Способы преодоления трудностей учителя

Статья «Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления»

Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления

Выступление на школьном МО учителей начальной школы 2012-2013 г.

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Думать легко,
начинать действовать тяжело,
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.
Абай.
Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.
Методов определения затруднений достаточно много:
— изучение документов педагога;
— наблюдение в практической деятельности;
— контрольно-методические срезы;
— контроль ведения документации;
— анализ результатов деятельности;
— собеседование;
— анкетирование;
— самоанализ.
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними.
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования:
— Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»;
— Программа самоанализа затруднений деятельности учителя;
— Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п.
Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и предложения.

Например: Темы прослушать «Подготовка к предметным олимпиадам»,
«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе».
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу.
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию педагогам.
1. Моделирование
А) «целеполагания»:
— целей и задач урока
— целей и задач изучения темы (раздела)
— путей мотивации учащихся
Б) «содержания»:
— объём подачи материала
— структуры содержания
— формы подачи содержания
В) «организации»:
— адекватно целям, задачам, содержанию
— позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса
Г) «методики»:
— методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый , исследовательский, проектов и др.)
— средств (наглядных, технических и др.)
— приемов:
активизации познавательной деятельности
активизации мыслительной деятельности
активизации учебной деятельности
2. Реализация
А) «целеполагания»
— определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока
— определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока
— «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся
Б) в преподавании:
— с использованием технологий(элементов):
Коллективного способа обучения
Развивающего обучения
Методики Н.А.Зайцева
РКМЧП и т.п.
В) в проведении уроков:
— изучения нового материала
— отработки умений и навыков
— обобщения и повторения
— коррекционных
— итоговых
— комбинированных
Г) в организации работы:
— парной
— групповой
— индивидуальной
— фронтальной
— по само- и взаимоконтролю
— по оценке и самооценке
Д) в применении на уроке:
— ИКТ
— создание и применение дидактических, наглядных средств обучения (НСО)
3. Рефлексия
А) в выборе:
— оснований для самоанализа
— критериев для анализа деятельности учащихся
— показателей для анализа результатов деятельности учащихся
Б) в проведении:
— анализа
— самоанализа
В) в определении эффективности урока
4. Есть затруднения
— знание концепции, новых программ
— знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета
— подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам
— знание психолого-возрастных особенностей
Хотелось бы
Послушать:
Изучить:
Обсудить:
Увидеть:
Попробовать:
Могу предложить:
Мероприятия по устранению методических затруднений:
— диагностика;
— анализ;
— планирование;
— организация;
— коррекция;
— анализ.
При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня:
— молодые специалисты,
— группа становления педагогического мастерства,
— группа с высокими педагогическими способностями.
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения.
Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку.
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность — сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей:
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей
Пути решения затруднений
— Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.
— Организовать методическую работу.
— Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию.
— Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
— Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.
Формы решения:
— Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями».
Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности.
Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений.
— Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки).
— Особое внимание уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений.
— Выставки лабораторий учителя и т.д.
Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных коллег.
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др.
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней.
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д.
— Самообразовательная работа.
«Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель!

Читайте также:  Аванс это способ обеспечения исполнения обязательств

Источник

Трудности в работе молодого учителя

Трудности в работе молодого учителя

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.

Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.

Проблемы в отношениях с учащимися

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Соблюдение меры в требованиях

Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение концентрировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение определять степень важности учебной информации

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником)

Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока

Неумение выделять главное, определять суть информации

Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления

Неумение опираться на коллектив учащихся

Пассивное поведение части учащихся

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу

Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации

Проблемы в учебной работе и способы их устранения

к информации учителя

Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов

Неумелое использование наглядных пособий

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову)

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Ознакомление учащихся с критериями оценок

Перегрузка учащихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор дополнительной информации

Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру.

Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление обязательной информации

с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия

(в особых случаях)

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову)

«Человеку свойственно ошибаться» — эти слова в полной мере относятся и к начинающим учителям. Однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен принимать незамедлительно. В этот момент учителя можно сравнить с водителем, впервые оказавшимся в оживленном транспортном потоке: его ошеломляют мчащиеся в разные стороны автомобили. Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху. Он старается сосредоточить внимание на собственных операциях, одновременно не упуская из виду действий окружающих его людей. Тех или иных ошибок ему все равно не избежать, но по мере того, как приобретаются опыт и навыки, многие действия будут совершаться автоматически. Его реакции и оценка ситуации станут более адекватными, он почувствует известное раскрепощение, сможет сосредоточить внимание на главном: достижении максимума эффективности в своих действиях и плавного продвижения вперед.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

Первопричиной разного рода оплошностей нередко оказываются индивидуальные особенности учителя. Лишь активная работа педагога над собой позволяет их избежать.

