Способы преодоления силы тяжести

Проекты

Как без учителя читать карту и компас жизненного пути

— Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели. (Из кинофильма «Кин-дза-дза», 1986)

35-летнему юбилею фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» посвящается

У КАЖДОГО СВОЙ ГЛОБУС?

Людей долго учили мыслить «линейно» (или «плоско», как вариант). И чтобы до предписанной или заданной границы, которую нельзя преступать. Это такая вот дрессировка послушания во всём в изолированной от живого Космоса технократической цивилизации. В Европе для этого придумали даже «правильный» язык науки – латынь, на котором предписывали писать научные трактаты и прочее. А еще из всех логик популяризировали формальную логику, как самую простую и доступную. Из всех геометрий – эвклидову. Даже не объясняя, что в большой многомерной реальности эвклидова геометрия — это лишь частный случай, можно сказать, на плоскости (для выработки «плоского мышления»), чтобы послушники были уверены в невозможности сойти за пределы заданной между двумя точками прямой. Далее то же самое с другими науками, как, например, в лингвистике описание человеческой речи свели к «знаковой системе».

У страха глаза велики

ИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ:

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца…

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

«Искусственный интеллект» или «имитация интеллекта»?

(О схемах обмана планетарного масштаба)

Поговорим кратко, почти тезисно, о схемах грандиозного масштаба обмана людей со стороны технократической цивилизации. Кратко и схематично – потому что людей обманывают во всех сферах уже давно, многие века настолько, что В СОЗНАНИИ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ ДОВОЛЬНО ИСКАЖЕННАЯ КАРТИНА РЕАЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА КОТОРУЮ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕПРАВИЛЬНО, ВО ВРЕД СЕБЕ И ПРИРОДЕ ВОКРУГ. А еще кратко, потому что о том, каким образом обманываются люди в той или иной сфере общественной жизни, можно писать многотомные аналитические расследования. Таких сфер можно выделить и описать много. И получится большая библиотека книг про обманутое человечество. Поэтому и попробуем лишь вкратце, в размере небольшой статьи, на каком-нибудь отдельном примере — допустим, на современной гипертрофированно раздутой теме «искусственного интеллекта» — набросать схему и увидеть, КАК И ЗАЧЕМ ОБМАНЫВАЮТ ЛЮДЕЙ в масштабе всего мира?

На следующий день после войны

Предваряя этот материал, подготовленный в День памяти и скорби – 22 июня, в день печальной даты начала Великой Отечественной войны 80 лет назад, приведем из него такую цитату:

«…Будут такие, кто проскочит через буквы и слова этого письма в поиске какой-то своей информации и даже не заметит нашего обращения к их сердцам, к их душам. Но все равно напишем. Напишем в надежде, что найдется хоть один читатель, который поймет и сделает верные выводы для Жизни…»

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Посвящается Дню памяти и скорби – 22 июня.

На следующий день после войны. Вот напишешь эти слова и задумаешься. Глубоко задумаешься, насколько научен и способен мыслить. Ситуация на самом деле не простая, а очень и очень сложная. С одной стороны, так хочется, чтобы это было правдой, чтобы не было войны! С другой же стороны, а закончилась ли война и о какой войне идет речь в каждом конкретном случае?

Начнем с того, что на виду и что понятно. На самом деле, ведь и писать-то об этом не просто. Даже если пока ничего не говорить об уровне информированности и знаний, подцензурности и засекреченности той или иной информации, даже писать вообще – это ведь тоже не только буквы знакомые рисовать, а гораздо больше. Наверное, еще со школьных уроков кто-то из старших помнит пример, который приводили из книжек многие учителя. Это о загадочной фразе «казнить нельзя помиловать», как еще одном признаке того, в какую «военную» эпоху мы с вами живем, раз даже примеры такие приводятся, когда нам постоянно и отовсюду напоминают о войне и смертях. Видимо, на таком вот примере школьникам хотели показывать, насколько жизненно важна даже поставленная к месту запятая. И насколько важно быть грамотным, насколько важна общая грамотность людей, чтобы передавать мысль друг другу на достаточном для понимания уровне.

