Способы преодоления страха доклад

Страх и способы его преодоления

Определение понятия страха как одной из наиболее сложных эмоций человека. Анализ причин страхов огорчения родителей, наказания, инициативы у курсантов военного образовательного учреждения. Анализ способов преодоления специфических страхов курсантов.

Рубрика Психология
Вид научная работа
Язык русский
Дата добавления 04.09.2015
Размер файла 18,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Хабаровский пограничный институт

Федеральной службы безопасности

Страх и способы его преодоления

Курсант 142 учебной группы сержант Аламчин Р.А.

кафедры гуманитарных и социально- экономических дисциплин

Страх в психологии — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.), страх — эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности. Потребность в самосохранении может, в зависимости от обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции — страхе.

Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Cтрах — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха.

Задачами исследования является показать процесс исследования страха, его влияние на духовный мир личности, сочетание страха и тревоги в генезе неврозов.

Актуальность темы обусловлена постоянно растущим количеством психических расстройств на почве страха за себя, за свое будущее, за будущее своих детей и необходимостью оказывать психологическую помощь людям, которые не в состоянии самостоятельно побороть чувство, эмоцию страха.

Цель исследования — исследование страха как одной из наиболее сложных эмоций человека, вызываемой природным инстинктом самосохранение.

Что же такое страх? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответить на него непросто и сегодня. Как известно, для определения какого-либо явления необходимо прежде всего выяснить его родовую сущность — включить в более широкий (в идеале, в предельно возможный) класс явлений, объясняющий природу данного явления, или, в гносеологическом плане, подвести понятие данного явления под более широкое. В истории становления понимания феномена страха в его современных трактовках мы встречаемся с попытками определения страха как чувства, эмоции, аффекта, страсти, фрустрации. Заметим, что за каждым определением стоит солидная экспериментальная база, результаты экспериментов обобщены и оформлены как научные направления, выработаны соответствующие методики, ставшие во многом эффективными средствами профилактики неврозов, возникающих по поводу тех или иных разновидностей страха.

Страх — это аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая — от требования влечения. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, страх возникает при их предвосхищении Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Общие основы психологии.М.: Просвящение: Владос, 1994. .

Страх — это естественный спутник нашей жизни. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но затрагивает абсолютно всех, психически здоровых людей. Если у человека отсутствуют страхи, это может означать только одно — серьезные психические расстройства.

Курсанты высших военных учебных заведений — психически здоровые люди. Следовательно и в их жизни имеет место быть страх.

Влияют ли особенности условий жизни и быта в военном образовательном учреждении на проявления страха у тех, кто там обучается?

Особенности жизни человека заставляют курсанта либо подстраиваться под эти особенности, либо отказаться от них вовсе. Рассмотрение проявлений страха у курсантов хотелось бы начать с отношения к страху в курсантской среде. Курсантская среда, в этом отношении, если сравнивать ее со студентами сохранила намного больше признаков юношества и дворовых принципов. Это происходит хотя бы потому, что в отличии от студентов, курсантам приходиться день и ночь проводить вместе и как-то выстраивать свои отношения в постоянном соприкосновении друг с другом.

Читайте также:  Смешанный способ образования прилагательных

Наличие признаков юношества и дворовых признаков превращает любое проявление страха в яркий показатель слабости. Поэтому проявить свой страх здесь крайне нежелательно для самих курсантов. Они готовы даже рисковать своей репутацией, своим спокойствием, своим здоровье — только бы не показать своего страха. Данная особенность курсантской среды откладывает свой отпечаток на страхи курсантов в целом.

Исходя из крайнего нежелания показывать свой страх, вытекает один из главнейших страхов курсантов — проявить слабость, показаться не достаточно мужчиной. У этого страха есть один очень положительный момент — курсанты очень дорожат своей мужской честью, честью воина. Но есть и отрицательный момент, конфликты в этих условиях более ожесточенные. За свою честь они будут стоять насмерть. Что провоцирует преступления в курсантских рядах. Но бороться с этим страхом, значит ставить под сомнение мужскую природу воина, что гораздо опаснее ссадин и ушибов от драки. Офицерам необходимо чутко контролировать уровень накала страстей в этом молодом коллективе, и не доводить дело до применения силы, для решения споров о соответствии курсантов идеалам воина. страх эмоция военный курсант

Такие страхи называются страхом несоответствия и страхом публичного разоблачения, что является разновидностью страха совести. Но публичное разоблачение в этом случае ложное, рождаемое страхом несоответствия.

Приведенный нами страх является неоднозначным, он несет как положительные (способствует охране чести и принципов воинского коллектива), так и отрицательные последствия ( обострение противоречий в воинском коллективе). Большинство специфичных для какой-либо социальной группы страхов — неоднозначные. Они несут как плюсы, так и минусы. Но для психологического комфорта личности курсанта, эффект однозначно негативный. Тем не менее, в целях становления личности курсанта, воздействие страха может принести хороший результат.