Постановка голоса. Многим учителям порой трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с людьми, говорящими в классной комнате настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В аудитории, где учащиеся не слышат слов преподавателя, возникает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как правило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Проверить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спросить сидящих в последних рядах, все ли отчетливо слышат то, что говорит учитель. Педагогу не следует ждать, пока кто-нибудь из учащихся обратится к нему с просьбой говорить погромче, а ведь именно так порой и происходит. В отдельных случаях начинающий учитель по совету более опытных коллег намеренно понижает голос, надеясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Ошибочный совет! Такой прием нежелателен, поскольку внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя.

Читайте также:  Тяжелый способ заработать денег

Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь класс. Хотя никаких затруднений в восприятии речи учителя у учащихся, казалось бы, не возникает, тем не менее такая манера ведения урока страдает не меньшими недостатками, чем вышеописанная. Обычно даже начинающий учитель способен управлять своим голосом надлежащим образом, если обратить на это его внимание. Если же он продолжает испытывать затруднения, то ему следует обратиться за помощью к специалистам, занимающимся постановкой голоса.

Излишне усложненный словарь . Довольно часто начинающие учителя допускают общую для них ошибку, пересыпая свою речь оборотами и терминами, привычными для них, но непонятными для учащихся. Если только речь не идет о терминологии преподаваемого предмета, то учителю .следует пользоваться более элементарным словарным фондом. Это отнюдь не означает, что учитель должен впадать в противоположную крайность и, подлаживаясь под своих учеников, искусственно делать свою речь примитивной в лексическом отношении. Немного практики и наблюдательности помогут начинающему учителю отыскать «золотую середину». Но во всех случаях, когда учитель употребляет то или иное слово, с которым, по его мнению, незнакомы ученики, ему следует написать это слово на доске, объяснить его значение всему классу, а затем вызвать кого-либо из учащихся и удостовериться в том, что значение этого слова усвоено правильно.

Коммуникативные ошибки. Общаясь с учащимися на занятиях в классе, учителя нередко говорят либо слишком быстро, либо слишком медленно. В первом случае учащиеся попросту не успевают вникнуть в сказанное учителем. Во втором — они с нетерпением ожидают, когда же преподаватель продолжит объяснение материала. В обоих случаях процесс обучения, по существу, срывается. Более опытные коллеги помогут начинающему учителю найти такой темп подачи материала, который соответствовал бы возможностям данного класса. Чаще наблюдается первая из двух ошибок: учитель стремится донести до учащихся чересчур обширную информацию в излишне быстром темпе.

На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Наиболее уместна непринужденная манера общения с классом. Обращаясь к учащимся, учитель должен смотреть на них, а не разглядывать доску, пол или потолок. Некоторые учителя тяготятся необходимостью смотреть в глаза своим ученикам: по их словам, это мешает им сосредоточиться. Психологически скованному начинающему учителю можно предложить следующий способ визуального контакта с классом: не фиксировать внимание на том или ином ученике, а смотреть как бы между ними, скользя взглядом по лицам в классной комнате. Тогда у учащихся создается впечатление, будто учитель находится с каждым из них в постоянном визуальном контакте. По мере того как начинающий учитель обретает уверенность в себе, ему становится легче смотреть прямо в глаза каждому ученику в отдельности.

Из-за отсутствия коммуникативных навыков в речи начинающего учителя порой возникают ненужные паузы и разрывы. Может войти в дурную привычку заполнять их междометиями типа «э. э. ». Другой не менее скверной манерой заполнять паузы является злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами Начинающие педагоги повторяют их с упорством, достойным лучшего применения. У одного учителя почти каждое предложение начиналось следующими словами: «Теперь, как мы можем убедиться » Заканчивая фразу, тот же учитель непременно осведомлялся: «Понятно?» Другой без всякой надобности вставлял через слово: «Ну, ладно. » Многие начинающие учителя не осознают явных небрежностей в своей речи до тех пор, пока им на это не укажут. Но как только они начинают внимательно следить за собой, количество слов-паразитов обычно идет на убыль.

Принято считать, что педагоги превосходно знают нормы грамматики и литературного языка. Однако случается, что учитель допускает грамматическую ошибку непосредственно в ходе общения с классом. Но даже поймав себя на этом, он не решается исправить свой промах. Просчет грубейший — в классе всегда отыщутся ученики, подметившие речевую ошибку учителя. Они незамедлительно сделают вывод о том, что педагог не владеет грамотной формой устной речи.