Предупреждены сто лет назад

Еще Джордж Оруэлл, автор знаменитой антиутопии «1984-й», в которой подвергается критике «тоталитарное фашистское будущее», замечает сходство произведения Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» с произведением Евгения Замятина 1920 года «МЫ». Сами понимаете, написав о романе Олдоса Хаксли в прошлом номере, логично, что предстоит написать и о романе Евгения Замятина «МЫ», что, собственно, мы вам и предлагаем здесь. Но, если вы еще не знакомы с нашей статьей о романе Олдоса Хаксли «Какой он, «Дивный новый мир»?», предлагаем начать с нее в майском номере «ЗОВУ РИТМ» 2021 года. А потом те, кто не очень любит читать, могут посмотреть германскую экранизацию Е.Замятина 1982 года (режиссер Войтех Ясны). Сейчас готовится к выходу российский фильм режиссера Гамлета Дульяна. Видимо, нам явно что-то еще хотят сообщить в дни пандемии и цифровизации по всему миру.

ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД

Да, роману Евгения Замятина сто лет. Поэтому можно сказать, что мы с вами ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД о том, чем грозит машинная цивилизация, тоталитарный порядок существования, централизованное навязывание стандартного «счастья» и принудительная операция по стерилизации мышления. Об этом произведении написано много. И, пожалуй, получится у нас скорее обзор материалов, а не наша статья, хотя предложим, в заключение, и свое мнение.

Наверное, будет целесообразно начать с цитаты из рецензии Джорджа Оруэлла о романе Е.Замятина «Мы» (1920), опубликованной ровно 75 лет назад, в 1946 году:

Цивилизация на грани безумной фантастики

Посвящается 15-летнему юбилею фантастического романа уральского писателя Владислава Крапивина «Ампула Грина» 2006 года

Ко Дню памяти о Великой Отечественной войне — 22 июня

Мы сегодня живем в мире одичавших, дремучих «машинопоклонников».

Именно такая мысль приходит, когда просматриваешь сегодня новости в СМИ. То, что мы в этом материале начинаем с информации на середину июня 2021 года, в свете наблюдаемых тенденций, не играет особой роли. Потому что текущая информация может устареть или поменяться, и завтра появятся другие факты и цифры, статьи и сообщения, а тенденции вряд ли изменятся. Ведь глобальные цивилизационные процессы довольно инертны, о них говорили, как вы дальше убедитесь по цитатам, еще почти с середины ХХ века. Прошло полвека. И негативные прогнозы в отдельных сферах общественной жизни сбываются.

Современная технократическая цивилизация, словно неуправляемый «пьяный корабль» (по образу Артюра Рембо или в песне Павла Кашина), медленно ли, быстро ли, но вползает в мир «безумной фантастики», от которой предостерегали еще в ХХ веке (Ведь сегодня не только наши публикации вновь напоминают о таких знаменательных для своего времени произведениях, как «Мы» Е.Замятина, «Дивный новый мир» О.Хаксли и «1984» Д.Оруэлла). Только вот ощущение такое, будто мы с вами присутствуем не на торжествах технического прогресса, а наоборот, наблюдаем заключительные эпизоды яростно сопротивляющейся, но неминуемо уходящей с исторической арены противоестественной цивилизации, в которой техника ценится больше человеческой жизни.

Во имя Жизни!

В этом году исполняется 45-летний юбилей рассказа «ВЕТЕРАН», созданного в 1976 году известным писателем-фронтовиком Борисом Васильевым (1924 – 2013). К тому же писатель родился в Смоленске 21 мая, поэтому самое место для материала о рассказе «Ветеран» и писателе Б.Васильеве как раз в майском номере.

Рассказ «Ветеран» можно прочитать в книге Бориса Васильева «Завтра была война». Или можно прослушать аудиоверсию https://youtu.be/mABK9RvierY (читает народная артистка Инна Макарова). Есть и театральные постановки, одну из которых можно найти на Ютубе по ссылке https://youtu.be/4o5muEgNUr8 .

А в Екатеринбурге в Народном Театре Драмы ДК Железнодорожников (http://rzdrama.ru) с 2021 года идет спектакль «Ветеран» по одноименному рассказу Бориса Васильева в постановке режиссера О.В.Петровой. См. афишу и выберите удобное время для просмотра!

Какой он, «дивный новый мир»?

Если умный попал к глупцам, то там он не станет правителем.

В эпиграф вынесены слова знаменитого писателя Олдоса Хаксли (1894 — 1963), автора антиутопического сатирического романа «О дивный новый мир» (или «Прекрасный новый мир»), опубликованного в 1932 году. Кстати, любопытный такой факт есть. Когда Олдос Хаксли одно время работал в колледже преподавателем, у него учился тот самый, кто потом под псевдонимом Джордж Оруэлл (1903 — 1950) опубликовал в 1949 году очень известную в мире антиутопию «1984». Еще Джордж Оруэлл потом, когда вышел в свет «О дивный новый мир», упрекал Олдоса Хаксли в том, что очень многое в нем позаимствовано из романа Евгения Замятина «Мы» (1920), хотя О.Хаксли утверждал, что до своего романа понятия не имел о существовании произведения Е.Замятина. А что касается слов эпиграфа, то они больше не о том, что умный одинок и его ум не востребован обществом, а больше о том, что деградирующее общество обречено. Да и в этой статье мы намерены больше рассуждать о том, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ЗАВТРА, а не анализировать произведения фантастов. Это произведение в данном случае – лишь материал, от которого мы отталкиваемся.