Ярким примером такого воздействия является страх огорчения родителей. Курсант, после поступления в военное образовательное учреждение становится объектом родительской гордости. Все успехи курсанта становится подпиткой чувства родительской гордости, а неудачи наоборот, огорчает родителей. Этот страх, на самом деле присутствует у всех детей. Но особый статус офицеров в российском обществе усиливает эффект гордости, и увеличивает груз ответственности на курсантов.

Согласно проведенному нами опросу, на младших курсах многих от отчисления удерживал именно этот страх. Страх огорчить родителей. Этот страх удержал их от ошибки, о которой они бы, потом жалели. Согласно тому же опросу, на старших курсах, курсанты высказали мнение, что если бы они покинули институт на младших курсах, то они сейчас бы очень об этом сожалели. То есть, страх огорчения родителей удержал их от совершения ошибки. К тому же этот страх, повышает производительность и эффективность курсантов. Например: в целях родительского поощрения многие стараются лучше учится, более ответственно несут службу и т.д. Таким образом они повышают свою ответственность, что однозначно положительное качество для мужчины.

Рядом со страхом огорчения родителей, очень близко по природе возникновения, лежит страх воинского наказания. Наказывает обычно начальник. А начальник, на подсознательном уровне, это родитель. То есть кроме прямого действия наказания на личность курсанта, добавляется и косвенное — неудобное положение перед начальником. Курсант, будет стремиться к заглаживанию вины перед начальником, даже в том случае, если на словах он яростно критикует действия начальника.

Необходимо сказать о страхе наказания, с точки зрения прямого его действия. Для воинских коллективов это вполне типичный страх. Нарушение каких-либо военных норм приводит к наказанию, которое может выражаться в диапазоне от нарядов вне очереди, до ареста на гауптвахте. В любом случае, это либо дополнительная трудовая нагрузка, которая не будет учитываться, либо ограничение свободы. То есть, любой здравомыслящий военнослужащий, курсант будет бояться получить нарекания по службе, дабы не попасть под санкции командования. В курсантской среде Хабаровского пограничного института ФСБ России самым эффективным наказанием стоит считать лишение выхода в город (увольнения). Оно безусловно приносит серьезные имиджевые потери командованию, но страх курсанта получить такое наказание, будет ограждать его от недостойных поступков.

Читайте также:  Способы сокрытия излишков при проведении инвентаризации

Страх инициативы. Многие курсанты бояться проявлять инициативу. И это, пожалуй, самый негативный страх для будущих офицеров. Из этого страха вытекает страх брать на себя ответственность. К сожалению, этот страх формируется чуть-ли не под протекцией командования курсантских подразделений. Опасаясь, что курсанты проявив инициативу, где-то нарушат нормы воинского устава, офицеры предпочитают гасить всяческую инициативу. Увы, но ситуация на данный момент продолжает оставаться удручающей. Курсанты, в большинстве своем, бояться проявлять инициативу и предпочитают придерживаться тактики «болота» — не задумываясь выполнять ровно по минимуму то, что требуют.

Курсанты, кроме перечисленных нами страхов подвержены и многим другим страхам. Это и страх несчастной любви, и страх невостребованности, и страх смерти и т.д. Но перечисленные нами страхи, наиболее важны с профессиональной точки зрения.

Способы преодоления специфических страхов курсантов, очень во многом, зависят от офицеров курсов и психологических подразделения военного образовательного учреждения. Без их оперативного вмешательства, изучения психологических особенностей курсантов, и выстраивания моделей страха каждого из подчиненного, результативная борьба со страхом будет наталкиваться на постоянные ограничения и препятствия, естественные в военной среде.

Единственное место сосредоточения страха — Я. Поскольку в жизни мы очень часто можем сталкиваться с теми или иными страхами — умение преодолевать страхи, в свою очередь, положительно отразится на существовании личности и на выполнении профессиональной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, формы и виды страха. Причины развития патологических форм. Пути преодоления страхов у дошкольников. Игровая коррекция, рисование и лепка детских страхов. Исследование причин появления и методика выявления страхов у детей с помощью рисования.

реферат [39,4 K], добавлен 03.04.2011

Исследование проблемы изучения страхов у детей дошкольного возраста. Рассмотрение подходов к преодолению детских страхов. Особенности страхов у детей с нарушением зрения. Использование коррекционно-развивающих занятий как средства преодоления страхов.

дипломная работа [138,7 K], добавлен 13.10.2017

Проявления детских страхов, страх как наиболее опасная эмоция. Развитие страха в зависимости от возраста и пола. Классификация страхов: острый (пароксизмальный) и хронический (постоянный), инстинктивный и социально-опосредованный, реальный и воображаемый.