Вышесказанное относится и к тому, что пишет учитель на классной доске. Перед тем как направиться на урок, следует полистать словарь, чтобы незнакомых слов для учителя не существовало. Но ведь случаются и элементарные описки. Как быть с ними? Совет может быть лишь один: учителю следует внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске.

Дурные привычки. Начинающие учителя иногда не полностью осознают, как они держат себя в классе, Существует тип «нервного» учителя, меряющего шагами пространство классной комнаты из угла в угол. При этом такой учитель непременно ритмично выстукивает каблуками. Другому обязательно нужно вертеть в руках мел или перебрасывать его с ладони на ладонь. Третий во время урока запустит руку в карман и примется бренчать мелочью. Четвертый то и дело прибегает к излишне эмоциональной жестикуляции. Есть учителя, постоянно играющие очками, завитками собственных волос, пуговицами, ремнями и т. д. Все эти манипуляции приковывают внимание учеников к внешним особенностям поведения учителя и тем самым отвлекают от урока. Учителя должны стремиться как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег.

Пренебрежение личной гигиеной. Как правило, школьные учителя являются в класс аккуратно одетыми и подтянутыми — на них приятно смотреть. Однако всегда найдется учитель, одетый хотя и со вкусом, но тем не менее не совсем ладящий с личной гигиеной. Некоторым людям нелишне напомнить, что требуется содержать в порядке одежду, чаще освежать кожу. Неприятный запах изо рта — возможно, результат болезни ротовой полости или желудочного заболевания, неумеренного курения или излишнего потребления острой пищи — может привести к тому, что ученики будут сторониться своего учителя как в переносном, так и в прямом смысле слова. Какой бы ни была причина, начинающему учителю следует устранять подобные недостатки.

Чувство такта. Время от времени начинающие учителя допускают неосторожные замечания и реплики перед классной аудиторией и вне ее. Одно неосторожно сказанное слово может получить чрезмерно широкий резонанс. Это негативно отражается на учащихся, непосредственно на самом учителе, педагогическом персонале школы, в которой он пробует свои силы, а порой и на микроклимате местной общины. Так, один молодой учитель, работая в шахтерском поселке, при обсуждении в классе спорного законопроекта по вопросу о трудовых правах шахтеров позволил себе весьма опрометчивые высказывания. Учащиеся, придя домой, не преминули передать слова учителя родным. Последовали телефонные звонки. Родители высказали школе недоумение и протест. Школа потребовала разъяснений от колледжа, направившего к ним этого учителя-практиканта. Одним словом, молодой человек стал центром всеобщего внимания, мишенью нападок местной общины. Ясно одно: поскольку законопроект, о котором шла речь, содержал немало спорных моментов, учителю следовало воздержаться от высказывания своего субъективного мнения перед классной аудиторией, столь чувствительной к этому вопросу, а тем более к неблагоприятным оценкам в адрес шахтеров. Разумнее было без спешки объективно разобрать достоинства и недостатки злополучного законопроекта, а после этого предоставить право делать собственные выводы и заключения самим учащимся.

Читайте также:  Сортового способа хранения товаров

Недостаточное знание учащихся. Учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех. Несмотря на то что профессионально-педагогическая подготовка и повседневный труд учителя ориентированы на фронтальные формы работы с классом, ему не следует забывать об индивидуальном подходе к учащимся, об их личностных особенностях и проблемах. Некоторые начинающие учителя недостаточно осознают эту необходимость и рассматривают своих учеников скорее как безликую массу. Это безусловно ошибочный подход, ибо не кто иной, как школьный учитель, обязан помочь каждому ученику раскрыть свои потенциальные возможности как уникальной личности.

Как ни трудно поверить, но факт остается фактом: иногда начинающий учитель так мало знает своих учеников, что не в состоянии называть их по именам даже после нескольких недель работы с классом. Такие промахи недопустимы. Большинство начинающих учителей запоминают имена и фамилии своих будущих учеников еще в период предварительного наблюдения за работой класса. В течение этого периода начинающий учитель может почерпнуть немало информации из личных дел учащихся, в беседах с коллегами, наконец, благодаря собственным наблюдениям. Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но для которого его ученики по-прежнему выглядят все на одно лицо, теряет в глазах класса авторитет. И наоборот, могут ли быть сомнения в том, насколько более благоприятными становятся реакции и эмоциональное состояние учащихся, когда к ним обращаются по имени?

Чрезмерное увлечение индивидуальным подходом. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам. Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо. Начинающий учитель должен планировать свое время таким образом, чтобы успевать оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Профессиональная этика . В своем естественном стремлении понравиться классу начинающие учителя иногда переходят границы профессиональной этики, поддерживая фамильярные отношения с учениками. И тогда учителю некого винить, кроме самого себя, если за порогом классной комнаты он услышит, как к нему без тени смущения обращаются по имени. Хотя обычно учащиеся не решаются на это, однако излишняя фамильярность со стороны учителя может послужить для них тем толчком, который порождает неуважение к педагогу. Необходимо еще раз подчерк-путь, что при самых дружеских чувствах учитель должен соблюдать известную дистанцию с учениками во избежание панибратского отношения с их стороны. Стоит только однажды пренебречь требованиями профессиональной этики, и восстановить надлежащий стиль взаимоотношений с учениками будет очень трудно. Лучше поначалу прослыть «сухарем» и формалистом, чем фамильярничать с учащимися. Они будут только приветствовать переход от подчеркнуто формальных отношений к теплым и дружеским. В то время как переход от первоначальной фамильярности даже к временной строгости сделает взаимоотношения напряженными. Итак, учитель должен избегать любых заигрываний с учащимися ради завоевания дешевой популярности.

Пагубность негативного подхода к учащимся. Некоторые учителя словно специально задаются целью строить взаимоотношения со своими учениками на одних запретах. Они сосредоточивают свое внимание на ошибках учащихся, крайне редко поощряют их добросовестные усилия и достижения. Этим отличаются натуры скептические, желчные и занудливые. От своих учеников они не ждут многого, и те в свою очередь полностью «оправдывают» эти заниженные ожидания. В таких случаях ученики не очень стремятся разубедить учителя. Будущий учитель должен рассматривать свой труд как процесс содействия развитию личности, а само обучение как постоянное обогащение, а не иссушение человеческого ума. Педагог призван воспитывать, а не подавлять в ученике уверенность в собственных силах. Он не должен скупиться на одобрительные слова, если устный ответ или письменная работа ученика этого заслуживают. Если ответ ученика недостаточно точен, учитель должен попытаться помочь своему воспитаннику. Даже в том случае, когда ответ учащегося неудовлетворителен, а помощь со стороны учителя не дает результатов, то и тогда его реакция должна ободрять. Позитивный подход проявляется в поощряющих замечаниях типа:

«Не совсем верно» или: «Кто еще добавит к ответу?» В результате у ученика сохраняется чувство активной причастности к работе класса. Большинство учащихся нуждается в одобрении и поощрении со стороны учителя. Испытывая в этим постоянный дефицит, слыша одни замечания и окрики, учащийся начинает отрицательно воспринимать учителя-

Эмоциональный самоконтроль. Поскольку учителю не чуждо ничто человеческое, ему порою свойственно состояние сильного эмоционального возбуждения. Но он не должен терять самоконтроль и поддаваться сиюминутным чувствам. Не надо забывать, что учащиеся — живые существа, озорные, своевольные, упрямые. Иногда они склонны до предела испытывать терпение своего наставника. Учитель должен уметь контролировать свои гневные порывы и обращаться со своими учениками на основе рациональных, а не эмоциональных реакций. Многие из нас при желании могут вспомнить своих бывших учителей, совершенно не умевших владеть собой и допускавших недостойные педагога выходки по отношению к учащимся. Конечно, все это крайности поведения людей с недостаточным эмоциональным самоконтролем. Подобное поведение со стороны учителя просто недопустимо.

Учителю не следует делить класс на «своих» и «всех остальных». То, что ему одни учащиеся нравятся больше, другие меньше, вполне естественно. Но у некоторых школьных учителей есть свои явные фавориты, своего рода «старая гвардия», к помощи которой учитель прибегает в той или иной сложной ситуации. Эти же учащиеся используются педагогом для тех или иных личных поручений. Большинство учеников отлично осведомлено об этом «режиме наибольшего благоприятствования», которому неизбежно сопутствуют явные моральные издержки. Хотя бы из-за одного этого следует решительно избегать подобного деления учащихся.

Эмоциональный контроль по сути своей является самоконтролем. Опыт такого рода приобретается лишь в практике межличностных отношений. Например, когда учитель чувствует, что его терпение вот-вот иссякнет, лучше постараться переключить внимание и мысли на что-то постороннее. Будет разумнее немедленно пресечь назревающую конфликтную ситуацию и предложить ученику явиться к нему для беседы после урока, но довести урок до конца нужно во что бы то ни стало. Если учителя почему-либо не устраивает такое решение, ему следует выдержать паузу и только потом обратиться к ученику, из-за которого он на грани срыва. Вполне достаточно несколько секунд для того, чтобы учитель смог собраться и продолжить общение с учащимися без лишних эмоций. Поступая так, он не только разряжает обстановку в классе, но и подает хороший пример. Учителю нечего ждать проявлений самоконтроля у своих учеников, если сам он в должной мере не обладает умением владеть собой.

Источник

Оцените статью
Разные способы