Читайте также:  Транексамовая кислота способы введения

Но на Западе, видимо, считают иначе. Иначе не стали бы вновь и вновь предлагать людям экранизации романа «О дивный новый мир». Как известно, экранизации выходили в США в 1980-м году (режиссёр Берт Бринкерхофф) и 1998-м году (режиссёров Лесли Либман и Ларри Уильямса). Экранизация приблизительная, можно сказать, по мотивам, потому что есть отличия от оригинала, сюжет фильма переносит действие романа ближе к современности. Однако летом 2020 года людям вновь напомнили об этом произведении и в эфир запустили американский телесериал. Видимо, собирались надолго привлечь внимание людей, только что-то пошло не так и сериал после 1-го сезона был закрыт.

О фашизме и человеческом выборе

Желающие узнать о реальном человеке Михаиле Петровиче Девятаеве (годы жизни: 1917 – 2002), военном летчике-истребителе, а потом капитане речных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», а также общественном деятеле, т.е. НЕ о персонаже художественного фильма, могут прочитать биографические книги «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988) самого М.П.Девятаева, книги других авторов, а также документальные фильмы и интервью о его жизни и деятельности.

Здесь разговор идет о художественном произведении и его героях на основе художественного фильма 2021 года «Девятаев» (режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) и отзывов об этом фильме.

(на основе фильма «Девятаев» к Дню Победы 2021 года)

Источник

Гравитация и способы её преодоления. Исследовательская работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №98»

Гравитация и способы её преодоления.

Гольм Даниил 2А класс

1.1. Исаак Ньютон и закон всемирного тяготения………………………..…. 5

1.2. Что такое гравитация и как она на нас отражается?………………….….7

Глава 2. Как преодолеть гравитацию?…………………………………………9

2.2. Запуск ракеты в космос…………………………………………….….…. 12

Глава 3. Интересное и необычное о гравитации………………………….…..14

Тема моей работы — «Гравитация и способы её преодоления». Набирая материал для первой исследовательской работы, тема: «Что такое песок?», я узнал о необычном и интересном явлении – оказывается, вода, хранящаяся в песке, способна подниматься вверх. Это происходит, когда расстояние между песчинками достаточно мало, и называется – капиллярными явлениями. Позже мы с мамой увидели в интернете описание опыта с окрашиванием живых цветов в разные цвета, из опыта я узнал, что растения питаются, используя капиллярные явления, и при этом вода поднимается вопреки силам гравитации! Это меня очень заинтересовало, и я решил исследовать всё это более подробно.

Тема моей работы актуальна и в наши дни, учёные всего мира изучают этот вопрос. В этой области ещё много тайн и загадок.

Объект исследования: гравитация.

Предмет исследования: сила притяжения, капиллярные силы, космические ракеты.

Цель работы: узнать как можно больше о силе притяжения и силах, которые могут ей противодействовать.

    узнать, что такое гравитация; выяснить, что такое капиллярные силы и как они преодолевают силу притяжения; выяснить, как в космос запускают ракеты; найти интересные и необычные факты о гравитации.

№1. Я предположил, что притягивать может только Земля.

№2. Допустим, тяжёлые тела притягиваются сильнее, чем лёгкие.

№3. Возможно, гравитацию может преодолеть только ракета.

Методы исследования: эксперимент, знаковое моделирование, анализ, синтез, наблюдение, анкетирование и опрос.

Методологическую базу для моего исследования составили материалы энциклопедий, а также интернет-ресурсы.

Практическая значимость: работа используется для проведения уроков по окружающему миру, для подготовки и проведения викторин, интеллектуальных игр в моём классе.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Гравитация

1.1. Исаак Ньютон и закон всемирного тяготения

Исаак Ньютон – великий учёный (1642–1727гг).

Изучением гравитации занимались многие учёные, но открыл и сформулировал закон всемирного тяготения именно Исаак Ньютон.

«Широко известен рассказ о том, что на открытие всемирного тяготения Ньютона навело неожиданное падение яблока с дерева. И он задумался, почему яблоко упало вниз, а не вверх. Быть может, некая невидимая сила притягивает яблоко к Земле? Но ведь падение предметов видели, и другие ученые и пытались его объяснить. Однако никто не сумел этого сделать до Ньютона. Почему яблоко всегда падает не в сторону, подумал он, а прямо вниз, к земле?»[3, 366].

Мне стало известно, что на самом деле своим великим открытием — закона всемирного тяготения, в 1666 г. — И. Ньютон обязан наблюдениям за движениями планет.

Этот закон объясняет, почему Земля, Луна, и все остальные планеты не падают друг на друга. Почему одни предметы воспринимаются как легкие, а другие как тяжелые и что заставляет их падать на землю.

«Вывод Ньютона состоял в том, что между любой парой тел во Вселенной действует сила взаимного притяжения. Сила притяжения зависит от массы тел — тела с большей массой притягивают к себе сильнее, чем тела с меньшей массой, а также от расстояния — чем оно больше, тем меньше сила притяжения.»[3, 366].

Ньютон только описал гравитацию. И у учёных встала необходимость ее объяснить.

1.2. Что такое гравитация и как она на нас отражается?

Я выяснил, что гравитация, или сила тяготения, — это сила, притягивающая физические тела друг к другу. Она удерживает нас на земле, и благодаря ей мы ощущаем свою массу.

Каждый, подпрыгнув вверх, обязательно опустится на землю благодаря гравитации. Если бы силы тяготения не существовали, мы покинули бы Землю и улетели в космос. Гравитация определяет траекторию движения звезд и планет, а на Земле каждые сутки вызывает морские приливы.

Оказывается, чем меньше сила тяготения, тем меньше вес. В открытом космосе, вдали от Земли человек, находясь в свободном падении, не действует на опору или подвес – это состояние называется невесомостью, хотя масса человека ничуть не изменилась. На Земле вес любого тела зависит от его массы. Например, масса слона больше массы мыши, и гравитация воздействует на него сильнее, вот почему слон весит больше, чем мышь. Как это действует, я выяснил, с помощью эксперимента №2. (Приложение стр.26)

Я думал, что мы ощущаем силу тяготения только к Земле, но на самом деле она действует между любыми двумя телами. Чем больше масса тел и чем ближе они находятся, тем больше притяжение между ними. Например, два корабля в море взаимно притягиваются, но сила их тяготения слишком мала и просто незаметна. Но два спутника, встречаясь в космосе, испытывают взаимное притяжение, которое называют микро гравитацией. Мне стало интересно, как это происходит, и я провёл эксперимент, (см. приложение стр.25 эксперимент №1).

ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ.

Мне было интересно узнать что, гравитация изменяет скорость и направление движения тел. Около поверхности Земли тяготение заставляет все предметы двигаться с одинаковым ускорением, какими бы тяжелыми они ни были. При свободном падении (в вакууме – без воздуха) скорость не зависит от массы: легкое тело падает с той же скоростью, что и тяжелое. Этот эффект был замечен еще Галилео Галилеем. Но я всегда думал, что тяжёлый предмет будет падать быстрее, чем лёгкий. Чтобы узнать правду сделал эксперимент. (Приложение стр.28 эксперимент №3)

Глава 2. Как преодолеть гравитацию?

2.1. Капиллярные силы

«Вода, как и все остальное, притягивается к центру Земли невидимой силой, называемой гравитацией. Там, где горные породы не дают воде просачиваться, она образует реки, озера и океаны. Там, где состав пород другой, вода просачивается внутрь до тех пор, пока не устанавливается на самом низком уровне.»[2, 56]

Ярким доказательством тому, что вода притягивается к Земле и стремится занять самый низкий уровень, являются водопады.

На фотографии изображен Ниагарский водопад, расположенный на границе между США и Канадой.

Но как же тогда вода поднимается вверх по капиллярам в цветке или просачивается к поверхности между песчинками? Капиллярными явлениями называют подъем или опускание жидкости в трубках малого диаметра – капиллярах. Пытаясь разобраться с этим вопросом, я выяснил, что вода поднимается с помощью сил поверхностного натяжения, оказывается, у воды тоже есть своя форма, эта форма – шар. Если капнуть каплю воды в невесомости, она будет летать в форме шарика, эту форму вода занимает, если на неё не действует сила притяжения.

Читайте также:  Способ захвата земельного участка

Но как именно поднимается вода по капиллярам я так и не понял, обязательно займусь изучением этого вопроса в старших классах.

Капиллярные явления играют важную роль во многих биологических процессах. В пористых средах отвечают за распространение грунтовых вод, пропитывание жидкостями тканей и других волокнистых материалов, а также питание растений.

Кроме растений, капиллярные явления для насыщения влагой, используют некоторые виды ящериц, например: «колючий дьявол».

«Вода (капли редких в пустыне дождей и роса, выпадающая по утрам) сначала впитывается в систему мелких складок кожи, как в губку. А потом за счет особых движений мышц движется по этим складкам к углам рта и поступает в рот ящерицы. Таким образом «колючий дьявол» может извлекать питьевую воду даже из намоченного дождем песка, вдавливаясь в него брюхом.»[4, 46]

2.2. Запуск ракеты в космос

Мне стало известно, что выйти в космос, преодолев гравитацию, может только ракета. Ракета – это летательный аппарат, который передвигается в пространстве с огромной скоростью. Ракета может летать по воздуху, под водой и в космосе.

В каждой ракете есть двигатель, в него помещается топливо, топливо состоит из разных веществ, бывает жидкое, твёрдое или смешанное. Также у ракеты есть камера сгорания, там топливо соединяется с другим веществом (окислителем) и происходит возгорание. От сжигания топлива образуются горячие газы, они проходят через следующий отсек ракеты (сопло) там сильно ускоряются и выбрасываются из ракеты с огромной скоростью, образуя толкающую силу (тягу) отрывают её от земли. И ракета устремляется вперёд.

Однако не всегда для движения ракет используются химические реакции. В паровых ракетах перенагретая вода, вытекающая через сопло, превращается в высокоскоростную паровую струю, служащую толкающей силой. Эффективность паровых ракет относительно низка, однако это окупается их простотой и безопасностью, а также дешевизной и доступностью воды. Работа небольшой паровой ракеты в 2004 году была проверена в космосе на борту спутника UK-DMC. Существуют проекты использования паровых ракет для межпланетной транспортировки грузов, с нагревом воды за счёт ядерной или солнечной энергии.

Ракета пока является единственным транспортным средством, способным преодолеть земную гравитацию и вывести космический аппарат в космос.

Скорость, требуемая для выведения на орбиту космических аппаратов, часто недостижима даже при помощи ракеты. Паразитный вес топлива, конструкции, двигателей и системы управления настолько велик, что не даёт разогнать ракету до нужной скорости за приемлемое время. Задача решается за счёт использования составных многоступенчатых ракет, позволяющих отбросить излишний вес в процессе полёта.

Глава 3. Интересное и необычное о гравитации

Луна и гравитация. Я прочитал, что Луна притягивает к себе воду на Земле. В действительности Луна притягивает не только воду, но и любые объекты. По закону тяготения ближняя к Луне сторона Земли притягивается Луной примерно на 7% сильнее, чем дальняя. Для Земли это означает, что на нее действует сила, стремящаяся вытянуть земной шар вдоль оси Луна – Земля. Эта сила получила название приливной силы. Под действием приливной силы весь земной шар немного деформируется. Со стороны Луны и с противоположной стороны возникают небольшие горбы, а по бокам земная кора, наоборот, немного опускается. На экваторе высота этих твердотельных приливов составляет около полуметра. В более высоких широтах она убывает. За счет вращения Земли вокруг своей оси приливные волны движутся по поверхности Земли, обходя ее примерно за 25 часов, за это время в каждой точке Земли дважды происходит прилив и отлив.

Твердотельные приливы трудно заметить, поскольку земная кора поднимается и опускается в масштабах целых континентов.

Приливы в океанах вызваны той же самой приливной силой. В открытом океане высота приливной волны примерно такая же, как в земной коре — 30-60 сантиметров. Но морская вода, в отличие от земной коры, подвижна. Поэтому с приближением к берегу высота приливной волны растет. В узких заливах она может подниматься на 10 метров и более.

Гравитация в искусстве. Нью-йоркский художник Холтон Роурер использует силу земного притяжения для того, чтобы создавать удивительные картины. Гравитация – неотъемлемая часть природы. А природа – это лучший художник.

О гравитации снимают художественные и документальные фильмы, пишут в книгах, сочиняют стихи, рисуют картины, создают скульптуры.

Это сила притяженья!

Как не прыгал, не старался,

Всё на землю возвращался.

Несмотря на малый вес

Я на дерево залез,

Но сучок вдруг обломился,

Я в полете очутился.

Масса есть и ускоренье

Хлоп! земное притяженье

Физику я испытал,

Когда с дерева упал.

Для человека сила тяготения загадочна, интересна.

Вот ещё несколько произведений искусства на тему гравитации:

Гипотеза №1. Я предположил, что притягивать может только Земля.

Гипотеза неверна – все физические тела притягиваются друг к другу, независимо от их происхождения, состава и веса. Гипотеза опровергнута не только на основании книжных знаний, но и опытным путём. Эксперимент №1.

Гипотеза№2. Допустим, тяжёлые тела к Земле притягиваются сильнее.

Моё предположение подтвердилось, чем больше масса тела, тем больше на него воздействует сила земного притяжения. Эксперимент №2.

Гипотеза №3. Возможно, гравитацию может преодолеть только ракета.

Гипотеза подтвердилась частично, на сегодняшний день вырваться в космос человек может только с помощью ракеты, но оторваться от земли, благодаря силе мышц, может и человек, и животные, и птицы. Растения каждый миг спорят с гравитацией с помощью капиллярных сил, а в будущем наука придумает новые способы, которые изменят нашу жизнь. Эксперименты №4-10.

Тяготение – самая великая сила. Она тысячелетиями не позволяла строить человеку башни многокилометровой высоты: тяжесть верхних этажей стремилась раздавить нижние. Чуть просчитывались инженеры – и с грохотом обрушивались мосты через широкие реки. Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывал в небо. Между тем жизнь людей тесно связана с гравитацией и во многом обязана этой силе.

Выбранная тема оказалась сложной, но очень интересной. Я узнал как действует сила притяжения, но не выяснил откуда она берётся. Исследовал капиллярные силы, меня поразило, что вода поднимается вверх. Узнал много удивительных вещей, связанных с гравитацией, – увидел произведения искусства на тему земного притяжения.

В старших классах я обязательно вернусь к изучению этого вопроса, напишу ещё одну работу на заданную тему. В работе обязательно исследую капиллярные силы, выясню благодаря каким силам птицы поднимаются в небо и почему человеку не доступен полёт птицы, надеюсь узнать как гравитация влияет рост растений и многое другое.

1. Детская энциклопедия от А до Я. – М.: -ПРЕСС», 2011. – 256с

2. Наш удивительный мир: Иллюстрированная энциклопедия будущего первоклассника, /Пер. с англ./ – М.: «Омега», 2007. – 192с

3. Обо всём на свете. Большая детская энциклопедия. – М.: , 2007. – 387с

4. , Стрелков атлас животных. – М.: -ПРЕСС», 2008. – 67с

5. http://supercook. ru/forces/forces-05.html

6. http://www. minipedia. /newton/

7. http://ru. wikipedia. org/wiki/%C3%F0%E0%E2%E8%F2%E0%F6%E8%FF

8. http://elementy. ru/posters/gravity

9. http://www. p-energy. ru/

10.http://slovari. yandex. ru/капиллярные%20явления/БСЭ/Капиллярные%20явления/

11. http://penz. edurm. ru/proekt_zra. htm

12. http://www. /2012/10/opyty-po-fizike-detam-kapilarnyje-sily. html

Цель анкетирования: узнать насколько глубоки знания моих одноклассников о гравитации, расширить их кругозор, если их знания недостаточны.

Я предложил своим одноклассникам ответить на несколько вопросов:

1. Гравитация – это

а) примагничивание людей к земле; б) сила, притягивающая физические тела друг к другу; в) имя женщины.

2. Лунная гравитация воздействует на

а) приливы и отливы на земле; б) извержения вулканов; в) земное ядро.

3. Если бросить с одной высоты слона и мышь, кто упадёт быстрее?

а) слон; б) мышь; в) упадут одновременно.

Результаты анкетирования отражены в диаграмме:

1. Силой притяжения обладает:

А) только Земля; Б) все тела; В) только планеты и звёзды.

2. Сила Земного притяжения сильнее воздействует на:

А) тяжёлые предметы; Б) лёгкие предметы; В) одинаково на тяжёлые и лёгкие.

3. Выйти в открытый космос:

А) может только ракета; Б) самолёт и ракета; В) вертолёт, самолёт и ракета.

Результаты анкетирования отражены в данной диаграмме:

Вывод: знания моих одноклассников по этой теме недостаточны, поэтому я создам урок-презентацию по заданой теме.

Тема урока: «Одноклассникам о гравитации».

1. Рассказать одноклассникам о моей исследовательской работе.

2. Поделиться своими знаниями.

3. Потренироваться в выступлении по теме.

4.Закрепить свои знания о гравитации.

5. Развить у одноклассников интерес к исследовательской деятельности.

Вступление учителя: Ребята, на классном часе Гольм Данил предложил вам заполнить анкеты по вопросам из своей исследовательской работы, сейчас он хочет выступить перед вами и рассказать о том, что он узнал в ходе своей исследовательской деятельности.

Читайте также:  Хламидиоз возбудитель инфекции способ передачи поражающее воздействие таблица

Показ слайдов с коментариями.

1 слайд: Моя исследовательская работа! Тема: Гравитация и способы её преодоления.

2 слайд: Гравитация – это сила, притягивающая физические тела друг к другу.

3 слайд: Каждый, подпрыгнув вверх, обязательно опустится на землю благодаря гравитации. Если бы силы тяготения не существовали, мы покинули бы Землю и улетели в космос.

4 слайд: Гравитация определяет траекторию движения звезд и планет, а на Земле каждые сутки вызывает морские приливы.

5 слайд: Силу притяжения открыл великий учёный Исаак Ньютон (1642-1727гг.)

6 слайд: Сила притяжения действует между любыми двумя телами. Например, два корабля в море взаимно притягиваются, но сила их тяготения слишком мала и просто незаметна.

7 слайд: Я узнал, что есть силы способные преодолевать земное притяжение!

8 слайд: Вода, как и все остальное, притягивается к центру Земли невидимой силой, называемой гравитацией.

9 слайд: Но вода может подниматься вверх, эти явления называют капиллярными силами. Благодаря этим силам растения впитывают воду!

10 слайд: Я провёл эксперимент чтобы увидеть как это происходит. Опустил цветы в окрашенную воду и вот что у меня получилось!

11 слайд: Кроме растений, капиллярные явления для насыщения влагой, используют некоторые виды ящериц, например: «Колючий дьявол».

12 слайд: Вода сначала впитывается в систему мелких складок кожи, как в губку. А потом за счет особых движений мышц движется по этим складкам к углам рта и поступает в рот ящерицы.

13 слайд: Выйти в космос, преодолев гравитацию, может только ракета. Ракета – это летательный аппарат, который передвигается в пространстве с огромной скоростью.

14 слайд: Скорость, требуемая для выведения на орбиту космических аппаратов, часто недостижима даже при помощи ракеты. Вес топлива, конструкции, двигателей настолько велик, что не даёт разогнать ракету до нужной скорости. Задача решается за счёт использования составных многоступенчатых ракет, позволяющих отбросить излишний вес в процессе полёта.

15 слайд: Тяготение – самая великая сила. Она тысячелетиями не позволяла строить человеку башни многокилометровой высоты: тяжесть верхних этажей стремилась раздавить нижние.

16 слайд: Чуть просчитывались инженеры – и с грохотом обрушивались мосты через широкие реки.

17 слайд: Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывал в небо.

18 слайд: Но без взаимного притяжения не было бы никакой жизни. Человек не создан для невесомости космоса. Едва только мечта о невесомости исполнилась, люди заметили, насколько важен для них собственный вес.

По итогам выступления игра «Поле-чудес».

1. Как фамилия учёного открывшего закон всемирного тяготения?

2. Назовите второе «имя» «колючего дьявола»?

3. Как называется путь небесного тела в пространстве?

С помощью каких сил растения впитывают воду?

Эксперимент №1. Притяжение кораблей.

В гипотезе №1, я предположил, что притягивать может только Земля, но прочитав, что все тела притягиваются друг к другу решил проверить это.

Для эксперимента мне понадобилось:

1 глубокая тарелка наполненная водой и 2 кораблика, вырезанных из бумаги.

Цель опыта: подтвердить или опровергнуть притяжение предметов друг к другу.

Опускаем кораблики в ёмкость с водой, так чтоб между ними было расстояние. Кораблик №1 (К№1) у края тарелки, а К№2 в середину.

Уже через 2 минуты, кораблик, который был дальше от края тарелки, (К№2), приплыл к К№1. Причём в начале пути он плыл медленно, но чем ближе к К№1, тем больше увеличивалась его скорость.

Двигался только К№2, тот который я положил дальше от края тарелки, а К№1, соприкасавшийся с тарелкой, оставался на месте.

Вывод: К№1 взаимодействовал с краем тарелки притягиваясь к нему, и поэтому оставался недвижим. А К№2 притягивался к К№1, чем ближе он подплывал к нему, тем больше увеличивалась сила притяжения, и поэтому кораблик ускорялся. Моя гипотеза №1 неверна, все предметы имеют силу притяжения.

Эксперимент №2. Слон и мышь.

Во второй гипотезе я предположил, что сила притяжения сильнее действует на тяжёлые предметы, чем на лёгкие. Например: большому слону придётся приложить больше усилий, чтобы оторваться от земли, чем маленькой мышке. В литературе я нашёл подтверждение своей догадке, но всё таки решил проверить на практике.

Для эксперимента мне понадобилось:

весы, две одинаковые пластиковые бутылки, вода.

Подготовка к эксперименту: нальём в бутылки воду, в одну бутылку наливаем немного, а вторую заполняем полностью. Взвешиваем бутылки:

Масса 406 грамм

. Масса 1593 грамм.

Теперь я подброшу бутылки вверх, приложив все свои силы и посмотрю, что будет.

Рис. 1 в воздухе бутылка массой Рис. 2 в воздухе бутылка массой

Вывод: я смог подбросить бутылку с меньшей массой значительно выше, чем более тяжёлую. Из этого следует, что гравитация сильнее воздействует на предметы с большей массой.

Гипотеза №2 подтвердилась.

Эксперимент №3. Скорость свободного падения.

Из эксперимента №2 видно, что гравитация сильнее воздействует на тела с большей массой. Проведём ещё один эксперимент чтобы это выяснить.

весы, два мяча разной массы.

Определяем массу мячей:

Масса первого мяча – 57г.

Масса второго мяча 494г.

С одной высоты бросаем мячи и смотрим, что получится:

Вывод: мячи приземлились одновременно, но почему?? Ведь гравитация сильнее воздействует на более тяжёлые предметы. Оказывается, гравитация сильнее воздействует, на тяжёлые предметы, лишь тогда, когда её пытаются преодолеть, а когда предмет возвращается на землю, в свободном падении, масса его не важна. И слон и мышь будут падать с одной скоростью.

Эксперимент №4. Поднимаем воду в стакане №1

А теперь посмотрим, как еще можно преодолеть гравитацию и заставить воду подниматься вверх.

Для опыта нам понадобится: тазик с водой, и стакан.

Опускаем стакан полностью в тазик с водой.

Переворачиваем его вверх дном и медленно поднимаем, но так чтобы край стакана не поднялся над поверхностью воды.

Вода поднимается вместе со стаканом не выливаясь. Что происходит?

Воздух давит на поверхность воды и вдавливает воду в стакан. Но когда край приподнимается над поверхностью, воздух уже не может удержать воду в стакане, и она выливается.

Эксперимент № 5. Поднимаем воду в стакане № 2

Нам понадобится: стакан, вода, платок.

Смачиваем платок в воде и отжимаем:

Наливаем в стакан воды:

Плотно обтягиваем стакан мокрым платком и быстро переворачиваем:

Вода из стакана не выливается благодаря силе поверхностного натяжения воды, при смачивании платка, вода заполняет всё свободное пространство между волокнами ткани. И не даёт воде из стакана просочиться через платок.

Эксперимент №6. Сила поверхностного натяжения

Увидев из предыдущего эксперимента какую силу имеет поверхностное натяжение, решил проверить его в другом эксперименте.

Для опыта нам потребуется: стакан с водой и игла.

Наливаем воду в стакан и аккуратно опускаем на поверхность иглу:

Вывод: сила поверхностного натяжения воды способна удержать лёгкие

предметы на повехности. Например: бумагу, листья, насекомых и даже иглу.

Во второй главе я познакомился с капиллярными силами, чтобы проверить их в действии, сделал несколько экспериментов.

Эксперимент № 7. Красим цветы

Нам понадобится: цветы, пищевые красители, ёмкости для цветов, вода.

Смешиваем воду с красителями и опускаем туда цветы:

Через сутки прожилки у цветов окрасились в разные цвета, через двое суток прожилки стали ярче:

Вывод: цветы используя капиллярные силы впитывают воду и полезные минералы для питания.

Эксперимент №8. Рисующая вода

Нам понадобится: фломастеры, бумажная салфетка, ёмкость с водой.

На одном крае бумажной салфетки рисуем в ряд точки.

После опускаем салфетку в ёмкость с водой:

Вывод: краска вместе с водой поднимается, происходит это потому, что бумага поглощает воду, а вода поднимается вверх в пористом материале, каковым является бумага, благодаря капиллярным силам, также как поднимается вверх от корня до листьев в растении. При этом, вода увлекает за собой и краску.

Эксперимент №9. Распускающиеся цветы.

Для опыта потребуется: ножницы, бумага, ёмкость с водой.

Вырезаем из бумаги цветы и загибаем у них лепестки:

Опускаем цветы в воду и наблюдаем:

Цветы на глазах распустились.

Объяснение: Это происходит потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней расправляются, и цветок распускается.

Эксперимент №10. Ракета.

Для проведения опыта нам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст. л лимонного сока, 1 ч. л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем «ракету» на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх!

К работе прилагается диск с видеозаписью эксперимента №10, и презентации к уроку.

Источник

Оцените статью
Разные способы