получения возможных
результатов после использования технологий менеджмента. Каждому участнику предоставляется возможность проставить наиболее приемлемые (на его взгляд) оценки результатов, использования технологий менеджмента (оценивание производится по 10-балльной шкале).

Консультант вносит пояснения по заполнению: дает краткую характеристику технологий менеджмента, подлежащих оцениванию, если отсутствует глоссарий, и групп возможных результатов. На заполнение экспертного листа отводится около 1,5 часа. По окончании работы подсчитываются средние оценки по листам всех участников и делаются соответствующие выводы. В частности, может потребоваться проведение курсов (тренинга) для повышения качества использования или освоения новых технологий менеджмента.

В результате проведенных исследований были апробированы вышеуказанные методики. Образец карточки оценки, подлежащей заполнению каждым участником эксперимента, представлен в
табл. 15.

По результатам заполнения анкет менеджерами была составлена табл. 16. В ней отражены только количественные оценки.

Отметим, что данный эксперимент дает возможность более глубокого освоения технологий менеджмента, возможностей и способов их применения. Для оценки результатов использования технологий менеджмента также была проведена экспертиза на основе Президентской программы. Итоговые результаты оценки группой экспертов представлены в прил. 61.

Как отмечалось ранее, данная методика позволяет оценить результаты использования технологии и определить значимость применения конкретных технологий менеджмента для получения результатов. Как видно из прил. 61, такие сложные технологии как, например, технология проведения дискуссии и групповой работы дают наибольшие результаты по всем показателям.

Источник

Оцените статью
Разные способы