реферат [148,0 K], добавлен 19.03.2009

Сущность и виды страхов у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое обоснование психологических причин фобий у детей. Основные способы их коррекции. Особенности применения арт-терапии в качестве метода преодоления страхов у дошкольников.

дипломная работа [1020,4 K], добавлен 27.03.2014

Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула, влияние перинатального опыта. Условия преодоления детских страхов.

дипломная работа [180,0 K], добавлен 11.08.2010

Исследование страхов в отечественной и зарубежной психологии: сущность понятия «страх», место страха в структуре эмоциональных состояний. Этапы развития самосознания человека. Страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте, отрочестве и юности.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 21.07.2011

Изучение страхов у дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности преодоления феномена страхов в процессе педагогической деятельности. Экспериментальное исследование и рекомендации по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 23.03.2013

Источник

Реферат: Преодоление страха

и стрессового состояния при автономной ситуации.

Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого — наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное — многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию и насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Главная задача человека в автономной ситуации — выжить. Слово “выжить” всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле — “остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели”. Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Положение оказавшегося наедине с природой человека сложно еще и потому, что чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно. К наиболее типичным причинам ее появления относятся: потеря ориентировки, отставание от группы, авария транспортных средств.

Любая вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его безопасность и спасение:

преодоление страха и возможного стрессового состояния;

· оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения;

· спасение имущества и запасов продовольствия;

· установление связи или подача сигналов бедствия;

· построение временного укрытия;

· добыча воды и пищи;

· ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута выхода к людям.

Первая реакция любого, кто попал в опасную ситуацию, — страх.

Страх — это эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Эти ощущения могут быть столь интенсивными, что внезапный сильный страх может привести к смерти.

Это естественная реакция, и она свойственна каждому нормальному человеку. Именно страх за свою жизнь вызывает желания действовать во имя собственного спасения. Если человек знает, как должен действовать, страх обостряет реакцию, активизирует мышление. Но если он не представляет, что нужно предпринять, испытывает боль или слабость от потери крови, тогда страх может привести к стрессу — чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия. Возможно ли выйти из такого состояния? Возможно, при чем в зависимости от подготовленности человека следует выбрать различные пути и способы из предложенных ниже.

Психотерапия. Если человек знаком с методикой аутотренинга, то он сможет в считанные минуты расслабиться, успокоиться, беспристрастно проанализировать ситуацию. Если же нет, то мысли о чем-нибудь другом помогут человеку расслабиться и отвлечься.

Хороший эффект дают и дыхательные упражнения. Нужно сделать несколько глубоких вдохов. Дыхание животом — вот так это называют. Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется и он начинает очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно — значит убедить организм, что стресс проходит, не зависимо от того, прошел он или нет. Как правильно дышать? Животом, чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.

Анализ ситуации и выработка плана действий. Человек не может действовать успешно, если у него нет четкой цели и плана по ее достижению. Иногда кажется, что профессиональные спасатели, летчики, военные в сложных ситуациях действуют, не задумываясь. Но это не так: просто у них есть готовый, зачастую уже проверенный план, а то и несколько вариантов.

Поначалу человеку может показаться, что он ничего не знает и ничего не может. Но стоит только разделить ситуацию и задачи на составные части, как окажется, что многое ему под силу.

Мобилизация сознания и воли на активные действия. Вернейшим способом для преодоления страха и растерянности является организация планомерных действий по обеспечению выживания. Для этого человеку необходимо задать себе четкую установку действовать в возможной экстремальной ситуации.

Итак, подведем итоги. Если неожиданно возникла сложная ситуация в полевых условиях, то человеку необходимо:

успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку;

оценить собственное состояние (общее самочувствие, степень усталости, жажда, голод), если это необходимо, оказать себе или товарищу неотложную помощь;

осмотреть имеющееся в распоряжении снаряжение (аптечка, компас, одежда, продукты питания), принять меры к его спасению, если это необходимо;

определить, безопасно ли местонахождение (отсутствие возможности камнепадов, лавин, оползней, затопления, поражение молнией, наличие укрытия, дров, воды);

спланировать свои дальнейшие действия и решить: готовится ли к ночлегу или наметить маршрут выхода в населенную местность;

начать действовать по плану;

попробовать подать сигналы к бедствию.

ПОМНИ: обязательными условиями благополучного преодоления всех трудностей при автономной ситуации являются проявление воли, настойчивость, грамотное действия. Паника и страх резко снижают твои шансы на спасение.

Источник

Читайте также:  Способы знакового кодирования азбука морзе
Оцените статью
Разные способы
Название: Преодоление страха
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: реферат Добавлен 02:09:10 05 июня 2001 Похожие работы
Просмотров: 666 Комментариев: 22 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать